| |||||
МЕНЮ
| Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрииp> Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм сельскохозяйственных объединений заняло бы слишком много времени, более рациональным будет назвать принципы, по которым они создавались: 1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного типа. 2) Объединения на основе сложения а) труда; б) денежных средств; в) материальных ресурсов; г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в. 3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.) 4) Специализированные и комплексные объединения. 5) Объединения с распределением доходов членов на основе а) трудового вклада; б) по паевому принципу; в) по смешанному принципу. Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас — хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами[23]. Вообще, говоря об этой аграрной реформе и о китайской экономической реформе в целом, у меня упорно вертится в голове мысль, что они ведутся на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока что компенсируется официальным курсом на строительство социализма "с китайской спецификой". Реформа аренды Наряду с подрядом широкое распространение в практике реформы получила аренда. После состоявшегося в декабре 1978 г. III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва большое число убыточных мелких предприятий сферы обслуживания (парикмахерские, небольшие рестораны и магазины и т.д.) стали передаваться в аренду отдельным лицам или коллективам. Эффект был налицо: за короткое время из убыточных они стали рентабельными, не требуя для этого никаких дотаций со стороны государства[18]. Поэтому вскоре на аренду стали переводиться и убыточные мелкие и средние промышленные предприятия. Всего к началу 1988 г. в стране насчитывалось свыше 15 тыс. арендных предприятий, из которых 4 200 составляли промышленные. Юридическое закрепление данная форма хозяйствования получила в принятых Госсоветом КНР 5 июня 1988 г. "Временных правилах по арендному хозяйствованию мелких предприятий общенародной собственности". Аренда в Китае определяется как форма хозяйствования, при которой государством осуществляется срочная и возмездная, юридически оформленная передача имущества предприятия арендатору с целью его хозяйственного использования. Объектом аренды является материальное (здания, оборудование, финансовые средства) и нематериальное (технология, патенты, торговые знаки) имущество, которым располагает предприятие, в основном средства производства. При переходе на аренду, по мнению китайских экономистов, происходит полное разделение права собственности и права хозяйствования: государство сохраняет за собой только положение собственника предприятия, право же хозяйствования передается арендатору. В практике Китая преобладают четыре вида аренды: 1) Индивидуальная, когда арендатором является одно лицо. В этом случае арендатор становится директором (управляющим) и берет на себя риск по аренде предприятия путем передачи в залог своего личного имущества и имущества двух "имеющих честное занятие" гарантов. 2) Групповая, когда в качестве арендатора выступает группа из двух и
более (обычно 5—10) человек. Из своего состава они выбирают директора 3) Коллективная, когда арендатором становится весь коллектив
предприятия, который выбирает арендный комитет и директора (управляющего). 4) Аренда, при которой арендатором выступает предприятие. Обычно крепкое в финансовом отношении и с точки зрения управления предприятие берет в аренду другое, низкоэффективное и плохо управляемое[12]. Практика убеждает в эффективности аренды как формы хозяйствования. В целом, по статистике, предоставленной в Государственном комитете Акционирование Экспериментирование с акционерной формой началось в КНР позднее,
чем применение подряда и аренды. Появление первых акционерных предприятий в
стране относится к 1984 г. Однако поначалу они не были многочисленными. По мнению самих китайских экономистов, эти акционерные предприятия Их организационные формы представлены сегодня в весьма широком спектре. 1. Кооперативная разновидность акционерной формы, при которой весь первоначальный капитал предприятия складывается только из долевых участии, образуемых на основе инвестирования личных средств индивидуальными пайщиками. 2. Закрытая акционерная форма. Исключает внешнее долевое участие 3. Открытая акционерная форма в отличие от предыдущей предполагает внешнее долевое участие, и выпускаемые акции либо частично, либо даже в основном размещаются за пределами предприятия. Внешними акционерами могут становиться индивидуальные лица, другие предприятия, различные фонды и т.д. 4. Акционирование накопленного имущества. Все имущество предприятия делится на две части: долевое участие государства и коллективное долевое участие предприятия, но акций при этом не выпускается. Как указывают китайские экономисты, данная модель может быть применена на начальном этапе перехода к акционерной системе многими предприятиями с посредственными характеристиками хозяйственной деятельности. 5. Акционирование прироста имущества. Что касается уже имеющегося имущества, то здесь, как и в предыдущем случае, долевые участия лишь выделяются, но не продаются. Посредством же выпуска акций создается источник новых финансовых возможностей. 6. Концерн, возникающий на основе совместного участия нескольких
предприятий, которые делают вклад теми или иными факторами производства. 7. Концерн акционерного типа с центром, контролем и взаимными участиями. 8. Создание новых предприятий при открытом размещении всех выпущенных акций в обществе. При этом доля акций, приобретенных рабочими и служащими данного предприятия, по отношению к внешнему участию невелика. Эта форма более других приближается к нормативу, однако ее применение ограничивается областью новых, только что учреждаемых — причем негосударственных — компаний, где не стоит проблема оценки имущества. 9. Акционерная компания с участием китайского и иностранного капитала. 3. Итоги трансформации Объяснение китайского экономического «чуда» Для объяснения «чуда» многие ученые представляли свои точки зрения. Директор Института экономического анализа А. Илларионов придерживается гипотезы «характер экономической политики». Он отвергает такую гипотезу, как «отсталость», в которой быстрые темпы роста экономики Китая: оттого, что стартовый уровень Китая был чрезвычайно низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем темпы роста более развитых стран[20]. На примере 209 стран с их приростом ВВП на душу населения в 1979- А. Илларионов также отвергает гипотезу «особенность структуры производства». Согласно этой гипотезе, решающий вклад в ускорение экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства. По утверждению А. Илларионова «… удельный вес промышленности в ВВП Таблица 1. Отраслевая структура экономики КНР (в %) |Показатели |Китай | Также он отвергает гипотезу «особенность структуры занятости». По его словам «при доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70% (Китай в 1978 г.), среднегодовые темпы экономического роста в станах мира могут меняться от минус 6% до плюс 8%. Это означает, что и структура производства, и структура занятости сами по себе не объясняют высоких темпов экономического роста в Китае». К такой гипотезе как «национальная специфика» А. Илларионов
относится неоднозначно: «С одной стороны такие черты, очевидно,
действительно присуще китайской нации. С другой стороны, если их признать
решающими в экономическом развитии, то высокие темпы роста были бы присущи Рассматривая ход реформ в Китае, выделяется несколько центральных положений тактики реформ. 1. В Китае была проработана стратегия реформ, которая во взаимосвязанной форме обеспечивается экономическими, политическими и идеологическими мерами. 2. Главное в экономическом обеспечение заключалось в выборе на начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой для развития своего хозяйства. 3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос. 4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях хозяйства и территориальных единицах. 5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими средствами, что выражалось в создание благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ. 6. И, наконец, важным направлением стало идеологическое обеспечение реформ. Китайское руководство не позволило единым махом разрушить идеологические установки, ценности, господствовавшие в обществе, хорошо понимая, что это ведет к потере ориентации людей. Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай - единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования... Возможно даже при заранее известном идеальном способе проведения экономической реформы в КНР с условием неостановления нынешних темпов роста населения, она просто не будет иметь смысла. Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник - постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых технологий, а с другой стороны - неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере. 2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии 2.2.1 Предыстория и цели трансформации Неудача миротворцев в решении проблемы самоопределения национальных
меньшинств, политическая слабость Каройи и коммунистические беспорядки –
все это дискредитировало демократические силы и способствовало
восстановлению власти консерваторов. Трианонский договор (4 июня 1920)
лишил Венгрию 72% ее территории (она была разделена между
странами–наследницами Австро-Венгерской империи – Чехословакией, Румынией и По Конституции Венгрия оставалась монархией, но возвращению на
престол короля Карла препятствовали союзники, а позже был принят закон,
запрещавший Габсбургам занимать венгерский трон. В соответствии со
специальным актом регентом Венгрии был избран Хорти. В 1920 всеобщим тайным
голосованием было избрано Национальное собрание. Почти половину мест в нем
получила Партия мелких сельских хозяев, несколько меньше – Христианская
национальная партия. Социал-демократы воздержались от участия в выборах. В 1932 премьером стал бывший армейский офицер, правый радикал Дьюла Выдающимся достижением этой эпохи было национальное возрождение в
области искусства, литературы и науки, которое началось еще до Первой
мировой войны. Музыка таких композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай,
новая литература, созданная Эндре Ади, Жигмондом Морицем и др., исходила
как из западных, так и венгерских традиций. Венгрия дала миру крупных
ученых, таких, как математика Яноша (Джона) фон Неймана, физиков Эде После оккупации Австрии Гитлером (март 1938) Хорти решил вести
более осторожную политику. Тем не менее, он отклонил германское предложение
об участии в агрессии против Чехословакии, а при заключении Мюнхенских
соглашений Венгрия ограничилась притязаниями на районы Словакии, заселенные
этническими венграми, которые та получила по Венскому арбитражному решению После нападения Германии на Польшу Венгрия отказалась разрешить
немецким войскам пересекать ее территорию и объявила о своем статусе не
участвующей в войне державы. В 1940 территориальные претензии Венгрии к Новый премьер Ласло Бардошши (1941–1942) решил, что единственным способом сохранить независимость Венгрии является ограниченное сотрудничество с Германией, и объявил войну Советскому Союзу. Хорти заменил его Миклошем Каллаи, который подтвердил статус Венгрии как невоюющей державы, пытался примириться с союзниками и защищал венгерских евреев от нападок пронацистских сил. Эти действия привели к оккупации Венгрии германскими войсками 19
марта 1944. При помощи венгерских нацистов немцы начали депортацию евреев в Послевоенное развитие. 21 декабря 1944 в Дебрецене под советским патронажем состоялось
заседание временного национального собрания и было сформировано временное
правительство под руководством генерала Бела Миклоша. Вопрос о Северной 4 ноября 1945 были проведены свободные выборы, предусмотренные Летом 1946 Партия мелких сельских хозяев во главе с ее генеральным секретарем Белой Ковачем вынудила коммунистов занять круговую оборону. Они выдвинули требование о пропорциональном представительстве в кабинете; проведении местных выборов и выборов в профсоюзах; ликвидации политической полиции и лагерей для интернированных. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|