реферат, рефераты скачать
 

Организационный механизм разработки и осуществления государственной инновационной политики. Рекомендации по данному вопросу


|продукции, конкурентоспособной на мировых рынках по соотношению показателей |

|цена-качество. Особенно сильно потеснили нас зарубежные конкуренты на рынках |

|наукоемкой продукции гражданского характера. Доля российских изделий составляет |

|здесь менее 1 процента. Для сравнения: на долю США приходится 36, Японии - 30 |

|процентов этих рынков." |

|29Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года, Глава 3.3. |

|"Инновационное развитие экономики", Москва, 2000 г. Эти мысли присутствуют и в |

|обновленном варианте правительственной программы от 2001 года. Например, в |

|проекте главы под названием "Направления и основные мероприятия по |

|реформированию науки" заявлено: "Важнейшей задачей государственной |

|научно-технической и инновационной политики на долгосрочный период является |

|определение приоритетов развития научно-технической и инновационной сфер, |

|оказывающих влияние на повышение эффективности производства и |

|конкурентоспособности продукции…". Все цитаты в оставшейся части данного раздела|

|взяты из главы "Инновационное развитие экономики", если иное не оговорено |

|специально. |

|30В докладе, подготовленном Министерством промышленности, науки и технологий РФ |

|(Миннауки) для представления на семинаре в Хельсинки, также приводится программа|

|развития из трех этапов, но несколько другая. Согласно программе Миннауки, |

|российская экономика пройдет через ресурсную (колониальную) стадию и |

|инвестиционную стадию прежде, чем она, наконец, достигнет инновационной стадии |

|развития. Во время колониальной стадии экспорт сырья и материалов будет |

|использоваться для получения дополнительной прибыли, которая будет |

|инвестироваться в новое промышленное оборудование во время инвестиционной |

|стадии. Зарубежные инвестиции являются главным источником инноваций и технологий|

|для российской промышленности. В период инвестиционной стадии государство будет |

|всячески стремиться обеспечить благоприятный предпринимательский климат, а |

|предприниматели будут учиться "организовывать внутреннюю кооперацию внутри |

|предприятия, устанавливать эффективные связи с научно-исследовательскими |

|организациями, консалтинговыми фирмами, потребителями и поставщиками, |

|кооперироваться с другими предприятиями в процессе поиска новых направлений |

|деятельности и инвестирования, повышать образовательный уровень своих |

|сотрудников." В период инновационной стадии происходит переключение |

|инновационного спроса с зарубежных на отечественные инновации. Рассмотрение |

|трехэтапной модели экономического развития России также приводится в следующих |

|работах: А. Свинаренко, Я. Кузьминов, Б. Кузнецов и др. "Основные направления |

|структурной политики и регулирования секторов рынка", Государственный |

|университет - Высшая школа экономики, Москва, 2000 г. и Я. Кузьминов и А. |

|Яковлев "Экономическая модернизация: глобальные тенденции, основные препятствия |

|и стратегические варианты", Государственный университет - Высшая школа |

|экономики, Москва, 2000 г. |

|31Утверждено Распоряжением Правительства РФ № 1072 от 26.07.2000. |

|32Проще говоря, это относится к процессу вовлечения в хозяйственный оборот |

|изобретений, которые частично или полностью финансировались за счет бюджетных |

|средств СССР, РСФСР или Российской Федерации. Практически, сюда входят почти |

|100% накопленных изобретений и |

| |

|большая доля (но не 100%) изобретений, создаваемых в настоящее время. Как было |

|отмечено в одном из докладов, "Принимая во внимание то, что подавляющее |

|большинство научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических |

|работ производится в России за счет ресурсов федерального бюджета, отсутствие |

|ясности в отношении того, кто является субъектом собственности, а также в |

|отношении использования и распоряжения результатами, полученными в ходе этих |

|работ, представляет собой один из наиболее серьезных факторов, ограничивающих |

|инновационную деятельность." Цитата взята из: Creation of Legal, Organizational |

|and Economic Conditions for Innovation Activity as a Factor of Activation of |

|Effective Modernization of Branches of Industry: Analysis Of The Status Of The |

|Innovation System Of The Russian Federation, Report prepared under Contract N |

|ERB IC15-CT98-1002, stage N 1, May, 1999, р. 5 ("Создание правовых, |

|организационных и экономических предпосылок для инновационной деятельности как |

|фактора активизации эффективной модернизации отраслей промышленности: анализ |

|состояния инновационной системы Российской Федерации") - Отчет, подготовленный |

|по Контракту № ERB IC15-CT98-1002, Этап №1, в мае 1999 г. Международным |

|институтом прикладных технологий, корпорацией "Транстекнолоджи" |

|(Transtechnology), инновационным агентством "АНВАР" (ANVAR) и Московским |

|государственным университетом авиационных технологий, с. 45. |

|33"Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина с посланием |

|Федеральному Собранию Российской Федерации" 3 апреля 2001 г. - Цит. по: Irina |

|Deshina and Loren Graham, "Russian Basic Science, Changes Since the Collapse of |

|the Soviet Union and the Impact of International Support" Paper presented at the|

|Royal Society, London, October 22, 2001(Ирина Дешина и Лорен Грэхэм, "Российская|

|фундаментальная наука - сдвиги после распада Советского Союза и влияние |

|международной помощи". Доклад, представленный Королевскому обществу, Лондон, 22 |

|октября 2001 г.). |

|34Michael E. Porter, Jeffrey D. Sachs, et. al., The Global Competitiveness |

|Report 2001-2002, Oxford University Press, 2002, p. 16.(Майкл Э. Портер, Джеффри|

|Д. Сакс и др., "Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2001 - 2002 гг."). |

|Подробнее о рейтинге см.: GCI methodology, and components of the GCI, see |

|Chapter 1.1. ("Методология расчета и компоненты ИРК", Глава 1.1.) В качестве |

|дополнительных материалов по вопросам национальных инновационных возможностей, |

|экономического созидания и доли высокотехнологичных товаров и услуг в структуре |

|внешней торговли см.: Главы 2.2 - 2.4. |

|35World Bank, Korea: How Firms Use Knowledge, Part A: Firm Level Innovations in |

|the Korean Economy, 2002. (Всемирный банк, Корея: как фирмы используют знания, |

|Часть А: Инновации на уровне фирм в корейской экономике, 2002 г.). |

|36Интересным вопросом является то, могут ли финансово-промышленные группы, |

|которые теперь называются промышленными бизнес группами, сыграть позитивную роль|

|и стать динамичным началом в развитии российской экономики. В этой связи |

|представляет интерес ознакомиться с двумя статьями, где дается оптимистическая |

|оценка позитивной роли, которую могут сыграть промышленные бизнес группы в |

|российской экономике: Alexander Dinkin, Integrated Business Groups: A |

|Breakthrough Toward Modernizing The Country, unpublished ms, 2001 (Александр |

|Дынкин, "Интегрированные бизнес группы: прорыв к модернизации страны" - |

|неопубликованная рукопись, 2001 г.) и Al Breach, "The FIGs' Return - Emphasis on|

|'Industrial' This Time," Goldman Sachs Emerging Market Economics Analyst, May |

|18, 2001 (Эл Брич, "Финансово-промышленные группы возвращаются - теперь акцент |

|сделан на "промышленные""). |

|37В этом отношении деятельность на территории России таких компаний, как |

|"Боинг", "Икея", "Прэтт энд Уитни" и "Макдональдс" являются образцовым примером.|

|Компания "Боинг", по имеющимся сообщениям, предоставляла помощь нескольким |

|российским фирмам в достижении международных стандартов качества материалов и |

|комплектующих изделий, поставляемых ими для международного производства |

|самолетов. Аналогичным образом, компании "Икея", "Прэтт энд Уитни" и |

|"Макдональдс" создали местные сети малых и средних снабженческих предприятий. |

|Через свою программу "Обратные связи" МФК надеется создать аналогичные сети |

|снабженческих предприятий в связи с инвестированием средств МФК в операции |

|компании "Форд моторз" в России. В каждом из этих случаев малые и средние |

|предприятия обучаются соблюдению неукоснительных стандартов качества, |

|предъявляемых со стороны клиента - динамично развивающейся многонациональной |

|корпорации. В сущности, эти малые и средние предприятия нашли экономическую |

|"нишу" в глобальной стоимостной цепи. Динамично развивающиеся российские |

|предприятия, имеющие связи с глобальной экономикой, могли бы предложить |

|аналогичные услуги российским поставщикам. Но появятся ли такие предприятия в |

|России, |

| |

|остается открытым вопросом. |

|38Например, в одном исследовании, проведенном научно-исследовательскими |

|институтами Новосибирска, отмечается, что, хотя эти институты и успешно |

|осуществляют экспорт своей продукции, они не находятся на пути устойчивого |

|долгосрочного развития. Они используют унаследованный ими интеллектуальный |

|капитал, что является одной из форм "утечки мозгов" и не ведет к обновлению их |

|запасов физического или интеллектуального капитала в долгосрочной плане. Такова |

|была оборонительная стратегия в начале переходного периода; однако, через десять|

|лет она превратилась в тупиковую стратегию. Например, одна фирма производит то, |

|что в настоящее время считается низкотехнологичными компьютерными чипами. Она |

|сумела выжить, заняв более низкое положение в системе стоимостной цепи. Другая |

|же фирма производит передовое, высокотехнологичное оборудование и поставляет его|

|на российский рынок. К сожалению, бoльшая часть российских покупателей не может |

|позволить себе приобрести такое высокотехнологичное оборудование, а данное |

|предприятие не обладает ни финансовыми возможностями, ни управленческим опытом, |

|ни репутацией производителя высококачественных товаров и услуг, которые |

|необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на международных рынках с |

|западными многонациональными компаниями. |

|Для сравнения, в проведенном недавно исследовании воздействия компании "Интел" |

|на экономику Коста-Рики отмечается, что, когда компания "Интел" построила |

|крупное обрабатывающее предприятие в Коста-Рике, она не просто стала производить|

|товары и услуги в этой стране. Она также стала закупать товары и услуги у |

|местных фирм из Коста-Рики и других стран Центральной Америки. Но компания |

|"Интел" - это требовательный клиент. Она настаивала на том, чтобы местное |

|производство было высококачественным, а поставки продукции своевременными. |

|Компания "Интел" помогла малым и средним предприятиям Коста-Рики и других стран |

|Центральной Америки обновить свои производственные мощности с тем, чтобы |

|производимая ими продукция соответствовала строгим требованиям, предъявляемым |

|компанией "Интел" к качеству. Теперь многие из этих фирм в состоянии |

|предоставлять услуги компании "Интел" и другим фирмам мирового уровня, занятым в|

|сфере производства высоких технологий. Их связи с "Интел" позволили этим фирмам |

|создать дополнительные связи с другими фирмами мирового класса. Такого рода |

|"благодетельный круг", или процесс обновления в России, как кажется, |

|отсутствует. |

|39Содержательные рекомендации по улучшению предпринимательского климата |

|приводятся в правительственной программе экономических реформ, а также в |

|документе: Administrative Barriers To Investment Within Subjects Of The Russian |

|Federation, Report of the Foreign Investment Advisory Service, a joint service |

|of the International Finance Corporation and the World Bank, September |

|2001.("Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской |

|Федерации", отчет Консультативной службы по иностранным инвестициям (это |

|объединенная служба Международной финансовой корпорации и Всемирного банка), |

|сентябрь 2001 г.). |

|40Technology Innovation Centers: A Guide to Principles and Best Practices, |

|Report prepared for the US Department of Commerce by Claggett Wolfe Associates, |

|December 1999, p. 1. ("Технологические инновационные центры: руководство по |

|принципам и лучшим методам работы", доклад, подготовленный фирмой "Клэггеттт |

|Вольф эссоушиэйтс" для Министерства торговли США, декабрь 1999 г., с. 1). |

|41Взято из работы Тимо Хокканнена (Timo Hokkannen), неопубликованная рукопись |

|МФК, ноябрь 2001 г. |

|42Fiscal Policy Center, ANALYSIS OF FEDERAL EXPENDITURES ON R&D, MOSCOW-2001, |

|prepared under U.S. Agency for International Development Contract |

|OUT-PER-I-00-99-00003-00, p7, 16, 45, 48 of the English translation.(Центр по |

|изучению налоговой политики, "АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА НИОКР", Москва, |

|2001 г. Доклад подготовлен по контракту с Агентством международного развития США|

|№ OUT-PER-I-00-99-00003-00, с. 7, 16, 45, 48 английского перевода). |

|43Данная проблема не является уникальной проблемой только для России. В недавно |

|подготовленном отчете Всемирного банка об инновационной системе Южной Кореи |

|отмечается: "Фирмы также ощущают, правильно или нет, что южнокорейские |

|университеты и научно-исследовательские институты, финансируемые правительством,|

|не "настроены" на удовлетворение их краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных |

|потребностей. В особенности, что касается правительственной политики расширения |

|"фундаментальных исследований" в |

|государственном секторе, промышленность ощутила на себе, что в правительственной|

|политике неправильно определены или слишком обобщены реально существующие |

|потребности … Аналогичным образом, меры политики, направленные на стимулирование|

|более фундаментальных исследований в рамках самой промышленности, также |

|подвергались критике за то, что они не были привязаны к действительности. Фирмы |

|поняли, что их реальные потребности состояли в более краткосрочных, более |

|целенаправленных и прикладных исследованиях, что соответствовало их стратегии |

|развития в направлении создания новой продукции". Korea: How Firms Use |

|Knowledge, Part A: Firm-Level Innovation in the Korean Economy, Unpublished |

|World Bank Manuscript, 2002, Para. 4.8 - 4.9. ("Корея: как фирмы используют |

|знания, Часть А: Инновации на уровне фирм в корейской экономике", Всемирный |

|банк, неопубликованная рукопись, 2002 г., параграф 4.8 - 4.9.). |

|44Baruch Raz, "National Frameworks for Encouraging Cooperation Between Science |

|and Industry: The Case of Israel," (Баруч Раз, "Национальные структуры |

|стимулирования сотрудничества между наукой и промышленностью: опыт Израиля") - |

|Доклад, представленный на семинаре: Helsinki Seminar on Innovation Policy and |

|the Valorisation of Science and Technology in Russia, March 1-2, 2001 |

|("Инновационная политика и валоризация науки и технологии в России", |

|состоявшегося в г. Хельсинки 1-2 марта 2001 г.), который размещен на сайте: |

|http://www.oecd.org/dsti/sti/ |

|45Более подробно о Программе SBIR и о результатах недавно проведенной оценки ее |

|работы см.: R.T. Tibbetts, "The Importance of Small High-Technology Firms to |

|Economic Growth - and How to Nurture Them," Proceedings of the Conference on |

|Technology Transfer and Innovation, Commonwealth Institute, London, July 2000. |

|(Р.Т. Тиббеттс, "Значимость малых предприятий в сфере высоких технологий для |

|экономического роста - и как их развивать". Материалы Конференции по передаче |

|технологий и инновациям, Институт Содружества, Лондон, июль 2000 г.) Также см.: |

|David Audretsch, "The Dynamic Role of Small Firms, Evidence from the US," World |

|Bank Institute Working Paper, 2001. (Дэвид Аудретш, "Динамичная роль малых фирм |

|в США" - Рабочий документ Института Всемирного банка, 2001 г.). Сферы приложения|

|и официальные подробности деятельности Программы SBIR приводятся на сайте |

|Администрации по делам малого бизнеса США -http://www.sba.gov/. Программа SBIR |

|была пересмотрена Конгрессом США в 1996 г.; при этом не было подано никаких |

|голосов против реорганизации Программы. Среди фирм, которые получили |

|финансирование через Программу SBIR на ранней стадии своего развития, можно |

|отметить такие, как "Эппл компьютер" (Apple Computer), "Широн" (Chiron), "Интел"|

|(Intel) и "Компак" (Compaq). Описание и краткий обзор нескольких оценок |

|деятельности Программы SBIR приводятся в докладе: Wendy Schacht, "Small Business|

|Innovation Research Program," Congressional Research Service Report for |

|Congress, December 28, 2000. (Уэнди Шахт, "Программа содействия инновационным |

|исследованиям малых предприятий", Служба исследований Конгресса США, Доклад |

|Конгрессу, 28 декабря 2000 г.). |

|46Россия надеется на привлечение дополнительного притока венчурного капитала, |

|однако, фирмы, предоставляющие венчурный капитал, недовольны тем, что поток |

|деловых предложений является недостаточным для того, чтобы рассматривать Россию |

|достойным и прибыльным рынком для такого рода инвестиций. Если бы в России |

|существовала программа, аналогичная Программе SBIR, то она могла бы |

|способствовать решению данной конкретной проблемы. |

|47ТТО имеют дополнительное преимущество, поскольку они являются |

|децентрализованными организациями. Вместо одного центрального правительственного|

|агентства, стремящегося коммерциализировать весь запас ИС, созданной за счет |

|государственных средств, каждый университет или институт в США создает свой |

|собственный ТТО, призванный коммерциализировать технологии, созданные в этом |

|университете или институте. Опыт ТТО подсказывает, что вместо непродуктивного |

|производства копий, такой децентрализованный подход обеспечивает рост инноваций,|

|конкуренцию, экспериментирование и, в результате, успех. Более того, хорошо |

|функционирующие ТТО могут выступать в качестве инструмента привлечения |

|инвесторов в регион и создания партнерств между местными и зарубежными |

|предпринимателями, с одной стороны, и университетом, с другой стороны. В этом |

|отношении ТТО может служить важной составной частью всеобъемлющей программы |

|регионального развития. |

|48Как можно предположить из анализа этих данных, реальные экономические выгоды |

|от создания ТТО и четкого определения прав собственности на ИС имеют мало общего|

|с получением лицензионных платежей. Средний размер таких платежей сравнительно |

|невелик. Напротив, экономическая выгода как для государства, так и для общества |

|состоит в экономической |

|деятельности, которая возникает в самом процессе коммерциализации. Сюда следует |

|отнести создание новых малых и средних предприятий в сфере высоких технологий, |

|создание новых высокооплачиваемых рабочих мест для высококвалифицированных |

|сотрудников, а также увеличение налоговых поступлений в результате появления |

|дополнительной экономической деятельности. Учитывая то, как участники дискуссии |

|о праве собственности на ИС в России сражаются за воображаемые роялти, они, |

|вероятно, будут весьма разочарованы. И так как это сражение за роялти отвлекает |

|внимание от создания эффективной системы коммерциализации ИС, российская |

|экономика может потерять не только роялти, но и дополнительные рабочие места, и |

|налоговые поступления. |

|49Рекомендуемые в данном случае аудиты существенно отличаются от большинства |

|технологических проверок, которые в настоящее время проводятся в России, и цель |

|которых состоит в определении инноваций с тем, чтобы их можно было обложить |

|налогом (даже до вовлечения их в хозяйственный оборот) или для того, чтобы |

|государство могло востребовать права собственности на них. Так или иначе, эти |

|проверки четким образом стимулируют институты припрятывать свои инновации. Для |

|сравнения, вышеуказанные рекомендуемые аудиты должны проводиться в рамках |

|всеобъемлющей программы коммерциализации, которая включает в себя передачу прав |

|собственности на инновации тем институтам или университетам, где эти инновации |

|были созданы, проведение разумной налоговой политики (основанной на лучших |

|примерах, заимствованных у стран ОЭСР) в отношении ИС, которая еще не вовлечена |

|в хозяйственный оборот, и создание децентрализованной системы ТТО. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.