реферат, рефераты скачать
 

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров


Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров

СОДЕРЖАНИЕ

введение 4

глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению

квалификации рабочих кадров. 6

1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих

кадров в условиях рыночных отношений. 6

1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих

кадров. 8

1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально-

технического образования Республики Беларусь. 8

1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого

населения. 12

1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях

рыночных отношений. 16

1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих

кадров в Республике Беларусь. 22

Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения

квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе

им. С. м. Кирова. 25

2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25

2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их

соответствие потребностям предприятия. 31

2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих

кадров, действующая на предприятии. 43

2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения

квалификации рабочих кадров на предприятии. 52

Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки

и повышения квалификации рабочих кадров. 56

3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56

3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения

квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном

заводе им. С. М. Кирова. 64

3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки,

переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75

заключение 81

Список литературы 86

введение

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих

кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность.

Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия,

положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом

изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим

экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей

деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система

подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая

обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и

устойчивость положения на рынке.

В настоящее время перед профессиональным обучением рабочих кадров

встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями

адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и

перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением

требований к качеству рабочей силы.

Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим

кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в

условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни

профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется

трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает

необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения

квалификации рабочих кадров.

В настоящее время встают вопросы: как в этих условиях организовать

обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку, каким

должно быть учебно-методическое обеспечение, где найти источники

финансирования, какова роль государства в поддержке обучения и его

регулировании. Необходимость решения этих вопросов ощущается всё острее и

предприятиями и службами занятости.

В современных рыночных отношениях нарождается новое значение сферы

образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным

фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно-

технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование

и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного

человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия,

условием его конкурентоспособности на рынке труда.

Цель дипломной работы состоит в оценке организации подготовки,

переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Гомельского

станкостроительного завода им. С. М. Кирова и выработке мероприятий по её

совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых

форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих

кадров.

При обработке полученной информации основу методики анализа,

используемой в дипломной работе, составляют методы обработки экономической

информации: количественной и качественной оценки, экономической оценки,

метод сравнительного анализа ,метод группировок и др.

Методологической основой написания дипломной работы послужили

законодательные и нормативные документы, действующие в Республике Беларусь,

а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и

зарубежных авторов.

Для выполнения работы были использованы данные учёта и отчётности

отдела кадров и бюро по подготовке кадров Гомельского станкостроительного

завода им. С. М. Кирова.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка

используемой литературы.

глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению

квалификации рабочих кадров.

1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров

в условиях рыночных отношений.

Современный человек живёт и действует в условиях, требующих высокого

профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые

времена принятию правильных решений мешал в основном дефицит информации, то

в наши дни, напротив, помехи создаёт её избыток. Усложнившиеся социально-

экономические процессы, повысившаяся уязвлённость людей со стороны внешних

воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их

осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность – всё это

обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально

технических училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений[1]

В настоящее время мы живём в обществе, в котором знания становятся

капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять

новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих

кадров.

Уже сегодня в реформировании профессионального образования необходимо

учитывать следующие основные тенденции:

. в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на

рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом –

квалификацией. Сегодня для значительной части трудоспособного населения

Беларуси, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть психологический

барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции

активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно

высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких

местах – самому принимать решения трудно – свобода выбора пугает людей,

привыкших жить в тоталитарной системе;

. в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её

конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место

работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять

профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас

психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек,

десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих

условиях молодёжь должна получать такое профессиональное образование,

которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в

будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать

конвертируемым.

В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики

наиболее ценно. Общая теоретическая техническая подготовка становится более

необходимой, чем раньше. Она даётся не только ведущими категориями

персонала, но и рабочим, занимающим низкие уровни в иерархической структуре

предприятия. Современные технологии сами по себе и формы организации,

позволяющие продуктивно их использовать, требуют подготовки работника иного

типа, обладающего новыми навыками, высокой квалификацией, способного и

готового к переменам.

Характерная для сегодняшней ситуации модернизация производства требует

подготовки легко приспосабливающихся работников, готовых изменить свою

профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться новой

профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми

профессиональными функциями и способны воспринять эти изменения как

нормальный режим современного производства.

Термин «приспособляемость» используется здесь для обозначения

возможности человека воспринять изменения условий труда, приобрести новые

навыки[2]. Это совсем не просто. В сложившейся обстановке для многих

безработных и молодых людей в нашей республике всё труднее найти работу.

Поэтому многие учебные заведения внедряют новые приёмы обучения, признанные

развить у своих слушателей именно эти качества.

Для преодоления кризисной ситуации в Республике Беларусь предприятиям

требуются рабочие кадры высокой квалификации. Основной характеристикой

рабочего высокой квалификации являются широкие общеобразовательные,

общетехнические и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие

успешное выполнение им сложной трудовой деятельности и дающие ему

возможность легко ориентироваться в производстве и в любой новой

производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и

умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся и изменяющихся

трудовых функций. Рабочие высокой квалификации проявляют постоянную

творческую активность в труде, самостоятельность и высокую профессиональную

устойчивость. Они могут не только обслуживать действующее оборудование, но

и осваивать новое, способны переходить от одного вида деятельности к

другому в соответствии с быстро меняющимися условиями производства,

включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса.

Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать техническим мышлением,

элементами инженерно-технических знаний, понимать закономерность

технологических процессов, знать научно-технические основы производства,

отличаться творческим отношением к труду.

В современных рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров

удовлетворяла такому требованию к рабочей силе, как профессиональная

мобильность, т. е. Способность быстро осваивать технические новшества и

новые специальности.

Подводя итог, можно отметить, что демократическое общество и рыночная

экономика требуют образованных людей, рабочих высокой квалификации.

1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих

кадров.

1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально-технического

образования Республики Беларусь.

В настоящее время квалифицированные рабочие готовятся в системе

профессионально-технического образования и на предприятиях. Основной формой

подготовки квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей

народного хозяйства являются средние профессионально-технические училища

(СПТУ).

Средние профессионально-технические училища осуществляют подготовку

квалифицированных рабочих кадров со средним образованием из числа молодёжи

окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения три года

и выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированным сроком

обучения до одного года с учётом их трудовой подготовки и сложности

профессии.

СПТУ создаются в установленном порядке на базе производственных

объединений, предприятий, строек, организаций. Предприятие, на основе

которого создаётся и действует среднее профессионально-техническое училище,

подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры является базовым

предприятием данного учебного заведения.

Базовое предприятие совместно с СПТУ разрабатывает исходя из

потребностей производства и наличием необходимой учебно-материальной базы

проекта планов приёма молодёжи в училище и выпуска квалифицированных

рабочих по профессиям, представляет в установленные сроки в это училище

заявки на подготовку кадров.

На современном этапе в системе образования и профессиональной подготовки

рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести

её в соответствие с требованиями труда.

Одним из направления реформирования средней профессионально-технической

школы Республики Беларусь является разработка нового перечня

специальностей, специализаций квалификаций[3]. В его основу положен принцип

укрепления специальностей, объединение их в ряд ведущих направлений

подготовки квалифицированных рабочих, что позволяет выпускникам расширить

возможности трудоустройства, смены профессий и переквалификации. Интеграция

существующих специальностей и специализаций осуществляется исходя из

реально складывающихся потребностей предприятий. В перечень вошли как

специальности, по которым ранее подготовка специалистов о Беларуси не

велась, но эти специальности были в союзном перечне, так и новые

специальности.

В средних профессионально-технических заведениях ведётся подготовка

квалифицированных рабочих кадров с учётом потребности каждого региона и

пожеланий учащихся получить избранную специальность по месту жительства.

Этому способствует и равномерное расположение учебных заведений по областям

республики.

В условиях рыночных отношений в Республике Беларусь поднимается вопрос о

системе непрерывного профессионального образования.

Впервые термин «непрерывное образование» был использован в Западной

Европе в конце 60-х годов[4]. Непрерывность образования – одна из наиболее

прогрессивных педагогических идей современности.

В Республике Беларусь концепция непрерывного профессионального

образования рассматривается как комплекс государственных и частных

образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное

единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев первоначального

профессионального образования каждого человека с учётом актуальных и

перспективных общественных и экономических потребностей и личностных

образовательных устремлений и возможностей.

В начале 70-х годов в республике появились различные учебно-

производственные объединения. Затем на базе Минского ПТУ № 115 в советской

системе появилось высшее профессиональное училище, которое интегрировало

первую и вторую ступень профессионального образования (рабочий-техник).

Появились колледжи, как интеграция второй и третьей ступени (техник-

инженер) и высшее техническое училище, как интеграция первой, второй и

третьей ступени профессионального образования (рабочий-техник-инженер). В

последние годы стали интенсивно развиваться структуры, обеспечивающие

интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и

профессионального образования более высоких ступеней. Это региональные

центры профессионального образования (ЦПО). Имеет место дифференциация

обучения на старшей ступени школы (профильные классы с углубленным

изучением предметов, лицеи, гимназии), которые создают хороший фундамент

для профессионального становления личности в системе непрерывного

образования.

Кроме того, в результате организационно-педагогического взаимодействия

отдельных учебных заведений различного типа создаются учебно-

производственные комплексы и сети, реализующие принципы преемственности и

непрерывности (школа – ПТУ, УПК – ПТУ, ПТУ – ССУЗ, ПТУ – ВПУ, ССУЗ – ВУЗ,

ПТУ – ССУЗ – ВУЗ).

Рис. 1.1. Стадии последовательной профессиональной подготовки.

На перспективу предполагается, что система будет развиваться на

принципах постинституционного образования, что характерно на сегодняшний

день для Запада.

Попробуем перечислить причины, которые привели к необходимости таких

изменений:

V демократизация общества (возможность для экспериментирования);

V необходимость повышения престижа учебных заведений;

V возрастание конкурса для поступления в них;

V возможность получить определённые льготы (финансовое и материальное

обеспечение);

V значительное возрастание потенциала некоторых учебных заведений,

выходящего за рамки существующих типов ПТУ и техникумов;

V отсутствие в регионе соответствующего учебного заведения (техникума,

ПТУ).

Существовали причины и более фундаментальные, совпавшие с социально-

экономическими реформами. Стало понятным: чтобы выжить – надо сделать

систему профессионального образования более гибкой, расширить профиль

подготовки как по горизонтали, так и по вертикали и тем самым получить

возможность эффективно реагировать на потребности республиканского рынка

труда. Второй важный момент – поиски возможностей предоставления молодёжи

альтернативных путей приобретения профессий. На сегодняшний день некоторые

из них уже реализуются (рис. 1.2.)

Рис. 1. 2. Модели профессионального обучения.

Положительные результаты такого подхода к профобразованию следующие:

. обеспечение преемственности в содержании образования;

. ступенчатая аттестация;

. дифференциация общеобразовательной и профессиональной подготовки в

соответствии со способностями и желаниями учащихся;

. новые формы квалификационных испытаний;

. новая организационная структура учебных заведений;

. взаимодействие преподавателей вузов, техникумов, ПТУ.

Но имеются отрицательные моменты:

появилось большое количество «минивузов», «минитехникумов», где

обучаются одна – три группы при отсутствии нормальных педагогических

условий. Отсутствует лабораторная база – эти типы учебных заведений готовят

по тем же специальностям и профессиям, что и другие ПТУ, техникумы или

ВУЗы.

По сути дела в системе профессионального образования республики в

настоящее время идёт широкомасштабный эксперимент по созданию системы

непрерывного профессионального образования, в который в различной степени

вовлечены более 1/3 учебных заведений. Примерно столько же учебных

заведений включается в работу или желает включиться. Этот эксперимент

развивается на всех уровнях профессионального образования.

Следует отметить, что в целом идёт положительный процесс , который

следует поддержать и, в пределах существующих условий, создать

дополнительные возможности для его развития. Из-за своей значимости в новых

социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование

из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В

Республике Беларусь должна сложиться национальная система непрерывного

профессионального образования.

1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого

населения.

Формирование рынка труда при переходе к рыночной экономике тесно связано

с преобразованием структуры общественного производства и занятости

населения. Эти процессы ускорились и обострились в связи с начавшейся

перестройкой экономики. Они сопровождаются усилением требований

работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на

работу граждан.

Одним из основных направлений активной политики занятости является

повышение качества рабочей силы путём развития системы профессиональной

подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального

обучения) безработных граждан и незанятого населения, способствующих их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.