| |||||
МЕНЮ
| Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностейВторое основание классификации мотивов – это специфические интересы различных туристских групп. Они позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, которые различаются в зависимости от принадлежности туриста к той или иной социальной (демографической, возрастной, экономической и т.д.) группе. 1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха привлекательны для туриста и играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный. Природно-климатические элементы в мотивации туризма преобладают у населения больших городов. 2. Культурные мотивы – желание человека познакомиться с культурным наследием страны, к которому относят исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества. Эти потребности присутствуют практически у всех потенциальных туристов. 3. Экономические мотивы. Стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия, играют существенную роль в формировании пакет-туров. Данный вид мотивации оказывает существенное дифференцированное влияние на количество туристов со средним доходом. 4. Психологические мотивы различаются в зависимости от индивидуальных особенностей личности туриста. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе. Как правило, при выборе турпродукта турист руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизмы и результат принятия потребителем окончательного решения.[64] Наряду с потребностями на формирование, территориальную организацию и географическое распределение туристских потоков и маршрутов оказывают влияние ряд факторов, которые обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор турпродукта. Соглашаясь с мнением В.А. Квартальнова, выделим следующие факторы, влияющие на формирование мотивов в туризме.[65] Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор. Дети в раннем возрасте (до 2-х лет) решений не принимают, а опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха. Дети дошкольного возраста (до 7 лет) путешествуют с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц их сопровождающих. Отдых в этом случае ориентирован на потребности ребенка. Школьники (до 18 лет) ориентируются на познавательный и активный отдых, они отличаются высокой любознательностью, но финансово зависимы и поэтому обладают ограниченной самостоятельностью. Молодежь, студенты (до 25 лет) имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных потребностей, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму. Туристы в возрасте 25-35 лет - люди в большинстве случаев семейные, с малолетними детьми. Представители этой возрастной категории, как правило, связаны необходимостью закрепления в обществе, служебной карьерой, поэтому на отдых они выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории «новые русские», потребности которых связаны не столько с получением острых ощущений, сколько с привлечением к себе внимания окружающих. В возрасте 35-45 лет туристы предпочитают спокойный и комфортабельный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту. Туристы 50 лет и старше в основном обладают слабыми физическими возможностями. Предпочитают познавательный отдых вне сезона, а также отдых, связанный с лечением. Существенное влияние при выборе программ обслуживания оказывает образование, которое позволяет выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, что упрощает обслуживание и сопровождение групп. Важным фактором, оказывающим влияние на мотивацию выбора отдыха, оказывает социальная принадлежность. Различают следующие социальные группы: - Рабочие и служащие. Преобладающее их число стремится к активному отдыху, как правило, из-за монотонной работы и составляют значительный контингент туристов. - Учащиеся и студенты. Они составляют подавляющую часть групп познавательного туризма, в силу своих возрастных и социальных особенностей. - Пенсионеры. Очень чувствительны к внешним воздействиям, ограничения климатического характера позволяют им совершать туристские поездки вне сезона. - Фермеры и работники подсобных хозяйств. Представители данной группы редко могут позволить себе какие-либо путешествия, в связи с тем, что у них отсутствует четко регулируемый отпуск и нет возможности для выделения времени на отдых. При выборе видов отдыха большое значение имеет менталитет, который определяется в основном уровнем образования, социального статуса, социального положения в обществе. Необходимо отметить, что этот фактор наиболее важен для туристов старше 18 лет, в период становления личности. Во время отдыха имеет стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений. Влияние конфессии на выбор различных видов туризма проявляется в том, что верующие отвергают развлекательные программы (варьете, стриптиз-шоу, казино). Следовательно, представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям, и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы, соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов или молитв. Стоит отметить, что в туризме существенную роль играет доход, так как турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия, исходя из его стоимости и своих материальных возможностей. Повышение жизненного уровня оказывает влияние на выбор тех или иных видов туризма и отдыха. Семейное положение также влияет на мотивацию выбора путешествия. К группам семейной принадлежности относятся: дети и школьники, которые оказывают влияние на родителей в выборе отдыха; свободная от семьи молодежь имеет все предпосылки для активных путешествий; супруги с детьми относительно ограничены в выборе видов отдыха и развлечений, т. к. стремятся главным образом обеспечить отдых ребенка. На формирование мотивов выбора путешествия оказывает профессиональная принадлежность, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию умственной и физической активности, а так же трудового коллектива. Наличие и продолжительность отпуска также влияет на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня. Здоровье, физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной степени определяют выбор путешествия. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турподукта. Семьи, в которых есть люди с физическими недостатками, скрупулезно подходят к планированию и выбору туристской поездки, учитывают возможные трудности и специфику отдыха. Работникам сферы туризма нужно обязательно помнить, что существует ряд не явно выраженных физических недостатков (диабет, фобии), которые ограничивают туристскую активность и могут создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций. Туризм предполагает активный и пассивный отдых. Потребность в выборе отдыха зависит от возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья туриста. Человек с активной работой желает пассивного отдыха и, наоборот, умственный труд – необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски. На склонность туриста к пассивному отдыху также может оказывать влияние и сезонность. Таким образом, факторы туристской мотивации обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта. Итак, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности представителей различных социальных групп в сфере досуга. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, позволяющие осуществлять различные досуговые практики. Духовные досуговые ценности – это совокупность терминальных ценностей, оказывающих значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. Ценности в сфере туризма как вида досуговой деятельности позволяют удовлетворять потребности в лечении, занятии спортом, обучении, познании, развлечении, занятии любимым делом, а также в самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня. Туризм в современных условиях является одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Это происходит благодаря усилению взаимосвязи и взаимозависимости стран, открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, а также распространения сети электронной почты, сети Интернет и мобильных телефонов, которые помогают устанавливать международные контакты, бронировать отели, билеты на транспорт. 1.3. Социокультурный потенциал сферы туризма в современном обществе Для описания возможностей удовлетворения потребностей человека в сфере туризма необходимо рассмотреть социокультурный потенциал туризма и эффективность. Социокультурный потенциал сферы туризма - это наличие возможностей для удовлетворения потребностей людей в туристских услугах. Социокультурная эффективность туризма – это степень удовлетворения личности в результате реализации этих потребностей. Для более детального рассмотрения социокультурного потенциала сферы туризма необходимо классифицировать современные виды туризма, поскольку именно их многообразие создает основные условия для удовлетворения большинства досуговых потребностей личности. Их реализация производится с учетом индивидуальных склонностей различных социальных субъектов, а также их социального и материального положения. Учитывая, что туризм многоплановое понятие, сложно выделить его формы и виды в чистом виде, поэтому единую классификацию туризма представить достаточно трудно. Существующие, например, В.А. Квартального, Л.П. Шматько, А.Ю. Александровой, Г.А. Карповой,[66] имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются. По нашему мнению, туризм можно классифицировать по следующим признакам: в зависимости от национальной принадлежности; цели поездки; транспортных средств, используемых на туристическом маршруте; способа передвижения; средств размещения туристов; времени путешествия; продолжительности путешествия; состава группы; организационных форм; принципа формирования цены на продукт. Исходя из этого, можно выделить следующие виды. I. В зависимости от национальной принадлежности. 1. Национальный (внутренний) туризм. Он представляет собой временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. 2. Международный (внешний) туризм. Он, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм. Выездной туризм – путешествия лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, в другую страну. Въездной туризм – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране. II. В зависимости от цели поездки. 1. Лечебный (медицинский туризм). Данный вид туризма, нацелен на лечение различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, которые определяются различием природных средств воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько средств воздействия на организм отдыхающего, в таких случаях вид туризма определяет основное из них. 2. Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит передвижение людей в свободное время в целях отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил. Рекреационный туризм условно можно разделить на оздоровительный и познавательный: - оздоровительный вид предполагает профилактику заболеваний, восстановление сил, в его основе лежат специально разработанные маршруты, включающие посещение источников минеральных вод, лечебных грязей, горнолыжные маршруты; - познавательный вид - данный вид туризма преследует цель расширения знаний по различным направлениям. Рекреационный туризм может включать следующие программы: – зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали); – занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.); – обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.); – «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта); – туристско-оздоровительные (включающие маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.). 3. Экологический туризм – это туризм, включающий все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе.[67] Это яркий пример сочетания природы, спорта и экологии с целью развития духовных, физических и познавательных начал в человеке. По определению В.Б. Поздеева экологический туризм относится к рекреационному виду туризма, который непосредственно связан с использованием природного потенциала.[68] По-нашему мнению, экологический туризм необходимо рассмотреть как самостоятельный вид, так как в связи с урбанизацией экологические потребности становятся одними из преобладающих. В наше время большинство туристов отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствуют растущая популярность пеших экскурсионных маршрутов и увеличение посещаемости привлекательных в природном и культурном отношении мест. Для развития экологического туризма требуются значительные и разнообразные ресурсы. Ресурсами экологического туризма являются не только природно-климатические факторы (рельеф, водные объекты, флора и фауна, уникальные и просто интересные природные участки), но и историко-культурные достопримечательности, находящиеся в непосредственной связи с природной средой. Поэтому к экологическим ресурсам можно причислить материальную и духовную культуру населения региона, исторические, археологические, культурные памятники. Особо охраняемые природные территории являются наиболее важным звеном в развитии экологического туризма, так как имеют целый ряд преимуществ: располагаются в наиболее живописных, привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах; обладают сложившейся системой обслуживания туристских групп; располагают определенной инфраструктурой и подготовленным персоналом. Большой разброс целевых установок экологического туризма обусловливает многообразие его направлений.[69] Научное направление - особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны, о природных явлениях, исторических памятниках и т.д. Познавательное направление - это ознакомление туристов с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления туристов с окружающей средой являются учебные экологические тропы, рассчитанные на различный возрастной и образовательный уровень отдыхающих. Спортивное направление - занятия горным туризмом, водным сплавом, спортивным ориентированием в сочетании с ознакомлением с горными, водными и лесными ландшафтами, флорой и фауной данной местности. К данному направлению может быть отнесено спортивное рыболовство по специальным лицензиям. 4. Туризм с деловыми целями. В основе этого вида туризма лежат «временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах, без получения доходов в месте командировки».[70] Придерживаясь мнения Е.В. Вавиловой[71], отнесем к деловому туризму инсентив-туризм (от англ. incentive – побудительный, поощряющий), который представляет собой поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде.[72] В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабатываются под конкретного корпоративного заказчика, предполагая высококлассное размещение и обслуживание на маршруте. Инсентив-туризм обычно согласовывается с туристской фирмой за 1-2 года до начала поездки, так как программа реализации поощрений компанией рассчитана на длительный период. Участник поездки огражден от всяких проблем, связанных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие по инсентив-турам – наиболее требовательная публика к вопросам качества обслуживания. Этот тур организуется так, что поездки, как правило, осуществляются в не сезон – с октября по апрель (за исключением рождественских праздников и нового года). 90% сотрудников, награжденных туристской поездкой, отправляются в нее вместе с женой (мужем). В программу таких поездок часто включаются деловые мероприятия, презентации, обмен опытом, учеба. Одной из разновидностью делового туризма является конгрессный туризм - туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д. Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций, полностью специализирующихся на проведении международных деловых и научных мероприятий (например, Международный союз организаторов конгрессов). Большим преимуществом конгрессного туризма является то обстоятельство, что он может реализовываться в несезонный период. Расходы участника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, а также оплате деловой части направляющим учреждением, возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическими программами. 6. Религиозный туризм или паломничество, «является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов».[73] Паломничество – древнейший вид культовых действий. Его зарождение связано с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм, бывает внутренним и международным. 7. Ностальгический туризм - вид туризма, целью которого является совершение людьми поездок в места своего исторического проживания. Участники ностальгического туризма - в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. 8. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой. 9. Спортивный туризм подразумевает участие в спортивных мероприятиях или соревнованиях. В зависимости от цели путешествия спортивные туры подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой являются занятия каким-либо видом спорта, во втором – интерес к спорту, например посещение соревнований. Данный вид туризма помогает человеку самовыражаться, общаться с другими людьми и природой, самоутверждаться, стимулирует спортивные достижения, которые способствуют формированию здорового образа жизни человека и общества. Это вид туризма с использованием активных способов передвижения, организуемый либо самостоятельно туристами, либо совместно с туристско-спортивными клубами и союзами с учетом программ туристско-спортивной классификации. Спортивный туризм объединяет любителей активного отдыха, занимающихся горнолыжным, велотуризмом, а также драйвингом (автотуризм), рафтингом (сплав на лодках и плотах по горным рекам), дайвингом (подводное плавание) и некоторыми другими. Он вырабатывает прикладные умения, включая навыки поведения в экстремальных ситуациях, бережное отношение к окружающей среде, навыки экологической культуры. Необходимо отметить, что данное разделение видов туризма весьма относительно, так как на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными целями туристов (например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным, лечебный с рекреационным). III. В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма.[74] 1. Туризм на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|