| |||||
МЕНЮ
| Европейская Конвенция по правам человека и основным свободам и российское законодательствоЕвропейская Конвенция по правам человека и основным свободам и российское законодательствосмотреть на рефераты похожие на "Европейская Конвенция по правам человека и основным свободам и российское законодательство" Оглавление |Введение. |4 | Введение Выбирая данную тему для дипломной работы, я руководствовался важностью этой темы, ее новизной для российского права, актуальностью вопросов которые ставит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод перед государственной системой России, а главное появившаяся реальная возможность гражданина РФ обжаловать действия публичной власти в международном суде, добиваясь реализации своих прав человека, оказать давление на государственную систему с целью приведения наших правовых норм в соответствие с международными стандартами, т.е. повлиять на построение в России правового государства. По мнению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека Я считаю - нет ни одного международного института, который оказал бы
большее влияние на формирующуюся правовую систему России. Под влиянием Знаменательно, что хотя решение Европейского Суда формально
обязательно лишь для государства-ответчика (статья 46 часть 1 Конвенции),
российский Конституционный суд ссылается при толковании Конституции и Прецеденты Европейского Суда уже стали частью правовой системы § 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод § 1.1 Основные сведения о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950
г.* и те Протоколы, которые представляют собой дополнительные договоры к Следует отметить, что есть члены Совета Европы, которые либо не подписали Протокол № 6, либо подписали его, но не ратифицировали. Россия ратифицировала Конвенцию с оговоркой и заявлением: «РФ в соответствии со ст. 64 (согласно Протокола № 11 от 11.05.94 года
ст. 57) Конвенции заявляет, что положение пункта 3 и 4 статьи 5 не
препятствуют применению нижеследующих положений законодательства РФ: санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Срок действия этой оговорки ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство РФ изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных норм выше положений положениям Конвенции»; Конституции РФ устанавливает: «Статья 15 часть 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 46 часть 3. Каждый вправе в соответствии с международным договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Т.е. кроме возможности в ходе рассмотрения дел внутри России
использовать нормы данной Конвенции и Протоколов, на что дополнительно
указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10. 95 , у
граждан РФ появилась возможность в спорах с государственными чиновниками
обратиться к более беспристрастному арбитру – Европейскому Суду по правам
человека, по предмету нарушения своих прав и свобод (зачастую подробно
регулируемых национальным законодательством). При этом, как следует из ст. При правильной конструкции жалобы успех может выразиться не только в подтверждении Судом прав и свобод заявителя, но и выплате компенсации за причиненный вред (неимущественный и имущественный). Суд давно установил, что заявитель не обязан ссылаться непосредственно на Конвенцию в судах у себя в стране, если он приводит внутренние правовые положения в основном аналогичного содержания, сделать это необходимо, если она является единственным имеющимся средством защиты. [22, стр.73] В Конвенции и Протоколах речь идет о следующих правах и свободах: Раздел 1 – Права и свободы - Право на жизнь ст. 2; - Запрещение пыток ст. 3; - Запрещение рабства и принудительного труда ст. 4; - Право на свободу и личную неприкосновенность ст. 5; - Право на справедливое судебное разбирательство ст. 6; - Наказание исключительно на основании закона ст. 7; - Право на уважение частной и семейной жизни ст. 8; - Свобода мысли, совести и религии ст. 9; - Свобода выражения мнения ст. 10; - Свобода собрания и ассоциаций ст. 11; - Право на вступление в брак ст. 12; - Право на эффективные средства правовой защиты ст.13; - Запрещение дискриминации; - Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях ст. 15; Протокол № 1 от 20.11.1952 г.: - Защита собственности ст. 1; - Право на образование ст. 2; - Право на свободные выборы ст. 3; Протокол № 4 от 16.09.1963 г.: - Запрещение лишения свободы за долги ст. 1; - Свобода передвижения ст. 2; - Запрещение высылки граждан ст. 3; - Запрещение массовой высылки иностранцев ст. 4; Протокол № 7 от 22.11.1984 г.: - Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев ст. 1; - Право на апелляцию по уголовным делам ст. 2; - Компенсация в случае судебной ошибки ст. 3; - Право не привлекаться к суду или повторному наказанию ст. 4; - Равноправие супругов ст.5; Их содержание в значительной степени ограничено категорией Процедура обращения, компетенция суда изложены: Раздел 2 – Европейский Суд по правам человека Раздел 3 – Прочие положения. Кроме того, есть целый ряд справочной, поясняющей литературы в дополнение, к которой можно привести некоторые ресурсы Интернет: www.echr.coe.int – официальный сайт Страсбургского суда. www.echr.ru – русскоязычный сайт Страсбургского суда www.coe.ru – сайт Информационного центра Совета Европы в России. В Санкт-Петербурге работает Региональный Центр Информации и § 1.2 Порядок работы Европейского суда по правам человека в г. Можно сделать некоторые выводы вытекающие, непосредственно из текста При этом Европейский суд «не может отменить решение, вынесенное
органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний
законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального
законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения
о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только
конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены
нарушения требований Конвенции». Обязательства, которыми могут быть
возложены на государство непосредственно решением Европейского суда,
сводятся лишь к обязанности выплатить потерпевшей стороне справедливую
компенсацию за причинение материального ущерба, морального вреда, а также
возместить выигравшей стороне понесенные ей судебные издержки и расходы. Статьи Конвенции носят общий характер, но конкретизированы в сотнях дел, что соответственно делает положения Конвенции жизнеспособными и придает им силу - формируется на основе них прецедентное право в области прав человека, так как Европейский суд считает для себя обязательным придерживаться вынесенным решениям в аналогичных делах. Вместе с тем, прецедентное право Европейского суда согласно
общепризнанному мнению не является чем-то застывшим и неизменным. Общепризнанным в теории права является принцип, согласно которого создатель нормы обладает и правами по ее отмене либо изменению. [28, стр.25] Надзор за выполнением решений Страсбургского суда осуществляется В суде действуют очень жесткие правила: жалоба принимается к
рассмотрению, если пройдены все национальные судебные инстанции, все факты,
являющиеся предметом иска, должны иметь место после ратификации страной Как показала практика Суда, при этом необходимо, чтобы заявитель исчерпал только те средства защиты, которые открыты для него по праву, а не в качестве привилегии[2, стр.73] т.е. необходимо и достаточно пройти всю судебную вертикаль, все судебные инстанции, где возбуждение процесса зависит исключительно от инициативы заявителя, пока для России это апелляцию и кассацию. С принятием новых Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов внесены серьёзные новеллы в надзорный порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, которые, возможно, в будущем изменят отношения Суда к этому институту. Хотя это и не является в данное время обязательным, но как в случае общих, так и арбитражных судов будет неплохо, если заявитель попытаетесь инициировать возбуждение надзорного производства, при этом признание заявления неприемлемым в связи с тем, что не исчерпаны внутренние средства защиты, является лишь временным препятствие. Суд вновь рассмотрит это же самое заявление в случае его повторной подачи, как только заявитель использует все имеющиеся внутренние средства защиты, является лишь временным препятствием. Выдвигать возражения относительно того, что данный заявитель не исчерпал внутренние средства защиты, и нести бремя доказательства наличия имеющихся и достаточных внутренних средств защиты должно государство-ответчик. [22, стр.73] Главное не потерять право на обращение по истечению срока обжалования. Схема контрольного механизма Европейской конвенции по правам человека. [22, Европейский суд по правам человека (на постоянной основе) При этом индивидуальные жалобы могут направляться не только по почте В случае признания жалобы приемлемой Суд продолжает рассмотрение дела и одновременно «предоставляет свои услуги заинтересованным сторонам с целью обеспечения дружественного урегулирования дела на основе прав человека, как они определены в... Конвенции и Протоколах к ней» (п. 1(b) ст. 38). Для создания условий, благоприятствующих достижению дружественного урегулирования, Европейская конвенция особо предусматривает, что процедура его согласования должна носить конфиденциальный характер. Согласно ст. 30, в любой момент до вынесения собственного
постановления Палата может при определенных условиях «уступить юрисдикцию в
пользу Большой Палаты, если ни одна из сторон не возражает против этого». В
частности, такое может произойти, если находящееся на рассмотрении Палаты
дело «поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования Конвенции или В Конвенции предусматривается возможность повторного слушания дела Для того чтобы понять, что же авторы реформы подразумевали под
термином «серьезный вопрос, касающийся толкования или применения Постановления Большой Палаты являются окончательными. Решение «любой из Палат становится окончательным: а) если стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую Палату; или b) через три месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую Палату; или с) если Комитет Большой Палаты отклоняет прошение о направлении дела на повторное рассмотрение согласно положениям ст. 43» (п. 2 ст. 44). Правило 79 Правил процедуры Европейского Суда по правам человека предусматривает, что Суд вправе получать просьбы о толковании принятых им решений. Стороны могут подавать подобную просьбу в течение одного года со дня вынесения соответствующего решения Судом. В запросе должны быть четко указаны те параграфы постановляющей части решения, чье толкование требуется. Получив запрос, Суд направляет его любой другой стороне в деле и автору петиции. При этом ко всем указанным адресатам обращена просьба в течение определенного срока представить свои соображения в письменном виде. В своем ответе Суд указал, что единственное назначение ст. 52 состоит в том, чтобы исключить апелляцию к какому-либо иному органу по поводу решения Суда. В случае же запроса относительно толкования речь вовсе не идет об апелляции. Более того, Суд при этом осуществляет свое неотъемлемое право, поскольку подобный запрос касается лишь уяснения рамок и направленности ранее вынесенного судебного решения. Кроме того, перед принятием Правил процедуры Суда они были направлены всем без исключения государствам–участникам Конвенции, которые не выразили по этому поводу никаких возражений. Толкование Судом своих решений способствует лучшему пониманию мотивов, которыми Суд руководствовался при их вынесении, а, следовательно, и дальнейшему развитию прецедентного права Конвенции. Раньше в тексте Конвенции ничего не говорилось о том, что Суд должен
делать в случае получения просьбы о пересмотре своего решения. Вместе с тем
ситуация изменилась после вступления в силу Протокола № 11, привнесшего в
текст Европейской конвенции новую ст. 43. Согласно этой статье, любая из
сторон может «в исключительных случаях» в течение «трех месяцев с даты
вынесения Палатой постановления» по делу подать прошение о его направлении
на рассмотрение Большой Палаты. Решение о том, принимать или нет полученное
прошение о пересмотре, должен Комитет в составе пяти членов Большой Палаты. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|