реферат, рефераты скачать
 

Внешнеэкономическая деятельность


предложения измеряются (частные) предельные выгоды и издержки.

ИНТЕРЕСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Обратимся сначала к потребителям сукна. Напомним, что кривая их

спроса на сукно устанавливает соответствие между годовым объемом закупок и

максимальной суммой (количеством пшеницы), которой кто-то в стране готов

пожертвовать, чтобы получать добавочный ярд сукна ежегодно. В точке А, где

ежегодно закупается 40 млрд. ярдов, кривая спроса показывает нам, что

найдется кто-нибудь, согласный за 2 бушеля пшеницы приобрести еще 1 ярд

сукна. Этот человек ни в коем случае не согласится заплатить больше, а при

более высокой цене и те, кто купил первые 40 млрд. ярдов, сочтут, что

добавочное сукно того не стоит и без него можно обойтись, и не будут его

больше покупать. Таким образом, кривая спроса, если взглянуть на нее с

точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной

выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от

добавочного ярда сукна, а на горизонтальной - объемы его закупок (см. рис.

8). Следовательно, площадь под кривой спроса до вертикали, отмечающей объем

потребления, измеряет, как расценивают потребители саму возможность

приобретения сукна.

Разумеется, задаром сукна на рынке не получить. Покупатели должны

платить за сукно рыночную цену, теряя, таким образом, часть выгод,

связанных с его приобретением. Однако цены таковы, что полностью выгода не

исчезает, разве что при такой высокой цене, при какой никто и не станет

покупать. В точке А в отсутствие международной торговли потребители должны

ежегодно тратить 80 млрд. бушелей пшеницы, чтобы иметь свои 40 млрд. ярдов

сукна. Это значит, что их чистый потребительский выигрыш от покупки сукна

равняется не всей площади под кривой спроса, а за вычетом прямоугольника в

80 млрд. бушелей, отсекаемого линией цены, уплаченной за сукно. Таким

образом, чистый выигрыш потребителей от покупки сукна в отсутствие

международной торговли сводится лишь к треугольнику с. Эта область чистого

выигрыша под кривой спроса, ограниченная снизу линией цены, называется

дополнительной выгодой потребителя (consumer surplus). Ее площадь

показывает, как расценивают потребители возможность покупать сукно по цене

более низкой, чем некоторые из них были бы готовы заплатить.

Установление торговых отношений приносит чистый выигрыш потребителям

сукна. Здравый смысл подсказывает, что это происходит в результате снижения

цен. Понятие дополнительной выгоды для потребителей позволяет количественно

оценить, что дает более выгодная цена потребителям сукна. В точке В

потребители суммарно получают выгоды, представленные всей областью под

кривой спроса вплоть до точки В, а их расходы на сукно составляют всего

лишь область, лежащую под линией низкой цены 1 бушель за ярд, т.е. 60 млрд.

бушелей пшеницы в год. Это означает, что в условиях свободной международной

торговли дополнительная выгода потребителей складывается из областей

а+b+с+d. Таким образом, установление торговых отношений приносит

потребителям чистый выигрыш в размере а+b+d. Обратите внимание, что этот

выигрыш приходится на множество людей, большинство которых производит

пшеницу, но есть и производители сукна.

ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Совсем иной результат дает установление торговых отношений для

производителей сукна. Чтобы разобраться в этом, вернемся к кривым

предложения и вспомним, что они показывают величину (частных) вмененных

издержек замещения производства и продажи дополнительного ярда сукна. В

отсутствие торговли в точке А производится 40 млрд. ярдов сукна в год, и

кривая предложения говорит, что для изготовления дополнительно одного ярда

в год потребовалось бы для высвобождения необходимых ресурсов отказаться от

производства 2 бушелей пшеницы (на вертикальной оси). То, что справедливо в

отношении дополнительного ярда при годовом объеме выпуска в 40 млрд. ярдов,

сохраняет силу и по отношению ко всему ранее произведенному сукну:

просуммировав все высоты вдоль кривой предложения, чтобы получить суммарную

площадь области под кривой предложения между 0 и 40 млрд. ярдов, мы получим

общие издержки замещения для всего выпускаемого сукна.

В отсутствие внешней торговли, продавая сукно в точке А,

производители получают выручку, равную произведению количества сукна на его

цену, т.е. 2 бушеля за ярд x 40 млрд. ярдов = 80 млрд. бушелей в год.

Оплатив из этой выручки все издержки (площадь под кривой предложения), они

получают, в отсутствие торговли, в свое распоряжение область, лежащую вверх

от кривой спроса до линии цены, т.е. а+е. Этот чистый выигрыш, разницу

между выручкой и издержками производителей, часто называют дополнительной

выгодой производителя (producer surplus). Его величина показывает, как

расценивают производители возможность обменивать сукно на пшеницу.[7]

Производители сукна одновременно являются потребителями как сукна,

так и пшеницы, и их дополнительную выгоду следует приплюсовать к

дополнительной выгоде потребителей, чтобы оценить результирующее

воздействие рыночных изменений на обе группы.

В результате установления торговых отношений производители сукна

получают более низкую цену за свою продукцию. Наша теория, согласно

здравому смыслу, считает, что это ведет к сокращению дохода у какой-то

части населения, производившего сукно к моменту начала торговли. Сокращение

доходности производства сукна должно повлечь за собой отток ресурсов из его

производства (и приток их в производство пшеницы). На рис. 8 в точке С

производится меньше сукна, чем в точке А. Это происходит потому, что более

низкая цена делает неприбыльным производство добавочных ярдов сукна, если

связанные с этим дополнительные издержки превышают бушель пшеницы за каждый

ярд. Так что в условиях внешней торговли в точке С производители сукна

вынуждены остановиться на меньшем объеме выпуска и продаж, а также меньших

цене и предельных издержках замещения. Их дополнительная выгода сокращается

до размеров одной только области е. Разрешение свободной международной

торговли обошлось им в потерю области а, т.е. дополнительной выгоды не

только от выпуска 20 млрд. ярдов по-прежнему производимого сукна, но и тех

20 млрд., что с выгодой производились в отсутствие торговли, а теперь

вытеснены импортом.

ИНТЕРЕСЫ СТРАНЫ В ЦЕЛОМ

Если потребители в результате установления торговых отношений

получают области а+b+d, а производители теряют а, что можно сказать о

чистом выигрыше для США, где живут как потребители, так и производители

сукна? Нам никак не уйти от того обстоятельства, что мы не можем сравнивать

изменения в благосостоянии различных групп, не давая субъективной оценки

значимости выгод или потерь каждой из них. Наш анализ позволяет отдельно

измерить последствия внешней торговли для разных групп, но ничего не

говорит о том, насколько каждая важна для нас. Например, из рис. 8 мы можем

определить, что потребители сукна получают дополнительно 50 млрд. бушелей

пшеницы в год (или эквивалент этого количества пшеницы в сукне по средним

ценам), что складывается из суммарной площади областей а+b+d, образующих

трапецию. Кроме того, мы можем сказать, что с утратой области а

производители сукна теряют 30 млрд. бушелей пшеницы. И все же какая (в

нашем представлении) часть выигрыша потребителей «съедается» этими 30

миллиардами потерь сукноделов? Ответ целиком зависит от наших оценочных

суждений. Мы столкнулись с этой проблемой, когда ввели в анализ кривые

предложения, и сейчас она вновь встала перед нами в контексте спроса-

предложения.

Экономисты обычно разрешают этот вопрос, прибегнув к оценочному

суждению, которое мы назовем критерием «равноценности денег» (one-dollar,

one-vote yardstick). Согласно этому критерию, к каждому доллару выигрыша

или убытка следует относиться одинаково, вне зависимости, чьи они. В основе

этого критерия лежит стремление оценивать последствия внешней торговли с

позиций только общего благосостояния, не учитывая распределительные

аспекты. Это не значит, что они остаются без внимания. Просто считается,

что вопросы распределения благосостояния проще решить, компенсируя ущерб

потерпевшим или используя другие методы перераспределения доходов, лежащие

вне области торговой политики, по отношению к тем группам населения

(например, беднейшим слоям), благосостоянию которых мы придаем особое

значение. Если подходить к распределению благосостояния с этих позиций, то

решения в сфере торговли и торговой политики можно оценивать с точки зрения

только совокупного выигрыша или убытка.

Вы не обязаны разделять это оценочное, суждение. Вы можете считать,

например, что убытки производителей сукна значат для вас гораздо больше

(доллар за доллар или бушель за бушель), чем выигрыш от международной

торговли потребителей сукна. Например, вы можете так считать потому, что

знаете, что сукно на самом деле производится нищими неквалифицированными

рабочими, которые сутками напролет ткут и прядут в своих бедных домишках, а

покупают сукно богачи-фермеры, выращивающие пшеницу. И вы понимаете, что

никакими политическими средствами не удастся компенсировать убытки бедных

сукноделов, причиненные им внешней торговлей. Если это так, можно заявить,

что каждый бушель пшеницы, утраченный производителем сукна, для вас в 5 или

6 раз дороже каждого бушеля, полученного потребителем сукна. Встав на такую

позицию, вы можете заявить, что установление торговых отношений с

заграницей противоречит вашим представлениям о национальных интересах. Но

даже в этом случае анализ с помощью кривых спроса-предложения пригодится

вам для количественной оценки изменения экономического положения в группах

населения, интересы которых для вас неравнозначны.

Критерий «равноценности денег» дает четкую формулу для подсчета

чистого выигрыша всей нации от внешней торговли. Будем пока пользоваться

бушелями пшеницы в качестве меры того, что впоследствии станет «долларами»

покупательной способности в отношении всех товаров и услуг, за исключением

одного, о котором пойдет речь (в нашем случае - сукна). Очевидно, что если

потребители сукна приобретают области а+b+d, а производители теряют о, то

чистый выигрыш нации в результате установления торговых отношений

составится из областей b + d, треугольника, площадь которого равна 20 млрд.

бушелей в год { = 1/2 x [импорт (60 - 20) млрд. ярдов] x (2 -1 )бушеля за

ярд}. Получается, что для количественной оценки чистого выигрыша нации

требуется совсем не так много информации. Необходимо только рассчитать

объем торговли (здесь он представлен импортом сукна) и изменение цены в

результате внешней торговли. Располагая этими данными, можно вычислить

площадь b+d на любой из диаграмм рис. 8.

ПОСЛЕДСТВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ОСТАЛЬНОГО МИРА

Тот же самый инструментарий можно использовать для демонстрации того,

что чистый выигрыш остального мира равняется площади области f на рис. 8б,

которая представляет собой разность между выигрышем иностранных

производителей сукна (в результате продажи по более высокой мировой цене) и

потерями иностранных потребителей сукна (в результате того же роста цен).

Для получения количественной оценки чистого эффекта для остального мира

достаточно знать объем торговли и изменение цен. Вне зависимости от того,

рассматривается торговля сукном или пшеницей, результат будет один и тот

же. Поскольку остальной мир получает дополнительно область f, а США -

области b+d, из нашего анализа ясно следует, что международная торговля

выгодна для всего мира.

Рис. 8б позволяет не только убедиться в том, что внешняя торговля

выгодна для обеих сторон, но и увидеть, как эти выгоды распределяются между

странами. Оказывается, что распределение выгод зависит только от того, чьи

цены претерпели наибольшие изменения, поскольку объем внешней торговли у

обеих сторон одинаков. В нашем примере США выигрывают больше (площадь b+d

больше, чем f), поскольку в процентах к новому среднему уровню американские

цены на сукно сократились больше, чем возросли иностранные цены. Так что

для выяснения, как распределяются выгоды от внешней торговли, следует

начать с исследования, чьи цены изменились в наибольшей степени.

Внимательно изучив рис. 8, мы получим следующее правило распределения

выгод:

Выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально

изменениям цен у обеих сторон. Если соотношение цен в какой-то стране

изменилось на x процентов (в процентах от цены свободной торговли), а в

остальном мире - на у процентов, то

Выигрыш рассматриваемой страны — x

Выигрыш остального мира — у

Больше выигрывает та сторона, для которой эластичность кривых

торговли ниже.

На рис. 8б больший выигрыш пришелся на долю Соединенных Штатов. США,

у которых цена упала на 100% по отношению к новой мировой цене (с 2 до 1),

получили дополнительно 20 млрд. бушелей в год (области b+d); остальной мир,

где цена выросла на 100/3 %по сравнению с ценой свободной торговли (от 2/3

до 1), получили 20/3 млрд. бушелей в год.

3 Условия и основа внешней торговли.

Очевидно, что воздействие международной торговли на производство,

потребление и благосостояние во многом определяется установившимся

соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют такое внимание

условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее

импортным ценам. В нашем простом примере про сукно и пшеницу условиями

торговли для США выступает цена пшеницы в ярдах сукна за бушель. Условия

торговли показывают, какое количество сукна получают США за каждый

проданный иностранцам бушель пшеницы. Соответственно условия торговли для

остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию, сукно.

До сих пор на наших рисунках мы фактически изображали условия торговли для

остального мира в бушелях за ярд.

Если понятие «условия торговли» относится более чем к двум товарам,

оно должно определяться как соотношение индексов экспортных и импортных

цен. Для расчета условий торговли на реальной статистике сначала строится

индекс экспортных цен (в единицах национальной или другой валюты) вида:

[pic],

где [pic] - доля каждого (i-го) товара в суммарной стоимости экспорта

в базисном году, а [pic] - отношение текущей цены на этот товар к его цене

в базисном году. Такой же индекс можно рассчитать для импортных цен. Пусть

[pic],

где [pic] - доля каждого товара в суммарной стоимости импорта в

базисном году, а [pic] определяется так же, как и раньше. Такие индексы

экспортных и импортных цен регулярно рассчитываются правительственными

органами и публикуются, например, Международным валютным фондом в

ежемесячнике International financial Statistics. Таким образом, условия

торговли равны отношению двух индексов:

[pic].

Рост этого показателя обычно называют «улучшением» условий торговли.

Подразумевается, что, если иностранцы каждую продаваемую им единицу

экспорта оплачивают нам большим количеством импорта, мы якобы становимся

богаче. Однако это не обязательно так. Сами по себе условия торговли не

дают никакого представления ни об изменении благосостояния, ни о выгодности

торговли, а движение этого показателя совпадает с изменением в том же

направлении уровня благосостояния лишь при определенных обстоятельствах.

Если условия торговли «улучшаются» в результате изменений у наших

зарубежных партнеров, мы от этого действительно выигрываем. Если кривые

внешнего спроса на наш экспорт и предложения импорта остальным миром

сдвигаются вовне, мы действительно получаем больше выгод от внешней

торговли и становимся богаче. Но предположим теперь, что условия торговли

изменились в результате каких-то сдвигов в нашем поведении. Пусть США в

нашем примере нашли гораздо более эффективный способ выращивания пшеницы и

избыточное предложение американской пшеницы привело к снижению цен и

«ухудшению» условий торговли. Отсюда отнюдь не следует, что США что-то

теряют или торговля становится для них менее выгодной. Страна одновременно

может получать выигрыш как от роста эффективности производства, так и от

увеличения объема экспорта пшеницы по более низкой цене. Таким образом,

условия торговли дают важную информацию для оценки изменений в

благосостоянии, но использовать ее следует только наряду с другими данными

- об объемах торговли и причинах изменения цен.

РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Теперь, когда в исходную модель международной торговли включен спрос,

легко убедиться, что основой для взаимовыгодной торговли могут послужить

сами по себе различия в предпочтениях потребителей, даже при отсутствии у

партнеров различий в производственных возможностях, т.е. различий в

условиях предложения. Это можно показать с помощью как общественных кривых

безразличия, так и кривых спроса и предложения.

Рассмотрим пример двух стран, каждая из которых с одинаковым успехом

может производить как рис, так и пшеницу. У этих стран одинаковые кривые

производственных возможностей, но разные вкусы в отношении круп и

хлебобулочных изделий. В отсутствие международной торговли предпочтение

хлеба в первой стране через взаимодействие спроса и предложения

обусловливает более высокую цену на пшеницу, чем во второй стране,

населенной любителями риса. Установление торговых отношений делает выгодным

вывоз пшеницы в страну любителей хлеба в обмен на рис. Когда в результате

международной торговли установится новое равновесное соотношение цен,

производители в обеих странах изменят объемы выпуска таким образом, что их

предельные издержки сравняются с этой международной ценой. Поскольку

предполагается, что кривые производственных возможностей для этих стран

совпадают, то производство у них сместилось бы на графике в одну и ту же

точку. Страна, предпочитающая хлеб, удовлетворит свое пристрастие к

пшеничным булкам, импортируя пшеницу и выйдя на кривую безразличия более

высокого уровня. Те же самые внешнеторговые сделки позволят любителям риса

достичь большего удовлетворения. В том случае, когда различаются не условия

предложения, а вкусы потребителей, внешняя торговля приведет к росту

«специализации» потребления и снижению производства. Те же самые выводы

можно получить с помощью кривых спроса и предложения, если придать обеим

странам одинаковые кривые предложения, но разные кривые спроса.

УВЕЛИЧИМ ЧИСЛО СТРАН И ТОВАРОВ

В этой главе анализ международной торговли мы ограничили двумя

странами и двумя товарами. Однако с помощью некоторых методов модель «2 х

2» можно расширить до моделей большей размерности.

Например, при пяти товарах, производимых в каждой из двух стран, эти

товары можно упорядочить по сравнительному преимуществу (вне зависимости от

спроса) в каждой стране. Вначале можно утверждать только, что страна будет

экспортировать товар, в производстве которого она располагает наибольшим

преимуществом, и импортировать тот, условия производства которого

максимально неблагоприятны. Будет ли она экспортировать или импортировать

три остальных товара, будет зависеть от состояния ее торгового баланса.

Если спрос на импортируемый товар (с неблагоприятными условиями

производства) окажется очень большим, не исключено, что для выравнивания

торговых расчетов этой стране придется экспортировать все четыре остальных

товара, если на них будет спрос на внешнем рынке.

В большинстве случаев целям исследования вполне удовлетворяет

объединение всех, кроме одной, стран в «остальной мир». Однако иногда это

помогает не столько выделить какие-то проблемы, сколько затушевать их.

ВЫВОДЫ

Определить основные последствия международной торговли можно только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.