реферат, рефераты скачать
 

Региональные международные организации как субъекты международного права


Финляндия и Швеция. Образование трех Сообществ стало следствием

интеграционных процессов, происходящих в Западной Европе.

«Интеграция» - от латинского integratio, что означает восстановление

целого, воссоединение. Она понимается, прежде всего, как выход за пределы

межгосударственного сотрудничества, вплоть до создания единой структуры,

отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами.

Сейчас интеграционные процессы развиваются почти на всех континентах

земного шара. Но именно в Западной Европе достигнуты самые впечатляющие

результаты, подтверждающие правильность выбранного пути развития. Именно

здесь найдены и апробированы эффективные экономические, политические и

правовые решения, предопределившие как содержание, так и формы

интеграционных процессов.

Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединившиеся страны

продемонстрировали способность преодолевать неудачи и трудности, наращивать

потенциал интеграции. «Историки отмечают, что представление о Европе как

особом мире, особой семье рода человеческого начали формироваться еще в

раннем средневековье. По крайней мере, с XI в. они прослеживаются уже

достаточно четко».9

В то время с такими идеями выступала духовная элит общества: философы,

политики, писатели. Стоит назвать имена чешского короля Иржи Подебрада (XY

в.), английского квакера Уильяма Пенна (XYII в.) и французского аббата Сен-

Пьера (XYIII в.). Главным интегралом тогда была католическая церковь.

Следующее имя - Ричард Куденхове-Калерги (Австрия), идеолог

панъевропеизма, который в 1923 г. выдвинул план создания Соединенных Штатов

Европы по американскому образцу. Однако, ведущие европейские страны не

поддержали этой идеи.

Во время второй мировой войны идеи панъевропеизма были подавлены

грохотом сражений. Но именно эта война дала пример антигитлеровской

коалиции, разгромившей фашизм. И хотя страны Европы находились по разные

стороны баррикад, победа сил, олицетворявших прогресс человечества, имела

поистине историческое значение. Она подтвердила, что высокие цели, защита

ценностей человеческой цивилизации способны сплотить народы даже вопреки

многим существенным различиям в политическом устройстве.

Европейские государства вышли из войны сильно ослабевшими и активно

искали пути своего утверждения в послевоенном мире. В одиночку было крайне

трудно добиться успеха, поэтому страны стали объединяться. В мае 1949 г.

был создан Совет Европы, а двумя годами позже – Европейское объединение

угля и стали (ЕОУС). Большую роль в появлении ЕОУС сыграли Жан Монне и

Робер Шуман.

Документом принципиального значения в истории интеграции стала

Декларация Шумана (9 мая 1950 г.). В ней нашло отражение согласованное

предложение Франции и Германии о создании Европейского объединения угля и

стали. Договор о ЕОУС был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. шестью

странами – Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и

Люксембургом.

_________________________________________________________________

9 Борко Ю.А., Загорский А.В., Карагапов С.А. Общий европейский дом: что

мы о нем думаем. М., 1991. – с. 8.

«Как сказано в статье 1 Договора, в основу объединения полжены три

принципа: общий рынок, общие цели и общие институты.10 В следующей статье

установлено, что Объединение будет последовательно создавать условия,

которые сами по себе обеспечат наиболее рациональное распределение

продукции при возможно более высоком уровне производительности, сохранять

постоянную занятость и заботиться о том, чтобы не вызывать существенных и

долговременных нарушений в экономике государств-членов.

Если попытаться выделить самое главное в Договоре о ЕОУС, то следует

назвать формирование общего рынка. Договор предусматривал, что Объединение

обеспечит: упорядоченное снабжение общего рынка, равный доступ к источникам

производства всех потребителей, находящихся в сравнимом положении в общем

рынке; установление максимально низких цен; поддержание условий, которые

будут стимулировать предприятия к наращиванию и улучшению их

производственного потенциала.

Несовместимыми с общим рынком и, соответственно, подлежащими отмене и

запрещению в рамках ЕОУС признавались импортные и экспортные пошлины или

сборы или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные

ограничения на движения товаров. Это, по существу, означало создание в

соответствующих пределах зоны свободной торговли. Не допускались меры и

практика, дискриминационные по отношению к производителям, покупателям и

потребителям.

Договор устанавливал, что ЕОУС является юридическим лицом. В

международных отношениях оно было наделено правоспособностью, необходимой

для осуществления своих функций и достижения поставленных целей. В каждом

из государств-членов Объединение получило наибольшую правоспособность,

пре -

________________________________________________________________________

______

10 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18

апреля 1951 г. / /Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор

об Учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994 – с.5.

доставляемую юридическим лицам в этом государстве. В частности, ЕОУС стало

выступать стороной в суде, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое

имущество.

Как видно, создание ЕОУС стало серьезнейшим шагом стран Западной Европы

на пути достижения принципиально нового уровня интернационализации

производства – уровня экономической интеграции. Вместе с тем в Договоре,

равно как и в деятельности Объединения, можно увидеть приметы начального

этапа интеграции, в особенности определенную робость и непоследовательность

в базовых подходах. Торговая политика оставалась в основном за

государствами-членами. Договор ЕОУС не содержит еще положений о выработке и

проведении согласованной политики в важнейших сферах интеграции, с том

числе в налогово-финансовой и социальной».11

Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 г. и вступившие с силу с

1 января 1958 г., оформили создание Европейского экономического сообщества

(ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

«В преамбуле Договора о Евратоме те обоснования его создания, которые

государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой

общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия

представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и

обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее

говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные

усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному

потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для

развития мощной атомной промышленности, которая является источником

обширных ресурсов, стимулирует технический прогресс и содействует,

благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.

Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий

безопасности. Эти условия должны устранить угрозы, которые несет с

собой

__________________________________________________________________________

11 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / институт государства и

права РАН. – М.: ЮРИСТ, 1998. – с. 44-48.

развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.

Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем

создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной

промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-

членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст.1). В целях

выполнения этой задачи Евратом должен:

развить исследовательскую работу и распространять технические знания;

разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников

в своих атомных предприятиях и всего населения;

упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности,

инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных

исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;

следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в

Сообществе ядерным топливом и рудой;

гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования

ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они

предназначены;

использовать право собственности, которое признается, на владение

специальными расщепляющими материалами;

обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их

путем создания общего рынка специального оборудования и материально-

технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в

атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами

внутри Сообщества;

установить с другими странами и международными организациями

всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной

энергии (ст.2).12

_________________________________________________________________

12 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от

25 марта 1957г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 32.

Задачи, поставленные перед Евратомом должны были решаться через систему

органов. На момент подписания Договора этими органами были: Ассамблея,

Совет, Комиссия и суд.

Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо

отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в

особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие

существования, в затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.

Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого

начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция.

Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить

собственные средства за счет объединения усилий в области научных

исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной

кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал

отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию

атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны

окружающей среды».13

«Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса

интеграции в Западной Европе имело создание европейского экономического

сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере

универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы

жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской

интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют

деятельность всех трех Европейских сообществ.

Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и

обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить

гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и

стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и

укрепление

__________________________________________________________________

13 Топорнин Б.Н. Европейское право. Уч-к / институт государства и права

РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998, - с. 105-111.

связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС).14

Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание

«общего рынка» и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование

и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов,

товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для

построения «общего рынка» и реализация четырех свобод, а равно определяет

основные этапы такого строительства. В течение трех этапов – каждый по

четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что

в целом переходный период не превысит пятнадцати лет – надлежало создать

Таможенный союз, введя, таким образом, общую внешнюю таможенную границу и

ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению

поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в

рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок

их деятельности.

Путем заключения специальных соглашений была создана единая система

институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих

институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были

созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд.

Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении

таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о

слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого

периода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах,

создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и

сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание

Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в

определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на

пути свободного движе-

__________________________________________________________________

14 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25

марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с.48.

ния товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в

валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета

доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко

затормозили развитие интеграционных процессов.

Не менее сложной оказалась задача преодоления экономической стагнации.

Правда, опыт показал, сто за счет коллективных усилий возникшие

экономические и финансовые трудности удалось решить со значительно меньшими

затратами и более эффективно, чем в других странах. Это в значительной мере

сказалось на притягательности Европейских сообществ для других

западноевропейских государств и наряду с прочим стало одним из стимулов

расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о

вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции,

в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава

ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире.

Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению

экономических трудностей.

Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню

экономического развития государств породило и новые весьма сложные

проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического

развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки

отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.

Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения

нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в

других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по

распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области,

как социальная политика и создание Европейского социального фонда,

региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная

политика в области исследований, программа сотрудничества по охране

окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного

сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении

самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене.

Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости

внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке

к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная

конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил

название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех

государств-членов в феврале 1986 г., должным образам ратифицирован на

основе национальных конституционных процедур и вступил в силу с 1 июля 1987

г.

В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед

Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном уровне тенденция к

расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация

институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и

национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры

создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры

сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.

Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ,

утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал

активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов

Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания

сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный

союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа

дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию

Европейского Союза».15

Договор об учреждении Европейского Союза (ЕС) был подписан в старинном

голландском городке Маастрихт 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября

1993 г. после ратификации всеми странами-участниками.

«Цели Союза и средства их достижения указаны в Маастрихтском договоре:

в экономическом плане – существование пространства без границ (т.е. без

государственных границ), наиболее полная связанность в области экономики в

социальной сфере, единая денежная система; в международном плане –

проведение

__________________________________________________________________

15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф.

М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.

совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е.

осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого

гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и

внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.

Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали

существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957

г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и

внутренних дел.

Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС

общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза,

Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической

самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих

учредительных международных соглашений.

В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел

используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-

участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и

предпринимают «совместные действия».

Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г.,

то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил

гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений,

а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.