| |||||
МЕНЮ
| Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрииp> В феврале 1947 Парижская мирная конференция восстановила границы Венгрии в соответствии с Трианонским договором и обязала Венгрию выплачивать репарации Советскому Союзу, Югославии и Чехословакии. Коммунисты арестовали ведущих лидеров Партии мелких сельских хозяев В августе 1947 были проведены новые всеобщие выборы, на этот раз под политическим давлением коммунистов. Покончив с политическим сопротивлением, коммунисты взялись за церковь. Кардинал Миндсенти и лютеранский епископ Ордаш, среди многих других, были арестованы, религиозные организации распущены, а церковные школы национализированы. 20 августа 1949 была введена в действие новая конституция по советской модели. Сталинист Матьяш Ракоши к тому времени уже держал под контролем всю страну. Для его режима были характерны политический террор, форсированное кооперирование сельского хозяйства и национализация экономики. Начались чистки внутри коммунистической партии; в частности, был обвинен в титоизме и казнен бывший министр внутренних дел Ласло Райх. После смерти Сталина в 1953 Ракоши остался секретарем партии, но на посту премьера его заменил Имре Надь. Режим террора был смягчен, политические заключенные были освобождены, более 50% крестьян вышли из кооперативов, писатели и журналисты не могли воспользоваться большей степенью свободы слова. В апреле 1955 Надь был лишен своего поста, и сторонники Ракоши вновь пришли к власти. Однако в июле 1956 Ракоши был смещен с поста руководителя партии после бунта писателей, поднявших оппозицию в стране, и начавшихся атак со стороны интеллектуалов из кружка имени Петёфи. 23 октября 1956 студенты в Будапеште, вдохновленные событиями в В 1957 новое правительство Яноша Кадара развернуло репрессии против всех, кто подозревался в участии в революции. Тысячи людей были казнены или посажены в тюрьмы, в том числе были казнены премьер Надь и несколько его коллег. Вновь поднялся «железный занавес», и в Венгрии разместился военный контингент Советов численностью от 50 до 80 тыс. солдат[1]. Чтобы стабилизировать режим, Кадар в 1961 начал осуществлять
политику примирения. Тезис Ракоши «Тот, кто не с нами, тот против нас»
трансформировался при Кадаре в тезис «Кто не против нас, тот с нами». 1968 был отмечен также формальным введением главной инновации в
экономической политике правительства. При этом «новом экономическом
механизме» (НЭМ) правительство пыталось повысить эффективность производства
путем экономической децентрализации и учета рентабельности предприятий. В течение первых лет в условиях НЭМ венгерская экономика быстро развивалась, но в середине 1970-х годов ее рост замедлился, отчасти из-за увеличения затрат, вызванных ростом цен на ввозимую из-за рубежа нефть. К концу 1980-х годов Кадар начал символизировать политический
консерватизм и экономический застой, а радикальные политические реформы в 1989 – год краха всех коммунистических правительств в Восточной Новое правительство во главе с ВДФ начало осуществлять программу
приватизации государственных предприятий, некоторые из них были проданы
западным корпорациям. Однако начало 1990-х годов характеризовалось
экономическими трудностями и продолжающимся снижением уровня жизни. Дефицит
платежного баланса, к составлению которого приступили в начале 1993,
приблизился к 2 млрд. долл., резко возросли инфляция и уровень безработицы. На рубеже 80-90-х годов ХХ века в восточной части Европы,
разделенной на две противоположные общественные системы, произошли
обвального характера перемены, обозначившие собою, собственно говоря,
переход от эпохи противоборства этих систем к новой модификации
континентальной и мировой структуры, сущностные особенности которой
предстоит определять, видимо, уже в ХХI веке. Страны Центральной и Юго- Обществоведы еще долго будут обращаться к проблематике системных
преобразований рубежа 80-90-х годов, анализируя исторические предпосылки и
конкретные причины этих преобразований применительно к каждой отдельной
стране. Ведь только конкретно-исторический подход к различным аспектам
событий десятилетней давности может дать исчерпывающий ответ на целый ряд
вопросов, встающих перед исследователем. Что вызвало столь неожиданный и
стремительный развал, фактическую катастрофу советского типа социализма,
считавшегося достаточно прочным, даже незыблемым. Каковы движущие силы этой
грандиозной ломки, роль в ней отдельных выдающихся личностей и масс. Несмотря на отсутствие необходимых документальных источников, уже налицо немало газетных и журнальных публикаций - в основном политологического или мемуарного плана, - которые продвигают так или иначе дело научного решения упомянутых выше вопросов, хотя до окончательных выводов, думается, еще далеко. Пока что, пожалуй, единодушие проявляется лишь в следующем: слом прежней системы, политические преобразования, осуществленные в этом направлении, расцениваются в качестве важных и коренных демократических перемен или революций; постреволюционный же переходный период, занявший все 90-е годы, связывается со становлением парламентских демократий на всем обширном восточноевропейском пространстве, с одной стороны, и рыночной экономики - с другой[7]. Венгерская литература в целом придерживается этих оценок, хотя
избегает называть события 1989 г. революциями (охотно применяя термины Разумеется, поиски аргументированного ответа на вопрос о глубинных
причинах и реальном содержании процесса слома системы "реального
социализма", равно как и посткоммунистических реформ, разворачивают
исследования, прежде всего к проблемам длительной общей эрозии "реального
социализма", предшествовавшей революционному слому. Эта эрозия имела свои
экономические, политические и прочие причины объективного и субъективного
порядка как на страновом, так и системном уровнях, и проявлялись они в
соответствующих внешних и внутриполитических условиях. Ниже предпринята
попытка обозначить хотя бы в постановочном ключе основные системные факторы
эрозии "реального социализма", предопределившие в этой части Европы Политические режимы, воспроизводившие т.н. сталинский социализм,
были, как известно, навязаны странам Центральной и Юго-Восточной Европы Истощение резервов экономического роста, снижение темпов хозяйственного развития стали явным и во многом определяющим признаком назревавшего системного кризиса "реального социализма". Тенденция спада здесь особенно четко обозначилась с середины 70-х годов, что заставило руководство стран региона искать выход из сложившейся ситуации, прибегая к различным мерам привлечения капитала для оживления экономики, в том числе путем привлечения займов от Международного валютного фонда. Руководство Венгрии искало выход из сложившегося экономического
положения в попытках инициирования и проведения экономических реформ
сверху, которые по сути противоречили канонам коммунистического правления и
поэтому пробивались с большим трудом. Венгрия, в частности, еще в середине Главное то, что экономика Венгрии оказалась в значительно большей
мере подготовленной к глубоким, коренным преобразованиям на пути к
рыночному хозяйству. Без почвы, подготовленной экономической реформой, Важно и то, что экономическая реформа в Венгрии (как позже в Китае)
началась с сельского хозяйства. В результате страна выдвинулась на одно из
первых мест в мире по душевому производству сельскохозяйственной продукции. Для экономической реформы в Венгрии характерно стремление к широким, комплексным изменениям во всех элементах хозяйственного механизма, которые не замыкались на отраслевых или региональных экспериментах, как это было в других странах с планово-директивной экономикой. Результативность таких изменений бесспорна, особенно в конце 60-х - начале 70-х годов[10]. Отметим и то, что в этот период был заложен и определённый плюрализм форм собственности, который привнёс изменения в общественное сознание, воспитав терпимость к различным видам частной инициативы и предпринимательства. Большую роль в этом процессе сыграл и кооперативный сектор. Удалось создать и основы рыночной инфраструктуры - с начала 80-х годов получило развитие мелкое предпринимательство, возникла сеть коммерческих банков, появился рынок ценных бумаг, стали создаваться акционерные фирмы и совместные предприятия. В стране, несмотря на половинчатость проводимой реформы, среди хозяйственных руководителей всех уровней получило развитие экономическое мышление, экономический, а не административный подход к решению проблем. В подтверждение можно привести весьма актуальный пример из недавнего прошлого. Что касается половинчатости экономической реформы, ее низкой эффективности в целом, то во многом они были предопределены причинами как внешнего, так и внутреннего характера. Прежде всего, сама исходная посылка о подчинённости рыночных механизмов плану и плановым инструментам, по сути дела, предполагала лишь частичное оздоровление экономики рыночной саморегуляцией, которая сама находилась под сильным контролем государства. Кроме того, попытка решать задачи экономической реформы без коренных изменений политической системы оказалась обречённой на неудачу и предопределила механизм торможения хозяйственных преобразований. И, наконец, осуществление реформы происходило в крайне неблагоприятных внешних условиях, характеризовавшихся воинственным недоверием к венгерским экспериментам со стороны бывшего политического руководства Советского Союза и других восточноевропейских стран. В итоге реформа проводилась с оглядкой, с отступлениями, с явными
идеологическими ограничениями. Парадоксально, но в то время, когда
догматики в Советском Союзе и других восточноевропейских странах осуждали Сложность ситуации теперь заключается в том, что в 90-е годы экономическая политика страны должна быть нацелена на решение двух главных задач: 1. переход к рыночному хозяйству, 2. осуществление программы мер по выходу из кризиса. Если стратегически стабильное преодоление кризисных явлений возможно лишь на путях развития рынка, то в краткосрочной перспективе меры по выходу из кризиса могут тормозить процесс либерализации, характерный для перехода к рынку[14]. Ключевые направления реформы базируются на осознании того, от чего следует безусловно отказаться и что преодолеть в экономической жизни, что должно определять облик национальной экономики в будущем. Сторонники реформы в Венгрии говорят «нет»: 1. во-первых, господству государственной собственности; 2. во-вторых, примату плана над рынком; 3. в-третьих, жестким стереотипам понимания социальных ценностей; 4. в-четвертых, автаркизму внешнеэкономического сотрудничества. По их мнению, рыночная экономика — это хозяйственный организм,
опирающийся на -финансов, -товаров, -капитала, -рабочей силы, Такие цели, как необходимость выхода из кризиса и перехода к рыночному хозяйству, не вызывают серьёзных разногласий, с ними солидаризируются все ведущие политические силы страны. Однако остаётся открытым вопрос о формах и методах такого перехода. Сложность переходного периода определяется не только кризисным состоянием экономики, но и опасностью социального взрыва или противодействия реформе со стороны населения, испытывающего «социальную усталость» от длительного периода стагнации, а затем и падения жизненного уровня. 2. Ход трансформации В Венгрии экономическая реформа охватывает . отношения собственности, . банковскую систему, . налоговую систему, . госбюджет, . внешнеэкономические связи, причем в экономической литературе преобразования в каждой из этих областей называются реформами. Отношения собственности Стержнем переходного периода является реформа отношений собственности, которая рассматривается как одно из главных условий создания в Венгрии полноценной рыночной экономики, а также ускорения структурной перестройки и повышения эффективности производства. В программе коалиционного правительства (1990г.) отмечено: В центре нашей стратегии стоит сильное рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и частном предпринимательстве. Таким образом, если в процессе предвыборной борьбы вопрос об изменении отношений собственности и трактовался как создание многообразия форм собственности, то под воздействием радикализации взглядов после выборов акцент сделан на преобладание частной собственности путем активной приватизации. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|