реферат, рефераты скачать
 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ЗАО Гидронеруд г. Новоорска)


22,6 % (с 15,86 % до 38,46 %), а в 1998 г. снижение на 15,69 % (с 38,46 %

до 22,77 %).

Рентабельность реализованной продукции ЗАО "Гидронеруд" за 1996 г.

составляла 21,53 %, за 1997 год - 40,81 % и за 1998 год - 32,58 %.

На основании проделанного анализа финансово-хозяйственной

деятельности ЗАО "Гидронеруд" за 1996-1998 гг. можно сделать следующие

выводы

1) За 1996-1998 гг. общая стоимость имущества предприятия уменьшилась

на 334 т.р. (с 3401 тыс. руб. на 1.01.1996 г. до 3067 тыс. руб. на

1.01.1998 г.).

2) За 1996-1998 гг. удельный вес собственного капитала уменьшился на

23,6 % (с 55,5 на 1.01.1996 г. до 31,9 % на 1.01.1999 г.), что

свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия.

3) Анализ ликвидности баланса предприятия за 1996-1998 гг.

свидетельствует об отсутствии у предприятия текущей ликвидности.

4) Коэффициент абсолютной ликвидности предприятия за 1996-1998 гг. не

изменился и составил 0,0 , промежуточный коэффициент покрытия уменьшил с

0,15 на 1.01.1996 г. до 0,05 на 1.01.1999 г., общий коэффициент покрытия

возрос с 1,01 на 1.01.1996 г. до 1,31 на 1.01.1999 г., что подтверждает о

неплатежеспособности ЗАО "Гидронеруд" за анализируемый период.

5) Прибыль от реализации продукции предприятия сократилась с 398 тыс.

руб. в 1996 г. до 290 тыс. руб. в 1998 г.

Для финансового оздоровления ЗАО "Гидронеруд" необходимо рассмотреть

основные направления совершенствования его финансово-хозяйственной

деятельности.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАО «ГИДРОНЕРУД»

3.1. Основные направления совершенствования планирования и сбыта на

ЗАО "Гидронеруд".

В 1996-1998 гг. деятельность ЗАО "Гидронеруд" сопровождалась

дальнейшим обострением кризисных явлений в экономике страны. Спад

производства в промышленности, кризис неплатежей привели к падению

покупательского спроса на продукцию ЗАО "Гидронеруд". Трудности с

реализацией повлияли на объем производства предприятия, а точнее привели к

его сокращению. Взаимоотношения с предприятиями в основном строились на

бартерной основе.

ЗАО "Гидронеруд" является единственным предприятием в Оренбургской

области осуществляющее добычу нерудных строительных материалов (песка) на

Оринском месторождении строительных песков в Новоорском районе. Сырье

Оринского месторождения представлено однородным материалом и по

качественным показателям относится преимущественно к группе среднезернистых

песков. Химический состав сырья представлен кремнием (от 80,9 % до 95,2 %),

титаном (от 0,11 % до 0,32 %), алюминием (от 2,6 % до 5,02 %), железом (от

2,7 % до 8,2 %), магнием (от 0,11 % до 1,54 %), кальцием (от 0,6 % до 2,9

%), натрием (от 0,3 % до 0,96 %), калием (от 0,51 % до 0,94 %). Основные

потребители продукции ЗАО "Гидронеруд" - это крупные и средние промышленные

предприятия городов Оренбурга, Орска и Новотроицка. Такие как, ЗАО

"Оренбургспецстрой", ЗАО "Домостроитель", ЗАО "Железобетон", ЗАО "Сборный

железобетон", ЗАО "Новотроицкий металлургстрой", ЗАО трест "Орскпромстрой",

ЗАО трест "Орскжилстрой", ОАО "Орскнефтеоргсинтез", ОАО "Орско-Халиловский

металлургический комбинат". Указанные предприятия приобретают продукцию ЗАО

"Гидронеруд" на основании предварительной договоренности.

Как указывалось ранее, взаимоотношения с предприятиями – потребителями

строились на основе взаимного расчета. Денежные расчеты составляют

незначительную сумму в общей сумме расчетов за продукцию.

За 1997-1998гг. ЗАО "Гидронеруд" взамен нерудных строительных

материалов получило железобетонные изделия различного типа от треста

"Орскпромстрой". Часть полученной продукции была использована для

собственного производства, другая их часть была реализована. В результате

взаимозачета, проведенного с трестом "Орскпромстрой", была произведена

оплата за электроэнергию.

Трест "Орскжилстрой" взамен нерудных строительных материалов

предоставил ЗАО "Гидронеруд" железобетонные изделия и продукты питания.

ЗАО "Железобетон" рассчитался за поставленную продукцию

железобетонными изделиями, горюче-смазочными материалами и лесом.

ЗАО "Домостроитель" взамен нерудных строительных материалов

предоставил векселя, которые были направлены на погашение задолженности по

налогам.

ЗАО "Сборный железобетон" погасил задолженность предприятия перед

железной дорогой и территориальным дорожным фондом.

ЗАО "Новотроицкий металлургстрой" произвел расчет за продукцию

предприятия, предоставив железобетонные изделия, квартиру в г. Новотроицке

и погасив задолженность по региональным налогам.

В 1997-1998. ЗАО "Гидронеруд" осуществляло бартерные поставки на ОАО

"Орско-Халиловский металлургический комбинат" и ОАО "Орскнефтеоргсинтез"

Взамен нерудных строительных материалов были получены металлопродукция,

различного вида краска, кирпич, горюче-смазочные материалы, бензин,

дизельное топливо. В результате их реализации была произведена частичная

оплата труда работников предприятия. Кроме этого, ЗАО "Гидронеруд"

использовало данную продукцию в виде формы расчета с персоналом за их труд.

Таким образом, за 1996-1998 г. расчеты за продукцию проводились через

взаимозачеты. Полученную продукцию ЗАО "Гидронеруд" использовало для

собственного производства и реализовывало третьим лицам. Благодаря подобным

схемам расчета ЗАО "Гидронеруд" смогло сохранить заказы и обеспечить

загрузку производственных мощностей.

Помимо объективных причин внешнего характера, затрудняющих реализацию

продукции ЗАО "Гидронеруд" можно выделить и внутренние такие как:

отсутствие планирования на предприятии, неудовлетворительная работа

производства и возрастающая себестоимость продукции.

Необходимость планирования деятельности предприятия очевидна.

Планирование - это способ достижения цели на остове сбалансированности и

последовательности выполнения всех производственных операций. Это

необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов,

комплектующих изделий, инструмента, оборудование для изготовления конечной

продукции и создание запасов.

Чтобы не отстать от конкурентов и использовать возможности рынка

каждая организация должна планировать перспективу собственного производства

на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками

материально – технических ресурсов и определять направления развития исходя

из спроса на произведенную продукцию минимум на два – три года.

Заключения договоров как составная часть формирования производственной

программы позволяет учесть экономические последствия изменения условий

договоров (сроков и объемов поставки, цен на продукцию), влияние отклонений

нормативов затрат на общую сумму прибыли, которую планируется получить к

концу анализируемого периода. Договора с потребителями продукции ЗАЛ

"Гидронеруд" должны стать основой для определения объемов производства

предприятия на будущий период. При разработке производственной программы

должны быть учтены следующие факторы:

- наличие персонала;

- платежеспособность потребителей, с которыми заключаются договора на

поставку продукции;

- реальное материально – техническое обеспечение предприятия

необходимыми компонентами производства;

- обеспечение транспортом, связью, топливно-энергетическими,

коммунальными и прочими услугами.

Договоры с потребителями продукции должны разрабатываться юристом

предприятия ежегодно. Если по окончании отчетного периода не изменяются

объемы, сроки поставки, цены на продукцию договоры могут быть

пролонгированы.

В договоре, заключенном между ЗАО "Гидронеруд" (поставщиком

строительных нерудных материалов) и предприятиями городов Орска,

Новотроицка, Оренбурга - потребителями продукции (заказчиками), должно быть

отражено следующее:

- общие положения (указаны стороны, заключающие договор, их

юридические адреса, срок действия договора);

- предмет договора;

- стоимость и порядок осуществления расчетов между производителем

(поставщиком) и потребителем (заказчиком);

- условия изменения и расторжения договора;

- форс-мажорные обстоятельства;

- ответственность сторон;

Пример договора представлен в приложении 1.

Стабильное финансовое положение предприятия во многом определяется

правильностью выбранной стратегии и организацией процесса планирования

деятельности предприятия. С целью осуществления процесса планирования

деятельности предприятия предлагается в организационную структуру

управления ЗАО "Гидронеруд" ввести должность заместителя директора по

экономическим вопросам.

При расширении масштабов деятельности предприятия целесообразно ввести

в организационную структуру управления ЗАО "Гидронеруд" должность

заместителя директора по финансовой деятельности и подчинить ему планово-

экономический отдел, финансовый отдел и бухгалтерию. Организационная

структура управления ЗАО "Гидронеруд" за 1998 год и проект организационной

структуры управления предприятием представлены на рис. 3.1 и рис. 3.2

соответственно.

Рис. 3.1. Организационная структура управления ЗАО "Гидронеруд"

Рис. 3.2 Проект организационной структуры управления ЗАО "Гидронеруд"

3.2. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной

деятельности ЗАО "Гидронеруд".

Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет увязать

прогнозирование и планирование финансовых ресурсов со вскрытием и

мобилизацией внутренних резервов. Устойчивое финансовое состояние

предприятия становится не только фактором, определяющим его

производственное и социальное развитие, материальное состояние работников,

но и условием его жизнеспособности.

Под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения

текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов

при данном уровне развития производительных сил и производственных

отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат – это

один путь использования резервов. Другой путь связан с большими

возможностями ускорения научно-технического прогресса. Таким образом,

резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем

использования ресурсов и возможным уровнем исходя из накопленного

производственного потенциала предприятия.

С позиций предприятия и в зависимости от источников образования

различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Главным источником

экономии на предприятиях, как правило, являются внутрипроизводственные

резервы.

Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия

может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное

развитие ориентируется на вовлечение в производство дополнительных

ресурсов. Интенсификация производства означает, что результаты производства

растут быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство

сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. В

реальной действительности чисто интенсивного или чисто экстенсивного типа

развития быть не может.

Себестоимость продукции – важнейший показатель работы предприятия. В

последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и

реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание

стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение

тарифов на транспортные услуги. Увеличивается сумма амортизационных

отчислений основных фондов, в т.ч. из-за их переоценок и введения

индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в

структуре затрат. Одновременно повышаются отчисления на социальное и

медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости

населения.

Одно из главных условий повышения эффективности работы ЗАО

"Гидронеруд" - снижение себестоимости продукции. Себестоимость изделия

может снижаться за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате

роста объемов производства и реализации.

Объем производства ЗАО "Гидронеруд" зависит от финансово-

хозяйственных возможностей предприятия и спроса на нерудные строительные

материалы, его можно определить исходя из потребностей основных заказчиков

продукции. В 1999 году планируется произвести (намыть) нерудных

строительных материалов (песка) в 2,5 раза больше, чем в 1998 году. Данные

о прогнозируемом объеме производства ЗАО "Гидронеруд" представлены в

таблице 3.2.

В 1999 году планируется рост себестоимости товарной продукции ЗАО

"Гидронеруд" в 2,3 раза по сравнению с 1998 годом. Себестоимость товарной

продукции ЗАО "Гидронеруд" в 1998 году и по плану на 1999 год представлена

в таблицах 3.3 и 3.4

Табл. 3.2.

План приобретения строительных нерудных материалов

предприятиями на 1999 год, м3

|Наименование показателя |Объем предполагаемого приобретения |

| |песка, м3 |

|ЗАО трест "Орскпромстрой" |20 |

|ЗАО трест "Орскжилстрой" |25 |

|ЗАО "Железобетон" |20 |

|ЗАО "Домостроитель" |23 |

|ЗАО "Сборный железобетон" |15 |

|ЗАО "Новотроицкметаллургстрой" |20 |

|ОАО "Орскнефтеоргсинтез" |12 |

|ОАО "Орско-Халиловский |15 |

|металлургический комбинат" | |

|Всего за 1999 г |150 |

Табл. 3.3

Себестоимость намыва строительного песка

на карьере "Орь" ЗАО "Гидронеруд" за 1998 год, тыс. руб.

|Наименование показателя |1998 год |

| |тыс. руб. |уд. вес |

|Электрическая энергия на |17 |8,99 |

|производственные цели | | |

|Основная заработная плата |8 |4,23 |

|производственных рабочих | | |

|Отчисления на соц. страхов. |3 |1,59 |

|Расходы на содержание и |22 |11,64 |

|эксплуатацию оборудования | | |

|Цеховые расходы |50 |26,46 |

|Общезаводские расходы |89 |47,09 |

|Производственная себестоимость |189 |100,0 |

Табл. 3.4

Себестоимость товарной продукции ЗАО "Гидронеруд"

в 1998 году и по плану на 1999 год, тыс. руб.

|Наименование статьи |1998(факт) |1999(план) |откл. |

| |тыс. |уд. вес|тыс. |уд. вес|тыс. |

| |руб. | |руб. | |руб. |

|Электрическая энергия на |69 |7,6 |187 |7,1 |+118 |

|производственные цели | | | | | |

|Основная заработная плата |21 |2,3 |63 |2,4 |+42 |

|производственных рабочих | | | | | |

|Отчисления на социальное |8 |0,8 |24,3 |0,9 |+16,3 |

|страхование | | | | | |

|Расходы на содержание и |169 |18,5 |490 |18,7 |+321 |

|эксплуатацию оборудования | | | | | |

|Цеховые расходы |322 |35,5 |914 |35,0 |+590 |

|Общезаводские. расходы |322 |35,3 |911 |34,8 |+589 |

|Производственная |913 |100 |2589,3 |99 |+1676,3 |

|себестоимость | | | | | |

|Внепроизводственные расходы | | |25,89 |1 |+25,89 |

|Полная себестоимость |913 |100 |2614,8 |100 |+1701,8 |

Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что производственная

себестоимость товарной продукции ЗАО "Гидронеруд" возрастет в 1999 году по

сравнению с 1998 годом на 1676,3 тыс. руб. Это вызвано изменением объема

производства предприятия и увеличением стоимости материалов, запасных

частей, топлива, энергии, тарифов на транспортные услуги.

Затраты на отгрузку одного кубического метра строительного песка ЗАО

"Гидронеруд" уменьшается с 19,93 рубля в 1998 году до 17,26 рубля в 1999

году. Калькуляция на отгрузку строительного песка с карьера "Орь" ЗАО

"Гидронеруд" приведена в таблице 3.5.

Табл. 3.5

Калькуляция на отгрузку строительного песка

с карьера "Орь" ЗАО "Гидронеруд" автотранспортом.

|№ |Наименование статей |Затраты на отгрузку м3, |

|пп | |руб. |

|1. |Себестоимость песка за 1998 год |4,12 |

|2. |Электрическая энергия на |1,14 |

| |производственные цели | |

|3. |Основная заработная плата |0,28 |

| |производственных рабочих | |

|4. |Отчисление на соц. страхование |0,11 |

|5. |Расходы по содержанию и эксплуатации |3,21 |

| |оборудования | |

|6. |Цеховые расходы |5,98 |

|7. |Общезаводские расходы |5,09 |

|8. |Производственная себестоимость |19,93 |

|9. |Прибыль |5,98 |

|10. |Договорная цена |25,91 |

|11. |Налог на добавленную стоимость |5,18 |

|12. |Договорная цена с налогом на |31,09 |

| |добавленную стоимость | |

Основная категория потребителей строительного песка, добываемого ЗАО

"Гидронеруд" - промышленные предприятия городов Орска, Новотроицка,

Оренбурга. С целью наращивания объемов производства, увеличения сбыта

продукции и получения "Живых" денег ЗАО "Гидронеруд" необходимо

ориентироваться на индивидуальных потребителей. Для этого целесообразно

использовать рекламу, которая осуществляла бы две функции: информирующую и

пропагандистскую. Для рекламной компании достаточно воспользоваться

услугами местных радио- и телекомпаний, средств печати.

Телевидение наиболее популярно среди других средств рекламы. Основную

группу телезрителей составляют люди 35-45 лет.

Рассмотрим услуги местных телекомпаний, расценки на которые

представлены в таблице 3.6.

Табл. 3.6.

Расценки на телерекламу на 1999 год

|Название |Изготовление |Стоимость |Предполагаемая|Показатель |

|телекомпании |видеоролика |проката в |аудитория |стоимости |

| | |течение мес. |слушателей, |рекламы в |

| | | |чел. |расчете на |

| | | | |1000 зрителей |

|ТНТ ТРК |1000 |2730 |150000 |18,2 |

|СТС |1500 |4260 |200000 |21,3 |

|Орск ТВ |1500 |4260 |300000 |14,2 |

Исходя из приведенных расчетов в таблице 3.6 для ЗАО "Гидронеруд"

наиболее лучшим вариантом считаем телекомпанию "Орск ТВ"

Расценки на радиорекламу представлены в таблице 3.7. Предлагаемая

аудитория определена с помощью анкетирования, проводимого газетой "Саквояж"

Табл. 3.7.

Расценки на радиорекламу на 1997 год

|Название |Стоимость |Стоимость 1 |Общая |Предполагаемая |

|радиостанций |изготовления |трансляции в |стоимость |аудит. |

| |рекл. ролика |эфир. время |рекламы, |слушатели; чел.|

| |продол. 30 сек|с 7.00 - 8.00|продол. 1 | |

| | | |мес. | |

|"Европа +" |300 |45 |6080 |250000 |

|"Русское |200 |35 |5880 |150000 |

|радио" | | | | |

|"Серебряный |240 |50 |5896 |100000 |

|дождь" | | | | |

Целесообразно разместить рекламу продукции ЗАО "Гидронеруд" на

радиостанции "Европа +", т.к., она имеет большой диапазон вещания при

незначительной разнице в цене.

Можно распространить рекламное объявление в прессе. Наиболее

предпочтительными вариантами размещения рекламы для ЗАО "Гидронеруд"

являются следующие городские газеты: "Орская хроника" и "Саквояж".

Фактическая аудитория читателей "Орской хроники" на 1999 год

составляет 30000 человек, "Саквояжа" – 6000 человек. Благодаря разнообразию

вопросов, освещаемых в газетах, к ним привлекается внимание значительно

большого числа людей, чем к другому рекламному средству. Расценки на

рекламу в местной прессе отражены в таблице 3.8.

Табл. 3.8.

Расценки на рекламу в прессе.

|Название |Тариф за 1 см2 |Тираж, |Оценка факт. |Показатель ст-ти |

|газеты |рекл. площади, |шт. |ауд. чит. |рекламы в расчете |

| |руб. | | |на 1000 читателей |

|"Орская |10 |47100 |30000 |80,1 |

|хроника" | | | | |

|"Саквояж" |5 |12200 |6000 |160 |

В качестве средства рекламы ЗАО "Гидронеруд" необходимо выбрать

"Орскую хронику"

Таким образом, ЗАО "Гидронеруд", используя разнообразные средства

рекламы как телеграмму на "Орск ТВ"; радиорекламу на "Европе +" и рекламу в

"Орской хронике" увеличит объем сбыта продукции за счет привлечения

индивидуальных потребителей.

-----------------------

Анализ хозяйственной деятельности

Управленческий анализ

Финансовый анализ

Внутрихозяйст-венный производ-ственный анализ по данным управлен-ческого

учета

Внутрихозяйствен-ный финансовый анализ по данным бухгалтерской от-четносити

и учета

Внешний финансовый анализ по данным публичной отчетности

Анализ в обосновании и реализации бизнес-планов

Анализ эффектив-ности авансирования капитала

Анализ в системе маркетинга

Анализ абсолютных показателей прибыли

Комплексный эконо-мический анализ эф-фективности хозяйст-венной

деятельности

Анализ относитель-ных показателей рентабельности

Анализ технико-орга-низационного уровня и других условий производства

Анализ ликвидности, платежеспособности и рыночной устойчивости

Анализ использования производственных ресурсов

Анализ использо-вания собственного капитала

Анализ объема продукции

Анализ использова-ния заемных средств

Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли

Анализ и рейтинговая оценка предприятия-эмитента

Секретарь

Директор

Гл. маркшейдер

Гл. бухгалтер

Сбыт

Зам. директора

по производству

Электроцех

Цех энерго-

обеспечения

Основной

цех

Зам. директора

по коммерческим

вопросам

Бухгалтера

Бухгалтер-

кассир

Зам. директора

по экономическим

вопросам

Экономисты

Снабжение

Торговый

павильон

Механический

цех

Бухгалтер-кассир

Торговый павильон

Зам. директора по коммерческим вопросам

Директор

Гл. бухгалтер

Гл. инженер

Гл. маркшейдер

Бухгалтера

Снабжение

Секретарь

Механический цех

Электроцех

Цех энерго-

обеспечения

Основной цех

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.