реферат, рефераты скачать
 

Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО Владивостокский рыбокомбинат


|и базисной себестоимости | | | | |

|единицы продукции | | | | |

|Себестоимость |46 556 |ВП1 |Дi1 |Сi0 |

|скорректированная: при |496,00 | | | |

|фактическом объеме, | | | | |

|фактической структуре товарной| | | | |

|продукции и базисной | | | | |

|себестоимости единицы | | | | |

|продукции | | | | |

|Себестоимость фактическая |54 297 |ВП1 |Дi1 |Сi1 |

| |474,00 | | | |

Из данных Таблицы 7.4 выявим влияние факторов на изменение

себестоимости консервной продукции:

. объема консервной продукции:

41 071 486,23 - 12 230 838,56 = 28 840 647,67 (руб.)

Из-за увеличения объема выпуска консервной продукции в 2003 г.,

затраты увеличились на 28 840 647,67 рублей. Рыбокомбинату потребуется

задействовать большие денежные средства, чтобы обеспечить запланированный

объем выпуска на 2003 год. Следует отметить, что анализ учитывает только 3

вида консервной продукции, причем данные берутся за первые шесть месяцев

выпуска 2003 года, а сравниваться с 12 месяцами выпуска 2002 года.

. структуры товарной продукции:

46 556 496,00 - 41 071 486,23 = 5 485 009,77 (руб.)

Изменение структуры выпуска консервной продукции в 2003 году увеличило

себестоимость консервной продукции, так как в структуре увеличилась доля

производства более «дорогой» консервы (сайры с добавлением масла). Но стоит

отметить, что на сайру с добавлением масла самый большой спрос на рынке и

выпуск ее в большем объеме является правильным решением. Динамика изменения

себестоимости (9,04 руб./банка) с 2002 года по (9,51 руб./банка) 2003 год

не большая и составляет 47 копеек. А вот динамика изменения себестоимости

камбалы натуральной составляет 2,88 рубля и сельди натуральной с

добавлением масла 1,93 рубля. Поэтому в расчете влияния фактора структуры

на себестоимость учитывалась стоимость консервной банки сайры по цене

прошлого года, а стоимость сайры была самой дорогой в выбранной структуре.

Из-за этого получился такой отрицательный результат.

. себестоимости единицы продукции:

54 297 474,00 - 46 556 496,00 = 7 740 978,00 (руб.)

В результате увеличения себестоимости по каждой консервной

продукции, рыбокомбинат понесет дополнительные расходы на выпуск консервной

продукции. Сумма увеличения составляет 7 740 978 рублей.

Сумма факторных оценок: 28 840 647,67 + 5 485 009,77 + 7 740 978,00 =

42 066 635,44 (руб.). В итоге получилась колоссальная сумма увеличения

затрат на выпуск консервной продукции. Эти дополнительные расходы возросли

в основном из-за роста объема выпуска продукции.

Если бы ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» не использовал кредит в

запланированном производстве консервной продукции, то результат факторного

анализа был бы следующим: изменения себестоимости за счет «объема

консервной продукции» остался бы таким же 28 840 647,67 руб. Изменения за

счет «структуры товарной продукции» тоже бы не произошло 5 485 009,77 руб.

А вот результат изменения за счет «себестоимости единицы продукции»

составил бы 1 752 198,00 руб. Независимо от того был бы привлечен кредит

или нет, себестоимость единицы продукции по трем видам консервной

продукции все равно бы возросла по сравнению с прошлым годом из-за роста

цен на сырье. Разница между результатом фактора «себестоимость единицы

продукции» с кредитом и без кредита составила бы: 7 740 978,00 - 1 752

198,00 руб. = 5 988 780,00 руб., то есть предприятие могло бы сэкономить

данную сумму, если бы не использовала кредит.

Сумма факторных оценок составила бы: 28 840 647,67 + 5 485 009,77 + 1

752 198,00 = 36 077 855,44 (руб.). Разница между сумма факторных оценок с

участием и без участия кредита составляет: 42 066 635,44 - 36 077 855,44 =

5 988 780,00 (руб.)

Теперь используя данную модель:

С = ВпxДixРемкxЦi;

продолжим факторный анализ себестоимости. Известно, что себестоимость

единицы продукции (Сi) влияют два фактора: ресурсоемкости (Ремк) и цена на

ресурсы.

Определение влияния факторов на изменение себестоимости консервной

продукции:

1. С0 = ВП0xДi0xРемк0xЦi0

2. С1скор= ВП1xДi0xРемк0xЦi0

3. С2скор= ВП1xДi1xРемк0xЦi0

4. С3скор= ВП1xДi1xРемк1xЦi0

5. С1= ВП1xДi1xРемк1xЦi1

Влияние факторов на себестоимость:

1. объема товарной продукции: ?С?ВП = С1скор - С0

2. структуры товарной продукции: ?С?Дi = С2скор - С1скор

3. ресурсоемкости: ?С?Цi = С3скор - С2скор

4. цен на ресурсы: ?С?Ремк = С1 – С3скор

Для нахождения индекса цен на ресурсы необходимо цену на ресурсы

настоящего периода разделить на цены прошлого периода. Себестоимость

консервной продукции зависит главным образом от двух факторов:

. цены на сырье

. цена жестяной банки

В консервном производстве в основном используется 250 г. банка № 6.

Для производства деликатесов банка №22. Данные виды консервных банок

производит ОАО «Находкинская жестяно-баночная фабрика». Данная фабрика

является крупнейшим изготовителем и в своем роде монополистом. Она снабжает

весь Приморский край, большую часть Дальнего Востока и другие регионы

страны жестяной банкой. В нынешнее время находиться в затруднительном

финансовом положении. И если случиться, что он будет признан банкротом, то

доставка жестяной банки из других регионов будет увеличивать ее

себестоимость, что отрицательно скажется на цене любой консервной

продукции. Цена на консервную банку №6 в 2001 году составляла 2,28 руб., в

2002 году 2,48 руб. и 2,69 руб. в 2003 году (без НДС). Как видно

существует тенденция роста цен. Цены на сырье также ежегодно растут по

причинам инфляции, износа оборудования, сокращение вылова, повышение цен на

топливо, электроэнергию и т.д.

Таблица 7.5 – Расчет индекса цен на ресурсы

|Виды ресурсов |Стоимость ресурсов|Стоимость ресурсов|Индекс цен на |

| |в 2002 году, руб. |в 2003 году, руб. |ресурсы |

|1. Жестяная банка |2,48 |2,69 |- |

|№6 | | | |

|2. Камбала сырец |9,00 + (2,48) |9,43 + (2,69) |1,06 |

|3. Сайра мороженная|10,91 + (2,48) |11,53 + (2,69) |1,06 |

|4. Сельдь |8,00 + (2,48) |9,60 + (2,69) |1,17 |

|мороженная | | | |

Как видно из таблицы 7.5 цена на рыбное сырье возросла более, чем цена

на жестяную банку. Если рост по консервной банке составил 21 копейку за

год, то сырья в среднем на 96,5 копеек.

Таблица 7.6 - Расчет полной себестоимости скорректированной: при

фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной

продукции и фактической себестоимости единицы продукции в сопоставимых

(базисных) ценах.

|Виды |Объем |Себестоимост|Индекс цен |Себестоимост|Себестоимост|

|продукции |товарной |ь единицы |на ресурсы |ь единицы |ь |

| |продукции |продукции | |продукции |скорректиро-|

| |фактический |фактическая,| |фактическая |ванная, руб.|

| |при |руб. | |в базисных | |

| |фактической |(гр. 7 табл.| |ценах, руб. | |

| |структуре, |7.1) | | | |

| |ед. | | | | |

| |( гр. 4 | | | | |

| |табл. 7.1) | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 = 3:4 |6 = 2x5 |

|1. Камбала |1 050 000 |9,52 |1,06 |9,02 |9 468 158,42|

|натур | | | | | |

|2. Сайра |3 137 400 |9,51 |1,06 |8,95 |2 743 592,84|

|натур. с | | | | | |

|д.м. | | | | | |

|3. Сельдь |1 680 000 |8,61 |1,17 |7,34 |2 333 063,46|

|натур с д.м.| | | | | |

|Итого |- |- |- |- |14 544 |

| | | | | |814,72 |

Таблица 7.7 – Схема проведения расчетов для нахождения влияния факторов на

полную себестоимость продукции.

|Показатели |Сумма, руб. |Факторы изменения затрат |

| | |объем |структура|ресурсо-емко|цены на|

| | |выпуска |выпуска |сть |ресурсы|

| | |продукции|продукции| | |

|Себестоимость |41 071 |ВП1 |Дi0 |Ремк0 |Цi0 |

|скорректированная: при |486,23 | | | | |

|фактическом объеме | | | | | |

|товарной продукции, | | | | | |

|базисной структуре и | | | | | |

|базисной себестоимости | | | | | |

|единицы продукции | | | | | |

|Себестоимость |46 556 |ВП1 |Дi1 |Ремк0 |Цi0 |

|скорректированная: при |496,00 | | | | |

|фактическом объеме, | | | | | |

|фактической структуре | | | | | |

|товарной продукции и | | | | | |

|базисной себестоимости | | | | | |

|единицы продукции | | | | | |

|Себестоимость |14 544 |ВП1 |Дi1 |Ремк0 |Цi1 |

|скорректированная: при |814,72 | | | | |

|фактическом объеме, | | | | | |

|фактической структуре | | | | | |

|товарной продукции, | | | | | |

|фактической | | | | | |

|себестоимости единицы | | | | | |

|продукции и базисных | | | | | |

|ценах на ресурсы | | | | | |

|Себестоимость |54 297 |ВП1 |Дi1 |Ремк1 |Цi1 |

|фактическая |474,00 | | | | |

Используя таблицу 7.7, определим как два фактора, входящих в

себестоимость единицы продукции, повлияли на полную себестоимость:

. ресурсоемкость (внутренний фактор):

14 544 814,72 - 46 556 496,00 = - 32 011 681,28 (руб.)

Данный фактор будет способствовать снижению себестоимости продукции за

счет загрузки мощностей, эффективного использования отходов в производстве,

повышения производительности труда и т.д.

. цена на ресурсы (внешний фактор):

54 297 474,00 - 14 544 814,72 = 39 752 659,28 (руб.)

Это серьезный фактор, который повлиял на увеличение производственной

себестоимости из-за удорожания стоимости ресурсов использующихся в

производстве.

ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» за счет запланированного

увеличения объема выпуска в 2003 г. увеличит затраты на производство и тем

самым производственную себестоимость продукции. Себестоимость единицы

продукции должна также увеличится, что повлечет за собой дополнительные

затраты вовлеченные в производство. Увеличение себестоимости продукции

произойдет под влиянием внешнего фактора цен на ресурсы, а именно из-за

повышения цен на жестяную банку №6 и на рыбное сырье. Анализ проводился

только по трем видам консервной продукции из семи, и он показал, что под

влиянием четырех основных факторов (объем продукции, структура продукции,

ресурсоемкость и цен на ресурсы) предприятия понесет увеличение

производственной себестоимости в первом полугодии 2003 года в размере: 42

066 635,44 рублей.

Заключение

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной

деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов

формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость

предприятия и уровень его конкурентоспособности.

ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» является крупным

рыбоперерабатывающим предприятием Приморского края. Анализ структуры затрат

консервного цеха показал, что большую часть в себестоимости консервной

продукции занимают материальные затраты 70%. Замечен спад прочих расходов

на 5,65%, снижение которых обусловлен выбытием заемных средств из

производственного кругооборота. В 2001 г. был приобретен кредит

предприятием для покрытия дефицита бюджета в связи с ремонтом крыши

производственного цеха. Но для осуществления дальнейшей производственной

деятельности в 2003 году рыбокомбинату необходимо снова привлекать кредит,

поэтому элемент прочих расходов должен увеличиться на сумму процентов за

кредит. Увеличиваться постоянные затраты относимые с других цехов на

консервный цех, в связи с увеличением объемов производства и рентабельности

консервной продукции.

Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование

себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков

менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист,

бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления

себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный

анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и

пути ее снижения.

Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на

изменение производственной себестоимости в 2002 году. Главным фактором

снижения себестоимости оказался себестоимость единицы продукции. Этот

фактор снизил производственную себестоимость на –2 564 924,20 руб. В целом

предприятие смогло снизить производственную себестоимость на –1 001 994,47

руб. Это не смотря на то, что объем выпуска в 2002 году вырос по

анализируемой продукции на 101,86 туб. или 142 600 консервных банок по

сравнению с 2001 г.

Факторный анализ себестоимости единицы продукции хорошо показывает,

что 20% в себестоимости продукции занимают постоянные затраты, а остальные

80% переменные затраты, из которых 25-38% составляют затраты на консервную

банку. От сюда в целях экономии издержек и снижении себестоимости

консервной продукции было бы уместно закупать консервную банку у ОАО

«Находкинская жестяно-баночная фабрика» и складировать ее на складах.

Банка отлично храниться долгое время. Увеличение запасов связано с тем, что

отпускная цена консервной банки растет на 20 копеек в год. Также самое

главное значение в формировании себестоимости единицы консервной продукции

40-45% составляют затраты на сырье. По другой продукции комбината доля

затрат на сырье доходит до 80%. Задача приобретения дешевого сырья,

является ключевой проблемой предприятия. Она решается двумя способами.

Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться

дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. ОАО «Владивостокский

рыбокомбинат» имеет инвестиционный проект по приобретению флота. На

предприятии также разработана программа развития рыбокомбината, которая

целиком соответствует программе стратегического развития отрасли «Рыба

Приморья 2010». В ней учтено обновление флота, развитие береговых

производств, увеличение поставок продукции на внутренний рынок, замена

устаревшего оборудования и внедрение комплексной переработки сырья на

основе использования современных технологий. Несмотря на наличие планов и

намеченных целей все это остается на бумаге. Отсутствуют инвестиции в

рыбную отрасль и поддержка государственных программ финансирования.

Предприятию для реализации разделов программ, приходится рассчитывать

только на собственные силы – развитие за счет прибыли и за счет привлечения

средств иностранных инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При этом

следует заметить, что если даже добиться 100% загрузки комбината, то

трудности со сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного

объема свободных средств, для вложения их в обновление оборудования:

покупку рыбомучной установки, перевооружение цеха копчения и ввод новых

мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.

Второе, нахождение дешевого поставщика рыбного сырья, минуя цепь

посредников. Следует заметить, что, если в Японии только 15% рыбы продается

посредниками (остальная непосредственно производителями), то в России от

30 до 70% рыбы реализуется через посредников, что существенно сказывается

на цене сырья, используемого комбинатом для переработки. В 2002 году

рыбокомбинат использовал по анализируемой продукции более дешевое сырье,

чем в 2001 году (особенно по сельди), что привело к снижению себестоимости

единицы продукции и тем самым сокращению производственных затрат. Но в

настоящее время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа

основных средств рыбодобывающих предприятий, больших затрат на обеспечение

оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое

связано с ограниченностью квот и падением рыбных запасов морей, инфляции,

удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы

отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману,

доступности и достатку обеспечения рыбой населения. Рыбокомбинату

требуется приобретение сырья через крупных рыбодобывающих предприятий: ОАО

«Дальморепродукт», ЗАО «Супер», ОАО «Находкинский БАМР», ОАО

«Преображенский БТФ», ОАО «Турниф» и других предприятий занимающихся

добычей рыбы.

В этой связи, отсутствие собственных добывающих судов и,

следовательно, дешевого сырья, делает положение Владивостокского комбината

невыгодным на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность в сравнении с

другими предприятиями отрасли. От того, как решит предприятие данный вопрос

зависит его благополучное состояние в будущем.

Снижение себестоимости за счет снижения стоимости сырья даст экономию

денежных средств, позволит повысить конкурентоспособность, завоевывать

новые рынки за пределами края, увеличить число оптовиков и посредников

задействованных в реализации продукции, даст населению доступность рыбной

продукции и экономию затрат на их приобретение и множество других

положительных моментов.

Что касается наращения запланированного выпуска консервной продукции в

2003 году, то здесь следуют отметить следующие стороны. Загруженность

консервного цеха возьмет на себя почти большую часть постоянных затрат

рыбокомбината, которые в свою очередь составляют 12 211 378 руб. с учетом

процента за кредит. Кредит повысит себестоимость единицы консервной

продукции на 1 руб., и он будет возвращен банку после реализации продукции

в первом полугодии. Но сможет ли предприятие реализовать и выпустить

запланированный объем 5,67 муб. в первом полугодии? Если в 2002 году

годовой выпуск составил 3,97 муб. и предприятие испытывало ряд проблем при

реализации консервной продукции. Проблема реализации связана с тем, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.