| |||||
МЕНЮ
| Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностейСубъектно-деятельностный подход в сфере туристской жизнедеятельности предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его мотивации и самореализации. Для выявления особенностей социальной субъективности в сфере туризма необходимо определить место туристской деятельности среди других видов деятельности. Существует множество оснований классификации деятельности. В социологии наиболее распространена классификация по сферам общественной жизни. Как мы уже отмечали, туризм является одной из сфер жизнедеятельности личности и предполагает организованную деятельность, направленную на восстановление жизненных сил и освоение накопленных ценностей культуры. Помимо принадлежности к сферам общественной жизни, деятельность классифицируют по способам взаимодействия ее структурных компонентов. В связи с этим выделим следующие виды деятельности: - по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, деятельность всего общества); - по характеру объекта (природная, социальная (направленная на самого субъекта или на другого)); - по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная); - по средствам (практическая, духовная).[45] Исходя из этой классификации, туризм можно обозначить как интегрированный вид деятельности. Она включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелена на достижение различных результатов. Туризм – это деятельность комплексного характера, совмещающая отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья, дающая возможность для решения деловых проблем, занятия любимым делом, предполагающая самовыражение и самоутверждение личности. Таким образом, туризм - это деятельность, направленная на удовлетворение социокультурных потребностей личности в сфере досуга. Исследование мотивационной составляющей деятельности предполагает анализ ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации - это сложный феномен, являясь нераздельной частью системы отношений личности, они определяют поступки и поведение человека. А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности».[46] Взаимосвязь потребностей и ценностей проявляется в том, что потребности человека зависят не только от особенностей его организма, но и обусловлены процессом его воспитания в широком смысле слова, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Ценностное отношение личности к действительности является высшим уровнем в иерархии человеческих побуждений, потребностей и интересов. Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство, следует проводить между ними различия.[47] Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов. Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности. Потребность является наиболее важным компонентом мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности – очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов.[48] Существует много определений данного понятия. Наиболее часто потребность отождествляется с нуждой, недостатком, надобностью в тех или иных предметах и условиях.[49] Потребность – это основные нужды в чем-либо необходимом для поддержания человеческой жизни. Потребность представляет собой совокупность факторов, определяющих поведение. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности».[50] Он рассматривает потребность как внутреннюю, движущую силу человеческой активности. Следовательно, потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Человек, живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. А. Маслоу, один из ведущих психологов США разработал «иерархию» потребностей человека. Она состоит из следующих ступеней:[51] 1. Физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности - дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. 2. Потребность в надежности и безопасности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости. 3. Потребность в принадлежности и любви – состоит в необходимости принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. 4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. 5. Познавательные потребности – заключаются в необходимости получения знаний и умений в результате понимания и исследования. 6. Эстетические потребности представляют собой нужду личности в гармонии симметрии порядке, красоте. 7. Потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности. По мнению автора, в основании данной мотивационной «иерархии» лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические потребности и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. На основании этого он выявил следующие принципы мотивации человека. «1) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию; 2) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низших потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивационную силу; 3) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут появиться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни)».[52] Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это дает ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности, с объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче, чем потребность, составляющая ее сущность.[53] Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Мотивы – это побуждения человека, направленные на удовлетворение потребностей, в зависимости от его индивидуальных, физиологических и психологических особенностей, системы ценностей, склонностей, образования и т.д. Рассмотрение ценностных ориентаций личности при изучении туризма является немаловажным. Основными причинами, по которым люди путешествуют, являются стремление к получению нового духовного опыта, желание соответствовать социальному статусу, оторваться от рутины и культурно обогатиться. Все они, так или иначе, связаны с существующей системой ценностей общества. Преобладающей в современном обществе является так называемая «западная» система ценностей. Для нее характерен следующий набор терминальных ценностей: красивый внешний вид, любимая работа, высокий доход, возможность профессионального роста, наслаждение жизнью, самореализация, стремление нравиться другим, самостоятельность.[54] Многие из них могут быть реализованы лишь в условиях качественного и разнообразного досуга. Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Б. Фаулер, говорит о переориентации ценностного сознания современного человека, благодаря которому происходит сдвиг ценностей труда к самоценности досуга.[55] Способствуют расширению досуговой деятельности и увеличению ее роли также следующие факторы: глобализация, развитие средств массовой коммуникации, увеличение свободного времени, распространение идеологии «принудительного потребления». Прежде чем приступить к более детальному рассмотрению досуговых ценностей, реализуемых в сфере туризма, уместно будет рассмотреть формы досуговой деятельности. Именно они являются маркерами выделения основополагающих досуговых потребностей. Под формами досуговой деятельности понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие.[56] • Отдых, т.е. процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма. Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активной деятельностью: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т.д. • Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к отдыху, но содержательно вполне самостоятельна. Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п.[57] Особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения. • Досуговое
общение, т.е. свободное (добровольческое) межличностное
взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной • «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д. • Игровая деятельность, т. е.
«свободная деятельность, являющаяся формой
самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии
напряжений».[58]
Ставя • Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может. Таким образом, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Их, как и все прочие, можно разделить на материальные и духовные. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, обладающие ценностно-смысловой значимостью для досуговой деятельности человека. К духовным досуговым ценностям относится совокупность терминальных ценностей, которые оказывают значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. В качестве этих ценностей выступают здоровье, познание, общение, саморазвитие, развлечения и т.д. Эти досуговые ценности по-разному реализуются различными социальными субъектами, а характер проведения досуга, в свою очередь, является одним из основных факторов, воздействующих на предпочтение различных видов туризма. В настоящее время туризм является устойчивым элементом досуговой активности личности. Такую популярность туризма можно обосновать тем, что в современном обществе он приобрел массовый характер.[59] Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире.[60] Можно говорить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба. Доминирующее положение туризма в досуговых предпочтениях в сфере духовной жизни поколений связана с многообразием мотивов, которые оказывают влияние на выбор такого вида досуга у различных групп людей. Исследователи по-разному группируют мотивы туристов. Одни исходят из различия видов мотивации (Р. Макинтош, Ф. Пирс), другие – из различия потенциальных туристов (С. Плог). Эти классификации объединены общей целью - изучить и структурировать потребности туриста, его мотивацию, что позволит улучшить качество туристского обслуживания, применять индивидуальный подход к туристам.[61] На протяжении всей истории существования туризма его потребности трансформировались. Так, в советские времена туризм и путешествия связывались не только с ожиданиями необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и природно-эстетической реальности. Можно сказать, что преобладали культурные и психологические мотивы, люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, отдохнуть от рутины и привычного ритма жизни. Сейчас туристы, помимо знакомства с культурой другой страны, стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, традициях. Популярными стали поездки в другие страны во время национальных праздников, карнавалов. Туристов интересует внутренняя сторона жизни людей в других странах. Сегодня туризм в России, как и в остальном мире, превращается в индустрию «квантированных» удовольствий, которые подразумевают не столько культурные, сколько чисто физиологические аспекты потребления. Если прежде туризм ассоциировался с ценностью рискованного, но культурно насыщенного путешествия, то в современных условиях он превращается в систему фокусированного получения физиологических удовольствий (так называемое, «обслуживание», которое занимает первую позицию по значимости в туристической программе).[62] В связи с этим одним из важных мотивационных факторов туризма, наряду со стремлением приблизиться и постичь мир иной культуры, становится обретение соответствия той культурной реальности, которая создается телевизионной рекламой и статьями в популярных журналах. Именно это и становится реальностью современных путешествий. Иными словами, критерием эффективности туристической программы становится ее соответствие рекламе. По мнению В.А. Квартального не все туристские мотивы, могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. Он предложил классификацию туристских мотиваций по двум основаниям: цель путешествия и интересов различных туристских групп.[63] Выделяют следующие цели туризма: развлекательные, рекреационные, познавательные, оздоровительные, лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр. Все эти цели выражают те или иные потребности. В зависимости от цели путешествия потребности условно можно классифицировать следующим образом. 1. Забота о здоровье. Потребности в лечении могут иметь различную функциональную нагрузку и в экстремальном случае лечение может быть основной целью поездки. Туристическая поездка может быть: оздоровительной – общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия); предполагать лечение в качестве сопутствующей программы; лечебной по предписанию врача (лечение является основной целью туристского путешествия), включающей посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники. 2. Занятия спортом. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое. 3. Обучение. Здесь можно выделить, прежде всего, изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия). 4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Эти потребности могут реализовываться с помощью паломничества, основной целью которого является празднование культовых обрядов, получение заряда духовной энергии, а также приключенческих туров (сафари, охота, покорение горных вершин). 5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников предполагает специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, туры для паломников, коллекционеров, гурманов. 6. Развлечение и потребность в общении с людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно познавательными программами. Развлекательные потребности могут быть самые различные: посещение аттракционов, аквапарков, известных театров, цирков, казино, кабаре, карнавалов, фестивалей, национальных праздников. 7. Познавательные цели связаны с потреблением культурных ценностей: осмотр достопримечательностей, явлений природы, красивых видов и пейзажей, национальных парков; ознакомление с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения); посещение экологически чистых или, наоборот, очень загрязненных объектов, исторических мест и сооружений. Во всех вышеперечисленных турах основная потребность заключается в удовлетворении любопытства и повышении культурного уровня туриста. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|