| |||||
МЕНЮ
| Региональные международные организации как субъекты международного правадарств-членов, объединенных в Сообществе. Европейский парламент – преимущественно консультативный орган и в системе институтов Союза по своей значимости далеко уступает Совету и Комиссии. Согласно ст.198 Договора о ЕС «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». 22 Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского Парламента был внесен Договором о Европейском Союзе. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с состоянием в гражданстве Европейского Союза. Напомним, что гражданами Европейского Союза являются все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Новелла заключается прежде всего в том, сто правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от место их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Каждое государство – член Европейского Союза обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Места распределяются следующим образом: ФРГ – 99; Франция, Италия и Великобритания – по 87; Испания – 64; Нидерланды – 31; Бельгия, Греция и Португалия – по 25; Швеция – 22; Австрия – 21; Дания и Финляндия – по 16; Ирландия – 15; Люксембург – 6. Приведенные цифры подтверждают, что предоставленная квота мест в Европейском парламенте не вполне адекватна численности населения страны. Так, например, представительство в Парламенте со стороны Великобритании, составляющее 87 мандатов, оказывается в 15 раз ниже нормы представительства Люксембурга, располагающего шестью мандатами. __________________________________________________________________ 22 Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. // Единый Европейский акт. Договор о Европейском союзе. М. 1994. – с.82. Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во- первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления, в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий. 1.Законодательные полномочия. Согласно ст. 137 Европейский парламент «осуществляет функции консультации и контроля». На начальных этапах существования Европейских сообществ Парламент обычно лишь информировался, и в очень редких случаях запрашивалось его консультативное мнение по вопросам принятия нормативно-правовых актов. В настоящее время такая процедура, как простое информирование Парламента, уже перестает играть самостоятельную роль, а сохранившаяся консультативная процедура претерпела определенные изменения. Достаточно напомнить, что в учредительных актах, посвященных Европейскому Союзу, содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать в внимание мнение Парламента, высказанное в ходе консультативной процедуры. Конечно, само по себе сохранение этой процедуры все еще дает основание говорить о том, что Парламент во многих случаях не может оказывать реального воздействия на процесс принятия законодательных решений. 2. Бюджетные полномочия. Проект, как уже отмечалось, подготавливается Комиссией и рассматривается и вносится в Парламент Советом. Парламенту предоставляется право как обсуждения законопроекта в целом, так и внесения поправок. Практически Европейский парламент лишен возможности сколько-нибудь существенно пересматривать доходную и расходную часть бюджета и не обладает правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Парламенту предоставлено право лишь принять или отклонить проект бюджета в целом. В последнем случае Комиссия и Совет обязаны внести новый проект бюджета на утверждение Парламента. 3. Контрольные полномочия. Европейский парламент осуществляет в довольно широких пределах контроль за деятельностью Комиссии. Формы и методы этого парламентского контроля более или менее традиционны и схожи с теми, которыми пользуются национальные парламенты. Это, во-первых, право на информацию. Совет и Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о деятельности Европейского Союза. Вторая наиболее распространенная форма контроля за деятельностью Комиссии и Совета – это устные и письменные вопросы. Активность парламентариев в этом отношении довольно высока. Достаточно сказать, что в 1998 г. было задано 5573 парламентских вопроса, из которых 4014 составили письменные вопросы. 4. Внешнеэкономические полномочия. Во внешнеэкономических отношениях у Европейского парламента лишь консультативные полномочия. На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях. Суд Европейских сообществ. Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов Европейского Союза. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Суд во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учредительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу последних относится прежде всего Устав Суда. Этот акт был утвержден специальным Протоколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к Суду ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к Евратому и ЕЭС. В этом же году на основе специального акта было создан единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт, регламентирующий его деятельность – это Процессуальный регламент. В 1988 г. был создан Суд первой инстанции и дополняющий Суд ЕС. Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права Европейских сообществ на всем пространстве, попадающем под юрисдикцию Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его юрисдикцией. Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств- членов сроком на шесть лет. Каждое государство – член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требование к судье – высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании Суда, на котором вновь избранный член присутствует, он приносит присягу, в которой клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. Одновременно с судьями и практически в том порядке назначаются генеральные адвокаты. Генеральные адвокаты – это должностные лица Суда, которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением дела, подготавливаемого к рассмотрению в Суде. Генеральный адвокат представляет Суду свое заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение решения. Однако Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан. Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. В том же порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь. Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой инстанции. Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела член Суда. Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом, так и палатами. В СПИ – в основном палатами. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения. Действующие нормативно-правовые акты сравнительно детально регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и СПИ. Преобладающей в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам толкования и соответствия, которые Суд дает по запросу институтов Союза или государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения Суда носят обязательный характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также дела, сторонами в которых выступают государства – члены ЕС, институты Союза либо государства и институты Союза. К юрисдикции Суда первой инстанции относятся рассмотрение трудовых споров, которое предусмотрено ст. 179 Договора о ЕС. Он же рассматривает дела, предусмотренные ст. 33 и 35 Договора о ЕОУС, относящиеся к оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся частнопредпринимательской деятельности, предусмотренные в ст.50 и ст. 57-66 того же Договора. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами против институтов Сообществ на основании ст. 173, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел по ст. 175 Договора о ЕС, предусматривающие возможность предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 178 Договора о ЕС, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 215 Договора о ЕС. Существенное расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением Совета от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в СПИ исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли. Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Суда первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейских сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться в качестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ и Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время одним из важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразное применение и толкование европейского права».23 2.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ. «24 июня 1994 г. на о. Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой. Главная цель Соглашения состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеграции России в европейскую и мировую экономику. Определяя природу отношений, развивающихся между Россией и Сообществом, Соглашение устанавливает, что в основе заложены принципы партнерства и сотрудничества. Соглашение предусматривает в качестве одной из важнейших целей создание условий для учреждения в будущем «зоны свободной торговли» между Россией и __________________________________________________________________ 23 Европейское право. учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф. М.Л. Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с.231-297. Европейским Союзом. Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, свободу транзита, освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары, отменяют многие количественные ограничения на ввоз товаров. Произошли выгодные для России изменения в сфере защиты внутреннего рынка. Установлено, что компании и граждане России получают благоприятные условия для выхода на единый рынок европейских сообществ, а компании и граждане Европейского союза - на российский рынок. Политическая сторона Соглашения отчетливо проявляется в том, что стороны заявили о своих обязательствах содействовать международному миру и безопасности, в полной мере применять все принципы и положения, содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Особое значение в Соглашении придается положениям о верховенстве право и уважении прав человека, прежде всего прав меньшинств, о создании многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики. Стороны сочли необходимым записать в преамбуле, что основу партнерства составляют не только экономические, но и политические свободы. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией с одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой, заключено первоначально на 10 лет. Соглашение, несомненно, играет важное значение для России и существенно способствует сближению ее с Европейским Союзом и укреплению позиций на континенте и во всем мире».24 __________________________________________________________________ 24 Топорнин Б.Н. Европейское право. уч-к / ин-т г-ва и права РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998 – с.253-257. 3. СОВЕТ ЕВРОПЫ. 1. СОВЕТ ЕВРОПЫ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ. Совет Европы как международная организация основан 5 мая 1949 года. На момент образования в него входили 10 государств-учредителей: Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Соединенное Королевство и Швеция, к которым позднее присоединились Греция, Турция, Исландия, Германия, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Сан-Марина, Финляндия, Венгрия, Польша, Болгария, Эстония, Литва, Словакия, Румыния, Андорра, Латвия, Албания, Молдова, Украина, Македония, Россия, Хорватия, Армения, Азербайджан и Грузия. Сегодня ни одна из европейских структур не имеет в своем составе такого количества участников. Совет Европы – международная межправительственная и межпарламентская организация, основными целями которой являются: - правовое обеспечение прав и свобод человека; - содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; - поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД, биоэтика, наркомания и т.д.); - развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; - помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ и т.д. Уставные цели Совета Европы Статья 1 Устава Совета Европы 1. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. 2. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав и основных свобод. Статья 2 Устава Совета Европы Каждый Член Совета Европы должен признать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренно и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе 1. Статья 3 Устава Совета Европы Любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено Комитетом Министров стать Членом Совета Европы. Любое приглашенное таким образом государство рассматривается в качестве Члена Совета Европы с даты передачи Генеральному Секретарю от имени этого государства акта о присоединении к настоящему Уставу. Каждое европейское государство может стать членом Совет Европы при условии, что оно признает верховенство закона и гарантирует каждому лицу, находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами.25 «Основные органе СЕ – Комитет Министров, Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных органов власти Европы и Секретариат. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является одним из главных органов СЕ. Она наделена консультативными функциями (до 1974 г. называлась Консультативной ассамблеей). Уполномочена обсуждать любые вопросы, входящие согласно Уставу в компетенцию Совета Европы, и представлять соответствующие заключения в виде резолюций или рекомендаций, которые могут адресоваться как Комитету Министров СЕ, так и непосредственно правитель - __________________________________________________________________ 25 Устав Совет Европы от 5 мая 1949 г. // Право Совета Европы и Россия. Сборник документов и материалов. – Изд. 2-е доп. Краснодар, 1996г. – с.132- 133. ствам стран-членов. Для принятия резолюций или решений по процедурным вопросам норму большинства определяет сама ПАСЕ. Именно ПАСЕ, изучив все обстоятельства, взвесив «обязательства и договоренности», рекомендует Комитету Министров приглашать или не приглашать ту или иную страну в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств-членов Совета Европы. Количество представителей от каждой страны определяется пропорционально численности ее населения (Англия, Италия, Франция, ФРГ, Россия – по 18 мест, а Лихтенштейн, Сан-Марино и Андорра – по 2 места). Они избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их мандата может только ПАСЕ. Представители не должны быть членами правительств своих стран. Они имеют своих заместителей, которые, в случае необходимости, могут выступать на заседаниях и даже принимать участие в голосовании. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Как правило , ПАСЕ заседает в штаб- квартире Совета Европы (г. Страсбург). Организуются также выездные сессии («мини-сессии»). Сессия ПАСЕ избирает (из числа представителей) Председателя ПАСЕ сроком, как правило, на 3 года и его заместителей. Председатель не имеет права участвовать в дебатах и голосовать. По инициативе Председателя ПАСЕ или Комитета Министров Совета Европы и в случае их обоюдного согласия могут проводиться специальные сессии ПАСЕ. Если ПАСЕ не принимает иного решения, ее сессии являются открытыми для публики. С 1992 г. по 1995 г. председателем ПАСЕ являлся испанский социалист Мигель Мартинес. С 1996 года |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|