реферат, рефераты скачать
 

Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии в Казахстане


Излишки, выявленные в ходе инвентаризации должны быть оприходованы по дебету счетов товарно-материальных ценностей и по кредиту счета 727 «Прочие доходы». Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет расчетов с виновными лицами (субсчет 334 «Прочие дебиторы»). Недостача товаров может быть отнесена на расходы, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.

При проверке полноты оприходования и правильности списания товарно-материальных ценностей аудитору следует знать, что для контроля операций приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками используется журнал-ордер №6, а при использовании электронно-вычислительных машин - машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи в журнале-ордере № 6 ведутся позиционным способом -  по каждому документу (счете-фактуре). Если при приемке материальных ценностей установлена недостача грузов в пути сверх норм естественной убыли или предъявлена претензия поставщику по сортности, комплектности и т.п., то на сумму недостачи (претензии) по дебету счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Выявленные при приемке излишки материалов приходуются обычной записью:

дебет счета 201 «Материалы»;

кредит счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

И показываются в журнале-ордере № 6 отдельными строками как неотфактурованные поставки. При проверке полноты оприходования товарно-материальных ценностей анализируются расчетные документы, поступающие от поставщиков: платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями. Прибывшие на предприятия товарно-материальные ценности должны своевременно приходоваться на склад или, если они сразу не переданы в производство, оформляться как поступившие на склад и отпущенные затем в производство, о чем в документах делаются специальные отметки. В этом случае работник склада подтверждает наличие и передачу товарно-материальных ценностей в производство. Как свидетельствует ревизионная практика иногда порядок передачи ценностей в производство, минуя склад, нарушается, что приводит к злоупотреблениям. [23]

Товарно-материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения. Приемка и оприходование товарно-материальных ценностей от поставщиков может оформляться приходными ордерами, выписываемыми на основании расчетных и других сопроводительных документов поставщиков, но на фактически принятое количество ценностей.

Особенно тщательно аудитор должен анализировать документы на списание материалов в производство и их нормирование. Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные (лимитные) карты. [22]

Если потребность в материалах нерегулярна, то их отпускают по требованию. Материальные ценности приходуются и отпускаются по весу, объему, площади или счету, а иногда учитываются в двух единицах измерения. При этом фактическим расходом материалов считается их потребление в процессе производства. Отпуск же материалов в цеховые кладовые следует рассматривать как перемещение материальных ценностей. Поэтому аудитор должен отметить как недостаток практику приемки материалов и отпуска в производство без взвешивания, замера, пересчета или без технических испытаний их качества. Нередко это приводит к образованию скрытых от учета излишков материальных ценностей. Синтетический учет использования материалов осуществляется в журналах-ордерах № 10. Записям в этих регистрах обычно предшествует группировка расходных документов по направлениям расходования материалов. Аудитору следует обращать внимание на постановку контроля за неотфактурованными поставками. Поступившие в отчетном месяце неотфактурованные материальные ценности, по которым поставщики не предъявили к оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере № 6 по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В следующем месяце по поступлении отчетов эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.

При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Сальдо на начало + Поступление – Расход = Сальдо на конец. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль – операция весьма трудоемкая.

Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычным варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.

Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: метод специфической (сплошной) идентификации; метод средневзвешенной стоимости; метод ФИФО; метод ЛИФО (рассматриваемые в параграфе 1.2).

По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.

Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации.

В аудиторской проверке необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах подраздела 20 «Материалы». Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 201 «Сырье и материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов (рассматриваемые в параграфе 1.2).

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.

Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.

Отражение в бухгалтером учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета товарно-материальных запасов проверяют с помощью подтверждения.

Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования товарно-материальных запасов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.

Операции, отраженные в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применять аналитические процедуры.

Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).

По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. № 10 и Главной книги.

Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части их отражения в балансе.

При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.

В качестве путей усовершенствования учета производственных запасов можно предложить: использование персонального компьютера; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.

В своей работе аудитор может столкнуться с проверкой фактов выпуска и реализации неучтенной продукции. Неучтенная продукция - фактически выпущенная и реализованная продукция, которая по бухгалтерским документам не значится выпущенной и реализованной. Для изготовления неучтенной продукции создаются излишки сырья. Это делается разными способами, например:

·          за счет занижения показателей сдатчиков продукции;

·          излишне списывается сырье сверх норм естественной убыли или заменяется сырье более ценное на менее ценное и др.

Подобные нарушения не только приводят к крупным хищениям денег и материальных ценностей, но и ухудшают качество выпускаемой продукции. На государственных предприятиях такие злоупотребления встречались довольно часто. Однако в настоящее время на акционерных и частных предприятиях продолжают выпускать неучтенную продукцию, поскольку с сумм, полученных от ее реализации не нужно платить налог государству и дивиденды акционерам. Аудитор может столкнуться с такого рода злоупотреблениями при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя и суда по находящимся в их производстве делам и материалам о нарушении законодательства или по просьбе годового собрания акционеров. Следует подчеркнуть, что это наиболее сложная в аудиторской практике работа.

На аудиторской фирме, как правило, работают специалисты в области учета и контроля. Между тем, для подтверждения выводов бухгалтерской ревизии, возникает необходимость в организации экспертиз и привлечения различного рода специалистов. Поэтому аудиторские фирмы могут привлекать для своей работы экспертов – специалистов, особенно при проведении аудиторских проверок по поручению следственных и судебных органов.

К наиболее характерным ошибкам по учету товарно-материальных ценностей можно отнести следующие:

·          не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);

·          неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;

·          не ведется аналитический учет движения товарно-материальных запасов  в бухгалтерии;

·          нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;

·          не проводится ежегодная инвентаризация товарно-материальных ценностей;

·          на складах хранится большое количество неиспользуемых товарно-материальных запасов;

·          неправильно производится списание товарно-материальных ценностей по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);

·          неверно ведется учет налога на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным запасам.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия следует производить по следующим направлениям:

во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. Упрощает учет и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по раскройным картам, комплектовочным ведомостям и др. В условиях применения персональных компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.

во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского учета материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о классификации производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего времени среди экономистов отсутствует единое мнение по организации учета тары. Нет единого подхода в начислении износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

в-третьих, следить за тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии. [22]

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

 

ТОО Алматинская строительная компания «Кайрат и К°» основана и учреждена по решению учредителей, в ноябре 1992 года.

В отрасли «Строительство» ТОО АСК «Кайрат и К°» выполняет полный комплекс работ, имеет лицензию на производство строительно-монтажных работ в сейсмических зонах. Выступая, как генеральный подрядчик по объектам строительства, привлекает самостоятельно субподрядчиков на отдельные виды работ.

Компания имеет на территории 3,5 Га:

·        промышленную базу, по выпуску железобетонных изделий, объем перерабатываемого бетона 6000 м³ в год;

·        цех по изготовлению широкого спектра строительных изделий на вибропрессующем оборудовании «Рифей-Универсал»

·        растворно-бетонный узел;

Предприятие имеет опыт в строительстве объектов социально-культурной сферы; жилья и производственных зданий и сооружений.

Являясь генеральным подрядчиком по строительству, в июле 1999 года ввели в действие объект «Здание Центральной Республиканской Мечети», на пересечении ул. Пушкина - Маметовой г. Алматы.

В 2002 году выиграли тендер, объявленный Департаментом государственных закупок г. Алматы по ремонту объектов социальной сферы

По результатам 2004-2005г.г. имеет положительный баланс.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год составила 886230 тенге.

Задолженности перед работниками предприятия по оплате труда нет.

Задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды нет.

Состав инженерно-технических работников представлен в составе сертифицированных специалистов высокой квалификации имеющих опыт работы: в строительстве, в производстве по выпуску железобетонных изделий и строительных материалов в виде сплитерных блоков, тротуарной плитки и других аналогичных изделий.

Компания имеет медицинский центр, организованный на базе цеховых врачей. Обеспечивает бесплатное лечение работников предприятия.

Основным видом деятельности является строительство, выпуск железобетонных изделий.

Компания имеет медицинский центр и кафе.

Партнеры представлены в следующих юридических лицах:

ТОО «Связьсервисстрой», ЗАО ПСТК «Бителеком», ТОО «Байланыс Туран», ОАО Темиржолы «Транстелеком», ОАО «Алматытелефонстрой», Кызылординское, Карагандинское, Павлодарское, Костанайское ОДТ АО «Казахтелеком», ТОО «Сакура», ТОО «Алонс».

Администрацией предприятия  заключены договора с такими контролирующими органами, как: Алматинский Государственный Центр стандартизации и метрологии, Районное и Городское Управление Санэпиднадзора.

На предприятии организована служба охраны труда и техники безопасности. Службой охраны труда производятся первичный и плановый инструктаж по технике безопасности при работе на всех участках производства, что обеспечивает безопасность жизни работников. В зонах рабочих мест такие вредные факторы, как шум и вибрация, находятся в пределах допустимых норм, что подтверждено лабораторными исследованиями Городской и Республиканской СЭС на тех участках, где это необходимо рабочим выдаются респираторы и наушники.


Рисунок 4. Структура управления предприятием
















Учетная политика предприятия:

ТОО Алматинская строительная компания «Кайрат и Ко» основана и учреждена по решению учредителей, в ноябре 1992 года, перерегистрирована, вследствии преобразования в товарищество с ограниниченной ответственностью в 2002 году.

Основным видом деятельности является строительство.

Форма собственности - частная.

Организация учетной работы.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется на основе:

·       закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

·       стандартов бухгалтерской отчетности;

·       методических рекомендаций к стандартам бухгалтерской отчетности;

·       указаний, инструкций, приказов по организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерами, принятыми по трудовому договору.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «Стандартами бухгалтерского учета», утвержденными постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.

В процессе хозяйственной деятельности формируется рабочий план счетов на основе Генерального плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. К основным счетам открываются подсчета.

На предприятии финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, т. е. доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены.

Учет основных средств.

Критерием отнесения материальных активов к основным средствам является срок службы данных активов в деятельности предприятия более - одного года. Основные средства поступают на предприятие в результате операций покупки. Приход оформляется приходной накладной стандартного типа. Основные средства на момент прихода отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, а в результате переоценки отражаются в  учете  и  отчетности  по  текущей  стоимости  (СБУ №6).  Для начисления амортизации применяется метод равномерного списания стоимости (СБУ №1). Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости, срока полезной службы и предельных норм амортизации, установленных Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Учет товарно-материальных запасов

Товарно-материальными запасами на предприятии являются активы в виде готовой продукции, товаров предназначенных для продажи в ходе деятельности предприятия. Приход товаров оформляется на основании счетов – фактур. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Себестоимость товарно-материальных запасов включает цену покупки, затраты на приобретение товаров, транспортные, расходы, и другие расходы, прямо связанные с приобретение товаров. Оценка себестоимости товарно-материальных запасов производится по средневзвешенной стоимости. Учет движения материальных ценностей на складе осуществляется сальдовым методом. Затраты списываются согласно нормам СНиП на фактически выполненные объемы работ. «Акт приемки выполненных и принятых строительно-монтажных работ» (справка ф.2, см. приложение),  по  выпуску  продукции  –  согласно   норм  по калькуляции (СБУ №7).

Учет денежных средств.

Движение денежных средств ведется в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При движении денежных средств в разрезе операционной деятельности применяется прямой метод (СБУ №4).

Труд и заработная плата.

Прием на работу, увольнения и предоставление отпусков сотрудникам предприятия производится на основании приказов, издаваемых руководителем предприятия. Также утверждено руководителем штатное расписание предприятия. Оплата труда сотрудников административно-управленческого персонала производится на основании должностных окладов, установленных штатным расписанием. Оплата труда рабочего персонала производится в соответствии установленных тарифов и объема выпущенной продукции. Основным документом по начислению заработной платы является расчетная ведомость, утвержденная руководителем предприятия. Начисление заработной платы отражается на счете 681 «Расчеты по оплате труда». Пенсионные взносы начисляются и перечисляются в негосударственные пенсионные фонды и признаются расходами в отчетный период, в течение которого работник работает у работодателя (СБУ №16).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.