| |||||
МЕНЮ
| Аудит учета основных средств |
Инспектирование |
РД №… |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
10 |
Проверка правильности оценки основных средств |
Проверка корточек ОС, договоров на покупку объектов и соблюдения правил учета |
Контрольный лист |
||
11 |
Аудит оформления первичных учетных документов |
Проверка карточек ОС-1, ОС-4, ОС-6 и др. |
РД- №… |
||
12 |
Проверка правильности отражения в учете реализации основных средств |
Подтверждение от покупателя, проверка карточек ОС-4 |
Запрос, контрольный лист |
||
13 |
Правильность начисления НДС при безвозмездной передаче основных средств |
Проверка заполнения декларации по НДС, при возможности наблюдение за работой бухгалтера на этом участке. |
РД №… |
||
14 |
Правильность исчисления налога на прибыль при реализации основных средств |
Проверка заполнения декларации по НП, подтверждение от покупателя |
РД №… |
||
15 |
Правильности отражения в учете операций, связанных с арендой основных средств |
Проверка договоров на аренду и соблюдение правил учета |
РД №… |
||
16 |
Правильность отражения в учете лизинговых операций |
Проверка договоров лизинга и соблюдение правил учета |
РД №… |
||
17 |
Правильность учета затрат на ремонт |
Проверка смет |
Контрольный лист |
||
18 |
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
Проверка бухгалтерской отчетности и журналов-ордеров N13, № 10 |
Лист контроля N… |
||
19 |
Правильность составления корреспонденции счетов по учету основных средств |
Прослеживание |
РД №… |
||
20 |
Соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в формах бухгалтерской отчетности по счету 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» |
Прослеживание |
РД №… |
2.1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета
При журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета cначала проверяется сопоставление формы № 1 строки 120 с показателями Главной книги по счетам 01 и 02, также сопоставление формы №1 строки 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, формы №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, затем показатели каждого месяца, приведенные в Главной книге, сопоставляются с журналами-ордерами № 13 и 10, журнал-ордер № 13 выборочно сопоставляется с карточками ОС-6. Данные операции можно оформить в документах аудитора:
Пример заполнения рабочего документа аудитора
Показатели
Код строки баланса
N счета
Остатки по счетам
На начало периода
На конец периода
По балансу
По Главной книге
Расхождение
По балансу
По Главной книге
расхождение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные средства
01
02
Х
Х
Х
Х
Остаточная стоимость
120
01-02
При проведении сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета результаты проверки можно отразить в таком документе:
Год:2003
Наименование регистра
Остаток на начало месяца
Оборот за месяц
Остаток на конец месяца
месяц
дебет
кредит
Дебет
кредит
Дебет
Кредит
1
2
3
4
5
6
7
8
Январь
Главная книга
Журнал-ордер N
Занижено в главной книге (-)
Завышено в Главной книге (+),
Расхождений нет (прочерк)
Февраль
Март
…
При проверке тождественности остатков т оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета можно составить документ:
Год:
2003
Синтетический учет
Аналитический учет
Рас
Хож
дения
Месяц
Наименование регистра
Показатели
Сумма
Наименование регистра
Показатели
Сумма
дебет
кредит
дебет
кредит
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Январь
Остаток на начало месяца
Оборот за месяц
Остаток на конец месяца
Февраль
Март…
При сопоставлении формы №1 строк 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги можно составить рабочий документ следующего вида:
Показатели
Код строки баланса
N счета
Остатки по счетам
На начало периода
На конец периода
По балансу
По Главной книге
Расхождение
По балансу
По Главной книге
расхождение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Арендованные ОС
900
001.1
ОС, приобретенные по договору лизинга
901
001.2
Износ жилищного фонда
907
010.1
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов
908
010.2
При сопоставлении формы №5 – раздела 2.Основные средства с показателями формы № 1 (так как в российской практике такие ошибки бухгалтера иногда допускают), можно составить рабочий документ следующего вида:
Показатель |
Форма №1: код строки |
Форма №5: код строки или строк |
Расхождения |
Возможные финансовые санкции |
Основные средства |
120 |
210 - 220 |
|
|
Сопоставление обеспечений всегда, на мой взгляд, должно быть сопряжено с оценкой прав на эти обеспечения у организации, так как часто под их видом просто происходит перелив капитала. Поэтому я предложила бы такого вида рабочий документ:
Форма №5: код строки или строк |
Соответствие документа на обеспечение юридически правильно оформленному |
Нормативный документ, регламентирующий составление обеспечения |
Результат подтверждения от субъекта, выдавшего обеспечение |
Главная книга |
|
|
|
|
|
Хоть в этом рабочем документе представлено не только чистая проверка тождественности показателей, но я считаю, что логично именно на этом этапе аудита проверить данные виды учета и контроля.
Конечно же, при проведении анализа тождественности, аудитор столкнется с проблемой того, что операций слишком много, а времени мало и убедиться надо достаточно точно в правильности аудита. Поэтому на данном этапе проверки скорее всего придется использовать выборку (на базовом предприятии в любом случае). Поэтому опираясь на федеральный стандарт № 16 «Аудиторская выборка» аудитор может использовать либо таблицу случайных чисел, что предпочтительнее, либо выбирать спонтанно самому (бессистемный выбор), помня о том, что никакой последовательности в его выбору не должен быть, либо системно отбирать операции, выбирая интервал в последовательных показателях. Можно также предложить отобрать показатели по определенной номенклатуре, например по самым дорогостоящим объектам ОС, или за определенный период выбрать бессистемно самому некоторые показатели. Особенно последний подход применим к участку сверки синтетического учета, так как в нем легко подобрать месячный интервал.
2.3.Аудит первичной бухгалтерской документации
Унифицированные формы по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Перечень унифицированных форм учетной документации по учету основных средств приведен ниже:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств {кроме зданий, сооружений)
ОС-1
Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1а .
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств {кроме зданий, сооружений)
ОС-1 б
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-2
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-3
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
004
Акт о списании автотранспортных средств
0С-4а
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-46
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-ба
Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-66
Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-14
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-15
Акт о выявленных дефектах оборудования
ОС-16
Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты нельзя. Размеры бланков, граф и строк можно изменять.
Если предприятие внесло изменение в унифицированные формы, такие документы считаются самостоятельно разработанными. Их необходимо утвердить в учетной политике предприятия.
Также на предприятии могут использоваться неунифицированные первичные документы (чаще всего для начисления амортизации). Особенность данного вида документов заключается в том, что они должны содержать обязательные реквизиты. Для начисления амортизации, например, можно за основу взять общепринятый вид бухгалтерской справки (смотри приложение № 2).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Отсутствие или неправильное оформление первичных учетных документов делает необоснованным отражение хозяйственной операции, описанной в этом документе, в бухгалтерском или налоговом учете (вспомним ст. 252 НК РФ: «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты... осуществленные налогоплательщиком »).
Например, если акт приемки-сдачи выполненных работ оформлен неправильно (отсутствуют подписи, печати и т. п.) или вообще отсутствует, то такие расходы не могут быть учтены в себестоимости ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
© 2009 Все права защищены. |