В условиях рынка
предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в
договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению
коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна
подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать
финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым
аудитором.
Аудит - это
системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических
действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному
критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям.
Аудит может
проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Особое место среди
институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают
органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного
контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих
контрольные процедуры в интересах тех или иных групп пользователей
экономической информации. Контрольные процедуры осуществляются на предприятии с
целью эффективного управления, основой которого является контроль выполнения
всеми сотрудниками экономического субъекта своих обязанностей.
Объем
реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из
основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так
важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные
объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты
продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно
рассчитанных налогов.
Актуальность работы в том, что с увеличением объемов производства особую актуальность представляют вопросы правильности ведения бухгалтерского учета отгрузки и реализации готовой продукции, поскольку от правильного ведения выбранного организацией или предприятием метода признания выручки от реализации готовой продукции зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей, который наиболее значим на мой взгляд, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.
Цель курсовой
работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии отгрузки и реализации
готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение
финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования .
Задачами курсовой
являются:
-
изучение
положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения
финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
-
изучение
нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся
непосредственно к выбранной теме;
-
рассмотрение
реализации готовой продукции, как объекта финансово-хозяйственного контроля;
-
изучение
организации и методики проверки операций по отгрузке и реализации готовой
продукции;
-
получению
практических навыков по методике оформления результатов проверки учета отгрузки
и реализации готовой продукции .
Теоретической и
методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики
Беларусь, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учету, анализу,
аудиту, материалы периодической печати, а также материалы практики.
При написании
работы использовались методы восхождения от абстрактного к конкретного, анализа
и синтеза, сочетания индукции и дедукции, логического и исторического,
аналитических группировок, математические методы.
Работа состоит из
трех глав, заключения-вывода, списка используемых источников литературы,
приложений.
Объектом изучения
бухгалтерского учета отгрузки и реализации готовой продукции является УПП
«Амитак» находящееся в г. Быхове.
Реализация
выпущенной готовой продукции – конечная цель деятельности организации,
заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого
определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Готовая
продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия. Это
изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии,
отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, сданные на склад
готовой продукции или представителям заказчика. Продукция, законченная
обработкой, но не принятая, числится в составе незавершенного производства.
Предприятия
изготавливают продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами,
разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству,
постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой
продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности
рынка.
Готовая продукция - это продукция основного и вспомогательного
производств предприятия, предназначенная для выпуска на сторону. К ней
предъявляются следующие основные требования. Она должна быть полностью
закончена и укомплектована; соответствовать стандартам и/или техническим
условиям и быть принятой службой технического контроля; снабжена
соответствующим паспортом, сертификатом, гигиеническим заключением и другими
необходимыми документами, удостоверяющими ее качество и комплектность. При
передаче готовой продукции на склад или при сдаче покупателю непосредственно из
производства должен составляться акт приемки или другой аналогичный документ.
Готовая продукция является конечным результатом производственного цикла.
Ее реализация завершает оборот хозяйственных средств и определяет
эффективность производства: «деньги - товар - деньги» (Д —Т - Д*). Если Д*
больше Д, то получается прибыль.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете предприятия по
фактической, нормативной (плановой) производственной себестоимости или по
прямым статьям затрат. В производственную себестоимость готовой продукции
должны включаться материальные и трудовые производственные затраты, амортизация
основных средств и другие, расходы, непосредственно связанные с производством.
Другие расходы, в частности общехозяйственные (собираемые на счете 26
«Общехозяйственные расходы»), могут включаться или не включаться в состав
производственной себестоимости.
Учет отгруженной продукции (сданных заказчику работ и оказанных
потребителю услуг) осуществляется по полной фактической себестоимости, то есть
кроме производственных расходов в нем должны быть отражены остальные затраты,
в том числе связанные с реализацией продукции.
В рыночных условиях большое значение имеют формы договорных отношений
между поставщиками и покупателями. Например, часть расходов по реализации
продукции покупатель может взять на себя, равно как и часть рисков, связанных с
транспортировкой и хранением на промежуточных складах.
Одним из важных международных правил бухгалтерского учета является
принцип действующего предприятия, который заключается в том, что хозяйствующий
субъект предполагается функционирующим в течение неопределенно большого
промежутка времени.
В этой связи бухгалтерия обязана регулярно проводить анализ объемов
выпуска отдельных образцов продукции, размера чистой прибыли, полученной от их
реализации, а также суммы чистой прибыли на единицу продукции. Это позволит вырабатывать
рекомендации по снятию с производства устаревших образцов изделий и переходу
на новые виды продукции.
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.
В Беларуси одним из основных
нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение финансового
контроля деятельности предприятий, является Инструкция о порядке организации и
проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций
Министерства информации Республики Беларусь. Она разработана в соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г . N 673 "О
некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих
органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических
санкций" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г
., N 89, 1/788; 2001 г ., N 117, 1/3286), Указом Президента Республики Беларусь
от 25 мая 2000 г . N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в
Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2000 г ., N 52, 1/1312), постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 марта 2004 г . N 358 "О плане мероприятий по реализации
Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г . N 1 "О мерах
по укреплению общественной безопасности и дисциплины" (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2004 г ., N 56, 5/14040), постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г . N 22 "О
некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г ., N 8, 5/9753).
В указанной Инструкции описаны:
-
основные задачи контроля и пути
их реализации,
-
права и обязанности работников
контролирующих органов,
-
виды проверок и их организация,
-
методика проведения проверок,
-
оформление результатов проверки,
-
порядок организации учета
проведенных проверок.
Общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется в органом
государственного управления, на который Советом Министров РБ возложены
обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов РБ,
Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство статистики и анализа РБ и
другие отраслевые органы управления.
Непосредственное
методологическое руководство осуществляет Министерство финансов, которое
разрабатывает и утверждает:
- национальные стандарты по бухгалтерскому учету
и отчетности;
- положения, инструкции и разъяснения по
единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых
национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
- типовые унифицированные формы первичных
бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
- другие нормативные документы, обеспечивающие
единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности [4, с.10]
В настоящее время
система нормативного регулирования поверки учета отгрузки и реализации готовой
продукции включает в себя документы четырех уровней:
-
Закон
Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». 18.10.94.(Ведомости
Верховного Совета РБ.№34.с.22-38); Закон Республики Беларусь «Об аудиторской
деятельности». 08.11.94.(Ведомости Верховного Совета РБ.№35.с.22); Закон РБ
"О предприятиях в Республике Беларусь"(НЭГ, 1993г, №13-14)
-
Инструкция
о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной
деятельности организаций Министерства информации Республики Беларусь;
-
Методические
указания по ведению учета, подробно раскрывающие конкретные способы и правила
ведения бухгалтерского учета, План счетов бухгалтерского учета финансово -
хозяйственной деятельности организации;
-
Рабочие
документы конкретной организации (учетная политика, рабочий план счетов и т.
п.)
Учетная политика
должна содержать:
-
указание
на то, что организация пользуется типовымиформами первичных учетных
документов или описание первичных учетных документов, по которым не
предусмотрены унифицированные формы;
-
схему
документооборота;
-
описание
форм внутренней бухгалтерской отчетности и т.д.
При формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета допускаемых законодательством и нормативными актами. При формировании учетной политики организациям предоставлено право выбора: отражать готовую продукцию в бухгалтерском учете и балансе по производственной (фактической, плановой, нормативной) себестоимости или по прямым статьям расходов; использовать или не использовать для учета оприходования готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг активно-пассивный счет №43 «Готовая продукция»; признавать выручку от реализации готовой продукции «по отгрузке» или «по оплате».
Первичные данные об отгрузке и реализации готовой продукции являются основой для отражения информации и совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета.
Документальное оформление хозяйственных операций по отгрузке и реализации готовой продукции позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально-отвественных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины [4, с.38]
Аудит отгрузки и
реализации готовой продукции будет рассмотрен на примере Унитарного
производственного предприятия «Амитак». Юридический адрес: Республика
Беларусь, г. Быхов., ул.Лазо, 22
Дата создания -
16 июля 2001 г. Производитель плодоовощных консервов, соков плодовоягодных
напитков, соусов, кетчупов, повидло, пюре, варений, джемов, майонезов, горчицы.
УПП является
коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,
печать.
Предприятие
вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему,
товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий
(расчетный) и иные счета в банках.
Уставный фонд УПП
«Амитак» составляет 182253600 (Сто восемьдесят два миллиона двести пятьдесят
три тысячи шестьсот) рублей.
Основной целью
деятельности предприятия является получение прибыли в интересах учредителя и
коллектива.
УПП «Амитак»
располагает собственной производственной базой.
Для осуществления
производственной деятельности УПП «Амитак» имеет все необходимые основные
производственные фонды: здания административно-бытовых корпусов, котельную,
здания ангаров, и другие помещения.
Организационная
структура УПП «Амитак»:
-
аппарат
управления: директор, заместитель директора по коммерческим вопросам, главный
бухгалтер, специалист по кадрам, планово-производственный отдел, отдел
маркетинга;
Общая численность
работающих на предприятии – 155 человек.
При выполнении
анализа воспользуемся данными бухгалтерской и статистической отчетности
предприятия за 2004 год - 2006 год (отчетный).
Неиспользуемых производственных
мощностей, на предприятии не имеется.
Производственные
мощности недогружены из-за недостатка сырья.
Предприятие имеет
незавершенное строительство в сумме 212,5 млн. руб. что свидетельствует о
замораживании средств, необходимых в обороте. Отсутствие долгосрочных
финансовых вложений говорит о том, что предприятие не занимается инвестиционной
деятельностью.
Производство
продукции УПП «Амитак» в 2006 г. составило в текущих ценах 802,5 млн. руб., в
сопоставимых – 761,9 млн. руб. Рост к 2005г. составляет 119,7%.
Рассмотрим
результаты производственно-хозяйственной деятельности и себестоимости УПП
«Амитак» за период 2004-2006 гг.(таблица 2.1.)
Таблица 2.1 Анализ финансовых результатов
УПП «Амитак» за 2004 - 2006 годы, млн. руб.