реферат, рефераты скачать
 

Аудит учета основных средств


Что касается взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то их платят только с вознаграждений за работу, выполненную по трудовому или гражданско-правовому договору. Но когда гражданин сдает в аренду свое имущество, он никаких работ не выполняет. Значит, объекта обложения данными взносами также нет. Совсем недавно это подтвердил и ВАС РФ в постановлении от 22 июля 2003 г. № 3089/03.

Нередко у бухгалтеров возникают сложности при отражении в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а потом сдала в аренду, то его надо продолжать учитывать в составе основных средств.

Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотных активы». А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:

Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг»  -  К 08 субсчет «приобретение основных средств» - принят к учету предмет лизинга.

Когда предмет лизинга передается лизингополучателю, то эта операция отражается у лизингодателя такой записью:

Д 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг»   -  К 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - передано имущество в лизинг.

Амортизацию начисляют по лизинговому имуществу так же, как и по основным средствам.

Д 20 (23, 26…)  -  К 02   -   начислена амортизация за текущий месяц.

Договором лизинга может быть предусмотрено ускоренное начисление амортизации, однако некоторые бухгалтеры применяют тот метод амортизации, который установлен для основных средств учетной политикой. Отсюда неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете сумм начисленной амортизации. Как правильно погашать стоимость основного средства ускоренным методом, покажем на примере.

Пример 18

В июле 2004 года ОАО «Стройтехинвест» обратилось в лизинговую компанию ООО «Перфектум», чтобы взять в лизинг строительный кран. В этом же месяце лизинговая компания купила кран в представительстве завода-изготовителя за 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.) и передала его ОАО «Стройтехинвест». Договором лизинга предусмотрено, что ООО «Перфектум», передав кране ОАО «Стройтехинвест», продолжает учитывать его на своем балансе.

В соответствии с Классификацией основных средств кран относится к третьей амортизационной группе. Поэтому бухгалтер ООО 2Перфектум» установил, что срок полезного использования крана – три года. Согласно учетной политике ООО «Перфектум» для целей бухгалтерского учета амортизирует основные средства линейным методом. Таким образом, сумма ежемесячной амортизации составила:

(3 540 000 руб. – 540 000 руб.) : 3 года : 12 мес. = 83 333,33 руб.

Договором лизинга предусмотрена ускоренная амортизация крана. Коэффициент ускорения равен 3. Поэтому начиная с августа 2004 года бухгалтер ООО «Перфектум» ежемесячно начислял такую сумму амортизации:

83 333,33 руб. * 3 = 249 999,99 руб.

В учете ООО «Перфектум» сделаны такие проводки.

В июле 2004 года:

Д 08 субсчет «Приобретение основных средств»  -  К 60   -   3 000 000 руб. – получен строительный кран;

Д 19  -  К 60   -   540 000 руб. – отражен «входной» НДС;

Д 60  -  К 51   -   3 540 000 руб. – оплачен строительный кран;

Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг»  -  К 08 субсчет «Приобретение основных средств»   -   3 000 000 руб. – принят к учету строительный кран;

Д 68 субсчет «расчеты с бюджетом по НДС»  -  К 19   -   540 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС;

Д 03 субсчет «Основные средства, переданные в лизинг» - К 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг»   -   3 540 000 руб. –передан кран в лизинг.

В августе 2004 года:

Д 20  -  К 02 субсчет «Износ предметов лизинга»   -   249 999,99 руб. – начислена амортизация крана.

Если предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена – это сумма, которую он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей – собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Так вот, вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.).

Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления. А это, к сожалению, невыгодно.

Напомним, что в соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01 амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было принято к учету.

Пример 19

В июле 2004 года ООО «Вариус» взяло в лизинг грузовой автомобиль «КамАЗ». Его выкупная цена равна 7 080 000 рублей (в том числе НДС – 1 080 000 руб.). В соответствии с договором лизинга право собственности на автомобиль переходит к ООО «Вариус» через 4 года. Автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя.

Бухгалтер ООО «Вариус» оприходовал «КамАЗ» по стоимости, установленной в договоре:

Д 08 субсчет «приобретение основных средств по договору лизинга»  -  К 60 субсчет «Обязательства по договору лизинга»   -   6 000 000 руб. (7 080 000 – 1 080 000) – отражена первоначальная стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга;

Д 19  -  К 60 субсчет «обязательства по договору лизинга»   -   1 080 000 руб. – отражен НДС с выкупной цены автомобиля, полученного по договору лизинга;

Д 01 субсчет «Лизинговое имущество»  -  К 08 субсчет «Приобретение основных средств по договору лизинга»   -   6 000 000 руб. – введен в эксплуатацию автомобиль, полученный по договору лизинга.

Поскольку автомобиль был введен в эксплуатацию в июле 2004 года, с августа бухгалтер ООО «Вариус» начисляет амортизацию. В учетной политике для целей бухгалтерского учета сказано, что амортизация начисляется линейным методом. Срок полезного использования автомобиля – 10 лет. Коэффициент ускоренной амортизации, предусмотренный договором лизинга, равен 2,5.

Таким образом, ежемесячно бухгалтер ОО «Вариус» будет начислять по автомобилю такую амортизацию:

6 000 000 руб. : 10 лет : 12 мес. * 2,5 = 125 000 руб.

Эта операция отражается такой проводкой:

Д 20  -  К 02 субсчет «Амортизация основных средств, полученных в лизинг»   -   125 000 руб. – начислена амортизация по предмету лизинга.

Право собственности на автомобиль перейдет к ООО «Вариус» в августе 2008 года. К этому времени автомобиль будет полностью самортизирован. Бухгалтер ООО «Вариус» сделает в учете такие проводки:

Д 01 субсчет «Собственные основные средства»  -  К 01 субсчет «Лизинговое имущество»   -   6 000 000 руб. – перешло право собственности на автомобиль к лизингополучателю;

Д 02 субсчет «амортизация основных средств, полученных в лизинг»  -  К 01 субсчет «Амортизация собственных основных средств»   -   6 000 000 руб. (125 000 руб. * 4 года * 12 мес.) – отражена амортизация, начисленная по автомобилю.

А теперь оформим наши ошибки в виде таблицы и в сопоставлении с предпосылками составления бухгалтерской отчетности.


Предпосылки подготовки финансовой отчетности

Типовые ошибки

Аудиторские процедуры

1

2

3

А) существование (реальность)

Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют.

Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным.

B) права и обязанности

ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании; неверное отнесение объекта к ОС

Инспектирование.  Аудитор изучает договоры купли-продажи ОС, товарно-сопроводительную и расчетную документацию, документы, разрешающие использование земельных участков.

C) возникновение

В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было

Подтверждение.  Аудитор получает подтверждение от поставщика о величине и дате возникновения  кредиторской задолженности

d) полнота

Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете.

Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС

Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств


е) оценка

Неправильно сформирована первоначальная стоимость; неправильно произведена переоценка ОС; расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесены.

Пересчет первоначальной стоимости исходя из всех затрат на приобретение или доработку.

f) точность

Арифметические ошибки при отражении операций с ОС, неправильное отнесение сумм дооценки ОС, амортизация начисляется неверным способом, неправильно определен срок полезного использования.

Пересчет операций по отражению ОС, просмотр корреспонденции необычных операций, особое внимание переоценке ОС.

j) представление

Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс, суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают.

Прослеживание определенных документов: форма №1-форма№5-главная книга








3.2.Рекомендации по устранению выявленных нарушений

Выявленные нарушения и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложения и соблюдение законодательства


Нормативные документы, устанавливающие порядок

Характер выявленных нарушений

Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства

ГК РФ – глава 34;ст. 252 НК РФ; Постановление  ВАС РФ в от 22 июля 2003 г. № 3089/03.


Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют.

Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса. По ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.

ПБУ 6/01

ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании.

Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.

Постановление Правительства РФ № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»; ПБУ 6/01

Неверное отнесение объекта к ОС

По ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.

План счетов с Инструкцией по его применению, ПБУ 6/01.

В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было.

Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.

План счетов с Инструкцией по его применению, ПБУ 6/01.

Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете.

Невозможность подтверждения достоверности соответствующих строк баланса.

ПБУ 6/01.

Неправильно сформирована первоначальная стоимость.

Ст.122 НК РФ – 20% от неуплаченной суммы налога (если умышленно, то 40 %).

п. 15 ПБУ 6/01; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Неправильно произведена переоценка ОС.

Подтверждение достоверности соответствующих строк баланса скорее всего возможно, но обязательно надо правильно перепровести переоценку.

ПБУ 6/01; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Неправильное отнесение сумм дооценки ОС.

Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно.

ПБУ 6/01

Расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесена.

Ст.122 НК РФ – 20% от неуплаченной суммы налога (если умышленно, то 40 %).

ПБУ 6/01

Арифметические ошибки при отражении операций с ОС.

Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно.

НК РФ; ПБУ 6/01;

Письмо Минфина РФ № 04-02-05/2/81 «О применении повышающего и понижающего коэффициентов при начислении амортизации в бухгалтерском учете»

Амортизация начисляется неверным способом

Ст. 120 НК РФ: 5000 руб. (больше 1 налогового периода – 15 000 руб.)

Постановление Правительства РФ № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

Неправильно определен срок полезного использования

Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно, доначислить либо уменьшить суммы.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс.

Ст. 15.11 КоАП – на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.

ПБУ 4/99; ПБУ 6/01.

Суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают.

Финансовых санкций не будет, исправление ошибки обязательно

В таблице представлены далеко не все ошибки, но самые характерные из особо употребляемых представлены.


Порядок исправления ошибок


Как устранить технические ошибки в учете основных средств


Внесение исправлений в налоговые декларации производится в соответствии со статьей 54 налогового кодекса РФ. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

В практической деятельности бухгалтерами допускаются также технические ошибки при использовании программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета. Это ошибки, возникающие при вводе информации в программу, а также в процессе обработки, хранения и передачи данных, например: бухгалтером ошибочно дважды введен один и тот же первичный документ, и соответственно дважды отражена в бухгалтерском учете одна и та же хозяйственная операция.

Технические ошибки допускаются также при формировании показателей бухгалтерской отчетности. При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках. Это, например, непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств (п. 12 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Некоторые фирмы неправильно отражают эти показатели со знаком «минус». В соответствии с пунктом 5 приказа № 67н в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы отчетности организации не включаются.

Если бухгалтер включает в формы бухгалтерской отчетности строки, графы, по которым отсутствует информация, а затем ставит прочерк по этим показателям, то эта ошибка будет являться технической.

Если неверно оформлены первичные документы

Ошибки, допускаемые при составлении первичных документов, являются методологической ошибкой в бухгалтерском учете.

Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет.

Первичные документы должны иметь юридическую силу, то есть содержать ряд обязательных реквизитов. Обязательные реквизиты предусмотрены пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Это:

-наименование документа (формы);

- дата составления;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Как правильно исправить ошибку в документе? Процесс исправления ошибок достаточно трудоемкий: зачеркивается неверный текст или сумма (одной чертой, чтобы можно было прочитать зачеркнутое) и рядом с зачеркнутой делается верная запись; около внесенных исправлений или на полях документа пишется «Исправлено на …» (где полностью воспроизводится текст вновь сделанной записи). Лицо, внесшее исправление, подписывается под этой записью и ставит дату исправления. Обязательно под исправительной записью еще раз подписываются все лица, которые изначально подписали документ.

Не допускается оформление операций, противоречащих законодательству. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно, то сразу по ее завершении.

Первичные документы обычно оформляют на типовых бланках. Для большинства хозяйственных операций такие бланки разработаны Госкомстатом России. Эти бланки называют унифицированными формами. А если для какой-то хозяйственной операции типовой бланк не предусмотрено, организация может разработать его сама.

Что касается первичных документов по учету основных средств, предусмотренных разделом 1 Методических указаний по учету основных средств, то организация может самостоятельно разработать и утвердить формы применяемых первичных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов ОС (п.5), а могут применяться и унифицированные форма (п.7).

В качестве первичных учетных документов могу применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Какова ответственность за нарушение правил оформления первичных документов?

Если организация не оформила необходимой первичный документ и этот факт обнаружила налоговая инспекция при проверке, то на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

Организацию могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Напомним: все эти объекты предприятие обязано отражать в учете (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). Так вот, если фирма ошибалась в течение одного налогового периода, то ее оштрафуют на 5000 руб. Об этом говорится в пункте 1 статьи 120 НК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.