реферат, рефераты скачать
 

Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии в Казахстане


Счет 204 «Тара и тарные материалы». Тара предназначена для хранения, упаковки и сохранения качества товарно-материальных запасов (мешки, ящики, коробки и др.). Различают два основных вида тары - инвентарную и неинвентарную. В зависимости от сроков службы инвентарная тара учитывается либо в составе основных средств предприятия, либо в составе запасов. Неинвентарная тара учитывается в составе запасов и предназначается для упаковки готовой продукции. На счете 204 отражаются операции, связанные с наличием и движением всех видов тары, кроме используемой как хозяйственный инвентарь, и тары, обладающей признаками основных средств.

Предприятия, занимающиеся снабжением, сбытом и торговлей, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 222 «Товары».

Счет 205 «Запасные части». На этом счете отражаются операции, связанные с наличием и движением приобретаемых или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для проведения ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и другие, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Счет 206 «Прочие материалы». На этом счете учитывается наличие и движение возвратных отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и др.), материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы предприятием как материалы, топливо или запасные части (металлолом, утильсырье), изношенных шин, утильной резины и другие.

Счет 207 «Материалы, переданные в переработку». На этом счете учитывается наличие и движение материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий.

Счет 208 «Строительные материалы» используется предприятиями-застройщиками. На этом счете отражаются операции, связанные с наличием и движением материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие товарно-материальные запасы, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и др.).

К каждому счету предприятие может открыть субсчета и аналитические счета по учету материалов. Кроме балансовых счетов предприятие может использовать забалансовые счета.

По каждому счету любой хозяйствующий субъект при разработке учетной политики может предусмотреть необходимое количество субсчетов и аналитических счетов в разрезе групп и подгрупп по учету материалов.

В синтетическом учете товарно-материальные запасы отражают по их фактической себестоимости, а в аналитическом учете  - по твердым учетным ценам. [8]

Одним из важнейших вопросов учета запасов является их оценка. Сопоставление и сведение в едином балансе разных объектов учета возможно с помощью такого метода бухгалтерского учета, как оценка. Оценка - это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и включаться в баланс и в отчет о доходах и расходах.

В Стандартах бухгалтерского учета рекомендовано применять следующие методы оценки материальных запасов: метод специфической (сплошной) идентификации, метод средневзвешенной стоимости, метод оценки запасов по ценам первых покупок («ФИФО»), метод оценки запасов по ценам последних покупок («ЛИФО»). В переводной литературе используют аббревиатуру «ФИФО», «ЛИФО», в то же время носители языка произносят "Файфо" и "Лайфо". Рассмотрим смысл этих методов оценки на приведенных ниже примерах.[6]

Таблица 1 - Сведения о наличии и движении материальных ценностей на субъекте за май

Показатели

Количество, шт

Цена, тенге

 

Сумма, тенге

Остаток на 1 мая

1000

20-00

20000

Приобретено в мае:

1 партия

 

200

 

21-00

 

4200

2 партия

300

23-00

6900

3 партия

600

20-00

12000

4 партия

200

22-00

4400

ИТОГО по приходу

1300

X

27500

ИТОГО с остатком

2300

Средняя цена 20-65

47500

Остаток на 1 нюня

900

X

Х

Источник: Радостовец В.К., Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии: Изд. 3. доп и переработ.- Алматы: Центраудит- Казахстан, 2002.


Метод специфической (сплошной) идентификации. Этот метод применяется в тех случаях, если есть возможность четко организовать партийный учет запасов. Предполагается, что по каждой единице товара можно установить, например, что они состоят из 300 единиц, имевшихся на 1 мая, по 20 тенге на сумму 6000 тенге, 100 единиц из первой партия по цене 21 тенге на сумму 2100 тенге, 300 единиц из третьей партии по цене 20 тенге на сумму 6000 тенге и 200 единиц из четвертой партии по цене 22 тенге на сумму 4400 тенге. Тогда общая стоимость остатка составит 18500 тенге (6000 + 2100 + 6000 + 4400). Следовательно, стоимость израсходованных за месяц материалов составит 29000 тенге (47500 - 18500).

Метод средневзвешенной стоимости. При этом методе предполагается, что стоимость материальных запасов — это средняя стоимость имеющихся в наличии запасов на начало месяца (периода) плюс стоимость поступивших в течение этого месяца (периода). В нашем примере, средняя стоимость единицы материала составит 20 тенге 65 тиын (47500 : 2300); израсходованных в течение месяца материалов – 28913 тенге (2300 - 900 = 1400; 1400 * 20 65); остатка 18587 тенге (900 * 20 - 65).

Метод «ФИФО» — метод оценки запасов ни ценам первых покупок. Этот метод основан на предположении, что фактическая себестоимость запасов, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к израсходованным материалам. Себестоимость запасов на конец месяца относится к последним поставкам, а их выбытие к более ранним поставкам. В нашем примере, остаток запасов на конец месяца в количестве 900 единиц будет оценен: четвертая партия 200 единиц по 22 тенге на сумму 4400 тенге, третья партия 600 единиц по цене 20 тенге на сумму 12000 тенге, 100 единиц из второй партии по 23 тенге на сумму 2300 тенге, а всего на сумму 18700 тенге. Расход запасов в количестве 1400 единиц (2300-900) будет оценен на сумму 28800 тенге 47500-18700).

Метод «ЛИФО» — метод оценки запасов по ценам последних покупок. Данный метод базируется на той предпосылке, что себестоимость запасов, приобретенных последними, используется для определения стоимости запасов, израсходованных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец месяца (периода) рассчитывается по себестоимости запасов, приобретенных первыми. В нашем примере, остаток на конец месяца в количестве 900 единиц будет оценен по цене остатка на начало месяца (20 тенге) на сумму 18000 тенге. Расход материалов за месяц — 29500 тенге (47500 - 18000). [6]

Произведем сопоставление данных при применении различных методов оценки запасов в таблице 2.

Таблица 2 – сопоставление данных при применении различных методов.

Показатели

Метод специфической (сплошной) идентификации

Метод средней стоимости

Метод-«ФИФО»

Метод- «ЛИФО»

1

2

3

4

5

Расход запасов:

количество единиц

1400

1400

1400

1400

стоимость, тенге

29000

28910

28800

29500

Остаток запасов на конец месяца:





количество единиц

900

900

900

900

стоимость, тенге

18500

18585

1700

18000

Источник: Радостовец В.К., Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии: Изд. 3. доп и переработ.- Алматы: Центраудит- Казахстан, 2002. .[6]


Оценка материальных запасов и суммы транспортно-заготовительных расходов непосредственно влияют на размер валового дохода через себестоимость реализованной продукции, а следовательно, и на величину подоходного налога с юридических лиц. Поэтому правильность применения оценки материальных запасов контролируется налоговыми органами.

Материальная ответственность представляет собой правовые отношения между предприятием и его работниками, которое обязывает их возмещать ущерб, возникающий вследствие недостачи, порчи, хищения ценностей в результате неправильных действий или бездействия работников, повлекших за собой возникновение ущерба.

В связи с тем, что работники складского хозяйства являются материально ответственными лицами, они обязаны обеспечивать сохранность и предупреждать хищения, вверенных им товаров.

Договор о материальной ответственности представляет собой двустороннее соглашение, по которому стороны берут на себя определенные обязательства и имеют возможность требовать друг от друга выполнения принятых пунктов договора. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается, с одной стороны – администрацией, с другой - материально ответственным лицом. Первый экземпляр хранится у администрации, второй - у материально ответственного лица. Все изменения должны быть внесены в оба экземпляра договора. Договор вступает в силу со дня его подписания и действует весь период работы материально ответственного лица.

В договоре о материальной ответственности следует оговорить условия труда, порядок ведения учета и представления отчетности в бухгалтерию, мероприятия по обеспечению сохранности ценностей и порядок возмещения причиненного ущерба. Договор о материальной ответственности может быть расторгнут по инициативе сторон в случае несоблюдения любой из них своих обязательств.

Перемещение материально ответственных работников (перевод, увольнение, уход в отпуск и возвращение из отпуска, продолжительная болезнь и т.п.) обязательно сопровождается инвентаризацией ценностей.

В случае не обеспечения сохранности ценностей материально ответственные лица привлекаются к ответственности. Основанием для этого являются данные инвентаризационной описи и письменное объяснение материально ответственного лица о причине образования ущерба. Ущерб должен быть возмещен добровольно. При отказе от добровольного возмещения споры разрешаются через суд.

Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине хозяйствующему субъекту, в случаях, когда:

·          между работником и субъектом заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

·          имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

·          ущерб причинен действиями работников, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

·          ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, товаров, полуфабрикатов, изделий (продукции).

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), в результате которого причинен ущерб хозяйствующему субъекту.

У материально ответственных лиц, осуществляющих хранение материальных ценностей, должны быть:

·          инструкции по приемке, хранению, отпуску и учету материальных ценностей, утвержденные руководителем субъекта;

·          номенклатура-ценник материалов (товаров), находящихся в обращении на данном складе;

·          нормы запаса материалов, отклонения от которых должны сообщаться службе маркетинга;

·          список должностных лиц, которым предоставлено право затребовать и разрешить отпуск материалов, с образцами их подписей;

·          список должностных лиц, которые обязаны входить в состав комиссий по приемке материальных ценностей;

·          список материалов (товаров), которые должны приниматься при обязательном участии комиссии;

·          график работы склада;

·          сроки поверки весов и измерительных приборов.[11]

Под движением запасов понимается их поступление, перемещение внутри предприятия и выбытие. Источниками поступления и причины выбытия товарно-материальных запасов бывают самые различные. Это можно увидеть на рисунке 1.[9]

 




















Рисунок 1. – Движение запасов.

 


Первичные документы по движению товарно-материальных запасов играют важную роль в организации материального учета. Документальное оформление всех происходящих в предприятии хозяйственных операций, связанных с движением товарно-материальных запасов, позволяет организовать систематический контроль за сохранностью на складах и у материально-ответственных лиц. Рационально разработанная первичная документация и схема документооборота по учету запасов дают возможность получать необходимую информацию для оперативного руководства компанией и осуществлять как предварительный, так и последующий контроль за их использованием.

Первичные документы по движению запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все необходимые реквизиты. В соответствии с СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31.12.1997 г. № 455 (с изменениями от 11.03.2003 г. № 101) формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В настоящее время действуют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. № 128.

Товарно-материальные запасы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих запасы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства. Для выполнения работ, оказания услуг или производства продукции предприятия определяют потребность в товарно-материальных ресурсах и приобретают их или производят. На поставку необходимых запасов предприятие заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам.

Контроль над выполнением заключенных договоров поставки, за своевременностью поступления и оприходования товарно-материальных запасов осуществляется в крупных предприятиях отделом снабжения (маркетинга), в предприятиях среднего и малого бизнеса - менеджером по снабжению (маркетингу). Уполномоченные лица ведут оперативный учет выполнения договоров поставки: выполнение условий договора по ассортименту запасов, их количеству, цене, срокам отгрузки и прочее. Бухгалтер предприятия осуществляет контроль над организацией данного оперативного учета.

С товарно-материальными запасами поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, квитанции к железнодорожной накладной, сертификаты, спецификации, качественные удостоверения и другое, которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки запасов.

Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого экспедитор получает в бухгалтерии предприятия доверенность заполненную учетным работником.

Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному) (ст. 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Предприятия могут использовать следующие формы, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19 марта 2004 г. № 128 «Об утверждении типовых форм первичных документов»:

а) типовая форма № ТМЗ-1 с корешком, на котором производятся записи по выдаче и использованию доверенности с соответствующими реквизитами;

б) типовая форма № ТМЗ-1а, которая предусматривает ведение заранее пронумерованного и прошнурованного журнала учета выданных доверенностей (типовая форма № ТМЗ-2). Журнал учета выданных доверенностей хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей.

Доверенность должна быть заполнена в соответствии с методическими рекомендациями от 16.03.1998 г. № 46 «О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенности». В соответствии с данным документом минимальными требованиями к реквизитам доверенности являются: срок действия; наименование и почтовый адрес потребителя; наименование и почтовый адрес плательщика (если потребитель и плательщик являются одним лицом, то по строке «Наименование плательщика» пишется «Он же»); расчетный счет; наименование банка плательщика; номер доверенности; дата выдачи; фамилия, имя и отчество поверенного; данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность поверенного; наименование поставщика; номер и дата накладной (другого заменяющего документа). Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером (или лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета) и заверяется печатью.

При выдаче доверенности следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных запасов записывается на оборотной стороне доверенности тогда, когда в документе на отпуск (контракте и т.п.) не приведены наименования и количество товарно-материальных запасов, подлежащих получению.

Поверенное лицо на следующий день после каждого получения товарно-материальных ценностей независимо от того, получены ли они по доверенности полностью или частями, представляет в бухгалтерию (или лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета) доверителя документы о выполнении поручений и о сдаче товарно-материальных ценностей на склад или соответствующему материально-ответственному лицу.

Поверенному лицу, которое не отчиталось в использовании доверенности по истечении срока, новые доверенности не выдаются. Срок действия выдаваемой доверенности устанавливается субъектом.

Неиспользованные доверенности возвращаются доверителю на следующий день по истечении срока доверенности. При возвращении неиспользованной доверенности в журнале учета выданных доверенностей или в корешке доверенности производится отметка «не использована» и хранится до конца отчетного периода у лица, ответственного за их выдачу и регистрацию. По окончании отчетного периода неиспользованные доверенности аннулируются.

Доверенность, независимо от срока действия, передается отправителю при первом отпуске товарно-материальных запасов. Поверенный вместе с доверенностью предъявляет и указанный в доверенности документ, удостоверяющий личность.

По окончании отпуска товарно-материальных запасов доверенность сдается в бухгалтерию (или лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета) вместе с документами на отпуск последней партии товарно-материальных запасов по доверенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.