| |||||
МЕНЮ
| Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрииp> Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и "качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности (доля грамотного населения в численности населения страны), количество автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом анализе. По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран. 2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и Венгрии 1. Трансформации социально-экономической системы КНР 1. Предыстория и цели трансформации Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг. Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение
определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличение экспорта капитала в Китай, в увеличение роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918 г. составили 1691 млн. US долл., то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016 млн. Это обострение межимпериалистического соперничества которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии. Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав
отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма. Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально- экономических процессов аграрной сферы. В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%). Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак), а также развитие животноводства. Наиболее же важным фактором роста сельскохозяйственного производства оставалось увеличение рабочей силы, обеспечиваемое за счет прироста сельского населения. Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия[3]. Социально-экономическая политика нанкинского правительства 1928- Социально-экономическая полтика правительства тех лет может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества. Главной особенностью этой политики была все возрастающая роль государства в экономическом строительстве. В это время успешно провели восстановление таможенной автономии, а
затем радикально воздействовали, используя ее, на развитие внутреннего
рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще
четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские
товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание
государственной банковской системы. Начало ее положено основанием в 1928 г. К определенному плановому регулированию подталкивали и серьезные
экономические трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса Производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитие транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился паровой флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых условиях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капиталы (прежде на национальный капитал приходилось лишь менее 1/10 вкладов в это строительство). Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавших как «аграрная реконструкция»: введение системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации. Социально – экономическое развитие (1937-1943) Социально-экономическое развитие оккупированных районов В годы войны японские захватчики попытались реализовать свои колониальные планы на китайской земле, что существенно изменило характер социально экономического развития некоторых районов Китая. Хозяйственная активность японских захватчиков, стремившихся превратить Манчжурию в свою военно-промышленную базу, принципиально изменила экономический облик этой части Китая, причем экономические процессы, наметившиеся еще в предвоенное время, годы войны ускорились и углубились. Прежде всего, дальнейшее развитие получила тяжелая промышленность. В годы войны продолжалась и политика интенсификации сельского
хозяйства Манчжурии, его дальнейшего подчинения интересам оккупантов. Итогом 14-летнего хозяйничества Японии в Манчжурии было
принципиальное изменение социально – экономической структуры этой части Манчжурия стала действительно промышленной колонией, ибо основные
экономические интересы захватчиков лежали именно в промышленной сфере. Под свой полный контроль японцы стремились взять не только промышленное производство и транспорт оккупированных районов, но и кредитно- банковскую систему, создав с этой целью резервные банки, контролировавшие денежный рынок[10]. Социально – политическое развитие неоккупированных районов Характер экономической политики в это время определяется нуждами войны. Война сделала неизбежным возрастание государственного вмешательства в экономику. Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция, во многом
определявшая весь хозяйственный климат страны. Вполне естественный
значительный рост правительственных военных расходов , с одной стороны , и
потеря основных источников доходов, заставляли правительство чем дальше,
тем больше обращаться к необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г.
печатный станок работал почти в 10 раз энергичнее, чем до войны, а в начале Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось налаживание налоговой системы военного времени. На нужды войны правительство пыталось перестроить и банковскую систему. Основные направления этой перестройки – централизация управления государственными банками и увеличение их роли в хозяйственной жизни, дальнейшая специализация банковской деятельности, усиление контроля над частными и местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилизации финансовых средств для решения промышленного производства как в государственном , так и в частном секторе. Большую роль в укрепление финансовых и экономических позиций
правительства сыграла внешнеэкономическая поддержка. Всего за годы войны Для решения задач войны сопротивления особое значение имело
промышленное развитие западных районов. Оно начиналось почти с нуля. По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные изменения, главное из которых – превращение государственного предпринимательства в ведущую и преобладающую силу. В годы войны быстро росла и частная промышленность, однако частный
сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем. Новый принципиально важный момент в экономической политике в годы войны – стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю торговлю страны. Таким образом, за восемь лет войны принципиально изменилась роль
государственного регулирования экономики и государственного
предпринимательства. Из второстепенной экономической силы они превратились
в важнейший фактор социально-экономического развития неоккупированного Несмотря на нередкие высказывания западных макро экономистов о
том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах
является их полная непонятность и нелогичность с точки зрения западной
экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас
одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в
целом, в научном плане. Исключением может считаться только
непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов, (время начала
китайских реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о
намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации
целей и задач реформы на всех уровнях управления китайской экономикой
был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста. С 1958 года начался "большой скачок", призванный построить в Китае
коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине
степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты
труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления
до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли
невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения уровня
развития производительных сил формами производственных отношений не
замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт,
что фантастические темпы экономического роста, достигнутые в первые годы Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного
хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку
более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и
не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой
уже говорилось выше, - от нарастающей тенденции отставания
производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро
дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу
о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить
идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок
на пути строительства социалистического и коммунистического общества
через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к
самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания
материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца 2. Ход трансформации Начало китайских реформ. Некоторые направления и тезисы. Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно - III Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в
соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих
производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной
сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых
хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти
и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти
и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК,
предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до
середины XXI века, включающего в себя: Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход
китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Большое практическое значение получили работы Сунь Ефана, У. 1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исключением оборонных и стратегических) на микро уровне, то есть в отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую и самоконтролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные отношения; 2) Постепенное возведение отношений "государство-предприятие" в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами, я могу это назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|