реферат, рефераты скачать
 

Ответы к билетам по предмету «Управление персоналом»


Ответы к билетам по предмету «Управление персоналом»

7Ответы к билетам по предмету «Управление персоналом»

3. Подбор персонала?

Система работы с персоналом - это совокупность принципов и методов

управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.

Система работы с персоналом организации состоит из шести взаимосвязанных

подсистем (рис. 1.1.5):

кадровая политика;

подбор персонала;

оценка персонала;

расстановка персонала;

адаптации персонала;

обучение персонала. Исходными данными для разработки системы работы с

персоналом являются:

Всеобщая декларация прав человека;

Конституция (Основной Закон) страны;

Гражданский кодекс страны;

Кодекс законов о труде;

система управления предприятием;

планы экономического и социального развития.

Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение

вакантных рабочих мест. Подбор персонала должен включать в себя процедуры

расчета потребности в персонале по категориям работников, нормативное

описание профессиональных требований к рабочим и служащим, способы

профессионального отбора кадров, а также общие принципы формирования

резерва кадров •на вакантные должности. Таким образом, главной задачей

подбора кадров является определение совокупности людей, способных в

ближайшей перспективе занять новые рабочие места (должности), изменить род

занятий, исходя из внутренней мотивации, материальных или моральных

стимулов. Подбор персонала в значительной степени определяется требованиями

к кадрам, сформированными в подсистеме кадровой политики, и моделями

рабочих мест.

4. Основные методы управления персоналом. Кадровая политика предприятия?

Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные

установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Государственная

кадровая политика формируется парламентом, правящей партией и

правительством и в значительной степени определяется типом власти в

обществе. Тип власти оказывает существенное влияние на стратегию и стиль

руководства, а также требования к персоналу. Очевидно, что наиболее полно

использовать творческий потенциал человека можно только в демократическом

обществе. Переход к рыночной экономике сопровождается процессом

демократизации управления и находит отражение в философии организации. На

предприятии кадровая политика формируется советом директоров, правлением и

директором предприятия.

7. Оценка персонала (индивидуального вклада)?

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника

вакантной или занимаемой должности. При замещении вакантной должности важно

установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения,

жизненный и производственный опыт, социально-психологический тип личности,

уровень общей культуры, состояние здоровья и работоспособности и ряд других

характеристик. Оценка потенциала позволяет судить о перспективе применения

способностей конкретного человека на определенной должности. Анализ

соответствия работника занимаемой должности (аттестация) необходим по

истечении определенного времени и возможен путем совместной оценки

творческого потенциала и индивидуального вклада с учетом результатов труда.

12. Расстановка персонала?

Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров

исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада,

планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия

вакантных должностей в штатном расписании предприятия. Научно обоснованная

расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом

их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и

выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров;

планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение

и выбытие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия

должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего

места; определение условий и оплаты труда.

Расстановка персонала

Принципы и методы расстановки персонала

Дельный администратор предложит

или сам проведет перемещение лиц,

изменение отчетности, перестройку аппарата и т.п.

В. И. Ленин

Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест

исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры,

условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановка кадров

предусматривает:

1. Планирование служебной карьеры. Осуществляется исходя из результатов

оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников,

производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест

(должностей).

2. Условия и оплата труда. Определяются в контракте размеры

гарантированной оплаты и премиальные, оснащение рабочего места, социальные

блага и гарантии.

3. Планомерное движение кадров. Повышение, перемещение, понижение и

увольнение кадров производится в зависимости от результатов оценки

работников и соответствия условий оплаты труда их жизненным интересам.

Исходными данными для расстановки кадров являются:

модели служебной карьеры;

философия предприятия;

Кодекс законов о труде;

материалы аттестационной комиссии;

контракт сотрудника;

штатное расписание;

должностные инструкции;

личные дела сотрудников;

Положение об оплате труда;

Положение о расстановке кадров.

В подсистеме расстановки кадров формируются следующие документы:

плановые модели служебной карьеры;

приказы по личному составу;

изменения и дополнения к контракту;

штатное расписание с изменениями;

годовой отчет по движению кадров;

проекты научной организации труда.

Расстановка кадров является одним из важнейших этапов кадровой работы и

включает в себя три взаимосвязанные задачи: планирование служебной карьеры

исходя из оценки потенциала работника и его личных намерений; определение

условий и оплаты труда работника и заключение с ним контракта; обеспечение

движения кадров в системе управления (повышение, перемещение, понижение,

выбытие).

В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с

учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.

9. и 23. Обучение персонала (Цели и основные формы обучения)?

Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия

профессиональных знаний и умений работников современному уровню

производства и управления. Различают четыре вида обучения: подготовка

рабочих и служащих в профессиональных училищах, техникумах и вузах,

предусматривающая получение базовой специальности; повышение квалификации в

учебных заведениях (центрах, школах, институтах), т.е. получение новых

знаний по базовой специальности работника; переподготовка персонала для

приобретения новой специальности; послевузовское профессиональное

образование (магистратура, аспирантура, докторантура). Взаимодействие

указанных видов обучения позволяет обеспечить возможности для непрерывного

повышения образования каждого работника, своевременно регулировать

соответствие между числом работников и профессионально-квалификационной

структурой персонала.

5. Модели рабочих мест. Процедура отбора персонала (на примере турфирмы)?

Модели рабочих мест

Начало - половина всего...

Лукиан

Элементы модели

Научно обоснованный подбор персонала может быть произведен на основе

моделей рабочих мест. В практической деятельности кадровых служб

предприятий часто используются упрощенные модели подбора персонала:

"требуется слесарь 5-го разряда, мужчина до 50 лет", "нужен начальник

участка, мужчина с высшим техническим образованием в возрасте до 40 лет",

"требуется женщина - экономист со средним экономическим образованием и

опытом работы в бухгалтерии". При подборе используются и другие

характеристики (опыт работы, семейное положение, знания и умения, вредные

привычки, уровень квалификации), иногда проводится психологическое

тестирование. В доперестроечное время кроме обязательной партийности

решающим для руководителей было отсутствие или минимальное проявление трех

НЕ:

вино - не злоупотребляет ли выпивкой;

деньги — не ворует ли государственных ценностей и не берет ли взяток;

женщины - не склоняет ли к интимной близости женщин на работе.

И не все способные, талантливые люди избегали указанных соблазнов,

лишаясь блестящей карьеры, которая им светила. К сожалению, твердость

служебной морали в западной и российской фирме различаются значительно, и

мы признаем, что русский человек слаб на соблазны.

Эффективное решение проблемы подбора персонала требует разработки

научно обоснованных моделей рабочих мест рабочих и служащих, которые

обеспечивают подбор, оценку и расстановку кадров на единой методологической

основе. В 1989 г. нами предложен формализованный подход к описанию рабочего

места управленческого персонала. Модель включает 15 элементов,

представляющих собой качественные и количественные характеристики рабочего

места.

1. Кадровые данные: листок по учету кадров, трудовая книжка,

характеристика, автобиография, копия документа об образовании.

2. Опыт работника: жизненный, производственный, государственный,

общественный. Определяется путем интервью и анкетирования.

3. Профессиональные знания по конкретным учебным дисциплинам.

Выявляются путем программированного контроля знаний и в результате деловых

игр.

4. Профессиональные умения: совокупность управленческих работ, которые

может выполнять работник. Выявляются путем программируемого контроля,

собеседования и в процессе деловых игр и практических занятий.

5. Личностные качества: совокупность деловых качеств и недостатков

работника, определяемых путем социологического опроса.

6. Психология личности: тип личности, темперамент, интеллект, мотивация

-определяются путем психологического тестирования работника.

7. Здоровье и работоспособность с медицинской диагностикой состояния:

здоров, практически здоров, болен.

8. Уровень квалификации: определяется приобретенной специальностью,

образованием и повышением квалификации.

9. Служебная карьера формируется на основе оценки потенциала работника

и его заинтересованности в служебном росте.

10. Хобби (увлечения): выявляются методом интервью, наблюдений и

анкетирования.

11. Вредные привычки и недостатки: пристрастие к алкоголю и курению и

пр. Выявляются путем анкетирования, наблюдений и социологического опроса.

12. Организация труда: помещения, технические средства, транспорт.

Устанавливаются по нормативам организации рабочего места и путем опроса

сотрудника.

13. Оплата труда: зарплата, премии, вознаграждения определяются по

штатному расписанию и среднему доходу работающих в данном регионе.

14. Социальные блага: путевки, фирменная одежда, питание и др.

выявляются путем опроса работника и на основе устанавливаемых на

предприятии средних выплат из фонда социального развития.

15. Социальные гарантии: пособие по нетрудоспособности, страхование

жизни, пенсия, пособие в случае увольнения. Определяются на основе

государственных стандартов.

Модель рабочего места показана на рис. 1.3.1.

Основные этапы решения проблемы подбора персонала исходя из моделей рабочих

мест

1. Разработка концепции модели рабочего места персонала, ее элементов,

характеристик и весовых коэффициентов.

2. Разработка типовых моделей рабочих мест по должностям персонала.

3. Методика комплексной оценки персонала на основе модели рабочего

места в оценочных центрах с привлечением специалистов.

4. Технология работы с неработающим или высвобождаемым персоналом в

центрах занятости населения на основе результатов комплексной оценки кадров

на вакантные должности.

5. Технология работы с персоналом на предприятиях и в организациях

(аттестация кадров, планирование карьеры, повышение квалификации и

переподготовка кадров).

В результате проведенных исследований (экспертные опросы свыше 500

руководителей и специалистов малого бизнеса) нами разработаны модели

рабочих мест для управленческого персонала предприятий малого бизнеса

(табл. 1.3.2).

|Элементы и характеристики рабочего места |

| |

|7. Кадровые | |Трудовая| |Листок | |Автобиог| |Характер|

|данные | |книжка | |по учету| |рафия | |истика |

| | | | |кадров | | | | |

|2. Опыт | |Жизненны| ||Произво| |Обществе| |Государс|

|работника | |й | |дственны| |нный | |твенный |

| | | | |й | | | | |

|3.Профессиона| |Управлен| |Экономик| |Экология| |Педагоги|

|льные знания | |ие | |а | | | |ка |

||4. | |Кадры | |Информац| |Техника | |Технолог|

|Профессиональ| | | |ия | | | |ия |

|ные умения | | | | | | | | |

| | | | | | | |

|5. Личностные| |Моральны| |Деловые | | | |

|качества | |е | | | | | |

|6. Психология| |Тип | |Мотиваци| |Темперам| |Уровень |

|личности | |личности| |я | |ент | |интеллек|

| | | | | | | | |та |

|7. Здоровье и| |Здоров | |Практиче| |Болен | |

|работоспособн| | | |ски | | | |

|ость | | | |здоров | | | |

|8. Уровень | |Професси| |Повышени| |Переподг| |Послевуз|

|квалификации | |ональное| |е | |отовка | |ов-ское |

| | |образова| |квалифик| | | |образова|

| | |ние | |ации | | | |ние |

| | | | | | | | | |

| | | | | | || | |„ , |

|9. Служебная | |"Трампли| |"Лестниц| |"Змея" | |"Перепут|

|~ карьера | |н" | |а" | | | |ье" |

|10. Хобби | |Спорт | |Искусств| |Театр и | |Охота |

|(увлечения) | | | |о | |кино | | |

|11. Вредные | |Алкоголь| |Курение | |Наркоман| |Физическ|

|привычки и | | | | | |ия | |ие |

|недостатки | | | | | | | |недостат|

| | | | | | | | |ки |

| | | |

|12. | |Помещени| |Транспор| |Техничес| |Подчинен|

|Организация | |е | |т | |кие | |ные |

|~~ труда | | | | | |средства| | |

| | | | | | | | | |

|13. Оплата ~ | |Зарплата| |Премии | ||Вознагр| |Дивиденд|

|труда | | | | | |аждение | |ы |

| | | |

|14. | |Квартира| |Путевки | |Фирменна| |Кредит, |

|Социальные | | | | | |я | |ссуда |

|блага | | | | | |одежда | | |

| | | |

|15. | |Страховк| |Пособия | |Стипенди| |Пенсия |

|Социальные | |а | | | |я | | |

|гарантии | | | | | | | | |

Рис. 1.3.1. Модель рабочего места

8. Аттестация кадров на предприятии?

Аттестация кадров

Человек стоит столько, во сколько другие его ценят.

Б. Грасиан

Аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки

персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет. Аттестация - это

форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения

о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника.

Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и

общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий

работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав

человека слабеют или они фактически игнорируются, как в современном

российском малом бизнесе. Рыночная экономика в слабом демократическом

обществе за счет механизмов биржи труда, конкуренции, ценообразования и

монополии всегда направлена против наемного работника, т.к. чем меньше

средств идет на оплату и охрану труда, тем выше прибыль.

В чем принципиальное отличие в работе с персоналом, например, в России

и Германии? В России дешевая рабочая сила, и уволить человека не

представляет больших финансовых и моральных затруднений. В Германии рабочая

сила дорогая: немецкому квалифицированному рабочему нельзя платить меньше,

чем 2000 марок в месяц, а работодателю дорого встает увольнение работника,

на страже интересов которого профсоюз и департамент труда.

Исходными данными для аттестации кадров являются:

модели рабочих мест;

личные дела сотрудников;

результаты социологической оценки персонала;

анкета "Вакансия";

анкета "Аттестация";

философия организации;

правила внутреннего трудового распорядка;

контракты сотрудников;

штатное расписание;

положение об оплате труда;

должностные инструкции;

результаты работы предприятия (подразделения).

Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа.

1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации,

утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации,

информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.

2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение:

директор по персоналу (председатель); начальник отдела кадров (зам.

председателя); руководитель подразделения, где проходит аттестация (член);

юрисконсульт (член); социальный психолог (член).

3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по

подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников,

заполнение анкет "Аттестация", компьютерная обработка результатов.

4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие

персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу,

перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

Из известных методов аттестации управленческого персонала целесообразно

рекомендовать комплексный метод, в основе которого лежит сочетание

оригинальных методов: "мозговой штурм", анкетирование, сравнительный

анализ, социологический опрос и экспертные оценки. Идея этого метода

заключается в том, что для всех аттестуемых предлагается типовой набор

вопросов, моделирующих портрет личности человека.

В предлагаемой методике аттестации использованы матричная модель оценки

качеств и "теория весов" в определении "реального образа" работника. В

матричной модели имеется 25 качеств аттестуемого, по каждому из которых

есть семь формализованных характеристик. В определении набора качеств

использована матричная модель рабочего места сотрудника и анкета "Вакансия"

с тем, чтобы установить потенциал работника и индивидуальный вклад в

конечные результаты организации. При построении характеристик использована

"теория весов", позволяющая измерить различные виды поведения аттестуемого

от идеального ("ангел") до негативного образа ("черт"). Характеристики

позволяют членам аттестационной комиссии сделать "съемку образа" на период

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.