реферат, рефераты скачать
 

Ответы к билетам по предмету «Управление персоналом»


аттестации экспертным образом.

11. Управление персоналом и теория лидерства (лидерские качества

руководителя при работе с персоналом)?

Теория лидерских качеств

Будь готов к триумфу и к поражению и к

обоим этим обманщикам относись одинаково.

Р. Киплм Качества лидера

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и

объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества,

отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что

лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во

времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские

качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот

подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Р. Стогдилл считает, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

ум, или интеллектуальные способности;

господство или преобладание над другими;

уверенность в себе;

активность и энергичность;

знание дела.

Однако этот перечень качеств не объяснял появления лидера, т.к. многие

люди с этими качествами так и оставались последователями.

Интересный результат был получен американским консультантом У. Беннисом,

исследовавшим 90 успешных лидеров и таким образом определившим четыре

группы лидерских качеств:

управление вниманием, или способность так представить суть, цели или

направления движения (действий) результата, чтобы это было привлекательным

для последователей;

управление значением, или способность так передать значение созданного

образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою деятельность с

таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие

подчиненных;

управление собой, или способность хорошо знать и вовремя признавать

свои сильные и слабые стороны.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп

лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и

личностных (табл. 2.5.2).

Таблица 2.5.2

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

|Группа |Характеристики качеств |

|качеств | |

|Физиологическ|Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, |

|ие качества |хорошее здоровье. высокая работоспособность, энергичность,|

| |представительность |

|Психологическ|Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: |

|ие качества |флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, |

| |агрессивность, превосходство, уравновешенность, |

| |независимость, смелость, творчество, созидательность, |

| |самоутверждение, упорство, мужество |

|Интеллектуаль|Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, |

|ные качества |интуитивность, энциклопедические познания, широта |

| |кругозора, проницательность, оригинальность. быстрота |

| |мышления, образованность, рассудительность, |

| |концептуальность, чувство юмора |

|Личностные |Деловые качества: организованность, дисциплинированность, |

|качества |надежность. дипломатичность, хозяйственность, гибкость, |

| |обязательность, инициативность, самостоятельность, |

| |ответственность, рискованность. Личностные качества: |

| |доброжелательность, тактичность, участливость.' честность,|

| |порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, |

| |коммуникабельность, адаптивность |

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес,

телосложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность

движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может

существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Так, в истории

известны лидеры высокого роста (около 190 см) с представительной

внешностью: Петр I, Александр II, О. Бисмарк, У. Черчилль, Д. Кеннеди, Р.

Рейган. Однако быть выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не

значит быть в ней лидером. Примеры Наполеона, В. И. Ленина, А. Гитлера, И.

В. Сталина, М. Ганди, имевших рост около 160 см, подтверждают факт того,

что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров

очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет

физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на

использование силы в занятии лидерской позиции, что не является характерным

для эффективного лидерства.

Психологические качества (тип личности, темперамент, мотивация)

проявляются на практике, главным образом, через характер человека. Они

имеют как наследственную, так и воспитательную основу. Изучение их

взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих

качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей

связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так

просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на

черты психологии личности при выявлении лидера в организации.

Интеллектуальные качества также изучались в их связи с лидерством.

Результаты исследований совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров

выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во

многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать

правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно,

связано с наличием рассматриваемых умственных способностей. Однако

последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и

лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень

последователей невысок, то для лидера быть слишком умным значит

сталкиваться с множеством проблем.

Личностные качества в основном приобретаются и развиваются при выполнении

лидером своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням

организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не

удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного

лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в

коммерческой фирме, вряд ли пригодятся для лидерства в научном институте

или государственном органе.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень

потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По

этой причине стало невозможным создать универсальный образ лидера, а

следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, не удалось установить тесную связь между рассмотренными

качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего у

последователей лидера.

В-третьих, подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен,

но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил

толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался

надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных

основ лидерства.

13. Модели карьерного роста (матричный тип, «лестница», «трамплин» и др.)?

Типовые модели карьеры

Цель оправдывает средства.

Я. Макиавелли

Источниковедческий анализ научных разработок и исследования служебной

карьеры более 1000 руководителей и специалистов предприятий, проходивших

обучение в НИМБ, показали, что все многообразие вариантов карьеры

получается за счет сочетания четырех основных моделей, а именно:

"трамплин", "лестница", "змея", "перепутье".

Карьера "трамплин" широко распространена среди руководителей и

специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по

служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и

квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные

и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для

него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени.

А потом "прыжок с трамплина" ввиду ухода на пенсию. Модель карьеры

"трамплин" для линейного руководителя показана на рис. 1.5.1.

Карьера "трамплин" наиболее характерна для руководителей периода застоя в

экономике, когда многие должности в центральных органах и на предприятиях

занимались одними людьми по 20-25 лет. С другой стороны, данная модель

является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед

собой целей продвижения по службе. В силу ряда причин: личных интересов,

невысокой загрузки, хорошего трудового коллектива, приобретенной

квалификации -работников вполне устраивает занимаемая должность, и они

готовы оставаться в ней до ухода на пенсию. Таким образом, карьера

"трамплин" может быть вполне приемлемой в условиях рыночной экономики для

большой группы специалистов и служащих.

Модель карьеры "лестница" предусматривает, что каждая ступенька служебной

карьеры представляет собой определенную должность, которую работник

занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока

достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной

отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного

опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице (рис.

1.5.2). Каждую новую должность работник занимает после повышения

квалификации.

Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период

максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая

квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения.

Психологически эта модель очень неудобна для первых руководителей из-за их

нежелания уходить с "первых ролей". Поэтому она должна поддерживаться

вышестоящим органом управления (советом директоров, правлением) с гуманных

позиций сохранения здоровья и работоспособности работника.

После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной

лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия

сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом.

Однако вклад руководителя и специалиста в качестве консультанта ценен для

предприятия.

Модель карьеры "змея" пригодна для руководителя и специалиста. Она

предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на

другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 г.).

Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно

диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность

начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко

изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на

вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия,

руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам,

коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности.

Модель карьеры "змея" для линейного руководителя показана на рис. 1.5.3.

Главное преимущество данной модели заключается в возможности

удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций

управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате

управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное

изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее

распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах. Профессор

У. Оучи, автор известной книги "Теория Зет", говорит о расстановке кадров в

Японии: "Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник

знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних

подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических

местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей

трудовой жизни распространяется на всех служащих. Инженер-электрик с

проектирования схем может быть направлен на производство или сборку,

техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие

подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса... Когда

люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к

формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не

с будущим всей фирмы" (109).

При несоблюдении ротации кадров карьера "змея" теряет значимость и может

иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием

темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или

должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

Модель карьеры "перепутье" предполагает по истечении определенного

фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или

специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой

принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта

карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных

фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии

это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

Рассмотрим карьеру "перепутье" для линейного руководителя (рис. 1.5.4).

По истечении определенного периода, допустим 5 лет работы в должности

начальника цеха, он проходит переподготовку в школе менеджеров с полным

комплексом необходимых исследований. Если его профессиональные знания и

умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность высокие, а

взаимоотношения в трудовом коллективе бесконфликтные, то он рекомендуется к

занятию более высокой должности посредством назначения или выборов.

Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными

знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошее

здоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению на

другую должность. Например, начальником другого цеха. "Новая метла по-

новому метет", - гласит народная мудрость.

В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная

подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе

существуют конфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или

увольнении за грубые нарушения философии предприятия.

15. Кадровая политика предприятия и философия предприятия (корпоративная

культура)?

Философия организации

Основные элементы философии

Законы должны искоренять пороки

и насаждать добродетели.

М. Цицерон

В XX в. сначала мы стали свидетелями крушения русской христианской морали

и традиций купечества, а затем коммунистической морали и административной

системы управления государством. Как общество не может существовать без

морали и законов, так и организация не сможет эффективно функционировать

без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил,

инструкций и др.).

Разработка философии организации является новым и достаточно сложным

делом для российских менеджеров и бизнесменов.

Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и

правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и

убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем

персоналом организации. Можно сказать проще - это "моральный кодекс

поведения в организации". Соблюдение философии гарантирует успех и

благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие

организации. Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов

между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к

снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разорению

организации, так как люди - главное богатство.

Нужна ли отдельная философия организации, ведь на предприятии и так

множество нормативных документов? Приведем аргументы "за":

нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны строго

регламентироваться общими для всех принципами;

в организации существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны

быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;

разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, пище,

поведению, семье, привычкам, поэтому нужно иметь универсальные правила;

следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление,

единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления;

собственник (владелец, хозяин) организация хочет проводить свою

политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и

государственной;

руководители организации и менеджеры меняются, но это не должно сильно

"раскачивать корабль" предприятия, работники должны жить по общим правилам.

Приведем аргументы "против" разработки философии организации:

неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, и не стоит их

административно регулировать;

на современном этапе развития в России сложилась двойная мораль и часть

людей полагает, что лучше не фиксировать систему взаимоотношений в

коллективе ("в мутной воде рыбка лучше ловится");

разработка философии организации и ее корректировка отнимают много

времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на разработку еще

одного нормативного документа;

людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и

быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь "микрофилософию" для

небольшого коллектива.

Исходными документами организации для разработки философии являются:

Конституция (Основной Закон); Гражданский кодекс; Кодекс законов о

труде;

Декларация прав человека; коллективный договор; религиозные писания

(Библию, Коран); программа правящей партии; устав; опыт лучших предприятий

и организаций.

При разработке философии необходимо учитывать особенности,

функционирования организации:

национальный состав сотрудников; региональную специфику (область,

город); тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный

состав; уровень жизни работников; культурный уровень персонала; взгляды и

позицию собственника (хозяина); личные убеждения директора.

Основные элементы философии организации показаны на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Основные элементы философии организации

Кадровая политика

Типы власти в обществе

Кто подчиняет себе людей не добрыми

делами, а насилием, тот заставляет

их сердца желать себе другого господина.

X. Мануэль

Вы никогда не задумывались над такими вопросами:

"Почему в Римской империи правили такие разные императоры, как

непобедимый Цезарь и развращенный Калигула, воинственный полководец Антоний

и кровожадный Нерон?"

"Почему именно Древняя Греция дала так много ярких личностей в области

науки, искусства и культуры: Архимед, Аристотель, Евклид, Платон, Сократ,

Софокл, Эсхил?"

"Как удалось императорам Петру I и Екатерине II существенно развить и

укрепить государство Российское?"

"Как уже в XX в. смогли более 30 лет существовать авторитарные режимы в

многонациональных странах: Франко в Испании, Сталина в СССР, Мао Цзедуна в

Китае?"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.