| |||||
МЕНЮ
| Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностейЭффективность туризма во многом зависит от факторов, влияющих на его развитие. Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные.[89] 1. Статичные факторы – это совокупность природно-географических и культурно-исторических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы - это особенности ландшафта той или иной местности (море, горы, степи), наличие природных ресурсов (нарзаны, минеральные пещеры, грязи); культурно-историческое наследие (памятники архитектуры, культуры, истории). 2. Динамичные факторы – это демографические, социально-экономические, материально-технические и политические условия. Различные социально-демографические группы в зависимости от возраста и материального положения склонны отдавать приоритет тем или иным видам туризма. Очевидно, что процент участников экстремальных видов туризма в возрасте 45-55 лет гораздо ниже, чем представителей возрастной группы 25-35 лет, также не каждый может позволить себе международный туризм, так как он требует определенных материальных затрат. Политический фактор также оказывает большое влияние на развитие туризма. Неблагополучная политическая ситуация в том или ином регионе в первую очередь сказывается на снижении спроса на туристические услуги. Во время нестабильной ситуации в Чечне многие туристы избегали поездок в регион Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). 1. Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения, пол, профессию, образование, семейное положение, состав семьи, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Возрастные особенности характерны для некоторых видов туризма, так, например, спортивные и экстремальные виды туризма привлекают по большей части представителей такой социально-демографической группы как молодежь. Лечебный и рекреационный виды туризма в большей степени характерны для представителей старшего поколения. Надо заметить, что данное разделение весьма условно и относительно. В настоящее время вследствие изменения отношения пенсионера к своему социальному статусу, отмечается тенденция к увеличению спроса на туризм у людей старших возрастных групп и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». Что касается семейного положения и состава семьи, то надо заметить, что активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. Это, как правило, высокообразованные, ориентированные на успех в профессиональной деятельности, материально обеспеченные люди, которые стремятся более рационально и комфортно организовать свое свободное время. Повышение уровня доходов и образования населения детерминирует реализацию социокультурных потребностей в изучении быта и культурного наследия различных стран мира, что также способствует развитию туризма. Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Совокупность тех или иных факторов определяет модель поведения человека в свободное время, а, следовательно, и характер поведения потребителей туристских услуг. Это проявляется, в частотности, в предпочтении географии туризма, видов туризма. Кроме того, к внешним факторам развития туризма относятся изменения правового регулирования (ослабление или ужесточение визового и таможенного режима в ряде стран); развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также обеспечение безопасности путешествий. 2. Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием социокультурной инфраструктуры рекреационной сферы (предприятия общепита, розничная торговля, наличие условий для культурно-досуговой деятельности: библиотеки, концертные залы, клубы, стадионы.) Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные). К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников; увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов; строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих. В качестве интенсивных факторов принято выделять следующие: повышение квалификации персонала; развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма; рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д. К сдерживающим факторам развития туризма относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм. Следует отметить, что среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, особое значение имеет фактор сезонности. Для некоторых видов туризма характерны сезонные колебания. В этой связи туристические потоки заметно ослабевают зимой или летом. Турфирмы предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой. Таким образом, социокультурный потенциал сферы туризма предполагает наличие развлекательных, рекреационных познавательных, оздоровительных, лечебных, профессионально-деловых и других возможностей, для удовлетворения различных социокультурных потребностей личности в сфере досуга. Степень удовлетворения этих потребностей выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности. На основе всего вышеизложенного приходим к следующим выводам. Туризм – это специфический вид досуговой деятельности личности, который все больше привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей. Анализ их точек зрения показывает, что представления о соотношении свободного и досугового времени, а также времени рекреации и времени отдыха нуждаются в уточнении. Туризм, являясь разновидностью досуга и частным случаем путешествия, подлежит отдельному изучению. На основе рассмотрения различных подходов к исследованию туризма, можно дать следующее определение. Туризм – это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время, с целями получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Туризм взаимодействует с рекреацией, так как сочетает в себе такие виды деятельности как расширение познания и восстановление сил. В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, так как представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, являясь при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей. Аксиологический анализ туризма предполагает его исследование с точки зрения возможностей реализации социокультурных ценностей в этой сфере жизнедеятельности. Для этих целей уместно использование теоретико-методологических процедур социокультурного и субъектно-деятельностного подходов. Досуговые ценности - это результаты разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Туризм является устойчивым видом досуговой активности личности, направленной на удовлетворение потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья, познании, общении, саморазвитии, развлечениях и т.д. Социокультурная потребность в туризме – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Разветвленная структура досуговых потребностей, специфика ценностного сознания современного человека, а также особенности социального, культурного и экономического статуса различных социальных групп определяют многообразие туристских мотивов, которые оказывают значительное влияние на выбор досуговой деятельности личности. Поэтому мотивация в туризме зависит как от досуговых потребностей, так и от ценностей, которые воздействуют на восприятие личностью окружающего мира и его поведение. Социокультурный потенциал сферы туризма - это наличие возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей людей в туристских услугах. Для более детального рассмотрения социокультурного потенциала сферы туризма необходимо проанализировать современные виды туризма и провести их классификацию по следующим признакам: национальная принадлежность; цель поездки; транспортные средства, используемые на маршруте; способы передвижения; средства размещения туристов; время путешествия; продолжительность путешествия; состав группы; организационные форм; принципы формирования цены на продукт. Многообразие видов туризма определяет и разносторонняя функциональная нагрузка этой сферы жизнедеятельности. Основными функциями туризма являются: экономическая, рекреационная, гедонистическая, познавательная, мировоззренческая и аксиологическая. При этом различные виды туризма реализуют иногда одновременно несколько функций. Таким образом, с учетом разнообразия видов и функций, сфера туризма обладает всеми необходимыми возможностями для реализации досуговых потребностей личности, степень удовлетворения которых выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности. [1] Культура досуга / Под. ред. В.М. Пича, И.В. Бестужева-Лада, В.М. Димова и др. – Киев, 1990. – С.8-9. [2] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. – М, 2005. – С. 56. [3] См.: Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Дисс... канд. социол. наук. – Ставрополь, 2004. - С. 37. [4] См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. – М., 1978. – С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. – Ростов н/ Д, 1981. – С. 113-117. [5] См.: Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987; Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983. [6] См.: Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина – М., 1998. – С. 60. [7] Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. – М., 1967. – С. 100. [8] См.: Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. – СПб., 1991. – С. 44-56. [9] Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1978. – С. 4. [10] Кравченко А.И. Социология: словарь. – М., 1997. – С. 37-38 [11] Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. – Montreal, 1982. – P. 29. [12] Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? – P., 1962. – P.347. [13] Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. – N.Y., 1960. – P. 24 [14] См.: Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990 – С.195. [15] Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. – Свердловск, 1970. – С. 232. [16] См.: Орлов А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. – 1990. - № 9. - С. 102-103. [17] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.,1995. - С.30. [18] Российский энциклопедический словарь // #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004. - С. 64. [20] См.: Там же. – С. 92. [21] См.: Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры.– 2002. - № 11. - С. 54. [22] См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2003. – С. 12. [23] См.: Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 1981. – С. 18. [24] См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2003.– С. 17. [25] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 10. [26] Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 38. [27] Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.– С.3. [28] См.: Петровский В.С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. - Киев, 1983. - С. 7-9. [29] Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 282. [30] Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. – М., 2004. - С. 16. [31] Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 282. [32] Акимова Л.А. Социология досуга. – М., 2003. – С. 58. [33] См.: Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2003. – С.20-21. [34] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 282. [35] Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 1999. - С. 20. [36] Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. – М, 2005. – С. 282. [37] См.: Там. же. – С. 281. [38] См.: Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. - 2004. – №2. – С.175-176. [39] См.: Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово, 1999. – С. 5. [40] Лапин Н.И. Социокультурный подход и социально-функциональные структуры // СОЦИС. – 2000. - № 7. – С. 3. [41] См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000. [42] См.: Сорокин П.А. Человек. Цивиллизация. Общество. – М., 1992. [43] См.: Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. – Краснодар, 1999. – С. 34-36. [44] См.: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001. [45] См.: Николов Л. Структуры человеческой деятельности. – М., 1984. – С. 154. [46] Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 1986. – С. 83. [47] См.: Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления // #"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] См.: Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005. – С. 27. [49] См.: Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей // Прогнозирование социальных потребностей. – М., 1976. [50] Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. - М., 1969. - Т.46. – С. 245. [51] См.: Общая психология / Под. ред. А. Маклакова. – СПб., 2003. – С. 521-523. [52] Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Дону, 1997. – С. 309-311. [53] См.: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. [54] См.: Мутьева М. Ценности. Западный, советский, русский образ жизни // #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] См.: Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - Сер. 11. «Социология». – М., 1999. – №3. – С. 12-20. [56] См.: Батнасунов А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Дисс... канд. социол. наук. – Ставрополь, 2004. – С. 50-53. [57] См.: Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? – P., 1962. – Р. 347. [58] Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1995. – 940 с. [59] См.: Трансформация способов и стилей жизни в постсоветском социальном пространстве // Соц. исс. под рук. А.А. Возьмителя. – М., 2002. [60] См.: Щеглов С. Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2004. - №2. – С. 175-176. [61] См.: Ердавлетов С. Р. География туризма. - Алматы, 2000. [62] См.: Rojek Ch. Disney culture // Leisure studies. - 1993. - № 12. - P. 21-135; Rojek Ch. Decentring leisure: rethinking leisure theory. - London, 1995; Urry J. The Tourist gaze: leisure and travel in contemporary society. - London, 1990; Ritzer G. The McDonalds thesis. - London, 1998. [63] См.: Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2003. – С. 93-98. [64]См.: Квартальнов В.А. Цит. соч. – М., 2003. – С. 94. [65] См.: Там же. – С. 100-108. [66] См.: Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2003. – С. 93-98.; Туризм и гостиничное хозяйство. – М. – Ростов н/Д., 2005. – С. 9-13; Александрова А.Ю. Международный туризм. – М., 2004. – С. 15-32; См.: Карпова Г.А. Экономика современного туризма. – М.-СПб, 1998. [67] См.: Экотуристский рынок Германии // Специальный доклад ВТО. - Мадрид, 2001. - № 10. [68] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2005. – С. 241. [69] См.: Панов И.Н. Экологический туризм и его роль в устойчивом развитии территорий // Вестник МГУ. - Сер. 5. «География». - 1998. - №6. – С. 13-18. [70] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004. - С. 272. [71] См.: Вавилова Е.В. Основы международного туризма. – М., 2005. – С. 17. [72] См.: Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов н/Д., 2005. - С. 16. [73] Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов н/Д., 2005. - С. 10-11. [74] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2005; Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2001. [75] Формы, виды и разновидности туризма // http: // www. vtur.ru/agency/effmanegment/eff-05. htm [76] См.: Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов н/Д., 2005. - С. 13-14. [77] См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2005. – С. 286. [78] Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов н/Д., 2005. - С. 14. [79] См.: Биржаков М.Д. Введение в туризм. – СПб, 1999. - С. 358-359. [80] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004. - С. 284. [81] См.: Пиронских И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве. - М., 1996. – С. 27. [82] См.: Александрва А.Ю. Международный туризм. – М., 2004. – С. 25. [83] Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов н/Д., 2005. - С. 15. [84] Там же. - С. 16. [85] См.: Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М., 2003. – С. 59. [86] Формы, виды и разновидности туризма // http: // www. vtur.ru/agency/effmanegment/eff-05. htm [87] См.: Биржаков М.Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист. Туристская деятельность. Туристская индустрия. – М.-СПб., 2003. – С.70-74. [88] См.: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004. - С. 292-293. [89] Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|