реферат, рефераты скачать
 

Организационный механизм разработки и осуществления государственной инновационной политики. Рекомендации по данному вопросу


неотъемлемой части сектора науки и технологии в России,

Правительство РФ должно предоставить параллельные гранты для

финансирования: (I) части первоначальных затрат и текущих затрат

на протяжении двух первых лет с тем, чтобы поддержать создание

децентрализованной системы ТТО в различных регионах России. ТТО

необходимо создавать как в университетах, так и в крупных научно-

исследовательских институтах, которые обладают технологиями,

потенциально пригодными для коммерческого применения, и которые

готовы взять на себя часть затрат на создание и содержание ТТО;

(II) части затрат на проведение технологических аудитов в

отдельных институтах и университетах. Цель таких аудитов состоит

в том, чтобы определить, какие технологии и инновации (если

таковые вообще имеются) имеют потенциальное коммерческое

применение;49 (III) части затрат на подачу патентных заявок для

патентования за рубежом и на содержание патентов,

зарегистрированных за рубежом. Не всякая инновация, выявленная в

ходе аудитов, будет соответствовать требованиям, необходимым для

патентования, или будет достаточно перспективной, чтобы пойти на

затраты, связанные с патентованием. Поэтому Правительству РФ

необходимо создать систему прозрачной, экспертной оценки на

конкурсной основе для отбора тех инноваций, которые заслуживают

грантов на патентование за рубежом; (IV) обучения персонала

правовым, финансовым и техническим аспектам создания и

функционирования ТТО. Обучение может включать такие темы, как

проведение конкретных исследований, касающихся функционирования

ТТО в разных странах, механизмы проведения технологических

аудитов, маркетинг и продажа инноваций, поиск лиц, желающих

приобрести лицензии на них, различные стратегии управления ИС, а

также различные стратегии установления тесной взаимосвязи между

работой ТТО и общей направленностью исследований института и его

задачами в сфере инновационной деятельности.

Наконец, опыт стран ОЭСР подсказывает, что такие организации,

как ТТО не следует рассматривать как изолированные компоненты

национальной инновационной системы. Напротив, для достижения

наибольшей эффективности их деятельности их необходимо связать

(как институционально, так и с точки зрения мер проводимой

политики) с дополнительными видами деятельности с тем, чтобы

преодолеть инновационный барьер (см. Рекомендацию 10А,

приведенную выше). Также необходимо создать инкубаторы для

“взращивания” и развития перспективных малых и средних

предприятий в сфере высоких технологий.

Литература и источники:

|1Подробнее см. доклады по Венгрии, Финляндии, Южной Корее и Израилю, сделанные |

|на семинаре: Helsinki Seminar on Innovation Policy and the Valorisation of |

|Science and Technology in Russia, March 1-2, 2001 ("Инновационная политика и |

|валоризация (повышение ценности) науки и технологии в России", состоявшегося в |

|г. Хельсинки 1-2 марта 2001 г.), которые размещены на сайте: |

|http://www.oecd.org/dsti/sti/ |

|2"Role of the State in Creating a Favorable Innovation Climate in Russia," |

|Background Report Prepared by the Ministry of Industry Science and Technology |

|for the Helsinki Seminar on Innovation Policy and the Valorisation of Science |

|and Technology in Russia, March 1-2, 2001, Paragraph 3. ("Роль государства в |

|создании благоприятного инновационного климата в России" - доклад, |

|подготовленный Министерством промышленности, науки и технологий для семинара |

|"Инновационная политика и валоризация науки и технологии в России", |

|состоявшегося в г. Хельсинки 1-2 марта 2001 г., Параграф 3"). |

|3Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г., Глава 3.3 "Инновационное |

|развитие экономики", г. Москва, 2000 г. |

|4Ksenia Gonchar, Research and Development (R&D) Conversion in Russia, Report 10,|

|Bonn International Center for Conversion, May 1997, p. 71. (Ксения Гончар, |

|"Конверсия научных исследований и разработок (НИОКР) в России". Доклад № 10, г. |

|Бонн, Международный центр по вопросам конверсии, май 1997 г., с. 71). |

|5Все данные взяты из: Russia: A Science and Technology Profile, The British |

|Council, 1999, Chapter 3. ("Россия: Обзор науки и технологии", Британский Совет,|

|1999 г., Глава 3). Данный обзор был написан и составлен доктором Леонидом |

|Гохбергом, заместителем Директора Центра научных исследований и статистики |

|Министерства промышленности, науки и технологий РФ. |

|6См., например, Jack Martens, "Measuring Soviet Performance in Industrial |

|Innovation: The Implementation of New Inventions," Paper Prepared For: |

|Technology and Transition in the USSR, A NATO Science Policy Workshop, |

|University of Birmingham 17-20 September, 1991. (Джек Мартенс, "Оценка |

|деятельности Советского Союза в сфере промышленных инноваций: внедрение новых |

|изобретений". Доклад, представленный на Семинаре НАТО по политике в области |

|науки "Технология и проблемы переходного периода в СССР", Университет |

|Бирмингема, 17-20 сентября 1991 г.). В статье показано, что темпы роста |

|инновационной деятельности в СССР как в гражданских, так и в военных отраслях |

|существенно отставали от соответствующих показателей стран Запада. |

|7Для сравнения, США и другие страны ОЭСР далеко продвинулись на пути преодоления|

|системы "перегородок" и создания более тесных связей между промышленностью, |

|университетами и научно-исследовательскими лабораториями для развития |

|фундаментальных и прикладных исследований. Подробнее см. дискуссию, приведенную |

|ниже в Разделе IV. |

|8Leonid Gokhberg, Merton J. Peck and Janos Gacs, "Introduction," in L. Gokhberg,|

|M. Peck and J. Gacs, Russian Applied Research and Development: Its Problems and |

|Promise, (International Institute for Applied Systems Analysis: Laxenburg, |

|Austria, 1997), p. 3. (Леонид Гохберг, Мертон Дж. Пек и Янош Гакс, "Вступление" |

|в работе Леонида Гохберга, Мертона, Дж. Пека и Яноша Гакса "Прикладные |

|исследования и разработки в России: проблемы и перспективы" - Международный |

|институт прикладных системных исследований, г. Лаксенбург, Австрия, 1997 г. - с.|

|3) |

|9Более подробно об описании институциональной структуры советской системы науки |

|и технологии см.: Leonid Gokhberg, "Transformation of the Soviet R&D System," |

|(Леонид Гохберг, "Трансформация советской системы НИОКР") и Viacheslav Alimpiev |

|and Alexander Sokolov, "The Institutional Structure of Applied R&D," (Вячеслав |

|Алимпиев и Александр Соколов, "Институциональная структура прикладных научных |

|исследований и разработок") в работе Гохберга, Пека и Гакса, цитируемой выше. |

|10В течение 70-х годов в стране насчитывалось приблизительно 70 отраслевых |

|министерств. |

|11Подробнее об экономических условиях жизни в закрытых научных городах см.: |

|OECD, Science, Technology and Innovation Policies, Federation of Russia, Volume |

|I, Evaluation Report, (Centre for Co-Operation with the Economies in Transition:|

|Paris), 1994 (ОЭСР, Наука, технология и инновационная политика в Российской |

|Федерации, Том I, Обзорный доклад, Центр сотрудничества со странами с переходной|

|экономикой, Париж, 1994 г.) и K. Gonchar, op. cit., p. 42-47 (К. Гончар, op |

|cit., с. 42-47). |

| |

|Согласно недавним отчетам, ученые и предприниматели в этих городах, возможно, |

|повышают уровень коммерческой ориентации своей деятельности. Например, см.: |

|Stefan Wagstyl, "Research In Russia: The Campus Town Housing The Country's |

|Scientific Institutes Is Adapting To The Market Economy," Financial Times, May |

|8, 2001. (Стефан Вагстиль, "Исследования в России: Академгородок, вмещающий |

|научно-исследовательские институты страны, приспосабливается к рыночной |

|экономике", "Файнэншиал таймз", 8 мая 2001 г.). |

|12Согласно данным ОЭСР, "Экспансия научно-технических институтов была |

|обусловлена не экономическими соображениями, а значением, которое придавалось |

|технологическому престижу, и бюрократическими интересами государственных |

|административных иерархических структур. Непосредственно с момента своего |

|создания организации НИОКР стали безудержно развиваться, следуя экстенсивной |

|модели развития, типичной для всей экономики в целом. Не представляет сомнения |

|то, что относительно масштабов экономики и реального уровня ее развития сектор |

|науки и технологии России в настоящее время непомерно велик." См.: OECD, |

|Science, Technology and Innovation Policies, Federation of Russia, Volume I, |

|Evaluation Report, (Centre for Co-Operation with the Economies in Transition: |

|Paris), 1994, p. 16. (ОЭСР, Наука, технология и инновационная политика в |

|Российской Федерации, Том I, Обзорный доклад, Центр сотрудничества со странами с|

|переходной экономикой, Париж, 1994 г., с. 16). |

|13Во время недавнего интервью Бориса Салтыкова, бывшего Министра науки РФ, |

|спросили, находится ли российская наука в состоянии клинической смерти или ее |

|существование просто поддерживается системами жизнеобеспечения. См.: Борис |

|Салтыков, "Является ли российская наука вишневым садом", Независимая газета, 16 |

|февраля 2001 г., с 8 ("Is Russian Science a Cherry Orchard," Nezavissimaya |

|Gazeta, February 16, 2001, p. 8.) |

|14S&T at a Glance, 2000, Center for Science Research and Statistics, Ministry of|

|Industry, Science and Technology, Figure 4.1 and Figure 4.3. ("Взгляд на науку и|

|технологию в России", 2000 г., Центр научных исследований и статистики |

|Министерства промышленности, науки и технологий, Рис. 4.1. и Рис. 4.3.) |

|15Подробнее см.: Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года, Глава |

|3.3. "Инновационное развитие экономики", Москва, 2000 г. |

|16Цитата из работы Наталии Золотых и др.: "Creation Of Legal, Organizational And|

|Economic Conditions For Innovation Activity As A Factor Of Activation Of |

|Effective Modernization Of Branches Of Industry", Report On The "Analysis Of The|

|Status Of The Innovation System Of The Russian Federation" Prepared Under |

|Contract N ERB IC15-CT98-1002, stage N 1, 1999, p. 89 ("Создание правовых, |

|организационных и экономических условий для инновационной деятельности как |

|фактор ускорения эффективной модернизации отраслей промышленности". Работа |

|подготовлена по Контракту № ERB IC15-CT98-1002, stage N 1, 1999, с. 89). |

|17Оставшаяся часть расходов на НИОКР приходилась на международные гранты. Все |

|данные взяты из работы: Daniel Malkin, "Science and Technology in Russia: Trends|

|and Policy Challenges," unpublished OECD manuscript, 2001. (Дэниел Малкин, |

|"Наука и технология в России: тенденции и проблемы политики" - неопубликованная |

|рукопись ОЭСР, 2001 г.) Малкин признает, что официальные данные о доле расходов |

|на НИОКР, финансируемых предприятиями бизнеса, - это "статистическая иллюзия", и|

|что этот показатель в действительности намного ниже, а реальная доля государства|

|в этих расходах, соответственно, намного выше. |

|18Данные по расходам взяты из работы "Russian Science and Technology at a |

|Glance", Figure 4.6. ("Взгляд на российскую науку и технологию", Рис. 4.6.). В |

|ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию, сделанного 3 апреля |

|2001, Президента Путин признал необходимость изменения подхода государства к |

|финансированию науки, заявив, "сегодня необходимо точно определить приоритеты |

|государственного финансирования научных направлений. И одновременно с этим - |

|изменить механизм их финансирования. В том числе и таким образом, как это уже не|

|первый год делают отечественные научные фонды: они на конкурсной основе |

|финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения". |

|19 Russian Science and Technology at a Glance, 2000, Figure 3.7. ("Взгляд на |

|российскую науку и технологию", Рис. 3.7.). Очевидно, что эти данные |

|противоречат данным статистики, приведенным в Рис. 3.6. той же публикации, где |

|указывается, что чуть более 60% персонала в сфере НИОКР заняты в коммерческом |

|промышленном секторе. Это явное противоречие обусловлено тем, что значительная |

|часть научно-исследовательского персонала работает а акционированных |

|научно-исследовательских институтах, которые на 100% принадлежат государству. |

| |

|20 "Role of the State in Creating a Favorable Innovation Climate in Russia," |

|Background Report Prepared by the Ministry of Industry Science and Technology |

|for the Helsinki Seminar on Innovation Policy and the Valorisation of Science |

|and Technology in Russia, March 1-2, 2001, Paragraph 92. ("Роль государства в |

|создании благоприятного инновационного климата в России" - доклад, |

|подготовленный Министерством промышленности, науки и технологий РФ для семинара |

|"Инновационная политика и валоризация науки и технологии в России", |

|состоявшегося в г. Хельсинки 1-2 марта 2001 г., параграф 92 ). |

|21 С другой точки зрения, "внешнюю утечку мозгов" можно также рассматривать как |

|создание сообщества из российской диаспоры. При правильной политике в отношении |

|этого сообщества оно могло бы стать ресурсом развития, обеспечивая приток |

|капитала, способствуя созданию и успешной работе партнерств и т.д. между фирмами|

|в сфере высоких технологий Израиля, Силиконовой долины и России. Имеются |

|отдельные разрозненные данные, свидетельствующие о том, что этот обратный поток |

|уже имеет место. Например, один из докладчиков на семинаре в Хельсинки ранее был|

|директором одного из советских научно-исследовательских институтов в г. Киеве. |

|Он уехал из Украины 10 лет назад и поступил на работу в одну крупную |

|транснациональную фирму. В своем новом качестве он сумел переадресовать ряд |

|контрактов, выполнение которых не требовало высокого уровня |

|научно-исследовательских работ, своим бывшим коллегам в Киеве, что было |

|достаточным для того, чтобы институт не только мог продолжать функционировать, |

|но и вполне преуспевать. С тех пор он основал, использую финансовую поддержку из|

|Германии, свою собственную научно-исследовательскую фирму, специализирующуюся на|

|становлении других фирм, и теперь направляет научно-исследовательские контракты |

|в еще больших объемах в институт, где он ранее сам работал, причем такие |

|контракты, которые требуют высокого уровня исследований. |

|22 "Role of the State in Creating a Favorable Innovation Climate in Russia," op.|

|cit., Paragraph 34 ("Роль государства в создании благоприятного инновационного |

|климата в России", op. cit., параграф 34). Для ознакомления с аналогичными |

|суждениями также см.: "Концепция государственной политики Российской Федерации в|

|области международного научно-технического сотрудничества", Москва, 2000 г. В |

|Разделе 3.6. Концепции утверждается: "Для обеспечения технологической |

|безопасности страны необходимо сформировать систему государственного учета и |

|контроля передачи технологий гражданского назначения, созданных с привлечением |

|средств федерального бюджета. При этом основное внимание должно быть уделено |

|вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неправомерного |

|использования за рубежом, в том числе в судебном порядке. В интересах решения |

|задач технологической безопасности необходимо осуществлять строгий |

|государственный контроль над иностранной помощью, предоставляемой российским |

|организациям и ученым, ранее работавшим в области обеспечения обороноспособности|

|России, при их переходе на разработку и выпуск наукоемкой продукции гражданского|

|назначения." |

|23Данные взяты из: L. Gokhberg, N. Kovaleva, and I. Kouznetsova, Innovation |

|Management in Russia: A Review of Training Needs and Opportunities for Growth, |

|The British Council, 2001, p.6. (Л. Гохберг, Н. Ковалева, И. Кузнецова, |

|"Инновационный менеджмент в России: анализ потребностей в обучении и возможности|

|роста", Британский Совет, 2001 г., с. 6). |

|24Там же, с. 7. Авторы продолжают утверждать, что: "Важным фактором сдерживания |

|экономического роста, обусловленного инновационной деятельностью, являются |

|барьеры, которые существуют между теми, кто осуществляет научные исследования и |

|разработки, и теми, кто работает в промышленности. Институциональные и |

|организационные принципы бывшей советской системы научных исследований и |

|разработок явились причиной создания таких барьеров, когда делался упор на |

|научные исследования, но уделялось мало внимания другим аспектам инновационной |

|деятельности." |

|25Gokhberg, Peck and Gacs, op. cit., Вступление, Глава 1, с. 4. В Параграфе 50 |

|доклада "Роль государства в создании благоприятного инновационного климата в |

|России", представленном на конференции в Хельсинки, отмечается, что общая доля |

|предпринимательского сектора России в финансировании исследований и разработок |

|возросла с 15,5% в 1997г. до 17,3% в 1998г. однако далее в докладе звучит |

|предостережение о том, что "данные цифры нельзя интерпретировать как |

|свидетельство роста интереса предпринимательского сектора экономики к научным |

|исследованиям и разработкам. Рост доли затрат предпринимательского сектора есть |

|лишь следствие интенсивного падения доли государственных затрат, возникшего в |

|условиях кризиса после августа 1998г." |

| |

|26Все данные по инновационной деятельности взяты из: Leonid Gokhberg and Irina |

|Kuznetsova, Technological Innovation in Russia, Centre for Science Research and |

|Statistics, Moscow 1998 (Леонид Гохберг и Ирина Кузнецова, "Технологические |

|инновации в России", Центр научных исследований и статистики, Москва, 1998 г.) и|

|Sergei Glaziev, Il'dar Karimov, and Irina Kuznetsova, "Innovation Activity of |

|Russian Industrial Enterprises," in Gokhberg, Peck and Gacs, op. cit. (Сергей |

|Глазьев, Ильдар Каримов, Ирина Кузнецова "Инновационная деятельность российских |

|промышленных предприятий" в книге Гохберга, Пека и Гакса, op. cit.). |

|27"Role of the State in Creating a Favorable Innovation Climate in Russia," |

|Background Report Prepared by the Ministry of Industry Science and Technology |

|for the Helsinki Seminar on Innovation Policy and the Valorisation of Science |

|and Technology in Russia, March 1-2, 2001, Paragraph 22. ("Роль государства в |

|создании благоприятного инновационного климата в России" - доклад, |

|подготовленный Министерством промышленности, науки и технологий для семинара |

|"Инновационная политика и валоризация науки и технологии в России", |

|состоявшегося в г. Хельсинки 1-2 марта 2001 г., параграф 22). |

|28Владимир Путин, "Россия на рубеже тысячелетий", 4 января 2000 г. В этой статье|

|Президент Путин отмечает: "Бурное развитие науки и технологий, передовой |

|экономики охватило лишь небольшое число государств… Нехватка капиталовложений, |

|недостаточное внимание к инновациям привели к резкому сокращению выпуска |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.