| |||||
МЕНЮ
| Трансформации социально-экономических систем в КНР и ВенгрииТрансформации социально-экономических систем в КНР и ВенгрииСанкт-Петербургский государственный политехнический университет Институт интеллектуальных систем и технологий Кафедра Мировой экономики Курсовой проект на тему “Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии ” Выполнил: Макарова А. гр.4115//2 Проверил: Диденко Н. И. Санкт-Петербург 2003 год Введение 1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем 1. Понятие социально-экономической системы и ее характеристики 2. Сущность и этапы трансформации 3. Методы трансформации 4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации 2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и Венгрии 1. Трансформации социально-экономической системы КНР 1. Предыстория и цели трансформации 2. Ход трансформации 3. Итоги трансформации 2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии 2.2.1 Предыстория и цели трансформации 2.2.2 Ход трансформации 2.2.3 Итоги трансформации 3. Анализ социально-экономических показателей трансформации 1. Динамика статистических данных 2. Методика анализа и сравнительного анализа 3. Расчеты и анализ результатов Выводы Источники литературы Введение Одним из событий мировой экономической истории последней четверти Венгрия отличается от других стран сравнительно успешной динамикой
реальных показателей. По итогам трех кварталов рост ВВП (1999 год) составил Объект: экономика КНР и Венгрии Предмет: трансформации социально-экономических систем Цель: провести сравнительный анализ трансформации социально- экономических систем КНР и Венгрии Задачи: - проанализировать теоретические основы трансформации - изложить виды трансформаций социально-экономических систем - изложить стратегические цели трансформации в КНР и Венгрии - изложить методы преобразований в КНР и Венгрии - изложить государственное воздействие на экономическую деятельность в процессе трансформаций в КНР и Венгрии - провести сравнительный анализ характера трансформаций в КНР и Венгрии - разработать методику сравнительного анализа - обосновать систему показателей, оценивающих трансформации - собрать статистическую информацию 1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем 1.1 Понятие социально-экономической системы и ее характеристики Социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как внутренних, так и внешних[1]. Существует несколько форм развития социально-экономических систем. 1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры; 2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами; 3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении структуры функциональных подсистем и отношений; 4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений; 5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления[7]. Ход исторического развития социально-экономических систем можно представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого используется свой режим. Направленность данного режима развития - освоение нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем, коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима - обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально- экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов. Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере Экономический рост - рост валового национального продукта или увеличение подушевого дохода. Накопление капитала выражается в темпах и пропорциях экономического роста. Однако в мировом хозяйстве экономический рост характеризуется как результат взаимодействия многих факторов - экономических, социальных, политических. В разные периоды в различных подсистемах мирового хозяйства импульсом для ускорения экономического роста могут служить сырьевые ресурсы или международная торговля. Позднее для экономического развития будут необходимы новые технологии и новации в производстве. Элементы экономического роста взаимосвязаны. Успех в одном из них может способствовать развитию других. Однако без сбережений накопленного капитала в рамках всего мирового хозяйства экономический рост невозможен. Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального подушевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий: - сокращения либо сохранения неизменным числа живущих за чертой бедности; - сохранения или уменьшения степени неравенства в распределении доходов. Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством и безработицей. Трансформация - преобразование социально - экономических систем
стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному
обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации
хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а
сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к
жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности,
правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики. 2. Сущность и этапы трансформации Общественные науки, нуждающиеся в новых понятиях для характеристики социальных процессов, используют термин “трансформация” с 50-60-х годов XX столетия для описания радикальных структурных перемен, перехода общества к качественно новому состоянию организации[1]. В середине XX в. произошел перелом в основных процессах развития человечества. Завершилась эпоха гигантских мировых войн и тяжелейших кризисов, кровопролитных революций и гражданских войн, фашистских диктатур и массовых репрессий. Новые экономические, социальные и политические условия потребовали принципиально новых подходов и теорий. Одно за другим гибнут учения, отражавшие (подобно сталинскому марксизму) закономерности прошлого. Одновременно вторая половина XX в. породила множество концепций, отражавших трансформации экономических и социальных структур. Центром тяготения этих концепций стала идея научно-технической революции, принятая экономистами обеих сталкивавшихся систем. Ее развитие отделило друг от друга три относительно устойчивые функциональные структуры: 1) индустриальное общество начала века; 2) общество массового потребления 60-х гг.; 3) информационное общество конца XX века. Индустриальное общество начала века развивалось на базе «индустрии дымных труб» (крупное машинное производство) в ходе острейшего социального конфликта между наемными работниками и капиталом. На этой ступени развития экономики и общества богатство наций выступает как «огромное скопление товаров», а сама эта ступень (как и предшествующая ей ступень индустриализации) характеризовалась острейшей конфронтацией классов. Общество массового потребления 50—60-х гг., вышедшее из гигантских военных и гражданских потрясений начала века и сформировавшееся из принципиально новых, нуклеарных семей (как социальных и потребительских ячеек), выработало новое представление о богатстве наций как потоке устойчивого потребительского спроса, обеспечивающего динамичные рынки сбыта. Были найдены компромиссные демократические формы решения острых социальных и политических проблем. Это общество быстро прогрессировало и экономически (благодаря поточно-конвейерному массовому производству ранее неизвестных качественных товаров и услуг, доступных для населения), и социально, преодолевая благодаря массовой занятости, высокой оплате труда и системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг. Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в
экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования
в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер, В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех
структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения Каждая из этих принципиально различных (трех относительно устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои социально-экономические отношения, которые отражались экономическими теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на общество? Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в меньшей степени на уровне общества в целом. Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений, являются: 1) либерализация хозяйства; 2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной экономики; 3) преобразование реального сектора экономики (общественного производства)[13]. Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для
функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства,
демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и
централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-
распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением
экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как
правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на
завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений включает: а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны; б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской деятельности; в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к конвертируемости национальной валюты; г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности, хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от формы собственности предприятий и формы управления ими; д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости, капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных, образовательных и т.п.). Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов производства. Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал» тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так; яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем, автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с непосредственной пользой для большинства населения. Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования, превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и структуры производства. Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию, провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики, криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований определенного хозяйственного порядка. Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово- распределительной к рыночной системе; определенная институциональная структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования, преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации, чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость, прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества. Таким образом, институциональное строительство позволяет предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно- административных принципов управления экономикой). Иными словами, институциональные преобразования в ходе реформ
направлены на упорядочение рыночной среды, всестороннее обустройство
рыночного пространства. Решение соответствующих проблем — выработка
формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил и
кодексов поведения на рынке и во всей социальной среде, принятие комплекса
законов и становление системы обслуживающих рынки учреждений — требует
определенного времени. Традиции и формально написанные правила, а также
институты рынка не могут возникнуть и начать эффективно действовать,
условно говоря, в ночь с 31-го числа одного месяца на 1-е число следующего. Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации экономики, конкретнее говоря, включают следующее. 1. Преобразование отношений собственности и создание эффективной 2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, — предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб аудита и консалтинга, и т.п. 3. Регламентацию хозяйственной деятельности, т.е. выработку правил поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной, финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного, трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и любой из сторон хозяйственного контракта). 4. Создание институтов и новых (в сравнении с планово- распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования народного хозяйства - правил выработки и реализации социально- экономической политики на разных уровнях иерархии государственного управления. 5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных, институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами потребителей, научными общественными объединениями, и т.п. 6. Развитие наднациональных (межгосударственных) институтов и выработку правил их функционирования в области регулирования двусторонних и особенно многосторонних хозяйственных отношений (тем более, если они развиваются в режиме экономической интеграции). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|