| |||||
МЕНЮ
| Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрииp> 7. Развертывание системы подготовки хозяйственных кадров (экономистов и юристов), адаптированных к работе в интернационализируемой рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на инновационное развитие производства, а также ответственных в социальном плане. Либерализация экономической деятельности и институциональное
строительство направлены на создание рыночного механизма хозяйствования. Преобразование реальной экономики в период рыночной трансформации, конкретнее говоря, осуществляется ради качественного улучшения производства и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, для обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Это — наиболее долгосрочная часть реформационных преобразований. Так, радикальное преобразование структуры сложившегося на этапе планово-распределительной экономики многопрофильного многофункционального производственного комплекса требует нескольких пятилеток. Трансформация социально-экономической системы предполагает последовательное решение комплекса задач. Это: 1) преодоление экономического кризиса, который обычно предшествует активной фазе трансформационных процессов и может в какой-то период углубляться под их воздействием; 2) финансовая, а затем и в целом макроэкономическая стабилизация; 3) обеспечение экономического роста, повышение эффективности воспроизводственного процесса и глобальное изменение структуры производства товаров и услуг; 4) включение национальной экономики в международное разделение труда, определение своей ниши на мировом рынке и утверждение в ней; 5) создание условий для экологически безопасного и устойчивого на длительную перспективу развития; 6) формирование научно-технических и социальных предпосылок перехода к постиндустриальной (информационной) стадии развития. Описанные выше общие закономерности трансформации реализуются в специфических условиях каждой из стран, а потому в той или иной мере модифицируются. Реалистическая позиция в данной связи такова: учет национально-страновых особенностей и сложившихся, органичных для данной страны, традиций в сфере хозяйственной жизни - тоже закономерность трансформационных процессов. Каковы же этого рода особенности, которые важно принимать во внимание в ходе экономических реформ? Прежде всего, это мера социально-экономической зрелости общества. Страны, далее, неодинаковы по уровню развития рыночных элементов. Для послевоенной Германии рыночные реформы - это возврат к рынку, в
довоенные годы развитому и эффективному. Для современной России - решение
проблем зачастую «с чистого листа». В дореформенной Польше даже в
социалистический ее период сохранялись такие важные «плацдармы» рыночных
отношений, как повсеместная частная торговля и крестьянское мелкотоварное
сельское хозяйство (в стране не проводилась коллективизация). Венгрия стала
проводить рыночные реформы с конца 60-х годов, и к началу 90-х, когда во
всех социалистических странах Восточной Европы наступил пик радикализации
рыночных преобразований, уже существенно продвинулась по этому пути:
удалось в основном выровнять внутренние цены с мировыми; экономика По-разному выглядят позиции стран, вступающих на путь рыночной
трансформации, и по наличию либо отсутствию источников внешней поддержки
реформ. Для послевоенной Германии это была экономическая поддержка со
стороны США по «плану Маршалла» (хотя решающее значение все же имели
внутренние источники). Реформы в ГДР опирались на мощный потенциал ФРГ. Различаются по странам характер и глубина экономического кризиса,
который обычно предшествует периоду реформ, и может усиливаться на
начальном, либерализационно-стабилизационном их этапе: неодинаковыми
оказываются возможности и наборы мер его преодоления, а также время,
которое на это требуется. Интересен в этом смысле опыт Японии и Южной Кореи
в период финансового кризиса 1998 г. в Юго-Восточной Азии — самого острого
со времени второй мировой войны. При схожести антикризисных задач в этих
странах были применены различные меры. В Японии произошли концентрация и
повышение роли государства: разорившиеся банки ликвидировались, а для
работы с той частью их клиентуры, которой грозило разорение, создавались
особые государственные структуры, выполнявшие роль «мостов», связывающих
этих клиентов с сильными, устоявшими в ходе кризиса финансовыми компаниями. Объектом реформаторского внимания, наконец, должны быть особенности национального менталитета, традиционные черты национального характера, воплощающие соответствующую историко-генетическую память народа. Все эти разнокачественные обстоятельства надлежит учитывать при проведении реформ, и в зависимости от этого процесс трансформации экономики получает определенную национальную окраску. Иначе (и на этот счет уже имеется достаточно реальных примеров) замыслы и планы рыночных реформ вступают в противоречие с реальностями социально-экономического развития страны, трудно воспринимаются или прямо отвергаются населением и потому оказываются малоэффективными. Обобщение опыта трансформаций в различных странах подводит к выводу относительно еще одной закономерности: для успешного социально- экономического реформирования необходима политическая стабильность. Ее обеспечение при прочих равных условиях - важнейшая гарантия того, что, начавшись, реформы не будут заблокированы и дадут запроектированный или максимально приближенный к этому результат. Лучше всего, если политическая стабильность достигается до начала развертывания хозяйственной реформы, и уж во всяком случае, необходимо добиться ее в первой фазе радикальных экономических преобразований. Острота этого вопроса обусловливается тем, что в ходе исторического процесса экономика и политика тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, причем причины и следствия могут меняться своими местами. Так, недостатки и противоречия дореформенной экономики, порождаемые
ими социальные конфликты, создают почву для формирования новых В отдельных странах политическая стабильность, на которую опирались
реформаторские силы применительно к сфере экономики, достигалась по-
разному. Скажем, послевоенные Германия и Япония начали свои экономические
реформы при оккупационном режиме, установленном победившими во Второй
мировой войне державами. Коридор возможных политических изменений (в смысле
шагов «вправо» или «влево») поэтому был в этих странах весьма узким. В Китае же ситуация оказалась альтернативной: политическая стабильность в ходе радикальных и весьма результативных для большинства населения экономических преобразований обеспечивалась путем сохранения монопольного положения одной - коммунистической - партии в качестве ядра политической системы при консервации квазидемократических форм государственного правления. Политическая консолидация общества в прибалтийских республиках,
способствовавшая относительно успешному рыночному реформированию, была
достигнута на основе националистических, сепаратистских идеологических
установок на обретение государственной независимости и выход из состава Весьма сложным оказалось решение проблемы политической стабильности в России. Здесь ярко проявился феномен упомянутой обратной связи, С одной стороны, политическая нестабильность, кроме всего прочего, провоцировалась изъянами самих реформ, их многочисленными негативными последствиями, особенно в социальной сфере. А с другой, приоритеты политической борьбы, властные императивы становились главенствующими, оттесняя на второй план и прямо подавляя интересы экономической эффективности, задачи стратегического народнохозяйственного развития и обеспечения социальной справедливости. Таким образом, политический фактор ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов социально-экономического реформирования. При этом практическое решение вопроса о политической стабильности явилось многовариантным, достигаемым и до, и в ходе экономических реформ, на путях развития демократических принципов и посредством укрепления авторитарных режимов; политическое сплочение общества осуществлялось как на базе стремления к общечеловеческим ценностям, так и в русле идей национализма. Разбираться в тонкостях этих ситуаций есть смысл предоставить историкам и политологам, а для экономистов принципиален сам тезис, согласно которому в решении проблем социально-экономической трансформации политика имеет громадное значение. Коль скоро тем или иным путем политическая стабильность достигнута, обеспечивается благоприятный фон для экономических преобразований. Если ее нет, этот фон априори ущербен. Хуже того, тогда некоторые рыночно-реформационные решения и их последствия не имеют рационального экономического объяснения и могут трактоваться только с позиций первенства политики, соперничества группировок различной идеологической направленности, под углом зрения борьбы за власть. 3. Методы трансформации Существует несколько форм трансформаций социально-экономических систем. Трансформации социально-экономических систем различного иерархического уровня осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных, хозяйственно-экономических, социально- экономических, социально-правовых. Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально-экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания, обновления элементов, качественного преобразования элементов и функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим 5 типов развития социально-экономических систем: 1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры; 2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами; 3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении структуры функциональных подсистем и отношений; 4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений; 5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления[7]. Ход исторического развития социально-экономических систем можно представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого используется свой режим. При расширенном воспроизводстве и созидании реализуется режим непрерывного равновесного развития в течение определенного времени, пока обеспечивается согласованность процессов и поддерживается потенциал развития. Направленность данного режима развития - освоение нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем, коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима - обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально-экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов. Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере Режимы полной трансформации, когда реформируются абсолютно все уровни государственной, социальной и экономической деятельности, возникают крайне редко. В рамках сложившейся системы слабо согласованных отношений
власть использует принцип ограничительного управления независимыми
активными субъектами хозяйственной деятельности, что в условиях
несбалансированности, неплатежей, отсутствия нормального денежного оборота
не стимулирует развитие производства. Отсутствие регулярности изменения
характеристик целостных свойств социально-экономических систем из-за
неоднозначности влияния множества факторов на результаты деятельности ее
элементов вносит неопределенность в оценки направленности развития
социально-экономических систем по интегральным экономическим показателям. Изменение распределения оценок ОУПН и оценок УНН через определенный промежуток времени характеризует социальную направленность развития социально-экономических системы. 4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации Статистические (количественные) показатели являются основой каждого
объективного научного исследования. Какие же существуют показатели, по
которым можно судить о трансформации социально-экономических системы
страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие
экономическую мощь: валовой внутренний продукт (ВВП) сумма всех благ,
произведенных на территории данной страны за год, и валовой национальный
продукт (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за
вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной
платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как
правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но
есть страны, где эта доля значительна (Сингапур). В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Так, в национальной статистике России, в отличие от других стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли банков, услуги. Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. друг от друга. Важным показателем является ВВП на душу населения, отражающий распределение произведенного богатства между населением страны. [pic] Рис.3. Страны мира с минимальными и максимальными показателями ВВП на душу населения. Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и
лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство; Динамика ВВП за ряд лет дает представление о темпах экономического роста. Важными индикаторами при межстрановых сопоставлениях являются демографические показатели - средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин, коэффициенты рождаемости и смертности (соответственно, количество родившихся и умерших на тысячу жителей), темпы прироста населения, численность и доля экономически активного населения, доля городского населения. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|