реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств


(художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие

аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей. Педагогическая

сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися

вокального и хореографического классов, а также в определенной мере

предполагается в работе с исполнителями на струнных смычковых инструментах.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не

только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских

дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства,

особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального

слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных

партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних

знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки,

анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики

– в их взаимосвязях.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый

помощник, музыкальный единомышленник.

Для солиста (певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его

творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.

Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно

завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой

собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных

художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном

музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой

объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и

находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт

и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него

особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости

переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер

должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за

редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов,

почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в

общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и

труд его по своему предназначению сродни труду педагога» ( , с. 134).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе

специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские

чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы

научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им.

Г.Р. Державина, 2000. – С. 71-72.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.

3. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. – М.,

2002, № 6. – С. 31-34.

4. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ

пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М.,

1982. – С. 130-140.

5. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным

репертуаром // Фортепиано. – 1999, № 2. – С. 14-15.

6. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе

концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.

111-134.

7. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме

получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и

педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб., РГПУ

им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70.

8. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-

48.

9. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой

направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства //

Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного

музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции

17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С.

Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. - С. 98-100.

10. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном

училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М.,

1966. – С. 329-345.

11. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами

Глинки // О работе концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. – М.:

Музыка, 1974. – С. 9-35.

12. Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. - С.-Пб.: Музыка, 1985. – 148 с.

13. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная

программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по

специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» / Министерство культуры

Российской федерации: Научно-методический центр по художественному

образованию. – М., 2002.

14. Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в

процессе концертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики. –

М., 1980. – С. 124-131.

15. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка,

1961.

16. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность

// Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.

17. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.

18. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. – С. 72-75.

19. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. - Л.: Музыка, 1972. – 81 с.

20. Макаренко А. О некоторых особенностях фортепианного аккомпанемента

старинного романса и русской народной песни // Тезисы докладов научно-

практической конференции по итогам исследовательской работы преподавателей за

1998-1999 г. Челябинская гос. академия культуры и искусств / Сост.Н.Г.

Апухтина. – Вып. 4. – Челябинск, 2000. – С.34-37.

21. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная

гармония. Учеб. пособие для педагогов детских музыкальных школ. М.: «Престо»,

1994. – 46 с.

22. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных

аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв.

ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.59 – 73.

23. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. /

Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.

24. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин,,

А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. – 230 с.

25. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. -

М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – С. 270.

26. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. /

Перевод с англ. Предисловие В.И. Чачавы. – М.: «Радуга», 1987. - 432 с.

27. Никешичев М. Первый Всероссийский оперный конкурс-фестиваль

концертмейстеров «Диалог во имя цельности» // Фортепиано. – 2001. - № 1. –

С. 5-6. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. – С. 72-75.

28. Осипова А.С. О специфике работы концертмейстера в класе хорового

дирижирования // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение.

Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции

преподавателей и аспирантов (февр. 1998 г.) / Тамбовск. гос. ун-т. Отв. ред.

Б.С. Гейко. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. – С. 65-66.

29. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпенемента с листа // О работе

концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.88-110.

30. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 73-

83.

31. Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и

«аккомпаниатор» (к вопросу о совершенствовании концертмейстерской подготовки

учителя музыки // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы:

Мезвуз. сборн. науч. трудов. – Вып 4 / Отв ред.Т.А. Стахи. – Тамбов: Изд-во

ТГУ, 1998. – С. 69-74.

32. Стрельцова Т. Заметки о воспитании концертмейстеров классов хорового

дирижирования // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение.

Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции

преподавателей и аспирантов (февр. 1998 г.) / Тамбовск. гос. ун-т. Отв. ред.

Б.С. Гейко. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. – С. 75-77.

33. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О

мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. –

Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 84-91.

34. Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса //

Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры и

искусства за 1995-96 учебный год. – Тамбов, 1997. – С. 110-112.

35. Хрестоматия музыкального сопровождения уроков народно-сценического

танца. Вып. 1-2. / Сост. Е. Муськина. – С.-Пб.: Музыка, 1998. – 260 с.

36. Чернышова Т. Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера // О работе

концертмейстера / Ред.- сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С. 74-87.

37. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого

музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М.:

Изд-во НМК по учеб. заведениям культуры и искусств, 1986. – 92 с.

38. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления

педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.

Приложение 2

Музыкальный репертуар для классического экзерсиса

I год обучения
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PileМ. Кадамцев «Элегия»
П. Чайковский «Дуэт Одеты и принца» (б. «Лебединое озеро»)
BattemetsФ. Шуберт фрагмент («Розамунда»)
tenduП. Чайковский «Полька» (Д.А.)
BattemetsЛ. Бетховен «Менуэт» (сон. №20GL
Tendus jetesФ. Гаврилин «Каприччио»
Rond de jambeП. Чайковский «Вальс» (О. «Е.О.»)
Par terreЖ. Визе «Хабанера»
PetitБ. Захаров «Полька»
battementsФ. Бургмюллер Фрагмент
BattemetsИ. Дудаевский «Лунный вальс»
developpeА. Хачатурян «Андантино»
Grand battemetЦ. Кюи «Галоп»
jetesС. Прокофьев «Марш»
II год обучения
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PileЛ. Бетховен «Прощание с фортепиано»
Д. Шостакович «Романс»
BattemetsВ. Мурадели «Студенческий вальс»
tenduМ. Глинка «Вариации»
BattemetsИ. Штраус «Полька»
Tendus jetesМ. Глинка Фрагмент (о. «Руслан и Людмила»)
Rond de jambeЛ. Делиб «Вальс» (б. «Капелия»)
Par terreИ. Дунаевский «Колыбельная»
PetitЛ. Бетховен «Контрданс»
battementsД. Шостакович «Шарманка»
BattemetsМ. Глинка «Ноктюрн» (Es-dur)
developpeП. Чайковский «Грустная песенка»
Grand battemetВ. Соловьёв-Седой «Марш»
jetesЖ. Визе Фрагмент (о «Кармен»)
Ш год обучения
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PlieД. Верди «Дуэт Альфреда и Виолетты»
П. Чайковский «Вальс» (б. «Спящая красавица»)
BattemetsА. Дворжак «Юмореска»
tenduА. Рубинштейн «Полька»
BattemetsФ. Шопен «Мазурка» (В)
Tendas jetesБ. Асафьев «Танец»
Rond de jambeМ. Глинка Фрагмент (О. «Руслан и Людмила»)
par terreП. Чайковский «Вальс»
BattemetsФ. Бургмюллер «Тарантелла»
fondusФ. Бургмюллер Отрывок
BattemetsП. Чайковский Фрагмент (Б. «Лебединое озеро»)
frappesР. Дриго «Полька»
AnlerМ. Титов «Вальс»
Т. Хренников «Вальс»
BattemetsА. Лепин «Вальс» (a-moll)
developpeЦ. Франк Отрывок
Grand battemetР. Шуман Фрaгмeнт (цикл «Карнавал»)
jetesП. Чайковский «Мазурка»
IV год обучения
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PlieДоницетти Отрывок (опера «Норма»)
А. Адан Отрывок из сцены (балет «Жизель»)
BattemetsМ. Глинка «Детская полька»
tenduВ. Моцарт «Рондо в турецком стиле»
BattemetsМ. Глинка «Галлопада»
tendas jetesП. Чайковский «вариации Зигфрида» (балет «Лебединое озеро»)
Rond de jambeА. Лепин «Вальс» (E-moll)
par terreЛ. Минкус «Адажио» (балет «Дон Кихот»}
BattemetsЛ. Минкус «Па-де-де» (балет «Дон Кихот»)
fondusП. Чайковский «Сладкая грёза»
BattemetsК. Караев «Игра»
frappesЭ. Сигмейстер «Охота»
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
Л. Бетховен Фрагмент (сон №8)
AdagioФ. Шопен «Ноктюрн» (Cis-moll)
developpeФон Флотов Отрывок (опера. «Марта»)
Grand battemetС. Лайок «Чардаш»
jetesЮ. Милютин Отрывок (опера «Девичий переполох»)
V год обучени
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PlieР. Глиэр «Танец»
Ф. Бах «Пробуждение весны»
BattemetsП. Чайковский Отрывок (балет «Щелкунчик»)
tenduА. Дюкомен «Полька»
BattemetsН. Сизов «Полька»
tendus jetesД. Шостакович «Полька»
Rond de jambeВ. Желобинский «Вальс»
parterreМ. Глинка «Прощальный вальс»
BattemetsА. Адан Фрагмент (балет «Жизель»)
fondasА. Адан «Танец Виллис»
BattemetsЛ. Бетховен «Рондо»
frappesВ. Дешевое «Галоп»
AdagioБ. Асафьев «Вальс конькобежцев»
А. Аренский «Вальс» (ор34 №4)_
Grand battemetА. Рубинштейн «Трепак»
jetesН. Раков «Скерцино»
VI год обучения
Название упражнения экзерсисаАвтор и название использованных музыкальных фрагментов
PlieА. Адан Отрывок из сцены (балет «Жизель»)
Д. Верди «Ария Жермона» (опера «Травиата»)
BattemetsА. Адан «Танец Жизели» (балет «Жизель»)
tenduВ. Заславский «Полька»
BattemttsА. Адан «Праздничный танец»
Tendus jetesШ. Лекок Отрывок (опера «Дочь Анго»)
RonddejambeР. Глиэр «Вальс» (A-dur)
Par terreИ. Байер «Лендлер»
BattemetsВ. Калинников «Элегия»
fondasА. Гречанинов «Вальс»
BattemetsФ. Шуберт «Экосез» (ор 18а №1)
frappesЛ. Делиб «Пиццикато» (балет «Сильвия»)
AdagioР. Глиэр Отрывок избалета «Красный мак»
М. Матвеев «Вальс»
Grand battemetП. Чайковский «Мазурка»
jetesP. Глиэр «Монгольская песенка»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.