реферат, рефераты скачать
 

Ответы к билетам по предмету «Управление персоналом»


80% опрошенных являлись руководителями структурных подразделений

предприятий и только 19% были первыми руководителями. Эти данные

подтверждают объективность ответов избранных руководителей как экспертов.

При проведении социологического опроса задавался вопрос о предельных

сроках занятия выборной должности. Ответы избранных руководителей

расположились следующим образом (в % от общего числа):

один срок (до 5 лет) - 33;

два срока (до 10 лет) -51;

три срока и более (свыше 15 лет) — 9;

не ответили-7.

Таким образом, наибольшая часть опрошенных полагает, что рациональный

срок занятия должности руководителя составляет 10 лет. Не получил поддержку

избранных руководителей предельный срок занятия должности

продолжительностью 15 лет и более - всего 9 % опрошенных. Проведенные

исследования позволяют планировать служебную карьеру для руководителей

предприятий и их подразделений. Примерная карьера руководителя предприятия

показана в табл. 1.5.4. За модель карьеры принята "лестница" с занятием

новых должностей один раз в пять лет и достижением высшей должности

директора в возрасте от 40 до 50 лет. Спуск по служебной лестнице

осуществляется по должностям функциональных руководителей предприятия.

Основными способами занятия должности являются выборы, конкурсы и

назначение с предварительным прохождением повышения квалификации в

институтах менеджмента и бизнеса.

Методика планирования служебной карьеры используется нами с 1989 г.

Всего было разработано более 1000 плановых моделей карьеры руководителей и

специалистов и сформирован банк данных кадров на персональном компьютере.

Таблица 1.5.4

Рекомендуемая карьера руководителя предприятия

|Должность |Возрас|Способ занятия |Повышение квалификации |

| |т |должности | |

|Стажер-специа|20-25 |Назначение (в |Обучение в институте по |

|лист | |период стажировки)|программе "бакалавр" i или |

|(предпринимат| | |"специалист" |

|ель) | | | |

|Мастер-бригад|25-30 |Выборы на собрании|4-недельные курсы в школе |

|ир | |бригады |менеджеров |

|Начальник |30-35 |Назначение |2-месячные курсы в школе |

|участка | | |менеджеров |

|Начальник |35-40 |Назначение |2-месячные курсы в школе |

|цеха | | |менеджеров |

|Заместитель |40-45 |Конкурсное |2-годичная программа "Магистр|

|директора | |замещение |управления" |

|предприятия | | | |

|Директор |45-50 |Избрание или |2-недельное ежегодное |

|предприятия | |назначение |обучение в институте бизнеса |

|Заместитель |50-55 |Назначение |2-4-недельные курсы в |

|директора | | |институте менеджмента |

|предприятия | | | |

|Главный |55-60 |Назначение |Месячные курсы в институте |

|специалист | | |бизнеса |

|Консультант |60-65 |Назначение |- |

|директора | | | |

22. Движение персонала в турфирме?

Движение персонала

Кто никуда не плывет - для тех не бывает попутного ветра.

М. Монтень

Организация движения кадров имеет в расстановке персонала

принципиальное значение, т.к. обеспечивает замещение вакантных мест и

соблюдение плановой карьеры работников. Движение кадров состоит из таких

процедур:

1. Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает

более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное

рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости

или изменения характера труда.

3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник

переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на

более низкий разряд для рабочего.

4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место

работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия

занимаемому рабочему месту.

Исходными данными для организации движения кадров являются:

модели служебной карьеры;

решение аттестационной комиссии;

философия предприятия;

штатное расписание предприятия;

должностные инструкции;

личные дела сотрудников;

приказы директора по кадровым вопросам;

контракты сотрудников, положение об оплате труда.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой

лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на

крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела

кадров. Если движение кадров идет спонтанно - по результатам увольнения

сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то

эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и

целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.

Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис в книге

"Раскрепощенный менеджер" дают свой оригинальный подход к этапам развития

карьеры и движению кадров.

Существует аспект профессионального развития, который часто не

учитывается с течением времени, а по мере достижения зрелости

направленность развития нуждается в изменениях. Если говорить о стандартной

карьере, можно определить следующий образец развития.

После того как молодой человек завершает свое образование, он поступает

на службу. В первые несколько месяцев он сталкивается со многими

неизвестными и может, в принципе, совершать грубые ошибки. Главное, что

беспокоит нового человека, - это войти в коллектив и найти свое место

внутри организации. Данный период можно сравнить с изучением новой игры:

существуют правила, которые нужно понять, и варианты, которые необходимо

выработать. Это время быстрого обучения.

В первые годы работы человек нуждается в росте, главным для него теперь

является "попасть в цель". Может оказаться, что традиции будут сильно

препятствовать этому, и человек будет действовать смело, почти нахально.

Этот этап в индивидуальном развитии можно было бы определить как борьбу и

поиск призвания.

Накапливается опыт, и, вероятно, отвечая на требования новой "семьи",

человек вступает в новую фазу - фазу консолидации. Личностное признание уже

не является проблемой, однако существует необходимость расширять сферу

приложения своих способностей, добиваться признания себя как нужного и

хорошего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и

важности работы. Люди, которые уже попали в фазу консолидации, по-иному

начинают рассматривать свои достижения.

Несколько позднее многие менеджеры переживают период серьезных

изменений и размышлений. В этот период они начинают относиться к себе более

внимательно. Подвергают сомнению значение своей работы, задавая себе

вопрос, который никогда не задавали раньше: нужно ли тратить силы на

старательную работу? Эту фазу мы называем переоценкой, и, когда менеджер

проходит эту фазу успешно, он приобретает большую свободу.

Еще позже высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на

развитии других сотрудников, проявляет заботу о благополучии всей

организации, думает о сотрудниках моложе себя, стараясь помочь им работать

более эффективно. Это период искусства управления, на протяжении которого

больше внимания уделяется не своему развитию, а развитию других.

Разумеется, жизнь каждого человека отлична от жизни других, потому не

может быть какого-либо общего ее образца. Мы знаем, что многие переживают

период стресса и потрясений при переходе от одного этапа своей карьеры к

другому (рис. 1.5.5).

На протяжении всей управленческой жизни возникают ситуации, когда

меняются виды деятельности. Важно, чтобы эти новые виды деятельности в тот

момент соответствовали личным потребностям человека. Работа, которая не

позволяет Вам реализовать свой потенциал, ослабит Вас независимо от

возможностей нового поста (23, с. 117-119).

10 20 30 40

50 60 70 возраст

Рис. 1.5.5. Стадии деловой жизни человека

Как видно из рисунка 1.5.5, М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют 7 стадий

деловой жизни человека, связывая их с возрастом работника. На наш взгляд,

несколько спорным является этап от 40 до 50 лет, названный авторами

"переоценка ценностей". Очевидно, речь идет о переоценке жизненных

ценностей человека, а мастерство и потенциал менеджера в этот период

безусловно максимальные, что подтвердили данные нашего социологического

исследования (см. раздел 1.5.3). В пенсионный период консультационный опыт

менеджера также заслуживает внимания.

В. Я. Цветов в книге "Пятнадцатый камень сада Реандзи" приводит примеры

типичной японской карьеры служащего и рабочего.

"Сенти Тапака, 49 лет, получил юридическое образование. Двадцать лет

назад поступил работать в телевизионную компанию. Ему предоставили

должность в юридическом отделе. Потом Тапаке, как и всем, кто одновременно

с ним был принят в телекомпанию, предложили пройти переподготовку. Тапака

стал звуко-режиссером. Через 3 года Тапака сделался редактором в отделе

информации, а еще несколько лет спустя ему поручили постановку

телевизионных спектаклей. В конце концов он занял пост руководителя отдела

при дирекции. Благодаря разностороннему опыту Тапако легко решает многие,

подчас сложные проблемы административного руководства компанией". "Честно

говоря, - признался Тапака, -.я всю жизнь хотел быть юристом, но компания

рассудила иначе" (161, с. 112).

"Бригада Сейдзо Сакамаки в сборочном цехе завода фирмы «Nissan» состоит

из восемнадцати человек. Через каждые шесть месяцев бригадир проводит

"ротацию" членов бригады - переставляет их с одной операции на другую. За

22 года Сакамаки поработал на 12 местах, вник в тонкости производственного

процесса, и всегда сам учит рабочих новому для них делу. На этом заводе, в

основном благодаря предложениям рабочих, расход электроэнергии на

изготовление одного автомобиля сократился за 5 лет на 26%" (1 б 1, с. 113).

Профессиональное продвижение рабочих

Основными формами профессионального продвижения являются:

продвижение рабочих, занятых на рабочих местах с преобладанием тяжелого

ручного, неквалифицированного труда, монотонных работ (1-11 разряд);

установление очередного квалифицированного разряда (в пределах одной

профессии - III-IV разряды);

замещение рабочих мест высококвалифицированного и творческого труда (V-

VI разрядов);

овладение второй или смежной рабочей специальностью;

назначение бригадиром рабочей бригады (сменным бригадиром) численностью

до 12-15 человек;

выдвижение рабочих, получивших высшее образование, на должности

специалистов (при отсутствии менеджерских способностей);

назначение мастером-бригадиром комплексной бригады численностью 15-30

человек (после получения высшего или среднего профессионального

образования).

Обеспечивать указанные формы профессионального продвижения можно

посредством обучения новой профессии квалифицированного и

высококвалифицированного труда; обучения на курсах переподготовки или

повышения квалификации, роста профессионального мастерства за счет

овладения смежными операциями; повышения общеобразовательного и

профессионального уровня за счет обучения в вузах, техникумах,

профтехучилищах и т.д.

Для обеспечения последовательного профессионально-квалификационного

роста весь контингент рабочих рекомендуется подразделять на три категории

(при шестиразрядной сетке): рабочие начальной квалификации (I и II

разрядов); рабочие квалифицированного труда (III и IV разрядов); рабочие

высококвалифицированного труда (V и VI разрядов). Как показывают данные

исследований, существует прямая зависимость между количеством увольнений и

состоянием вертикальной мобильности рабочих. Так, если среди увольняющихся

за время работы на предприятии повысили свой разряд 40%, то среди

оставшихся - 60%. Наличие определенной профессии становится фактором,

ограничивающим дальнейшее развитие профессиональной мобильности, причем это

ограничение тем сильнее, чем более квалифицированной специальностью владеет

работник. Однако достигнув квалификационного "потолка" по своей профессии в

30-40 лет, рабочий может "застыть" в профессиональном продвижении, поэтому

важно своевременно предусматривать для таких работников перевод в

бригадиры, на инженерно-технические и другие управленческие должности (при

наличии соответствующего образования), а также обучение и переподготовку с

целью овладения новыми и смежными профессиями высококвалифицированного

труда.

Средний срок пребывания рабочего в разряде составляет 2-2,5 года,

причем чем выше разряд, тем этот срок больше (для II и III разрядов - менее

двух лет, для IV и V - 3-4 года). При существующей скорости продвижения

рабочий уже в течение 10-12 лет проходит всю "квалификационную лестницу" по

своей профессии, т.е. квалификационный "потолок" достигается в возрасте 30-

35 лет, когда он еще остро реагирует на перспективы дальнейшего

продвижения. По материалам опроса квалифицированных и

высококвалифицированных рабочих, около 60% из них в качестве наиболее

желательной формы продвижения указали повышение разряда, 23% - занятие

должности мастера или бригадира, 14% - переход в инженерно-технические

работники, 3% - в служащие. При этом наибольшая удовлетворенность своим

трудом наблюдалась у квалифицированных ремонтников и инструментальщиков. У

женщин на первом месте стояло улучшение условий труда, у молодых мужчин -

получение более интересной работы.

Управление профессиональным продвижением в масштабе предприятия

(организации) обеспечивается, прежде всего, на основе планирования

профессионально-квалификационного роста работников, которое следует

подразделять на три этапа:

пятилетнее планирование по годам и подразделениям предприятия;

годовое планирование по подразделениям предприятия;

индивидуальное планирование (персонально для конкретных рабочих).

Пятилетнее планирование состоит в том, что кадровой службой

разрабатывается для каждого подразделения пятилетний план профессионального

продвижения рабочих и предварительный план на последующий год. В этом плане

по каждому подразделению устанавливается численность рабочих, подлежащих

продвижению в течение года (по основным формам профессионального

продвижения). При этом численность выдвигаемых на должности бригадиров,

специалистов, руководителей и служащих жестко планом не регламентируется и

определяется, в основном, по мере потребности производства (табл. 1.5.5).

В подразделениях годовой план доводится до участков, смен,

производственных бригад. На основе доведенных планов осуществляется

индивидуальное планирование профессионального продвижения рабочих на год и

перспективу. Кандидатуры на профессиональное продвижение намечаются

предварительно и ежегодно уточняются мастером с учетом мнения совета

бригады. Учет кандидатов на продвижение ведется в пофамильных списках

рабочих бригады в виде плана профессионального продвижения рабочих, который

доводится до всех членов бригады.

Таким образом, продвижение на рабочие места квалифицированного и

творческого труда может быть представлено в следующей последовательности:

замещение вакантных мест рабочих высококвалифицированного труда (V и VI

разрядов), перешедших в бригадиры, на должности специалистов и служащих,

осуществляется за счет рабочих квалифицированного труда (III и IV

разрядов);

вакантные места, освобождающиеся в связи с продвижением рабочих

квалифицированного труда или появляющиеся в связи с расширением

производства, замещаются за счет рабочих начальной квалификации (I и II

разряды);

появившиеся вакантные рабочие места, требующие начальной квалификации

(I и II разряда), заполняются за счет рабочих, принимаемых на предприятие

(в организацию) со стороны или после окончания ПТУ, службы в рядах РА и др.

Методическая, организационная и техническая работа по профессиональному

продвижению рабочих осуществляется через отделы труда и заработной платы,

отделы кадров и подразделения по подготовке кадров предприятий и

организаций.

Процессы профессионального продвижения могут протекать не только в

сторону перевода рабочих в группу специалистов и служащих, но и в обратном

направлении. Как свидетельствует анализ статистической отчетности, во

многих отраслях промышленности до 5% рабочих ежегодно пополняется за счет

инженерно-технических работников и служащих. При этом обратный процесс -

переход рабочих в другие категории - протекает менее интенсивно. В

значительной степени это результат сокращения управленческого аппарата, что

предполагает параллельное планирование профессионального продвижения как

рабочих, так и служащих.

Основой планирования профессионального продвижения является четко

функционирующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации

рабочих кадров.

В современных условиях развития производства организация подбора и

подготовки кадров бригадиров является важнейшим направлением всей работы по

подготовке и повышению квалификации рабочих. Организация подбора и

подготовки бригадиров, а также их резерва предусматривает несколько этапов:

1. Изучение внутриколлективных связей, отношений между членами

коллектива бригады, определение степени его сплоченности и выявление

неформальных лидеров из числа членов бригады.

2. Анализ анкетных и других социально-демографических данных лидеров,

их служебных характеристик, составление профессиограмм для бригадиров.

3. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в бригадиры

посредством бесед, опросов, анкетирования, проводимых с членами бригады,

мастерами, руководителями участка и цеха; определение соответствия

выявленных качеств кандидатов разработанным профессиограммам.

4. Составление и утверждение на общем собрании бригады, участка, цеха

списка резерва бригадиров.

5. Организация подготовки резерва бригадиров путем обучения на 3-6-

месячных курсах в учебном центре предприятия или в среднем профессиональном

учебном заведении (техникуме).

6. Выбор наиболее достойного кандидата на общем собрании трудового

коллектива, бригады и его назначение распоряжением начальника цеха для

крупного предприятия (приказом директора - для малого и среднего

предприятия).

Как показывает практика, систематическое качественное обучение

бригадиров и своевременная подготовка их резерва в значительной степени

определяют эффективность работы производственных бригад.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.