реферат, рефераты скачать
 

Корпоративное управление.Методическое пособие


право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных

акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве,

пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

При закрытой подписке такое право принадлежит акционерам, голосовавшим

против или не принимавших участие в голосовании по решению об эмиссии

дополнительных акций.

Важное значение для защиты прав акционеров, как и в целом для успешного

функционирования акционерного общества, имеют поправки к положениям закона,

касающихся порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров. Так

уточняются правила предоставления материалов перед общим собранием

акционеров, сообщений о проведении общих собраний и направления бюллетеней

для голосования (ст. 52, 55, 60). Закон четко определяет способы, сообщения

о проведении общего собрание и направления бюллетеней для голосования.

Предусмотрена возможность не только их направления, но и вручения, а в

акционерных обществах с числом акционеров более 500 тысяч — опубликования в

определенном уставом печатном издании.

Принципиально важным являются ограничения вопросов повестки дня общего

собрания акционеров, которые могут проводиться в форме заочного голосования

(ст. 50). Так заочная форма не допускается при избрании совета директоров

общества (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, утверждении

аудитора общества, утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской

отчетности, а также распределении прибыли, в том числе выплаты (объявления)

дивидендов.

Внесены изменения и в порядок созыва внеочередного общего собрания

акционеров (ст. 55). Законом установлены максимальные сроки проведения

таких собраний, созываемых по требованиям акционеров, ревизионной комиссии,

аудитора. При этом, как и было ранее установлено Законом, если в течение

установленного Законом срока советом директоров общества не принято решение

о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об

отказе о его созыве, такое собрание может быть созвано органами и лицами,

требующими его созыва. Теперь это положение дополнено указанием, что эти

органы и лица обладают предусмотренными настоящим Законом полномочиями по

созыву и проведению собрания.

Внесены уточнения ив порядок определения кворума общего собрания

акционеров (ст. 58). Установлено, что если повестка дня общего собрания

акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным

составом голосующих, кворум для принятия решения по этим вопросам

определяется отдельно.

Более тщательно, чем в действующем Законе, определены нормы, касающиеся

функций и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и

исполнительного органа общества. Вводится четкий порядок принятия решений о

приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (директора,

генерального директора) (ст. 69). Одновременно с принятием такого решения

совет директоров обязан принять решение об образовании временного

единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего

собрания акционеров для избрания новых исполнительных органов.

Для деятельности акционерных обществ существенное значение имеет

внесение в закон определения крупных сделок и правил их совершения. К

крупным сделкам (ст. 78) отнесены наряду с другими такие операции как заем,

кредит, залог и поручительство. Общее собрание акционеров и совет

директоров должны принимать решение об одобрении крупной сделки, а не об ее

совершении, как это предусматривалось действующим законом.

Закон приводит положения действующего Закона в соответствие с

действующим Федеральным законом «О приватизации государственного имущества

и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и

муниципальных предприятий определяются Федеральным законом и иными

правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и

муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных

обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных

предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной

или муниципальной собственности или в отношении которых используется

специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации или муниципальных образований в управлении указанными

акционерными обществами («золотая акция»), определяются Федеральным законом

о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Здесь отмечены лишь некоторые моменты, характеризующие изменения и

дополнения, внесенные в Закон «Об акционерных обществах». Естественно для

практической деятельности по его применению потребуется более детальный

комментарий.

Новая редакция Закона вступает в силу с 1 января 2002 года, за

исключением статей 48 и 49, в которых изложены компетенция общего собрания

акционеров и порядок принятия решения общим собранием акционеров, которые

вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального

закона, то есть с 9 августа 2001 года.

Учредительные документы обществ, созданных до вступления в силу этого

Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 1

июля 2002 года. Учредительные документы указанных обществ до приведения их

в соответствие с Федеральным законом с момента вступления его в силу

применяются в части, не противоречащей ему.

Акционерные общества с числом акционеров более 50 обязаны до 1 июля

2002 года передать ведение реестров акционеров регистраторам.

Федеральный закон от 05.03.99 г. №46-ФЗ (ред. от 30.12.2001 г.) «О

защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

является документом, направленным на обеспечение государственной и

общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц,

объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (т.е.

акции, облигации), а также на определение порядка выплаты компенсаций и

предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам,

причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка

ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Закон устанавливает, что на рынке ценных бумаг запрещаются публичное

размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу

лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию,

ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные

обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг

является необходимым условием законности совершения любых сделок с данными

ценными бумагами, поскольку при ее отсутствии такие сделки являются

ничтожными в соответствии со ст.168 ГК РФ.

Закон устанавливает, что Федеральный орган исполнительной власти по

рынку ценных бумаг - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (а

также ее региональные отделения) вправе налагать штрафы на должностных лиц

в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц или

индивидуальных предпринимателей в размере до 10 000 минимальных размеров

оплаты труда за следующие нарушения:

. публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме ценных

бумаг и документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при

этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

. непредоставление инвестору информации;

. совершение профессиональными участниками сделок с ценными бумагами, отчет

об итогах выпуска которых не зарегистрирован;

. нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных

бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных

бумаг, выпуск которых приостановлен;

. незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев

ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений,

либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра, равно как и

невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение

указанного реестра, иных законных требований владельца ценных бумаг, или

лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг;

. предоставление документов, предусмотренных законодательством Российской

Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных

бумаг, содержащих недостоверную информацию;

. воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной

власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией;

. неисполнение профессиональным участником, эмитентом или саморегулируемой

организацией предписаний федерального органа исполнительной власти по

рынку ценных бумаг;

. обещание в любой форме дохода инвестору по ценным бумагам

профессиональными участниками, выплаты дохода по которым не являются

обязанностью эмитента;

. воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента,

регистратора, оказание давления на инвестора.

Законом также определена процедура подачи жалобы в ФКЦБ России и ее

региональные отделения и процедура рассмотрения поступивших жалоб.

В ноябре 2001 года Правительством России был одобрен разработанный ФКЦБ

России Кодекс Корпоративного поведения.

Главной целью принятия Кодекса Корпоративного поведения является

развитие норм добросовестного поведения в российских обществах, включая:

эффективную защиту прав и интересов акционеров, справедливое отношение к

акционерам, прозрачность принятия решений, обеспечение профессиональной и

этической ответственности членов советов директоров, иных должностных лиц

общества и акционеров, расширение информационной открытости и развитие

всеобъемлющей системы норм деловой этики.

Если говорить о том, какое место займет Кодекс в системе российского

законодательства, то можно отметить следующее:

. в российском законодательстве уже нашли отражение большинство

принципов корпоративного поведения, однако практика их

реализации, в том числе судебная, и традиции корпоративного

поведения еще только формируются;

. положений закона недостаточно для того, чтобы обеспечить

надлежащее корпоративное поведение, а внесение в закон

необходимых для этого изменений всегда запаздывает.

Следует подчеркнуть, что положения Кодекса не являются обязательными

для исполнения, но содержат стандарты наилучшей практики корпоративного

поведения, которым рекомендуется следовать обществам с числом акционеров

1000 и более.

Кодекс в первую очередь предназначен для установления стандартов

наилучшей практики, которыми должны руководствоваться общества. Он

базируется на положениях действующего законодательства, сложившейся

практике корпоративного поведения, конкретных потребностях и условиях

деятельности российских обществ и российских рынков капитала на текущем

этапе их развития.

Стимулировать акционерные компаний к соблюдению положений Кодекса

предполагается путем введения ФКЦБ России стандартов раскрытия информации о

том, в какой мере их практика корпоративного поведения соответствует

рекомендациям Кодекса.

Ежегодный отчет о соблюдении Кодекса будет включаться в годовой отчет,

подготавливаемый к общему собранию акционеров, и предоставляться

акционерам, а в некоторых случаях – ФКЦБ России. Предоставление акционерам

ежегодного отчета о соблюдении Кодекса может осуществляться обществами с

числом акционеров менее 1000 на основании решений акционеров или советов

директоров, устанавливающих применение положений Кодекса к таким обществам.

Все эти меры и направлены на то, чтобы стимулировать акционерные

компании соблюдать рекомендации Кодекса. Что касается инвесторов, то для

них соблюдение компаний принципов и стандартов корпоративного поведения

будет выступать в качестве одного из основных факторов принятия взвешенного

решения о приобретении или отчуждении акций соответствующих обществ.

Таким образом, Кодексу Корпоративного поведения отводится особое место

в области дальнейшего развития и совершенствования российской практики

корпоративного поведения. Он должен сыграть важную образовательную роль в

установлении стандартов управления российскими обществами и в содействии

дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте уровни управления в компаниях.

2. Что входит в исключительную компетенцию общего собрания акционеров?

3. Что входит в компетенцию совета директоров компании?

4. Каковы основные права и обязанности менеджера компании?

5. Охарактеризуйте основополагающие нормы закона об акционерных

обществах и Кодекса корпоративного управления?

Тестовое задание по теме.

Федеральный закон об акционерных обществах определяет:

1. Порядок создания паевых инвестиционных фондов.

2. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение

акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой

деятельности.

3. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение

акционерных обществ, права и обязанности акционеров.

Темы докладов и рефератов.1

1. Уровни корпоративного управления.

2. Основополагающие нормы закона об акционерных обществах.

3. Федеральный закон о защите прав и законных интересах инвесторов на

рынке ценных бумаг.

4. Место Кодекса корпоративного поведения в системе российского

законодательства.

5. Основные пути совершенствования корпоративного права.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Беликов И.В. Корпоративный кодекс (зарубежный опыт: стандарты и

нормы)/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.

2. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 11.

3. Кодекс корпоративного управления/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.

4. Корпоративный кодекс. Нормы закона и нормы поведения (парламентское

слушание)/Журнал для акционеров, 2001. - № 4.

5. Кодекс корпоративного управления / Журнал для акционеров, 2001. - № 5.

6. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники

акционерного общества/Под ред. М. Хесселя. – М.: Джон Уайли энд Санз,

1996. – 240 с.

7. Общее собрание акционеров: Сб. статей. – М.: Изд. Центр «Акционер»,

2000. – 84 с.

8. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич.

пособие/Под ред. Е.П. Губина. – М.: Юрист, 1999.

9. Фельдман А. Управление корпоративным капиталом. - М.:, 1999. - 202 с.

10. Фельдман А. Кодекс корпоративного управления (погружение в конкурентрую

среду)/Журнал для акционеров, 2000. - №9.

11. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и

США. – М.: Новости, 2000.

12. Шеин В. Корпоративный кодекс (российская школа: горькие уроки и

неизбежное прозрение)/Журнал для акционеров, 2000. - № 9.

13. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное

управление. – М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.- 192 с.

14. Шихвердиев А., Епихин А. Инвестор должен быть уверен/Журнал для

акционеров, 2001. - № 5.

Нормативные акты по курсу «Корпоративное управление»

1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.04.1994 г. №51-ФЗ // СЗ

РФ, 1994. - №32, ст.3301.

2. Гражданский кодекс (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от

17.12.1999) // СЗ РФ, 1996. - №5. ст. 410.

3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.

от 08.07.1999) // СЗ РФ, 1996. - N 17, ст. 1918.

4. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных

обществах» (в ред. федерального закона от 07.08.2001 г. №120-ФЗ «О

внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об акционерных

обществах») // СЗ РФ, 1996. - N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных

интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ, 1999. №10,

ст.1163.

6. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях» (ред. 19.06.1995 г.)

7. Постановление ФКЦБ России от 11.11.1998 г. № 47 «О внесении

изменений и дополнений в стандарты эмиссии акций при учреждении

акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов

эмиссии, утвержденные постановление Федеральной комиссии по рынку

ценных бумаг от 17 сентября 1996 года № 19»//Экономика и жизнь,

1998. - № 52.

8. Постановление ФКЦБ России от 02.10.1997 г. № 27 «Об утверждении

положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» (в ред.

Постановлений ФКЦБ РФ от 31.12.97 г. № 45, от 12.01.98 г. № 1, от

20.04.98 г. № 8)//Экономика и жизнь, 1997. - № 51.

9. Постановление ФКЦБ России от 12.08.1998 № 32 «Об утверждении

положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах

(событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную

деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг»//Вестник ФКЦБ

России, 1998. - № 6.

10. Постановление ФКЦБ России от 30.09.1999 № 7 «О порядке ведения учета

аффилированных лиц и представления информации об аффилированных

лицах акционерных обществ» // РГ, 1999. - № 223.

11. Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. №1535 «Об утверждении Основных

положений Государственной программы приватизации государственный и

муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994

г.».

12. Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по

облигациям (на основании Постановления Совета министров РСФСР от

25.12.1991 №601).

13. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации

от 09.03.1993 г. №213 «Об утверждении порядка формирования фондов

акционирования работников предприятий».

14. Постановление ФКЦБ России №47 от 11.11.1997 г. «ОБ утверждении

Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ,

дополнительных акции, облигаций и их проспектов эмиссии».

15. Инструкция о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на

территории Российской Федерации Министерства финансов РФ от

03.03.1992 года №2 (в ред. письма Министерства финансов РФ от

15.11.1993 года №7).

16. Указ Главы Республики Коми от 05.02.01 г. №48 «Об утверждении

Концепция развития рынка ценных бумаг в Республике Коми //

Республика, 2001, №38

Деловая игра

Участники

1. Акционеры – владельцы обыкновенных акций

2. Акционеры – владельцы привилегированных акций

3. Представитель государства

4. Совет директоров акционерного общества

5. Управленцы акционерного общества

6. Специализированный регистратор

7. Регистрирующий орган (Министерство финансов)

8. Государственный регулирующий орган

Суть дела

1. Уставный капитал АО «Шахта «Воргашорская» составлял 230 498 000 руб.

Структура Уставного капитала выглядела следующим образом

| |Кол-во ЦБ |Доля в УК |

|Акции, всего |230 498 |100,0% |

|Привилегированные акции типа «А»|57 624 |25,00% |

|Обыкновенные акции по закрытой |23 050 |10,00% |

|подписке среди работников | | |

|предприятия | | |

|Обыкновенные акции по закрытой |6 915 |3,00% |

|подписке среди работников ВГСЧ | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.