реферат, рефераты скачать
 

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров


участию в общественном производстве. Профессиональное обучение призвано

обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование

рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и

общественных потребностей.

Особенность белорусского рынка труда в том, что наряду с увольнением

работников, не имеющих достаточной профессиональной подготовки,

высвобождаются также квалифицированные рабочие и специалисты. Одновременно

повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных

быстро адаптироваться к современным требованиям.

В период подъёма экономики, характеризующейся созданием новых

производств и реконструкцией действующих предприятий, повысится спрос на

высококвалифицированную рабочую силу. Это потребует значительного

увеличения объёмов подготовки и переподготовки специалистов, особенно по

информационным технологиям, биотехнологиям, созданию новых материалов,

энергосбережению, экологии, предпринимательству, и квалифицированных

рабочих для освоения новых технологий, обеспечивающей производство

конкурентно способной продукции, товаров и услуг.

Как показывает практика, из всей численности безработных граждан и

незанятого населения переподготовка необходима каждому второму – третьему.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения

становится важнейшим направлением активной политики занятости.

Это требует гибкой системы профессионального обучения, ориентированной

на трудоустройство безработных граждан и незанятого населения.

Политика в области профессионального обучения предусматривает:

V удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путём

предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии,

специальности и возможности участия в эффективных программах обучения;

V формирование социального заказа на профессиональное обучение граждан и

незанятого населения;

V приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан,

особо нуждающихся в социальной защите;

V содействие трудовой активности населения, развитие предпринимательства и

других форм самозанятости населения;

V оказание услуг работодателям и гражданам в области опережающего

профессионального обучения.

Система профессионального обучения является одним из звеньев

непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие

системы профессионального обучения.

Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого

населения призвана осуществлять подготовку преимущественно взрослого

населения, опираясь на имеющиеся профессиональные знания и умения,

производственный и жизненный опыт.

В зависимости от ситуации на рынке труда формируется различный

качественный состав безработных по уровню образования и профессионально-

квалификационным характеристикам. Для безработных граждан, которым

невозможно предложить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по

прежней профессии, должны быть организованы переподготовка или обучение

вторым профессиям. В этом случае переобучение рабочих либо повышение их

квалификации, а также обучение вторым профессиям целесообразно проводить на

предприятиях, в ПТУ, на различного рода межотраслевых, отраслевых курсах и

в центрах. Профессиональное обучение может проводиться по дневной, очно-

заочной, групповой или индивидуальной формам, быть ускоренной с учётом

опыта работы, уровня профессиональной подготовки обучения, совмещаться с

участием граждан в оплачиваемых общественных работах. Обучение должно

носить интенсивный, краткосрочный характер и увеличивать вероятность

трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, роду

трудовой деятельности.

Общая стратегия службы занятости в части профессионального обучения

строится на комплексном использовании, прежде всего, существующих

образовательных центров.

В составе государственной службы занятости Республики Беларусь

формируется также сеть учебных центров. Учебные центры, создаваемые, как

правило, на каждой территории должны быть многофункциональными,

многоуровневыми, образовательными учреждениями дополнительного образования,

реализующими программы обучения граждан в соответствии с потребностями

рынка рабочей силы. Учебные центры обучают и специалистов службы занятости.

Развитие системы профессионального обучения безработных граждан и

незанятого населения во многом зависит от оперативной реакции

территориальных органов службы занятости на конъюнктуру и прогнозы

состояния местных рынков труда, учёта специфики и особенностей регионов.

В Гомеле существует учебный центр по подготовке и повышению

квалификации кадров. В своём развитии он прошёл несколько этапов. Отсчёт

его биографии ведётся с 1949 года.

В связи с перестройкой всей системы профтехобразования Гомельский

учебно-курсовой комбинат претерпел изменения. В июле 1988 года он утверждён

в статусе Учебного центра по подготовке и повышению квалификации кадров.

В 1993 году получил статус Гомельского городского центра занятости.

В состав Гомельского городского центра занятости входят следующие

отделы:

. общий отдел по занятости;

. отдел рынка и труда;

. отдел общественных работ;

. информационный отдел;

. отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации.

. Отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации выполняет

следующие функции:

. информационное консультирование;

. индивидуальный подбор профессий с применением психологической

диагностики;

. проводит профессиональный отбор при направлении на обучение;

. проводит профориентационную работу с населением региона в том числе

учащейся молодёжью выпускниками учебных заведений;

. направляет на обучение безработных.

. Отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации направляет

безработных на профессиональное обучение в случае, если:

. безработный не имеет профессии;

. невозможно подобрать подходящую работу из-за несоответствия квалификации

потребностям рынка труда;

. необходимо изменить профессию из-за отсутствия работы по имеющейся у

безработного профессии;

. утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии из-за

длительного перерыва или состояния здоровья.

Направленные на обучение безработные проходят профессиональное

консультирование и профотбор. По результатам профконсультации и профотбора

центр занятости принимает решение о направлении на обучение по конкретной

профессии.

В Гомельском городском центре занятости готовят рабочих по следующим

профессиям: швея, слесарь по контрольно-измерительным приборам и

автоматике, кондитер, сборщик микросхем, закройщик, наладчик станков с

числовым программным управлением, слесарь-сантехник, электромеханик по

лифтам, оператор станков с ЧПУ, разметчик, стекольщик, кровельщик.

Профессиональное обучение безработных осуществляется по

вышеперечисленным специальностям с учётом спроса и предложения на рынке

труда и на основе заключённых договоров между центром занятости и

безработными.

Профессиональное обучение осуществляется в учебных центрах

Государственной службы занятости за счёт средств Государственного фонда

содействия занятости Республики Беларусь.

Обучение в учебном заведении осуществляется в соответствии с учебной

программой и требованиями учебного заведения к обучаемым. Безработные,

прошедшие обучение и сдавшие экзамены, получают удостоверение

установленного образца.

1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях

рыночных отношений.

Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного

функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных

условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно

убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.

Возрастающее значение профессионального обучения для предприятия и

значительное расширение потребностей в нём в последние тридцать лет

привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих

работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных

функций управления персоналом[5].

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки

рабочего к выполнению новых производственных функций, решению новых задач.

Предприятия создают специальные методы и системы управлением

профессиональным развитием – управления профессиональным обучением,

развитием карьеры.

Ведущие Западные организации затрачивают на профессиональное развитие

значительные средства – от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты

являются капиталовложениями организации в развитии своих сотрудников, от

которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т. е.

увеличения вклада каждого работника в достижении организационных целей[6].

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты,

капиталовложения в профессиональное развитие оказывает положительное

влияние и на самих работников. Повышая квалификацию и приобретая новые

навыки и знания, они становятся более конкурентно способными на рынке труда

и получают дополнительные возможности для профессионального роста как

внутри своего предприятия, так и вне его. Это особенно важно в современных

условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является

определение в нём потребностей предприятия. Определение потребностей в

профессиональном развитии одного рабочего требует совместных усилий отдела

подготовки кадров, самого рабочего и его руководителя. Каждая из сторон

привносит своё видение этого вопроса. Рис. 1.3.

Рис. 1.3. Определение потребностей профессионального развития.

Основными факторами, под воздействием которых складываются потребности

предприятия в развитии своего персонала следующие:

. динамика внешней среды;

. развитие техники и технологии;

. изменение стратегии развития предприятия;

. создание новой организационной структуры;

. освоение новых видов деятельности.

Важнейшим средством профессионального развития рабочих кадров является

профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых

профессиональных навыков или знаний рабочим предприятия.

На современных предприятиях профессиональное обучение представляет

собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себе несколько этапов.(

Рис. 1.4.)

Рис. 1.4. Процесс профессионального обучения.

Охарактеризуем некоторые этапы профессионального обучения.

Процесс профессионального обучения начинается с определения

потребностей. Потребности, связанные с выполнением производственных

обязанностей, определяется на основе заявок руководителей подразделений и

самих работников, путём проведения опросов руководителей и специалистов,

анализа результатов работы предприятия, тестирования рабочих. Ещё один

источник информации о потребностях профессионального обучения –

индивидуальные планы развития, подготавливаемые рабочими в момент

аттестации, а также заявки и пожелания самих рабочих, направляемые в отдел

подготовки кадров.

На основании анализа выявленных потребностей отдел подготовки кадров

должен сформулировать специфические цели каждой программы обучение, а также

оценить экономическую эффективность этих программ. Всё чаще затраты на

профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие

рабочих кадров предприятия. Эти капиталовложения должны принести отдачу в

виде повышения эффективности деятельности предприятия.

При выборе методов обучения предприятие должно, прежде всего,

руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу

обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых

людей, а именно: актуальность, участие, повторение, обратная связь.

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и

навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение

непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном

классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж,

ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приёмов работы

непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно

выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на

освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных

обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и

эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он

широко используется на всех уровнях современных предприятий.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором

рабочий временно перемещается на другое место работы с целью приобретения

новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от

работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими

профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает

положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать

стресс, вызываемый однообразным производительным трудом.

Но ротация обладает одним серьёзным недостатком, который необходимо

учитывать при планировании профессионального обучения – высокими

издержками, связанными с потерей производительности при перемещении

работника с одной производственной операции на другую.

Ученичество и наставничество являются традиционными методами

профессионального обучения ремесленников – с древних времён, работая рядом

с мастером, молодые рабочие изучают профессию. Этот метод широко

распространён и сегодня, особенно там, где практический опыт играет

исключительную роль в подготовке специалистов.

Наставничество требует особой подготовки и склада характера от

наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Важной формой развития трудового потенциала является профессиональное

продвижение – планомерное предоставление рабочим более сложной и

ответственной работы по мере повышения их квалификации и общего

образования. Потребность в продвижении на производстве как способе

самовыражения личности, в чёткой и гласной перспективе роста на каждом

рабочем месте, обусловленной личными успехами в труде и повышении

квалификации, имеет особое значение для молодых кадров[7].

До сих пор, чаще всего, продвижение их в разряде происходит в

значительной степени автоматически, по мере роста стажа работы. Средний

профессиональный стаж рабочих 4-го разряда составляет 11 лет, а низших –

ниже 1,5. При этом средний стаж работы у молодых (20-29 лет) и пожилых (50-

59 лет) станочников и слесарей различается на 12 лет (10 и 22 года), хотя

разница в среднем возрасте превышает 30 лет (25 и 50 лет). Это

свидетельствует о том, что современные молодые рабочие раньше достигают

профессиональной зрелости.

Существуют факторы, определяющие скорость роста квалификации рабочих. К

их числу относится срок профессионального обучения (в зависимости от этого

фактора время получения очередного разряда различается на 20 %), формы

повышения квалификации (30 %), длительная работа с наставником (12 %),

образование (35 %), характер профессиональной подготовки (выпускники ВПУ

получали очередной разряд через 14 месяцев, а прошедшие индивидуальное

обучение – через 3 года).

Исследования показали возможность установления стажа работы,

необходимого для приобретения профессиональных навыков данного разряда при

нормативном уровне общей и специальной подготовки. В наибольшей мере

профессиональный стаж влияет на качество продукции. Поэтому достижение

стабильных показателей доли продукции, сдаваемой с первого предъявления,

может считаться мерилом освоения заданного уровня сложности работы. Так,

для освоения работы слесаря 3 - 4-го разряда рабочему с начальным

образованием необходим стаж 5,5 лет, с неполным средним 3,5 лет, со средним

– 1,5 года[8] .

Система профессионального продвижения – важный момент политики

подготовки кадров и в развитых капиталистических странах, в частности в

Японии. Служебная ротация всех категорий наёмных работников является

составной частью формирования «корпоративной личности». Так, начав работу

на небольшом токарном станке, японский рабочий переходит на средние и

крупные токарные станки, потом – на фрезерный или шлифовальный, затем – на

установку и наладку станков. Участие в деятельности «Кружков качества» даёт

ему навыки управления[9]. Таким образом, все наёмные работники приобретаю

опыт различного рода, понимая отношения между разными рабочими местами и

представления об интересах компании в целом. Японские менеджеры убеждены,

что, несмотря на высокие затраты для таких ротаций, в долгосрочной

перспективе выгоды превышают краткосрочные расходы. Одним из весомых

аргументов является и тот факт, что «поливалентность» японских рабочих

позволяет компании в периоды спада или перестройки переводить их на новые

виды работ, в другие цехи, диверсифицировать производство.

Профессиональное продвижение рабочих кадров включает повышение

квалификации (тарифного разряда), повышение профессионального мастерства

(овладение сметными профессиями), перевод на другое место или в другой цех

без повышения квалификации и смены профессии, обучение более

квалифицированной специальности с переводом на новое место работы,

повышение по должности, очное или заочное обучение в вузе, техникуме по

направлению предприятия.

Для организации и планирования профессионального продвижения рабочих

при отделе кадров создаётся бюро профессионального продвижения рабочих.

Анализируя обучение в ПТУ и непосредственно на производстве, можно

выделить преимущества и недостатки этих систем.

Важным преимуществом системы профессионально-технического образования

является то, что учащиеся ПТУ получают более высокую теоретическую

подготовку. Повседневный труд выпускников профтехучилищ убедительно

свидетельствует о том, что по уровню теоретических знаний и

профессиональной подготовке они наиболее полно отвечают требованиям

современного производства. Выпускники ПТУ быстрее достигаю вершин

профессионального мастерства, эффективнее используют рабочее время,

проявляют большую гибкость при изменении трудовых функций, активнее и более

квалифицированно участвуют в управлении делами производства по сравнению с

рабочими, прошедшими профессиональную подготовку непосредственно на

производстве.

Наряду с положительными сторонами системы профессионально-технического

образования имеют место нежелательные моменты. Нередко учащиеся ПТУ не

получают достаточно прочных профессиональных знаний и навыков. Немалое

число учащихся готовится по узкопрофильным специальностям, слабо

развивается обучение по смежным профессиям.

Профессиональное обучение рабочих кадров на производстве имеет ряд

положительных моментов. Прежде всего его характеризует гибкость.

Предприятие имеет возможность организовывать подготовку и переподготовку

рабочих кадров в соответствии со своими потребностями, то есть может быстро

менять профиль обучения, в короткие сроки обучить необходимое количество

рабочих в связи с естественной их убылью, а именно: текучестью,

реконструкцией производства и другими причинами.

Обучение рабочих кадров на предприятии отличается тем, что рабочие в

большей степени овладевают практическими знаниями и навыками, чем учащиеся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.