реферат, рефераты скачать
 

Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей


Одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей наряду с рекреацией и отдыхом является туризм.

Туризм долгое время не имел однозначного определения и по-разному трактовался не только отдельными специалистами, но и организациями. Вместе с тем современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, поэтому изучение феномена туризма требует обращение к психологии, антропологии, социологии, экономики, географии, информатике, праву.

Психология помогает тщательно изучать модели поведения человека в различных ситуациях, мотивацию принятия решений, выбор предпочтений в видах отдыха, направление путешествия, выбор партнеров и туристской фирмы. Без изучения и понимания мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на рынке потребителю, а главное, удовлетворить желания клиента, обеспечив ему положительную гамму  туристских впечатлений и эмоций.

Социальная антропология изучает культуру и влияние человека на окружающую среду. Исследуются важные предпосылки, на основе которых возникают мотивация путешествий, социальные, культурные и экономические условия, обусловливающие необходимость путешествий, воздействие туристов на окружающую среду, взаимодействие с местным населением в различных ситуациях, влияние туризма на местную культуру и развитие межнациональных контактов. Можно сказать, что исследования антропологов в некоторой степени  способствуют определению предельных нагрузок на туристские объекты и центры, позволяют правильно распределять и направлять туристские потоки. 

Туризм как социальный феномен является предметом социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбора им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах: в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания, культурных устоев.

Наряду с социальными характеристиками, в туризме можно выделить и   экономические аспекты. Это многогранная именно экономическая деятельность, как организаторов туризма, так и собственно его потребителей – туристов. Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов. Для привлечения туристов даже на исключительно интересные объекты и события необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу необходимый и понятный ему уровень и стандарт обслуживания, обеспечить безопасность самому туристу и его имуществу, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей.

Чтобы реализовать идею привлечения туристских потоков нужно многоаспектно и тщательно изучить и оценить туристские ресурсы, особенности и потенциал туристской индустрии, демографические характеристики групп населения, потенциальные возможности востребованности этих ресурсов. На основании этого можно прогнозировать туристские потоки и обеспечить их эффективное регулирование. При изучении туристского потенциала ресурсов территорий используется оценка географических и иных попутных факторов. Природно-климатические, демографические сведения, экономическая ситуация региона, тенденции и прогнозы их изменения необходимы для научно-обоснованного планирования развития объектов и туристской индустрии, планирования туристских потоков, а также занятости населения и доходов от туризма.

Туризм, как и любая другая отрасль хозяйства, нуждается в информационной поддержке. Сегодня важную роль играют различные автоматизированные информационные системы бронирования туристских услуг, информационные банки данных туристских ресурсов, туристского продукта на самых различных носителях (в виде книг, справочников, каталогов, проспектов, путеводителей). Исторически так сложилось, что государство регулировало путешествия и туристические услуги. Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В результате во второй половине XX в. с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль – туристское право.

Для рационализации туристской деятельности возникла необходимость в точном определении понятий и терминов, которые были бы приняты всеми членами туристского сообщества. С этой целью такие организации как Лига Наций, Организация Объединенных Наций, Всемирная туристская организация, Организация экономического сотрудничества и развития  занимаются изучением проблем развития туризма. На конференциях, ассамблеях они стараются выработать наиболее адекватные подходы к пониманию современного туризма.

Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей.[28] Наиболее выразительно понятие туризм было употреблено французом В. Жекмо в 1830 г. Слово tour в переводе означало путешествие с возращением обратно к месту выезда. Позже профессорами Бернского университета было дано наиболее точное определение туризма, которое включало ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира. Необходимо отметить, что в русском языке этот термин появился несколько позднее. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1902 г.) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.

Первая половина XX в. характеризуется повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. Возникла необходимость немного иного определения данного понятия. Под туризмом  в статистике стали понимать одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

В 1980 г. Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения».[29]

Слово «tour» в международном туризме стало подразумевать туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами, как маршрут, сроки, набор услуг. Туризм можно представить как массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых собственно туристами. Он включает в себя как деятельность самого туриста, так и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

По мнению Л.П. Воронковой «туризм представлял собой частный случай путешествия с четко определенными целями  и сочетался с познавательной деятельностью по организации и осуществлению таких путешествий». [30]

В современном значении туризм – это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания. По определению Всемирной туристской организации «туризм – это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания».[31]

Некоторые исследователи при определении туризма исходят из его сопоставления с рекреацией. На основании того, что туризм сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, отдых, восстановление производительных сил человека,  Л.А. Акимовой было дано следующее определение туризма. «Туризм – это разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью».[32]

В. А. Квартальнов, говоря о туризме, подразумевает людей, которые посещают друзей, родственников, отдыхают на каникулах. Во время досуга они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. При этом определении к туристам можно отнести и людей, которые принимают участие в различных видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры и занимаются исследованиями.[33] Такой образ жизнедеятельности личности может характеризовать не только туризм, но и неразрывно связанное с ним понятие «путешествие». Большинство ученых полагают, что  эти понятия неразрывно связаны межу собой, оба описывают определенный образ жизнедеятельности человека. При этом большинство современных ученых сходятся к тому, что туризм является частным случаем путешествий. Отличия в толковании понятий  усматриваются в разных целях, признаках и различном материальном положении, описываемых этими понятиями видов деятельности. В классической теории туризма признается шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение); познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлениях, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов); спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии); гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания). [34]

Отечественный ученый М. В. Биржаков по этому вопросу пишет, что «значительная часть путешествий служит определенным, далеко не частным целям (торговля, наука, открывательство земель, реклама продукции и др.) и щедро финансируется третьими, так или иначе, заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами».[35] 

Согласно мнению Кускова А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой Т.Н., туризм от путешествия отличается по следующим признакам: «временное перемещение и посещение дестинации (другая местность,  страна, отличная от места постоянного проживания человека); и непременное возвращение обратно; цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью; совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время; запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника».[36]

Следовательно, «путешествие» обладает большей общностью понятийного смысла, оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».

Таким образом, туризм является разновидностью путешествий. Он охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного проживания, с оздоровительными, познавательными, деловыми или иными целями. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии, которые положены в основу определения туризма и являются базовыми.[37]

1.                Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. Суть этого критерия состоит в том, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Важным условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо,  которое находится или планирует находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

2.                Оплата труда из финансового источника в посещаемом месте. Это значит, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, финансируемое в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Кроме того, каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления оплачиваемой деятельности, не считается туристом.

Таким образом, проанализировав понятия «свободное время», «досуг», «рекреация», «отдых» и рассмотрев различные подходы к понятию «туризм», можно вывести его следующее определение.  Туризм - это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. По нашему мнению туризм, в некоторой степени взаимодействует с рекреацией, так как для него также характерно восстановление работоспособности в сочетании с познавательной деятельностью.



1.2. Досуговые ценности в сфере туризма: операционализация понятия

Туризм представляет собой один  из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества.[38] Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности  входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

         Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом  рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.

            Ракурс подхода к анализу ценностей, предложенный М. Вебером, обладает несомненной эвристической ценностью для аксиологического анализа современного туризма. Он позволяет рассмотреть туризм как сферу социальной деятельности, в которой происходит реализация жизненных ценностей личности. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания.

         Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны  проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую.[39]

          1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

          2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

         3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

         Ценностные ориентации  отражают реальное состояние общественного устройства, материальное благосостояние различных социальных групп, их психологические потребности и отличаются большим своеобразием и многосторонностью. Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.

         Для поведения индивида наиболее фундаментальным основанием типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности (дальние, целевые) обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и др.). В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели (независимость, инициативность, авторитетность и пр.). Терминальные ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.

         Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные – относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские  соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Для аксиологического анализа сферы  туризма необходимо обратиться к социокультурному и субъектно-деятельностному подходам. По мнению Н.И. Лапина социокультурный подход предполагает «понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека».[40] Основы этого подхода разработаны П. Сорокиным. Он проанализировал «родовую структуру» социокультурных явлений, в основе которых лежит единство личности как субъекта взаимодействия; общества как совокупности взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; культуры как системы значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица.[41] П. Сорокин понимает под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью – совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами – экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности.[42] По мнению Н.Г. Денисова социокультурная реальность – это реальность, рождаемая взаимосвязью социального (субъективная сторона) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованная деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества и человечества в целом).[43]

Соглашаясь с мнением В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой отметим, что осуществление туристической деятельности предполагает наличие определенной социокультурной среды, включающей предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, производственные, бытовые и общественные интересы), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).[44]

Кроме того, туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма уместно будет помимо социокультурного подхода использовать и субъектно-деятельностный подход. Последний предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей. Суть этого подхода состоит в понимании деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры.

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодействия с природой и общественной средой. Деятельностный подход в социологии основан на изучении структуры и функций социальной субъективности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен  в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соотношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ценностными установками и ориентациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.