реферат, рефераты скачать
 

Внешнеэкономическая деятельность


Рикардо придал своему числовому примеру еще большую убедительность,

показав, что взаимовыгодность внешней торговли сохраняется и тогда, когда

международный обмен осуществляется с участием денег. До сих пор мы

предполагали, что пшеница непосредственно обменивается на сукно. Это не

соответствует действительности, так как на самом деле страны торгуют друг с

другом, прибегая к помощи валютных рынков, где можно обменять одну валюту

на другую, чтобы расплатиться за экспорт или импорт. Получается, что

Рикардо корректно доказал сохранение относительного преимущества и

выгодность внешней торговли для каждой страны и в том случае, когда во

внимание принимается существование национальной валюты. Если при данном

обменном курсе национальной валюты не удается покрыть расходы на импорт

поступлениями от экспорта, их можно уравновесить путем изменения

относительных цен на собственные и заграничные товары в денежном выражении.

В мире, где существуют деньги, такое выравнивание платежей достигается или

посредством установления нового равновесия обменного курса валют, или

корректировкой всех уровней денежных цен в одной или обеих странах.

Таким образом, тот факт, что в реальном мире торговля ведется

посредством денег, нисколько не умаляет значения открытого Рикардо закона

сравнительного преимущества.

ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА - ОЛИНА: ГЛАВНОЕ - СООТНОШЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Основы современных представлений о том, чем определяются направление

и структура международных торговых потоков, были заложены шведскими

учеными. Эли Хекшер, известный шведский специалист по экономической

истории, сформулировал исходные принципы в короткой статье, опубликованной

в 1919 г. В 30-е годы они были развиты и обобщены его учеником Бертилем

Олином. Один, как и Кейнс, успешно сочетал академическую карьеру

(профессура в Стокгольме и Нобелевская премия) с политической деятельностью

(член риксдага, руководитель партии, правительственный чиновник во время

войны). Теорию, убедительно изложенную Олином и подкрепленную эмпирическими

данными, упрочил впоследствии другой Нобелевский лауреат, Пол Самуэльсон.

Он вывел математические условия, при которых утверждение Хекшера - Олина

(далее Х - О) становилось полностью корректным.[3]

Смысл теории Х - О заключается, говоря словами самого Олина, в

следующем:

«Товары, требующие для своего производства значительных затрет

(избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных

факторов), экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием

факторов в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются

избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства» (Ohlin,

1933, р.92).

Или, совсем кратко:

Страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных

факторов (и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для

них факторов).

Это правдоподобное утверждение проверяемо, но для этого нам

необходимо определить, что понимается под избытком факторов производства и

интенсивностью их использования.

Страна считается в избытке наделенной рабочей силой, если соотношение

между ее количеством и остальными факторами в ней выше, чем в остальном

мире.

Продукт считается трудоемким, если доля затрат на рабочую силу в его

стоимости выше, чем в стоимости других продуктов.

Теория Х - О, объясняющая структуру международной торговли,

начинается со специального раздела, посвященного причинам международных

различий в ценах до установления торговых отношений. Почему в рассмотренном

нами примере до установления торговых отношений в США сукно было таким

дорогим (2 бушеля за ярд), а в остальных странах таким дешевым (2/3 бушеля

за ярд)?

В принципе такой разрыв в ценах может объясняться чем угодно.

Возможно, различна структура спроса: в Америке, например, более высокий

спрос на сукно определяется более суровым климатом, религиозными

убеждениями или большей сложностью фасонов одежды. Либо разница была в

технологии: американцы научились получать высокие урожаи, а иностранцы

добились высокой выработки в производстве сукна, причем эти знания они

держали друг от друга в секрете.

Но Хекшер и Олин не считали, что различия в спросе или технологии

могут объяснить все международные различия в ценах, наблюдаемые в реальной

действительности. Они утверждали, что источником различия сравнительных

издержек является соотношение факторов производства. Если в Америке 1 ярд

сукна обходится в 2 бушеля пшеницы, а в остальных странах - меньше бушеля,

в первую очередь это должно объясняться тем, что в Америке относительно

больше факторов, интенсивно используемых в производстве пшеницы, и

относительно меньше факторов, интенсивно используемых в производстве сукна,

чем в остальных странах. Пусть «земля» - фактор, более интенсивно

используемый в производстве пшеницы, а «труд» - фактор, более интенсивно

используемый для получения сукна. Пусть все издержки можно свести к

затратам земли и труда (например, для производства удобрений, необходимых

для пшеницы, требуется затратить определенное количество земли и труда, так

же как и на производство пряжи для выработки сукна). Тогда, если США

экспортируют пшеницу и импортируют сукно, по теории Х - О следует, что это

происходит в результате трудоемкости сукна и «землеемкости» пшеницы и:

(предложение земли в США) (предложение земли в других

странах)

>

(предложение труда в США) (предложение труда в других

странах)

В такой ситуации[4] (при прочих равных условиях) аренда земли в США

должна обходиться дешевле, чем в остальных странах, а работники должны

претендовать на более высокую по сравнению с другими странами заработную

плату. Дешевизна земли в большей степени снижает издержки в земледелии, чем

в производстве сукна. И наоборот, дефицит рабочей силы делает сукно в

Америке относительно дорогим. Именно этим, по теории Х - О, объясняется

разница цен, существовавшая до установления торговых отношений. И, согласно

этой теории, именно различия в относительной обеспеченности факторами

производства и в характеристиках их использования обусловливают экспорт

Америкой пшеницы, а не сукна (и импорт сукна, а не пшеницы) после

установления торговых отношений.

РАСШИРЕНИЕ ТЕОРИИ ХЕКШЕРА - ОЛИНА

Экономисты до сих пор продолжают спорить, каким образом обновить или

заменить основные постулаты теорий Х - О, чтобы получить удовлетворительное

объяснение развитию новых структур в международной торговле. Мы рассмотрим

только два направления из всех предложенных. Первое дает возможность

расширить теорию Х - О, по-новому определив факторы производства, так чтобы

разница в обеспеченности ими объясняла подавляющую часть изменений в

структуре международной торговли. Второе направление полностью отрицает

теорию Х - О и предлагает совершенно новый подход к проблеме.

УЧЕТ БОЛЬШЕГО ЧИСЛА МЕНЕЕ КРУПНЫХ ФАКТОРОВ

Одна из возможностей состоит в признании не реалистичности сведения

всей совокупности факторов производства только к капиталу, земле и

нескольким типам труда. Действительно, существует масса их разновидностей.

Кроме того, есть факторы, присущие только отдельным подотраслям или даже

отдельным фирмам. Неоднородность особенно ярко проявляется на высших

уровнях управления и в других редких профессиях. Так, когда речь идет об

автомобилях, можно, скажем, утверждать, что Э. Тойота из фирмы «Тойота»

обладает управленческими талантами именно в области автомобилестроения, что

и превращает его в уникальный фактор производства. То же самое можно

сказать о запатентованных моделях, которыми владеет только какая-то одна

фирма, отрасль, страна. Действительно, предпринимательские способности,

технология, знания могут сами по себе рассматриваться как факторы

производства, находящиеся в чьем-то владении.

Разукрупнение факторов производства вплоть до учета самых мелких из

них могло бы повысить объясняющую способность теории Х - О, придающей такое

значение пропорциям между факторами. Как только мы научимся проводить более

тонкие различия между факторами производства, обеспеченность различных

отраслей ими предстанет перед нами совершенно в другом свете. В конце

концов, может оказаться, что межстрановые различия в обеспеченности

специфическими для каждой отрасли факторами столь велики, а интенсивность

их использования в отраслевом производстве столь высока, что это с успехом

разрешает все неясности в структуре международной торговли. Рассмотрим,

например, как с помощью такого подхода можно было бы объяснить наличие

крупных встречных потоков в торговле транспортным оборудованием между США и

Японией, если обе страны в одинаковых пропорциях наделены и капиталом, и

соответствующей рабочей силой? Почему Япония закупает такое количество

самолетов в США, одновременно снабжая их и весь остальной мир судами?

Теория Х - О не даст ответа на этот вопрос, если мы по-прежнему будем

считать, что во всех производствах отрасли транспортного машиностроения

используются одни и те же факторы и в одной и той же пропорции. Однако если

расценивать управленческий и иной опыт, накопленный «Боингом» и другими

американскими авиастроительными фирмами, как нечто отличное от опыта,

накопленного «Мицубиси» и другими японскими судостроителями, то получим

объяснение этого конкретного сочетания сравнительных преимуществ в рамках

теории сравнительной обеспеченности факторами производства.

СНИЖАЮЩИЕСЯ ИЗДЕРЖКИ (ЭФФЕКТ МАСШТАБА)

Согласно другой точке зрения, теория Х - О нуждается не в доработке,

а в полной замене, и это мнение приобретает все больше сторонников.

Исходным является заявление, что соотношение факторов почти ничего не

объясняет, поскольку страны либо наделены основными факторами в сходных

пропорциях, либо различные отрасли в действительности не столь уж различны

в использовании этих факторов. (Как мы убедились выше, такая однородность

действительно все в большей степени характеризует взаимную торговлю

развитых стран.) Затем утверждается, что страны с одинаковой

обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду

из торговли друг с другом, если обе они будут специализироваться в разных

отраслях, характеризующихся экономией на масштабах (возрастающим эффектом

масштаба, или эффективностью массового производства) - снижением издержек

на единицу выпуска по мере наращивания объема производства.

Как функционирует торговля в условиях экономии на масштабах, как обе

страны извлекают выгоду, показано на рис. 3, где мы возвращаемся к нашему

примеру с американскими самолетами и японскими судами. В отсутствие

торговли, пожелай каждая из стран иметь и самолеты, и суда, им пришлось бы

производить понемногу того и другого в неэффективных точках вроде В для США

и Е для Японии. Однако кривые производственных возможностей являются

вогнутыми, что отражает экономию на масштабах. Каким образом - можно

понять, «двигаясь» на северо-запад из точки С вдоль кривой производственных

возможностей США. Первые несколько самолетов обойдутся очень дорого, если

учесть не построенные суда (кривая является довольно пологой). Но по мере

нашего приближения к точке А и наращивания выпуска самолетов при сокращении

производства судов издержки на каждый новый самолет в пересчете на суда, от

выпуска которых приходится отказываться, становятся все ниже (кривая

приобретает крутизну), предположительно в результате того, что в

самолетостроении производство ведется в экономически эффективных масштабах,

а в судостроении - наоборот и что с каждым не построенным судном

высвобождается все большее количество ресурсов, те же самые рассуждения

справедливы для кривой производственных возможностей Японии.

Здесь, как и в примере Рикардо с возрастающими издержками, у стран

появляется стимул к полной специализации.[5]

Соединенным Штатам нет смысла оставаться в неэффективной точке вроде

В. Из характера кривых на рисунке следует, что США располагают -

незначительным сравнительным преимуществом в производстве самолетов, а

Япония - судов. При любом соотношении цен типа существующего в точке В США

могут специализироваться в производстве самолетов в точке А и, обменивая их

на японские суда, достичь потребления в точке (здесь не показанной),

превосходящей точку В. Япония, соответственно, может специализироваться в

точке? и обеспечить себе более высокое потребление, чем прежде в точкой.

Насколько реалистична эта новая теория? Экономисты продолжают

исследовать ее достоинства и недостатки. Конечно, с ее помощью удается

объяснять явления вроде только что рассмотренной торговли самолетами и

судами. Но окончательное решение, сможет ли она заменить теорию Х - О в

качестве основного инструмента для объяснения структуры международной

торговли, еще не вынесено.

Подход с точки зрения экономии на масштабах, если он верен, заставит

нас по-новому взглянуть на многие вещи. Из микроэкономической теории мы

знаем, что в отраслях, где эффективно массовое производство, как правило,

отсутствует совершенная конкуренция. Первая же фирма, которой удастся

увеличить выпуск до объема, позволяющего занять доминирующее положение на

рынке, сможет, благодаря экономии на масштабах снизить цены и тем самым

вытеснить всех прямых конкурентов с внутреннего рынка, а может, и с

мирового. Если действительно внешняя торговля все в большей степени

опирается на экономию, связанную с расширением масштабов производства, в

конце концов, здесь она окажется в руках гигантских международных фирм.

Потребуется, кроме того, пересмотреть и вопрос о распределении выгод,

полученных в результате торговли. Вместо предположения, что одним факторам

производства внешняя торговля приносит доход, а другие при этом терпят

убытки, может оказаться, что внешняя торговля выгодна для гигантских

международных фирм и их клиентов (благодаря низким ценам), и в то же время

нет какого-то определенного слоя, несущего потери. Если так, дальнейшая

либерализация торговли может проходить относительно безболезненно. Однако

эти взаимоисключающие предположения еще ждут своего подтверждения.

ВЫВОДЫ

Мы выяснили, что со стороны предложения основой торговли выступает

различие в сравнительных издержках. Бели сравнивать затраты факторов на

единицу выпуска, может оказаться, что в какой-то из стран производство

буквально всех товаров превосходит по эффективности производство в других

странах; но и в этом случае сохраняется стимул для внешней торговли,

поскольку степень этой эффективности неодинакова для разных товаров. Закон

сравнительного преимущества утверждает, что этой стране выгоднее

сосредоточить усилия в производстве тех товаров, где она добилась

относительно большей эффективности, и экспортировать их в обмен на товары,

по которым ее относительное преимущество минимально. Таким образом, внешняя

торговля не является «игрой с нулевой суммой», где выигрыш одной стороны

определяется проигрышем другой. Торговля выгодна всем, и участие в ней, по

крайней мере, не ухудшает положения по сравнению с тем, что было до

установления торговых отношений.

Основные положения закона сравнительного преимущества в предположении

постоянства издержек впервые были сформулированы Д. Рикардо в начале

девятнадцатого века. Ослабление этой предпосылки допущением возрастания

(или убывания) издержек замещения не опровергает теории сравнительного

преимущества.

Межстрановые различия в сравнительных преимуществах или в форме

кривых производственных возможностей объясняются главным образом тем, что

1) в производстве различных товаров факторы используются в различных

соотношениях и 2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами

производства. Построенная на этом теория Х - О утверждает, что страны будут

стремиться экспортировать товары, в производстве которых они более

интенсивно используют относительно избыточные факторы, в обмен на товары, в

чьем производстве пришлось бы интенсивно использовать дефицитные для них

ресурсы.

Теория Х - О успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в

международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно

продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно

избыточные у них ресурсы. Утрата США в послевоенный период сравнительного

преимущества в техноемкой продукции сопровождалась интенсивным наращиванием

капитала и научного потенциала в Японии и других странах.

Однако не все явления укладываются в схему, предложенную теорией Х-О.

Изменение конкурентных позиций некоторых стран, особенно в Европе,

наблюдавшееся в последние годы, не согласуется с имеющимися данными о

сдвигах в обеспеченности факторами производства. Статистика

свидетельствует, что структура обеспеченности промышленно развитых стран

производственными ресурсами постепенно выравнивается. А это может означать,

что теория Х - О, основанная на учете межстрановых различий в относительной

обеспеченности факторами производства, неуклонно устаревает. Кроме того,

центр тяжести в международной торговле постепенно смещается к взаимной

торговле «подобных» стран «подобными» товарами, а вовсе не продукцией

совершенно различных секторов промышленности.

Проблемы, возникшие в последнее время в результате противоречия

эмпирических данных теории Х - О, можно разрешить путем либо ее развития,

либо замены. Экономисты пока не пришли к соглашению, какой путь

перспективнее. Объясняющую способность теории Х - О можно повысить более

скрупулезным учетом всевозможных факторов производства. Предлагается также

заменить теорию Х - О теорией, согласно которой основой внешней торговли

является выигрыш от специализации в отраслях, характеризующихся экономией

на масштабе (возрастающим эффектом масштаба, или снижающимися издержками,

производства).

2 Структура совокупного спроса. Крест Маршалла.

ЧИСТАЯ ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: СПРОС

Заниматься анализом международной торговли, разобравшись с

предложением и не зная ничего о спросе, - все равно что резать одной

половинкой ножниц или аплодировать одной ладонью В отношении спроса каждый

раз, говоря о последствиях установления торговых отношений, приходилось

ограничиваться невнятными высказываниями типа: «Предположим, что

характеристики спроса таковы, что новая цена составила бушель за ярд и при

этой цене экспорт и импорт...» и т.д. Нередко возникает искушение в

объяснении структуры международной торговли ограничиться исключительно

особенностями предложения. Отдельные экономисты практически так и

поступают, утверждая, что закон сравнительного преимущества определяет,

какие именно товары будут экспортироваться и импортироваться той или иной

страной, тогда как на долю спроса остается только установление цен во

внешней торговле. И все же это неверно. На рынке спрос и предложение

совместно определяют как количество покупаемых и продаваемых товаров, так и

их относительные цены. Спрос и предложение точно так же рука об руку

действуют в международной торговле, как и на местных, внутренних рынках.

Чтобы убедиться в необходимости полной модели и цен, и объемов в

международной торговле, достаточно вспомнить важность значения мировой

цены.

Вспомним, какую важную роль играют международные цены. Одно это

говорит о необходимости иметь полную модель, в явном виде описывающую

поведение как цен, так и объемов в международной торговле. Для определения

последствий установления торговых отношений, в том числе выгод от нее, нам

необходимо было знать, на каком уровне установится международная цена. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.