| ||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудит учета основных средствЧто касается взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то их платят только с вознаграждений за работу, выполненную по трудовому или гражданско-правовому договору. Но когда гражданин сдает в аренду свое имущество, он никаких работ не выполняет. Значит, объекта обложения данными взносами также нет. Совсем недавно это подтвердил и ВАС РФ в постановлении от 22 июля 2003 г. № 3089/03. Нередко у бухгалтеров возникают сложности при отражении в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а потом сдала в аренду, то его надо продолжать учитывать в составе основных средств. Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотных активы». А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку: Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «приобретение основных средств» - принят к учету предмет лизинга. Когда предмет лизинга передается лизингополучателю, то эта операция отражается у лизингодателя такой записью: Д 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - передано имущество в лизинг. Амортизацию начисляют по лизинговому имуществу так же, как и по основным средствам. Д 20 (23, 26…) - К 02 - начислена амортизация за текущий месяц. Договором лизинга может быть предусмотрено ускоренное начисление амортизации, однако некоторые бухгалтеры применяют тот метод амортизации, который установлен для основных средств учетной политикой. Отсюда неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете сумм начисленной амортизации. Как правильно погашать стоимость основного средства ускоренным методом, покажем на примере. Пример 18 В июле 2004 года ОАО «Стройтехинвест» обратилось в лизинговую компанию ООО «Перфектум», чтобы взять в лизинг строительный кран. В этом же месяце лизинговая компания купила кран в представительстве завода-изготовителя за 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.) и передала его ОАО «Стройтехинвест». Договором лизинга предусмотрено, что ООО «Перфектум», передав кране ОАО «Стройтехинвест», продолжает учитывать его на своем балансе. В соответствии с Классификацией основных средств кран относится к третьей амортизационной группе. Поэтому бухгалтер ООО 2Перфектум» установил, что срок полезного использования крана – три года. Согласно учетной политике ООО «Перфектум» для целей бухгалтерского учета амортизирует основные средства линейным методом. Таким образом, сумма ежемесячной амортизации составила: (3 540 000 руб. – 540 000 руб.) : 3 года : 12 мес. = 83 333,33 руб. Договором лизинга предусмотрена ускоренная амортизация крана. Коэффициент ускорения равен 3. Поэтому начиная с августа 2004 года бухгалтер ООО «Перфектум» ежемесячно начислял такую сумму амортизации: 83 333,33 руб. * 3 = 249 999,99 руб. В учете ООО «Перфектум» сделаны такие проводки. В июле 2004 года: Д 08 субсчет «Приобретение основных средств» - К 60 - 3 000 000 руб. – получен строительный кран; Д 19 - К 60 - 540 000 руб. – отражен «входной» НДС; Д 60 - К 51 - 3 540 000 руб. – оплачен строительный кран; Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств» - 3 000 000 руб. – принят к учету строительный кран; Д 68 субсчет «расчеты с бюджетом по НДС» - К 19 - 540 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС; Д 03 субсчет «Основные средства, переданные в лизинг» - К 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - 3 540 000 руб. –передан кран в лизинг. В августе 2004 года: Д 20 - К 02 субсчет «Износ предметов лизинга» - 249 999,99 руб. – начислена амортизация крана. Если предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена – это сумма, которую он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей – собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Так вот, вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.). Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления. А это, к сожалению, невыгодно. Напомним, что в соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01 амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было принято к учету. Пример 19 В июле 2004 года ООО «Вариус» взяло в лизинг грузовой автомобиль «КамАЗ». Его выкупная цена равна 7 080 000 рублей (в том числе НДС – 1 080 000 руб.). В соответствии с договором лизинга право собственности на автомобиль переходит к ООО «Вариус» через 4 года. Автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя. Бухгалтер ООО «Вариус» оприходовал «КамАЗ» по стоимости, установленной в договоре: Д 08 субсчет «приобретение основных средств по договору лизинга» - К 60 субсчет «Обязательства по договору лизинга» - 6 000 000 руб. (7 080 000 – 1 080 000) – отражена первоначальная стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга; Д 19 - К 60 субсчет «обязательства по договору лизинга» - 1 080 000 руб. – отражен НДС с выкупной цены автомобиля, полученного по договору лизинга; Д 01 субсчет «Лизинговое имущество» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств по договору лизинга» - 6 000 000 руб. – введен в эксплуатацию автомобиль, полученный по договору лизинга. Поскольку автомобиль был введен в эксплуатацию в июле 2004 года, с августа бухгалтер ООО «Вариус» начисляет амортизацию. В учетной политике для целей бухгалтерского учета сказано, что амортизация начисляется линейным методом. Срок полезного использования автомобиля – 10 лет. Коэффициент ускоренной амортизации, предусмотренный договором лизинга, равен 2,5. Таким образом, ежемесячно бухгалтер ОО «Вариус» будет начислять по автомобилю такую амортизацию: 6 000 000 руб. : 10 лет : 12 мес. * 2,5 = 125 000 руб. Эта операция отражается такой проводкой: Д 20 - К 02 субсчет «Амортизация основных средств, полученных в лизинг» - 125 000 руб. – начислена амортизация по предмету лизинга. Право собственности на автомобиль перейдет к ООО «Вариус» в августе 2008 года. К этому времени автомобиль будет полностью самортизирован. Бухгалтер ООО «Вариус» сделает в учете такие проводки: Д 01 субсчет «Собственные основные средства» - К 01 субсчет «Лизинговое имущество» - 6 000 000 руб. – перешло право собственности на автомобиль к лизингополучателю; Д 02 субсчет «амортизация основных средств, полученных в лизинг» - К 01 субсчет «Амортизация собственных основных средств» - 6 000 000 руб. (125 000 руб. * 4 года * 12 мес.) – отражена амортизация, начисленная по автомобилю. А теперь оформим наши ошибки в виде таблицы и в сопоставлении с предпосылками составления бухгалтерской отчетности.
|
Предпосылки подготовки финансовой отчетности
|
Типовые ошибки
|
Аудиторские процедуры
|
1
|
2
|
3
|
А) существование (реальность)
|
Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют.
|
Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным.
|
B) права и обязанности
|
ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании; неверное отнесение объекта к ОС
|
Инспектирование. Аудитор изучает договоры купли-продажи ОС, товарно-сопроводительную и расчетную документацию, документы, разрешающие использование земельных участков.
|
C) возникновение
|
В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было
|
Подтверждение. Аудитор получает подтверждение от поставщика о величине и дате возникновения кредиторской задолженности
|
d) полнота
|
Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете.
|
Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств
|
е) оценка
|
Неправильно сформирована первоначальная стоимость; неправильно произведена переоценка ОС; расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесены.
|
Пересчет первоначальной стоимости исходя из всех затрат на приобретение или доработку.
|
f) точность
|
Арифметические ошибки при отражении операций с ОС, неправильное отнесение сумм дооценки ОС, амортизация начисляется неверным способом, неправильно определен срок полезного использования.
|
Пересчет операций по отражению ОС, просмотр корреспонденции необычных операций, особое внимание переоценке ОС.
|
j) представление
|
Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс, суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают.
|
Прослеживание определенных документов: форма №1-форма№5-главная книга |
3.2.Рекомендации по устранению выявленных нарушений
Выявленные нарушения и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложения и соблюдение законодательства
Нормативные документы, устанавливающие порядок
Характер выявленных нарушений
Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства
ГК РФ – глава 34;ст. 252 НК РФ; Постановление ВАС РФ в от 22 июля 2003 г. № 3089/03.
Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют.
Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса. По ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.
ПБУ 6/01
ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании.
Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.
Постановление Правительства РФ № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»; ПБУ 6/01
Неверное отнесение объекта к ОС
По ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.
План счетов с Инструкцией по его применению, ПБУ 6/01.
В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было.
Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.
План счетов с Инструкцией по его применению, ПБУ 6/01.
Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете.
Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.
ПБУ 6/01.
Неправильно сформирована первоначальная стоимость.
Ст.122 НК РФ – 20% от неуплаченной суммы налога (если умышленно, то 40 %).
п. 15 ПБУ 6/01; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Неправильно произведена переоценка ОС.
Подтверждение достоверности соответствующих строк баланса скорее всего возможно, но обязательно надо правильно перепровести переоценку.
ПБУ 6/01; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Неправильное отнесение сумм дооценки ОС.
Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно.
ПБУ 6/01
Расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесена.
Ст.122 НК РФ – 20% от неуплаченной суммы налога (если умышленно, то 40 %).
ПБУ 6/01
Арифметические ошибки при отражении операций с ОС.
Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно.
НК РФ; ПБУ 6/01;
Письмо Минфина РФ № 04-02-05/2/81 «О применении повышающего и понижающего коэффициентов при начислении амортизации в бухгалтерском учете»
Амортизация начисляется неверным способом
Ст. 120 НК РФ: 5000 руб. (больше 1 налогового периода – 15 000 руб.)
Постановление Правительства РФ № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
Неправильно определен срок полезного использования
Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно, доначислить либо уменьшить суммы.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс.
Ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.
ПБУ 4/99; ПБУ 6/01.
Суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают.
Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно
В таблице представлены далеко не все ошибки, но самые характерные из особо употребляемых представлены.
Порядок исправления ошибок
Как устранить технические ошибки в учете основных средств
Внесение исправлений в налоговые декларации производится в соответствии со статьей 54 налогового кодекса РФ. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
В практической деятельности бухгалтерами допускаются также технические ошибки при использовании программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета. Это ошибки, возникающие при вводе информации в программу, а также в процессе обработки, хранения и передачи данных, например: бухгалтером ошибочно дважды введен один и тот же первичный документ, и соответственно дважды отражена в бухгалтерском учете одна и та же хозяйственная операция.
Технические ошибки допускаются также при формировании показателей бухгалтерской отчетности. При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках. Это, например, непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств (п. 12 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).
Некоторые фирмы неправильно отражают эти показатели со знаком «минус». В соответствии с пунктом 5 приказа № 67н в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы отчетности организации не включаются.
Если бухгалтер включает в формы бухгалтерской отчетности строки, графы, по которым отсутствует информация, а затем ставит прочерк по этим показателям, то эта ошибка будет являться технической.
Если неверно оформлены первичные документы
Ошибки, допускаемые при составлении первичных документов, являются методологической ошибкой в бухгалтерском учете.
Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет.
Первичные документы должны иметь юридическую силу, то есть содержать ряд обязательных реквизитов. Обязательные реквизиты предусмотрены пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Это:
-наименование документа (формы);
- дата составления;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Как правильно исправить ошибку в документе? Процесс исправления ошибок достаточно трудоемкий: зачеркивается неверный текст или сумма (одной чертой, чтобы можно было прочитать зачеркнутое) и рядом с зачеркнутой делается верная запись; около внесенных исправлений или на полях документа пишется «Исправлено на …» (где полностью воспроизводится текст вновь сделанной записи). Лицо, внесшее исправление, подписывается под этой записью и ставит дату исправления. Обязательно под исправительной записью еще раз подписываются все лица, которые изначально подписали документ.
Не допускается оформление операций, противоречащих законодательству. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно, то сразу по ее завершении.
Первичные документы обычно оформляют на типовых бланках. Для большинства хозяйственных операций такие бланки разработаны Госкомстатом России. Эти бланки называют унифицированными формами. А если для какой-то хозяйственной операции типовой бланк не предусмотрено, организация может разработать его сама.
Что касается первичных документов по учету основных средств, предусмотренных разделом 1 Методических указаний по учету основных средств, то организация может самостоятельно разработать и утвердить формы применяемых первичных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов ОС (п.5), а могут применяться и унифицированные форма (п.7).
В качестве первичных учетных документов могу применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Какова ответственность за нарушение правил оформления первичных документов?
Если организация не оформила необходимой первичный документ и этот факт обнаружила налоговая инспекция при проверке, то на организацию могут быть наложены штрафные санкции.
Организацию могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Напомним: все эти объекты предприятие обязано отражать в учете (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). Так вот, если фирма ошибалась в течение одного налогового периода, то ее оштрафуют на 5000 руб. Об этом говорится в пункте 1 статьи 120 НК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
© 2009 Все права защищены. |