реферат, рефераты скачать
 

Региональные международные организации как субъекты международного права


– Лени Фишер (Германия).

Для осуществления функций ПАСЕ в промежутках между сессиями формируется

Постоянная комиссия. Она состоит из членов Бюро ПАСЕ, председателей общих

комиссий, входящих в постоянную комиссию по должности, председателей

партийных групп и нескольких членов, дополнительно назначаемых Ассамблеей.

В начале каждой очередной сессии ПАСЕ создает ряд общих комиссий для

рассмотрения соответствующих вопросов и подготовки докладов: по

политическим вопросам и проблемам здравоохранения; юридическим вопросам;

культуре и образованию; науке и технике; региональному планированию и

местным органам власти; по правилам процедуры; по сельскому хозяйству; по

связям с европейскими странами-нечленами ПАСЕ; парламентским вопросам и

связям с общественностью; финансовым вопросам и межправительственной

рабочей программе и по вопросам миграции, беженцев и демографии. По мере

необходимости создаются специальные комиссии.

Численный состав общих комиссий и представительство в них стран-членов

определяется ПАСЕ. Членами комиссий могут быть и заместители председателей.

Общие комиссии рассматривают документы, переданные им Бюро ПАСЕ (доклады

Комитета Министров, национальных и международных организаций, с которыми

Совет Европы состоит в официальных отношениях), вопросы, переданные ПАСЕ ее

Бюро и Постоянной комиссией, и, наконец, меры, принятые по рекомендациям и

резолюциям ПАСЕ.

ПАСЕ сотрудничает в Европейским парламентом, Парламентской Ассамблеей

ОБСЕ, Североатлантической Ассамблеей, Ассамблеей Западноевропейского Союза,

Консультативным парламентским комитетом Бенилюкса, парламентами западных

стран, не входящих в Совет Европы (главным образом США, Канады, Японии), а

также с рядом экономических организаций Западной Европы. ПАСЕ имеет статус

наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН,

международных неправительственных организациях.

Комитет Министров занимает ключевое место в системе органов Совета

Европы. Именно он уполномочен выступать и принимать решения от имени этой

организации.

Комитет Министров обычно заседает два раза в год в Страсбурге в составе

министров иностранных дел государств-членов и дважды в месяц на уровне

аккредитованных в Страсбурге при Совете Европы их постоянных

представителей, которые, за некоторым исключением, наделены теми же

полномочиями, что и министры. Работа Комитета Министров носит закрытый

характер. По итогам заседаний публикуются коммюнике или декларации.

Руководит работой Комитета Министров Бюро в составе председателя и двух

его заместителей. Председателем Комитета Министров становятся по

очередности на основе английского алфавита на полгода министры иностранных

дел стран-членов Совета Европы. Заместителями являются бывший и будущий

председатели.

Задача Комитета Министров (КМ) – рассмотрение и принятие решения по

вопросам, связанным с реализацией целей Совет Европы. Свою работу Комитет

Министров строит как исходя из собственной инициативы, так и с учетом

пожеланий и рекомендаций Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

В статье 15 Устава Совета Европы (Глава IV. «Кабинет Министров») прямо

указывается на то, что

а) Комитет Министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по

собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели

Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение

Правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов. О

сделанных Комитетом Министров заключениях Генеральный Секретарь уведомляет

Членов Совета Европы.

б) Заключения Комитета Министров в надлежащих случаях могут быть

сделаны в форме рекомендаций Правительством Членов, и Комитет Министров

может запрашивать Правительства Членов о ходе выполнения таких

рекомендаций».26

Согласно установленной процедуре, именно Комитет Министров СЕ

обращается в Парламентскую Ассамблею с просьбой высказать суждение о

соответствии страны-кандидата уставным критериям СЕ, после получения заявки

от страны на вступление.

ПАСЕ назначает юридических экспертов – представителей Европейского

Су__________________________________________________________________

26 Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.// Международное право в

документах: учебное пособие (сост. Н.Г.Блатова, Г.М. Мелков). 3-е изд.

перераб. и доп. – М.: 2002 – с. 305.

да и Европейской Комиссии по правам человека, которым поручается оценка

основ национального законодательства и правовой практики конкретного

государства на предмет их «соответствия общепризнанным стандартам

демократии и прав человека».

Одновременно ПАСЕ назначает юридических экспертов трех докладчиков по

досье страны-кандидата. Ими становятся представители важнейших комиссий

Ассамблеи: по политическим вопросам, по юридическим вопросам и правам

человека и по связям со странами-нечленами.

При наличии положительных выводов ПАСЕ утверждает рекомендации Комитету

Министров СЕ.

Комитет Министров принимает окончательное решение и оформляет его в

виде приглашения государству-кандидату стать членом СЕ. Он же устанавливает

сумму финансового взноса нового члена. Критериями здесь являются доля

валового национального продукта на душу населения страны и ее численность.

Помощь Комитету Министров оказывают постоянные и создаваемые по мере

необходимости комитеты и комиссии для решения тех или иных задач. В

настоящее время их насчитывается более 100, в т.ч. по борьбе с расизмом,

ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью.

Решения Комитета Министров, в том числе и бюджетные, принимаются

большинством в две трети голосов. В некоторых случаях, например, при

утверждении рекомендаций, адресованных правительствам, требуется

единогласие. По вопросам процедурного характера достаточно простого

большинства.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОВЕ) –

консультативный орган, представляющий местные (местное самоуправление) и

региональные власти. Он состоит из двух палат: одна палата представляет

интересы местного самоуправления, другая – региональных органов власти.

Каждая палата раз в два года избирает председателя и рабочий президиум.

Председатель Конгресса также избирается один раз в два года поочередно из

состава сначала одной палаты, затем другой. Президиум Конгресса состоит из

членов президиумов обеих палат, а также из председателя Конгресса.

Пленарные заседания КМРОВЕ проводятся раз в год во Дворце Европы в

Страсбурге.

КМРОВЕ предшествовала деятельность постоянной Конференции местных и

региональных органов власти Европы (начиная с 1957 года), которая сыграла

значительную роль в развитии местной и региональной административной

автономии во многих государствах-членах Совета.

Члены Конгресса и их заместители (по 286 человек) представляют более

150.000 местных и региональных органов европейских стран. Они являются

представителями, избранными от территориальных образований, или

государственными служащими, напрямую подчиненными им. Повседневную

деятельность организации обеспечивает Постоянный Комитет, в который входят

представители всех делегаций от государств-членов, а также образуемые

палатами рабочие группы по различным проблемам, решаемым на местном уровне

(жилье, безработица, образование, развитие городских центров, сельской

местности и т.д.).

К приоритетным направлениям работы Конгресса местных и региональных

властей можно отнести:

- обеспечение участия местных и региональных властей в достижении

идеала европейского единства;

- обеспечение членам местных и региональных советов возможности участия

в разработке административных структур;

- помощь новым демократическим государствам в создании эффективных

местных административных структур;

- налаживание межрегионального сотрудничества особенно в приграничных

районах и содействие развитию мира, терпимости и экономического роста;

- приобщение с помощью различных мероприятий граждан к «базовой»

местной и региональной демократии;

- содействие адаптации в обществе иммигрантских общин и других групп,

находящихся в худших по сравнению с остальными условиях и другие.

Суммируя вышесказанное, следует, во-первых, отметить, что к основным

сферам деятельности Совета Европы относятся:

- контроль (мониторинг) за соблюдением прав человека в государствах-

членах Совета Европы;

- активная разработка международных правовых актов, рекомендаций в

целях совершенствования национального законодательства странами-членами

Совета Европы;

- оказание содействия развитию местных властей, трансграничного

сотрудничества;

- развитие единого европейского культурного наследия, внимание к

проблемам здравоохранения, молодежи, спорта;

- правовое обеспечение решения актуальных европейских социально-

экономических проблем, охраны окружающей среды и регионального

планирования;

- содействие деятельности средств массовой информации;

- выявление и предотвращение новых угроз в области прав человека,

социального измерения (биоэтика, детская проституция, социальное

отторжение, занятость, «сексуальный туризм» и т.д.), европейской

безопасности, борьбы с терроризмом и т.д.

Во-вторых, за почти 50-летнее существование Совета Европы

сформировалась достаточно стройная правовая система государств-членов этой

организации, которая, по мнению автора, включает:

- Право Совета Европы как совокупность юридических норм обязательного и

рекомендательного характера и их официальных источников (европейских

Конвенций и т.д.), представляющее собой одну из «ветвей» современного

международного гуманитарного права;

- Юридическую практику, - собственно деятельность политико-правовых

институтов Совета Европы как международной организации в области защиты

прав человека, решения других уставных задач и «вызовов» времени, во многом

формирующую прецедентное право;

- Основные институты Совета Европы, которые были названы выше (Комитет

Министров, ПАСЕ, КМРОВЕ, единые Европейский Суд и Европейская

Комиссия по правам человека и т.д.).»27

3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВЕТ ЕВРОПЫ.

«В своей повседневной деятельности через принятие резолюций, конвенций,

других документов Совет Европы выполняет ряд политико-правовых,

гуманитарных и т.д. функций. Среди них можно выделить следующие:

регулятивная – оказывает непосредственное и опосредованное воздействие

на соблюдение прав человека и основных свобод, стандартов СЕ в различных

сферах жизнедеятельности европейского сообщества, поведение государств-

членов;

прогностическая – Совет Европы намечает основные тенденции будущего

демократического развития европейского сообщества, выделяет «болевые точки»

и вызовы времени, готовит предложения по их решению;

методологическая – Совет Европы вырабатывает общие подходы в решении

проблем прав человека, социального изменения, развитие исторического и

культурного наследия и т.д. в государствах-членах СЕ. Формирует и

утверждает правовые стандарты Совета Европы, основные принципы

деятельности;

мировоззренческо-аксиологическая – Совет Европы способствует

формированию духовного климата на европейском континенте единых

демократических ценностей (плюралистическая демократия, свободы и права

человека и т.д.), дает оценку их практической реализации (контроль в

странах-членах СЕ).

Главным же приоритетом в работе Совет Европы считает защиту прав

человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями

деятельности на этом направлении являются:

- Создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее

свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие

Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по

правам

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.42-58.

человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу,

поддержка системы институтов прав человека и неправительственных

организаций, действующих в этой сфере.

- Выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и

унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций,

например, по биоэтике; детской проституции; социального отторжения и

занятости; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации;

защите индивидуальных данных личности и т.д.

- Привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к

значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных

программ; деятельность Европейской Комиссии за демократию через право;

Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди

юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.).

- Функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и

информационной службы по правам человека.

- Развитие местной демократии, средств массовой информации,

образования, культурного наследия; поддержка неправительственных

организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в

области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.).

Это и активное разрешение таких проблем, как:

- Предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое

достоинство наказания или обращения (учрежден Комитет независимых

экспертов, уполномоченных посещать места лишения свободы стран-членов СЕ).

- Защита национальных меньшинств (реализация Рамочной Конвенции по

защите прав национальных меньшинств 1995 года).

- Равенство мужчин и женщин (в политической, общественной жизни, борьба

с принудительной проституцией и т.д.).

- Борьба с проявлениями расизма и нетерпимости (решением Венской (1993

г.) встречи глав государств СЕ создана Европейская Комиссия по борьбе с

расизмом и нетерпимостью).

- Биоэтика – решение политических, юридических и этических проблем в

сфере биологии и медицины на европейском уровне. Рамочная Конвенция по

биоэтике (трансплантация органов, медицинские исследования на человеке).

Разработка своего рода кодекса поведения ученых в этой области и т.д.»28

Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в

Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она

вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет,

так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы.

Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.

Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права,

гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам

человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей

собственной стране.

«Сама Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,

по мнению Р. Рисдаля, внесла существенные новшества в действующее

международное право. Председатель Европейского суда по правам человека

считает, что она, во-первых, закрепила принцип коллективного обеспечения

прав человека, в определенной мере подчинила государства внешнему контролю.

«Посредством подачи заявлений по статье 24 Конвенции государства-участники

получили возможность запускать разбирательство предполагаемых нарушений в

отношении других государств в независимости от гражданства жертв таких

нарушений. Это далеко выходило за признаваемое за государствами право

дипломатической защиты своих граждан за рубежом»29

Во-вторых, Европейская Конвенция впервые предоставила частным лицам

статус «субъектов» международного права, закрепив за ними (ст.25)30 право

на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нарушением

__________________________________________________________________

28 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.13-15.

29 Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Р.

Рисдаля в Москве на IV внеочередном всероссийском съезде судей 4 декабря

1996 года // Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета

Европы. М., 1997 – с.6-7.

30 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950 г. // Российская юстиция – 2001 - №1 – с.25.

государством-участником установленных ею стандартов.

В-третьих, важно, что в системе защиты прав человека был создан

механизм толкования и применения Европейской Конвенции для обеспечения

выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств (ст. 19).

Речь идет о работе ныне трансформируемых в единых орган Европейской

Комиссии и Европейского суда по правам человека.

В-четвертых, указанные выше положения следует дополнить пунктом о том,

что за почти полувековой период реализации Европейской Конвенции о правах

человека и основных свободах сформировалось прецедентное право Совета

Европы, имеющее важное юридическое значение. «Формально конкретные судебные

решения обязательны только для государств, выступающих в качестве

ответчиков по соответствующим делам. Однако другие страны, - считает

председатель Европейского суда по правам человека, - фактически

руководствуются ими при оценке соответствия внутреннего правового порядка

требованиям Конвенции. В целом ряде случаев они побудили государства, не

являющиеся участниками разбирательства, заняться совершенствованием

национального законодательства и скорректировать правоприменительную

практику».

В-пятых, в трактовке Европейского суда по правам человека, Конвенция –

не застывший, раз и навсегда данный документ, а «живой, развивающийся

договор, который подлежит толкованию в свете тех условий, которые сложились

на настоящее время».

Европейская Конвенция постоянно дополняется Протоколами (всего в

настоящее время их 12)».31

Последний, 12-й протокол к Конвенции был принят 4 ноября 2000 г. в

Риме.

Статья 1. Общее запрещение дискриминации.

1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено

без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи,

языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социально

-

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с. 48-50.

го происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам,

имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы

тони было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей

статьи.

Статья 2. Применение к территориям.

1. Любое государство при подписании или сдаче на хранение

ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении может

указать территории, на которые распространяется действие настоящего

Протокола.32

3.3. СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ.

«Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации -

Основного закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного

права и международные договоры Российской Федерации являются составной

частью ее правовой системы. Если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора».

Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года, во-первых,

иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему

соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных

принципов и норм международного права и международных договоров Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.