| |||||
МЕНЮ
| Региональные международные организации как субъекты международного праваФедерации: они являются составной частью правовой системы России. Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принци - __________________________________________________________________ 32 Протокол №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 2000 г. // Совет Европы и Россия – 2001 - №1 – с. 32. пы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и порождать юридические обязательства для российского государства, его органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции; международные обычай и общие принципы, права, признанные цивилизованными народами. В-третьих, ныне действующая Конституции РФ идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между ними приоритет отдается международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел, и что очень важно – физические и юридические лица вправе прибегать к нормам международного права для защиты своих прав. Приведенные выше положения в полной мере относятся к проблеме соотношения и взаимодействия российской правовой системы и принципов, норм такой международной организации, как Совет Европы».33 Однако, зачем Совет Европы России? «При ответе на этот вопрос также можно привести ряд аргументов и фактов в пользу настойчивости России в деле интеграции в Совет Европы. В первую очередь остановимся на международных и политико-правовых. Во-первых, тем самым наша страна получает солидную международную трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения; организацию, через которую и внутри которой можно проводить в жизнь национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или иных международных решений. Во-вторых, сегодня ОБСЕ и Совет Европы необходимо рассматривать с российской точки зрения как некую альтернативу НАТО. Работа в этом направлении, __________________________________________________________________ 33 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.10-11. равно как и на пути укрепления двусторонних отношений РФ с государствами- членами СЕ, может и должна быть перспективным направлением в деятельности делегации Федерального Собрания и представительства РФ в Страсбурге. В-третьих, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой реформы в стране, включает нас в европейское политико-правовое пространство, рост возможности использовать накопленный опыт в правовой сфере. Конечно, это потребует разработки общенациональной программы совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов СЕ, а также правоприменительной практики. Ее осуществление с использованием Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод, протоколов к ней, Европейской Хартии местного самоуправления, рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и других основополагающих документов СЕ поможет действительно демократическому реформированию страны, защите прав человека и гражданина. Предстоит ратификация этих документов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В-четвертых, как не парадоксально, но Совет Европы становится местом сбора республик бывшего СССР (члены СЕ: Россия, Украина и Молдавия, страны Балтии; имеются заявки на вступление от Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую, правовую, экономическую и гуманитарную общность. В-пятых, присоединение России к СЕ расширяет возможности для прямого сотрудничества (в рамках Конгресса местных и региональных властей) между регионами европейских стран-участниц СЕ и республик, краев и областей СНГ».34 Остановимся и на интересах Совета Европы в принятии России. «В узком смысле, т.е. собственно для Совета Европы как международной организации, во-первых, прием России несомненно придает «второе дыхание» Совету, открывает дополнительное поле деятельности для многочисленных структур, в т.ч. парламентских (партийных) групп и комиссий ПАСЕ, Конгресса __________________________________________________________________ 34 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.63-70. местных и региональных властей, Европейского Суда и Комиссии по правам человека и т. д. и, конечно, аппарата СЕ. Во-вторых, в рамках интеграции РФ в правовое пространство СЕ остается злободневной проблемой оказание консультативной правовой помощи России в разработке законодательных актов, соответствующих «стандартам Совета Европы», проникновение на ее территорию различных европейских гуманитарных фондов и структур, их влияние на духовный мир россиян и, конечно же, воздействие на власть в нужном для европейской демократии направлении. У международных экспертов и разработчиков появляется «дополнительный хлеб», включая и рабочие места. В широком смысле, т.е. в целом для Европейского континента, прием России, во-первых, служит делу укрепления европейской безопасности, хотя Россия, как известно, ни на кого не собирается нападать. Скорее, речь идет о ломке стереотипов европейского мышления, когда РФ, а прежде СССР, изображались «империей зла», обладающей огромными запасами вооружения, угрожающими Западу. Во-вторых, вступление России в Совет Европы фактически завершает процесс расширения этой организации, усиливает ее возможности воздействия на различные страны и международные организации. В-третьих, прием России в СЕ значительно укрепляет позиции объединенной Европы в соперничестве с США и Японией. В-четвертых, в конкретно-политической ситуации января-февраля 1996 года непринятие России в СЕ могло означать поддержку терроризма, пусть даже косвенную, его расползание за пределы РФ. Запад, как известно, решительно борется с терроризмом. Признавая права национальных меньшинств, европейские парламентарии тем не менее нигде не предусматривают права хотя бы его незначительной части трансформироваться в экстремистов и террористов. В-пятых, говоря о формальной стороне дела, с момента подачи заявки (май 1992 г.) Российская Федерация выполнила большинство требований Совета Европы, в числе которых: проведение новых выборов в парламент, упразднение Съезда Народных депутатов РСФСР, изменение Конституции, предоставление обширного доклада о состоянии правопорядка в стране и перспективах его улучшения, визиты докладчиков и т.д. Откладывать дальше ее рассмотрение по формальным соображениям было сложно. Это могло привести к ухудшению собственно двусторонних отношений Совета Европы и России, что для первого не принесло бы политических дивидендов»35 ______________________________________________________________________ 35Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.71-74. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Региональные международные организации сыграли огромную роль в политических, экономических, культурных и других взаимоотношениях между странами всего мира. Но прежде всего в объединении европейских стран и решении всех насущных проблем путем сотрудничества и переговоров. И результаты не заставили себя долго ждать. Показателен пример Западной Европы, даже если оперировать одними количественными показателями. В начале на интеграционных принципах объединились шесть стран, а сейчас их пятнадцать. Но это не все, поскольку по некоторым проектам можно ожидать, что единой структурой Европейского Союза будет охвачено 25-28 стран. «Сегодня, когда Европейский Союз объединяет 15 европейских государств, на его территории, составляющей более 2 млн. кв. км., проживает около 380 млн. человек. На долю Европейского Союза приходится более 20 % мирового экспорта, а это значит, что Западная Европа по данному показателю вышла на первое место в мире. На долю США приходится 15 %, а на долю Японии – 10 %. Экономика Европейского Союза носит развитой характер. В сфере услуг (банки, коммерция, транспорт, страхование, коммуникации, гостиницы и др.) занято примерно 60 % всех работающих в странах, входящих в Союз, в промышленности - 33 %, а в сельском хозяйстве – 7 %» 36. Среди проблем Европейского Союза – реформирование его институтов, связанное с будущим расширением этой организации. На Амстердамской конференции 1997 г. страны-участники согласились, что не позднее, чем за год до нового расширения Союза будет созвана новая межправительственная конференция, которая должна урегулировать все вопросы, связанные с реформой институциональной структуры. Отсутствие такого урегулирования может привести к отсрочке приема новых членов в состав Европейского Союза. По мнению Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера основными приоритетами Совета являются: завершение подготовки концепции __________________________________________________________________ 36 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / ин-т гос-ва и права РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998. – с.11-12. Большой Европы, которая основывается на ценностях этой организации - демократии, верховенстве закона и соблюдении прав человека; создание сильных демократических институтов и справедливой судебной системы в Югославии; продолжение восстановления нормальной жизни и уважения прав человека в Чечне.37 «Растущий диалог и сотрудничество с другими международными организациями является важным моментом в деле поддержания и развития наших стандартов и принципов в качестве основы для защиты прав человека во всем мире. Нашими главными партнерами являются правительство стран-членов Совета Европы. Однако, имея ввиду будущее расширение Европейского Союза, партнерство между двумя нашими организациями, направленное на продвижение европейского единства, становится особенно важным. Присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной Хартии остается ключевым вопросом». 38 Среди других проблем – усиление контроля за выполнением государствами- членами обязательств, взятых при вступлении в Совет (повышение роли контрольных механизмов); борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, и особенно, терроризмом. На мой взгляд, на первое место здесь выходит еще более тесное и качественное сотрудничество соответствующих организаций. _________________________________________________________________ 37Интервью Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001, - № 1, с 2 - 4. 38 Интервью Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001, - № 1, с. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. 1.Амстердамский договор от 2 октября 1997 г. // Амстердамский договор. Договоры, учреждающие Европейские сообщества и некоторые относящиеся к ним акты. М., 1999. 2.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. //Международное право в документах: учебное пособие ( сост.: Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков.). 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002. 3.Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. //Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М., 1994. 4.Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 г. //там же. 5.Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. //там же. 6.Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. //Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М., 1994. 7.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4ноября 1950 г. //Международное право в документах: учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. 8.Единый европейский акт от февраля 1986 г. //Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.,1994. 9.Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. часть 1 //Международное право в документах: учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. 10.Конституции государств Европейского союза //ин-та законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 11.Конституции зарубежных государств; учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. БЕК, 2000. 12.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Международное право в документах : учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд. перераб. и доп. – М.: 2002. 13.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. //там же. 14.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. //там же. 15.Протокол № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 2000 г. //Совет Европы и Россия – 2001 - № 1. 16. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //там же. 17.Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г. //там же. 18.Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. //там же. 19.Хартия Организации Африканского единства от 25 мая 1963 г. //Организация Африканского единства (история создания и деятельности). Сборник документов. М., Наука, 1970. УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 20.Аннерс, Эрик. История Европейского права (пер. со шведского) – М.: Наука, 1996 г. 21.Анцилотти, Дионисио. Курс международного права. Пер. с 4-го итал. изд. А.Л.Сакетти и Э.М.Фабрикова под ред. и с предисл. д-ра юрид. наук Д.Б.Левина. т.1 – М., изд. иностр. лит., 1961. 22.Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. – М., 1990. 23.Беркардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы. / Государство и право. – 1990 - № 7. 24.Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских, М.:ИНФРА М, 1998. 25.Борко Ю.А., Загорский А.В., Карагапов С.А. Общий Европейский дом: что мы о нем думаем. М., 1991. 26.Броунли, Ян. Международное право: в 2-х кн. / Перевод с англ. канд. юрид. наук С.Н.Андреева; под ред. и со вступит. статьей чл.-корр. АН СССР Г.И.Тункина. – М.: «Прогресс», 1977. 27.Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. – Саратов: изд. Саратовская госуд. акад. права, 1999. 28.Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. - Краснодар: «Советская Кубань», 1998. 29.М.Дженис, Р.Кэй, Э.Брэдли. Европейское право в области прав человека. (Практика и комментарии) / Пер. с англ. – М.: «Права человека», 1997. 30.Европейская интеграция: правовые проблемы: (Сб.ст.) / Рос.акад. наук, инс-т госуд. и права: (ред.колл.: Б.Н. Топорнин и др.) – М. ИГПАН, 1992. 31.Европейское право. Учебник для вузов / под общ.ред. д.ю.н., проф. М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. 32.Европейский Союз – ваш сосед. – Брюссель: Европейская комиссия, 1995. 33.Европейский Союз: на пороге XXI века: выбор стратегии развития / ред. Ю.А. Борко. – М. Эдиториал УРСС, 2001. 34.Интервью Генерального Секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001 - №1. 35.Кашкин С.Ю. Хартия Европейского союза об основных правах Совета Европы // Конституционное право. – 2001 - №12. 36.Клемин А.В. Еще раз о компетенции Европейских сообществ // Моск. журн. междунар. права. – 1992 - №4. 37.Кирстен Й., Вайхельт В. Некоторые замечания по поводу процесса Европейской интеграции. (Прав. Аспект) : пер. с нем. //Государство и право. – 1993 - № 4. 38.Костенко М.Л. Политико – правовые проблемы Содружества Независимых Государств (СНГ) //Государство и право.- 1993 - № 7. 39.Кривчикова Э.С. Основные теории права международных организаций. – М., 1979. 40.Крылов С.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. – М., 1988. 41.Крюгер Х.К. 2 шага по пути к Конституции Европы. //Рос. Юстиция. – 2001 - №10. 42.Левин Д.Б. История международного права. – М., 1962. 43.Ледях И.А. Хартия основных прав Европейского союза //Государство и право. – 2002 -№1. 44.Лукашук И.И. Нормы международного права. – М., 1997. 45.Международное право : учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1998. 46.Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. – проф. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М. НОРМА – ИНФРА – М., 1999. 47.Международное право: учебное пособие для студентов вузов /П.Н.Бирюков. – изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2000. 48.Микеле де Сильвиа. Процедура прохождения заявлений в Европейском суде //Рос.юстиция. – 2000 - №11. 49.Моисеев Е.Г. Правовой статус органов СНГ //Право и политика – 2002 - №2. 50.Организация Африканского единства (история создания и деятельности). Сборник документов. М., «НАУКА», 1970. 51.Организация Объединенных Наций. Основные факты. – М. – ИНФРА – М., 2000. 52.Права человека и ты. /Ф.Куинн. – Варшава : Б.И., 1999. 53.Саква, Ричард. Совет Европы и Россия: конститутивный подход. //Конституционное право. – 2001 - № 3. 54.Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1993. 55.Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник /Ин-т госуд. и право РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998. 56.Тункин Г.И. Теория международного права. – М., 1970. 57.Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества: Введение в конституционное и административное право Европейского Сообщества /Пер. с англ. В.Г.Бенды. – М., ЮНИТИ. Закон и право, 1998. 58.Черниченко С.В. Права человека и гуманитарная проблематика в современной дипломатии //Моск. журн. междунар. права. – 1992. - № 3. 59.Шибаева Е.А. Право международных организаций. – М., 1986. 60.Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. – М., 1992. 61.Энтин М.Л. Суд Европейских сообществ: правовые формы обеспечения законов европейской интеграции. – М., 1987. РЕЦЕНЗИЯ на дипломную работу на тему «Региональные международные организации как субъекты международного права» студента группы 5029 историко-правоведческого факультета: специальность: юриспруденция 021100 Манакова Романа Михайловича. Работа посвящена региональным международным организациям, которые играли и играют большую роль в отношениях между странами. Студент достаточно подробно останавливается на двух из них: Европейском союзе и Совете Европы. В работе показаны причинны и условия их возникновения, анализируются цели и задачи, стоящие перед ними, исследуется деятельность основных органов и проблемы и интересы во взаимоотношения с Российской Федерацией. Выявляется, что причиной появления Европейского Союза стала экономическая интеграция ведущих стран континента, которые в 50-е годы созданы три сообщества. Эволюционируя в своем развитии, они стали базой для образования современного Союза. Главная цель Совета Европы – самой крупной европейской организации – защита прав человека и основное достижение в этой деятельности – принятая еще в 1950 г. конвенция с аналогичным названием. Работа написана с большим использованием отечественной и иностранной литературы, проведен анализ нормативно-правовых актов, что обеспечило всесторонность и глубину изучения темы. На мой взгляд, работа заслуживает положительной оценки. Судья Курганского областного суда А.М.Кудрявцев. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|