реферат, рефераты скачать
 

Региональные международные организации как субъекты международного права


дарств-членов, объединенных в Сообществе.

Европейский парламент – преимущественно консультативный орган и в

системе институтов Союза по своей значимости далеко уступает Совету и

Комиссии.

Согласно ст.198 Договора о ЕС «представители народов государств,

объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым

всеобщим голосованием». 22

Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского

Парламента был внесен Договором о Европейском Союзе. Общее определение

круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть

избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с состоянием в

гражданстве Европейского Союза. Напомним, что гражданами Европейского Союза

являются все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Новелла

заключается прежде всего в том, сто правом избирать и быть избранным

граждане Союза наделяются независимо от место их проживания на территории

Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории

Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом

избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его

проживания.

Каждое государство – член Европейского Союза обладает в Европейском

парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего

численности его населения. Места распределяются следующим образом: ФРГ –

99; Франция, Италия и Великобритания – по 87; Испания – 64; Нидерланды –

31; Бельгия, Греция и Португалия – по 25; Швеция – 22; Австрия – 21; Дания

и Финляндия – по 16; Ирландия – 15; Люксембург – 6. Приведенные цифры

подтверждают, что предоставленная квота мест в Европейском парламенте не

вполне адекватна численности населения страны. Так, например,

представительство в Парламенте со стороны Великобритании, составляющее 87

мандатов, оказывается в 15 раз ниже нормы представительства Люксембурга,

располагающего шестью мандатами.

__________________________________________________________________

22 Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. // Единый

Европейский акт. Договор о Европейском союзе. М. 1994. – с.82.

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно

присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во-

первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета

о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления,

в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий.

1.Законодательные полномочия.

Согласно ст. 137 Европейский парламент «осуществляет функции

консультации и контроля».

На начальных этапах существования Европейских сообществ Парламент

обычно лишь информировался, и в очень редких случаях запрашивалось его

консультативное мнение по вопросам принятия нормативно-правовых актов. В

настоящее время такая процедура, как простое информирование Парламента, уже

перестает играть самостоятельную роль, а сохранившаяся консультативная

процедура претерпела определенные изменения. Достаточно напомнить, что в

учредительных актах, посвященных Европейскому Союзу, содержится прямое

указание Комиссии и Совету принимать в внимание мнение Парламента,

высказанное в ходе консультативной процедуры. Конечно, само по себе

сохранение этой процедуры все еще дает основание говорить о том, что

Парламент во многих случаях не может оказывать реального воздействия на

процесс принятия законодательных решений.

2. Бюджетные полномочия.

Проект, как уже отмечалось, подготавливается Комиссией и

рассматривается и вносится в Парламент Советом. Парламенту предоставляется

право как обсуждения законопроекта в целом, так и внесения поправок.

Практически Европейский парламент лишен возможности сколько-нибудь

существенно пересматривать доходную и расходную часть бюджета и не обладает

правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Парламенту

предоставлено право лишь принять или отклонить проект бюджета в целом. В

последнем случае Комиссия и Совет обязаны внести новый проект бюджета на

утверждение Парламента.

3. Контрольные полномочия.

Европейский парламент осуществляет в довольно широких пределах контроль

за деятельностью Комиссии. Формы и методы этого парламентского контроля

более или менее традиционны и схожи с теми, которыми пользуются

национальные парламенты. Это, во-первых, право на информацию. Совет и

Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам

деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о

деятельности Европейского Союза.

Вторая наиболее распространенная форма контроля за деятельностью

Комиссии и Совета – это устные и письменные вопросы. Активность

парламентариев в этом отношении довольно высока. Достаточно сказать, что в

1998 г. было задано 5573 парламентских вопроса, из которых 4014 составили

письменные вопросы.

4. Внешнеэкономические полномочия.

Во внешнеэкономических отношениях у Европейского парламента лишь

консультативные полномочия.

На практике Европейский парламент участвует в осуществлении

внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом

вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного

обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций,

складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных

заседаниях.

Суд Европейских сообществ.

Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов

Европейского Союза. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго

функциональный специализированный институт неполитического характера. Суд

во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями

учредительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами,

специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу

последних относится прежде всего Устав Суда. Этот акт был утвержден

специальным Протоколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к Суду

ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к

Евратому и ЕЭС. В этом же году на основе специального акта было создан

единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт,

регламентирующий его деятельность – это Процессуальный регламент.

В 1988 г. был создан Суд первой инстанции и дополняющий Суд ЕС.

Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права

Европейских сообществ на всем пространстве, попадающем под юрисдикцию

Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его

юрисдикцией.

Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-

членов сроком на шесть лет. Каждое государство – член ЕС располагает одним

местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требование к судье –

высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в

должность на первом же открытом заседании Суда, на котором вновь избранный

член присутствует, он приносит присягу, в которой клянется осуществлять

свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а

равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты.

Одновременно с судьями и практически в том порядке назначаются

генеральные адвокаты. Генеральные адвокаты – это должностные лица Суда,

которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением

дела, подготавливаемого к рассмотрению в Суде. Генеральный адвокат

представляет Суду свое заключение по изученному им делу. В подавляющем

большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом

публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение

решения. Однако Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не

обязан.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. В том же порядке

изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для

переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат,

срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь.

Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой

инстанции. Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует

институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени

выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела

член Суда.

Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом, так и палатами. В

СПИ – в основном палатами. Персональный состав палат определяется ежегодно.

Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом

судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число

оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен

воздержаться от участия в принятии решения.

Действующие нормативно-правовые акты сравнительно детально

регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и СПИ. Преобладающей

в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой

инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной

юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам

толкования и соответствия, которые Суд дает по запросу институтов Союза или

государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения Суда носят

обязательный характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также

дела, сторонами в которых выступают государства – члены ЕС, институты Союза

либо государства и институты Союза.

К юрисдикции Суда первой инстанции относятся рассмотрение трудовых

споров, которое предусмотрено ст. 179 Договора о ЕС. Он же рассматривает

дела, предусмотренные ст. 33 и 35 Договора о ЕОУС, относящиеся к

оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего

органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся

частнопредпринимательской деятельности, предусмотренные в ст.50 и ст. 57-66

того же Договора. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами

против институтов Сообществ на основании ст. 173, относящиеся к контролю за

законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых

актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел

по ст. 175 Договора о ЕС, предусматривающие возможность предъявления иска о

бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ

относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных

учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 178 Договора о

ЕС, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 215

Договора о ЕС.

Существенное расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением

Совета от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в СПИ

исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной

ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также

дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.

Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Суда

первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейских

сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться в

качестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ и

Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время одним из

важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразное

применение и толкование европейского права».23

2.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ.

«24 июня 1994 г. на о. Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и

сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими

сообществами и их государствами-членами – с другой.

Главная цель Соглашения состоит в том, чтобы создать благоприятные

условия для интеграции России в европейскую и мировую экономику. Определяя

природу отношений, развивающихся между Россией и Сообществом, Соглашение

устанавливает, что в основе заложены принципы партнерства и сотрудничества.

Соглашение предусматривает в качестве одной из важнейших целей создание

условий для учреждения в будущем «зоны свободной торговли» между Россией и

__________________________________________________________________

23 Европейское право. учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.

М.Л. Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с.231-297.

Европейским Союзом.

Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования,

свободу транзита, освобождение от импортных пошлин и сборов на временно

ввозимые товары, отменяют многие количественные ограничения на ввоз

товаров. Произошли выгодные для России изменения в сфере защиты внутреннего

рынка. Установлено, что компании и граждане России получают благоприятные

условия для выхода на единый рынок европейских сообществ, а компании и

граждане Европейского союза - на российский рынок.

Политическая сторона Соглашения отчетливо проявляется в том, что

стороны заявили о своих обязательствах содействовать международному миру и

безопасности, в полной мере применять все принципы и положения,

содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе.

Особое значение в Соглашении придается положениям о верховенстве право

и уважении прав человека, прежде всего прав меньшинств, о создании

многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и

экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики.

Стороны сочли необходимым записать в преамбуле, что основу партнерства

составляют не только экономические, но и политические свободы.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией с

одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами – с

другой, заключено первоначально на 10 лет.

Соглашение, несомненно, играет важное значение для России и существенно

способствует сближению ее с Европейским Союзом и укреплению позиций на

континенте и во всем мире».24

__________________________________________________________________

24 Топорнин Б.Н. Европейское право. уч-к / ин-т г-ва и права РАН. – М.:

ЮРИСТЪ, 1998 – с.253-257.

3. СОВЕТ ЕВРОПЫ.

1. СОВЕТ ЕВРОПЫ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.

Совет Европы как международная организация основан 5 мая 1949 года. На

момент образования в него входили 10 государств-учредителей: Бельгия,

Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды,

Соединенное Королевство и Швеция, к которым позднее присоединились Греция,

Турция, Исландия, Германия, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Португалия,

Испания, Лихтенштейн, Сан-Марина, Финляндия, Венгрия, Польша, Болгария,

Эстония, Литва, Словакия, Румыния, Андорра, Латвия, Албания, Молдова,

Украина, Македония, Россия, Хорватия, Армения, Азербайджан и Грузия.

Сегодня ни одна из европейских структур не имеет в своем составе такого

количества участников.

Совет Европы – международная межправительственная и межпарламентская

организация, основными целями которой являются:

- правовое обеспечение прав и свобод человека;

- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

- поиск совместных решений социальных проблем (национальные

меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД,

биоэтика, наркомания и т.д.);

- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами

Европы;

- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении

политических, законодательных и конституционных реформ и т.д.

Уставные цели Совета Европы

Статья 1 Устава Совета Европы

1. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его

Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их

достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

2. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы

посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения

соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной,

культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и

путем поддержания и дальнейшего осуществления прав и основных свобод.

Статья 2 Устава Совета Европы

Каждый Член Совета Европы должен признать принцип верховенства Права и

принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его

юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и

искренно и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной

в главе 1.

Статья 3 Устава Совета Европы

Любое европейское государство, которое рассматривается как способное и

стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено

Комитетом Министров стать Членом Совета Европы. Любое приглашенное таким

образом государство рассматривается в качестве Члена Совета Европы с даты

передачи Генеральному Секретарю от имени этого государства акта о

присоединении к настоящему Уставу.

Каждое европейское государство может стать членом Совет Европы при

условии, что оно признает верховенство закона и гарантирует каждому лицу,

находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и

свободами.25

«Основные органе СЕ – Комитет Министров, Парламентская Ассамблея,

Конгресс местных и региональных органов власти Европы и Секретариат.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является одним из главных

органов СЕ. Она наделена консультативными функциями (до 1974 г. называлась

Консультативной ассамблеей). Уполномочена обсуждать любые вопросы, входящие

согласно Уставу в компетенцию Совета Европы, и представлять

соответствующие заключения в виде резолюций или рекомендаций, которые могут

адресоваться как Комитету Министров СЕ, так и непосредственно правитель -

__________________________________________________________________

25 Устав Совет Европы от 5 мая 1949 г. // Право Совета Европы и Россия.

Сборник документов и материалов. – Изд. 2-е доп. Краснодар, 1996г. – с.132-

133.

ствам стран-членов. Для принятия резолюций или решений по процедурным

вопросам норму большинства определяет сама ПАСЕ.

Именно ПАСЕ, изучив все обстоятельства, взвесив «обязательства и

договоренности», рекомендует Комитету Министров приглашать или не

приглашать ту или иную страну в Совет Европы.

В ПАСЕ входят делегации от всех государств-членов Совета Европы.

Количество представителей от каждой страны определяется пропорционально

численности ее населения (Англия, Италия, Франция, ФРГ, Россия – по 18

мест, а Лихтенштейн, Сан-Марино и Андорра – по 2 места). Они избираются или

назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их

мандата может только ПАСЕ. Представители не должны быть членами

правительств своих стран. Они имеют своих заместителей, которые, в случае

необходимости, могут выступать на заседаниях и даже принимать участие в

голосовании.

Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ,

которая разбивается на четыре раунда. Как правило , ПАСЕ заседает в штаб-

квартире Совета Европы (г. Страсбург). Организуются также выездные сессии

(«мини-сессии»).

Сессия ПАСЕ избирает (из числа представителей) Председателя ПАСЕ

сроком, как правило, на 3 года и его заместителей. Председатель не имеет

права участвовать в дебатах и голосовать. По инициативе Председателя ПАСЕ

или Комитета Министров Совета Европы и в случае их обоюдного согласия могут

проводиться специальные сессии ПАСЕ. Если ПАСЕ не принимает иного решения,

ее сессии являются открытыми для публики. С 1992 г. по 1995 г.

председателем ПАСЕ являлся испанский социалист Мигель Мартинес. С 1996 года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.