реферат, рефераты скачать
 

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров


Изучение и обобщение передовых приёмов труда осуществляется

работниками служб научной организации труда, труда и заработной платы,

научно-технической информации и технологическими бюро цехов. После этого

составляется описание и передаётся в бюро подготовки кадров для организации

изучения опыта в школах.

Курсы бригадиров создаётся в целях повышения уровня знаний бригадиров,

повышения эффективности производства и качества продукции, анализа

результатов работы бригады, управление коллективом в условиях демократии, а

также для подготовки резерва бригадиров производственных бригад из числа

передовых, наиболее квалифицированных рабочих.

Численность группы от 10 до 30 человек. Продолжительность обучения на

курсах не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров – не менее 72

часов.

Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачётов или защитой

рефератов.

Собирая материалы для данной дипломной работы на заводе им. С. М.

Кирова, у меня сложилось впечатление, что руководители отдела кадров и

начальник бюро по подготовке кадров не понимают, что в условиях рыночной

экономики квалифицированные рабочие кадры – это одно из условий успешной

деятельности предприятия.

2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения

квалификации рабочих кадров на предприятии.

Всевозрастающая потребность в квалифицированных рабочих обуславливает

совершенствование системы подготовки кадров, нахождения новых путей

повышения её эффективности.

Следует иметь в виду, что использование средств, выделенных

предприятием на расширение подготовки кадров должно сосредотачиваться на

наиболее рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и

финансовых ресурсов, сокращении излишних издержек и потерь.

До середины 50-х годов ни отечественные, ни зарубежные экономисты

практически не обращались к проблеме экономической эффективности

подготовки, переподготовки и квалификации рабочих кадров. Только с бурными

темпами научно-технического прогресса возникла острая необходимость

соразмерить постоянно увеличивающиеся затраты на профессиональную

подготовку рабочей силы с экономическим эффектом[10], получаемым от этого

роста.

В масштабе всего общественного производства рост эффективности труда

проявляется в увеличении национального дохода, а по отношению к отдельному

работнику – в повышении производительности его труда.

Производительность труда рабочего определяется не только уровнем его

образования (общего и профессионального). Вместе с тем жизнь показала, что

на современных машинах и механизмах успешно могут работать лишь лица с

высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

На индивидуальную производительность труда рабочего оказывает влияние

ряд факторов, относящимся к физическим и духовным способностям индивида:

здоровье, возраст, стаж работы. Данное положение само по себе не вызывает

сомнений, но это не единственный фактор, способствующий росту

индивидуальной производительности труда при неизменных материальных

условиях. У большинства рабочих традиционных отраслей материального

производства производительность труда увеличивается по мере возрастания их

профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной

подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования

изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального

образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и

плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости

характером выполняемой работы.

Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной

подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на

производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный

контингент[11].

Однако, в современных условиях необходима оценка и социально-

экономической эффективности подготовки кадров. Вытекает необходимость

разработки новых методологических подходов, органично учитывающих сложную

взаимозависимость экономических и социальных показателей деятельности

личности.

Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены,

экономический результат всегда социально значен. Достижение высоких

экономических показателей создаёт объективные возможности для более полного

удовлетворения материальных и духовных потребностей; предоставление же

благоприятных условий для всестороннего развития личности повышает её

стремление к активному и высокоэффективному труду.

Признание взаимосвязи экономического и социального эффектов выдвигает

проблему определения способов оценки затрат и соответствующих результатов,

уточнение их содержания, факторов, влияющих на рост эффективности. Важной

задачей является выяснение принципиальной возможности количественного

измерения, т. е. формализация показателей экономической и социальной

эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих

кадров.

У отечественных и зарубежных учёных не существует единого мнения о

методах расчёта экономической и тем более социально-экономической

эффективности подготовки и переподготовки кадров, хотя попытки разработки

соответствующих методик принимались неоднократно. Наиболее известные работы

С. Г. Струмилина, американского экономиста Е. Денисона и Т. Шульца.

Повышение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации

рабочих кадров ведёт к росту эффективности производительности труда. Это

заметно как на уровне отдельного рабочего, так и рабочих коллективов. В

настоящее время имеется ряд методик определения влияния повышения

квалификации на рост производительности труда.

Используя методику, предложенную НИИ труда, попытаемся определить

влияние повышения квалификации рабочих на Гомельском станкостроительном

заводе им. С. М. Кирова на рост производительности труда.

В расчётах применим следующую формулу, позволяющую рассчитать

возможный рост производительности труда рабочих вследствие повышения уровня

их квалификации:

Пр = ( Рск – Рсн )( И ( У ( 100 ;[12]

где Пр – рост производительности труда вследствие повышения

квалификации рабочих;

Рск, Рсн – средний разряд рабочих соответственно на начало и конец

года;

И – разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором

происходит повышение тарифного разряда;

У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности

промышленно-производственного персонала.

Пр1995 = (3,5 – 3,4) ( 0,3 ( 5,18 ( 100 = 15,5 %

Пр1996 = (3,56 – 3,5) ( 0,3 ( 3,55 ( 100 = 6,4 %

Пр1997 = (3,68 – 3,56) ( 0,3 ( 4,99 ( 100 = 17,7 %

Из произведённых расчётов видно, что наибольшего роста

производительности труда в связи с повышением квалификации рабочих кадров

предприятие достигло в 1997 году.

Далее определим экономическую эффективность обучения на курсах

повышения квалификации путём расчёта срока окупаемости затрат:

[pic],[13]

где К – затраты на обучение;

1,05 – отношение прибавочного продукта к заработной плате;

12 – число месяцев в году;

С2, С1 – средняя зарплата рабочего до и после обучения на курсах.

[pic]

Выполненные расчёты показывают, что затраты, вкладываемые в повышение

квалификации рабочих кадров Гомельским станкостроительным заводом им. С. М.

Кирова окупятся в 1998 году за 10,3 месяца.

Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки

и повышения квалификации рабочих кадров.

3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация – это система совместных мероприятий

школы, внешкольных учреждений, производственных комплексов, родителей и

общественность по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии

в соответствии с признанием личности и потребностями народного хозяйства в

квалифицированных кадрах.

Профессиональная ориентация необходима для того, чтобы вовремя

заметить и развить потенциальные возможности молодёжи к труду, чтобы

растить таланты в различных областях науки и техники, производства и

культуры, чтобы обеспечить защищённость молодёжи в условиях рыночной

экономики.

Деятельность по профессиональной ориентации молодёжи преследует

несколько целей. Во-первых, она направлена на снижение диспропорции между

кадрами и потребностями народного хозяйства и профессиональными

ориентациями молодёжи. В принципе наличие такой диспропорции в определённых

размерах имеет даже положительное значение, ибо ведёт к организации

здорового конкурса между претендентами на престижные трудовые места. Отсюда

вторая функция профориентации – обеспечить соответствие между способностями

претендентов и требованиями профессий. Для этого нужно не только ознакомить

учащихся с будущей профессией, но и помочь понять себя, свои

направленности, испытать себя в выбранной профессии. В идеале

профориентационная деятельность должна быть организована таким образом,

чтобы к моменту выбора профессии профессиональный интерес у подростка был

сформирован.

Выбор профессии – процесс длинный и сложный. То, какую профессию

выберет вчерашний учащийся, зависит от многих факторов, и внешних, и

внутренних.

Обучение в школе создаёт благоприятные условия для подготовки

подрастающего поколения к труду и сознательному выбору профессии.

Школа является центром и ведущим звеном в профессиональной ориентации

учащегося. Она располагает большими возможностями для создания системы

подготовки молодого поколения к труду и сознательному выбору профессии. В

современных условиях педагогические коллективы должны исходить из того, что

удачный выбор профессии каждого юноши и девушки имел не только

государственное, но и личное значение. Поэтому в профориентационной работе

необходим личностный подход. Каждому учителю нужно постоянно изучать и

координировать профессиональные намерения учащихся, создавать условия для

развития склонностей и способностей каждой личности.

В условиях рыночной экономики школа должна резко повысить роль

педагогического коллектива в профориентации, преобразить её в неотъемлемый

элемент учебно-воспитательного процесса, умело использовать методы

психолого-педагогической диагностики. Можно выделить четыре основных этапа

целенаправленной подготовки к выбору профессии:

. на первом этапе осуществляется оценка способностей ребёнка и делается

предварительная ориентация на будущее;

. на втором – начинается постепенная профориентация, когда учащиеся

выбирают факультативы, кружки в соответствии со своими наклонностями

и развивают таким образом индивидуальные способности;

. на третьем – происходит собственно выбор профессии, когда учителя и

консультанты кабинета профориентации совместно с родителями

всесторонне оценивают информацию о наклонностях и способностях

школьника, дают рекомендации по выбору определённой профессии;

. на четвёртом – осуществляется адаптационная подготовка к избранной

профессии, консультативное воздействие.

В системе профессиональной ориентации в школе целесообразно

использовать такие активные формы профориентации, как конкурсы «В мире

профессий», «Кем быть и каким быть», «Кто больше и лучше знает о

профессиях?», написание сочинений о будущей профессии, читательские

конференции, встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым

династиям»[14].

Имеется и другой способ познакомить учащихся с мастерством работников

многих отраслей – это экскурсии на объекты народного хозяйства. Из

экскурсий учащиеся узнают о характере и содержании труда работников местных

предприятий и учреждений более 30 профессий и специальностей.

Расширение кругозора учащихся об отраслях и профессиях народного

хозяйства – важнейшее условие свободного выбора профессии. Информация в

виде бюллетеней или проспектов об учебных заведениях помогает выпускникам

школы выбрать пути реализации своих профессиональных намерений.

В последнее время в школах Республики Беларусь учащихся вовлекают в

разнообразные виды внеклассных занятий, общественно полезного и

производительного труда. Важно на практике проверить способности учащихся,

привить им умения и навыки труда работников избираемых профессий. Массовые

и индивидуальные формы внеклассных занятий развивают у учащихся творческие

способности, формируют профессиональные направленности и подводят к выбору

профессии и профессиональному обучению. Нередко активные участники

технического творчества и опытничества становятся квалифицированными

рабочими, специалистами различных отраслей народного хозяйства.

Важным подразделением школы по профессиональной ориентации учащихся

является учебно-методический кабинет. В современных условиях воспитания и

подготовки учащихся к выбору профессии требуют совершенствования и

улучшения работы кабинета.

В «Положении об учебно-методическом кабинете профессиональной

ориентации в средней общеобразовательной школе» признано целесообразным

создание учебно-методических кабинетов в межшкольных учебно-

производственных комбинатах и в неполных средних школах.

Основные функции этих кабинетов следующие: иллюстративно-

пропагандистская, справочно-информационная, консультационная,

организаторская и методическая.

Учебно-методический кабинет как центр профориентационной работы

должен помогать педагогическому коллективу школы создавать необходимые

условия для профориентации учащихся, объединять деятельность всех

подразделений школы, внешкольных учреждений и общественности в решении

задач подготовки молодёжи к труду и сознательному выбору профессии.

Системный подход к профессиональной ориентации предполагает

взаимодействие разнообразных средств влияния на самоопределение школьников.

Поэтому профориентационная работа будет результативной при условии

координации деятельности всех подразделений школы, внешкольных учреждений,

производственных коллективов, родителей, общественности (Рис. 3.1.)[15].

Поскольку профессиональная структура народного хозяйства очень сложна,

то одной школе трудно давать учащимся рекомендации по отдельным профессиям.

В решении задачи по ориентации учащихся на рабочие профессии успех в

большей степени зависит от участия профессионально-технических училищ и

предприятия, от их тесного сотрудничества со школой. В сложившейся

ситуации, когда лишь около 3 % учащихся 9 – 11 классов Гомельской области

намерены на трудоустройство на рабочие профессии, только общими усилиями

можно добиться целенаправленной ориентации молодого поколения на рабочие

профессии, необходимые региону[16].

Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональной

ориентации учащихся должна носить планомерный, комплексный и

целенаправленный характер, осуществляться дифференцированно по отношению к

разным возрастным группам.

Целенаправленность профориентационной работы предусматривает

потребности в кадрах и на ряду с общим ознакомлением молодёжи с профессиями

народного хозяйства работу по воспитанию интереса к конкретным рабочим

профессиям, в частности к тем, по которым ведётся подготовка в ПТУ. В

школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может

быть описана история училища и предприятия, созданы стенды с описанием

профессий, нужных производству.

В совместной работе школ, ПТУ и предприятия нельзя ограничиваться

разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых дверей, отдельные

встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа по

профориентации и молодёжи.

В сложившейся ситуации на Гомельском станкостроительном предприятии

им. С. М. Кирова, где удельный вес рабочих от 16 до 24 лет к общей

численности рабочих за последние три года в среднем составляет 7,3 % или 78

человек, руководство отдела кадров и бюро по подготовке кадров необходимо

улучшать профориентационную работу в школах города. Начальнику бюро по

подготовке кадров необходимо учитывать , что эффективность профориентации

зависит от соблюдения таких условий, как непрерывность работы, максимальное

использование традиций школы, предприятия, тесный контакт коллективов школы

и предприятия.

Для обеспеченности производства более профессионально подготовленными

юношами и девушками с точки зрения их подготовленности к труду, сотрудники

по подготовке кадров завода им. Кирова должны заранее разрабатывать

мероприятия по профориентации на рабочие профессии.

В целях координации профориентационной работы важно разрабатывать

совместные планы работы предприятия со школой, предприятия с ПТУ, на базе

которого готовят специалистов, в которых нуждается предприятие.

Целесообразно создать при заводе Совет по профориентации. Работа

такого Совета может предусматривать совместную деятельность школ и

предприятия, а именно:

Широкое и целенаправленное ознакомление учащихся с нужными для

предприятия рабочими профессиями на уроках, экскурсиях, во время

внеклассных и внешкольных занятий;

Систематическое педагогическое и психофизиологическое изучение

учащихся, их интересов и склонностей;

Изучение процесса профессиональной адаптации молодых рабочих на

предприятии и разработка мер, содействующих включению молодёжи в трудовой

коллектив;

Изучение эффективности совместной работы школ и трудовых коллективов

по профессиональной ориентации;

Оказание помощи школам в проведении профессиональных консультаций. С

этой целью необходимо проводить беседы с учащимися школ о конкретной

специализации, оформлять стенды и рекламные буклеты.

|Учителя | |Классные| |Вспомога| |Трудовое| |Ученичес| |Трудовые | |Внешколь| |Родители и|

| | |руководи| |тельные | |обучение| |кие | |объединени| |ные | |общественн|

| | |тели | |службы | | | |организа| |я учащихся| |учрежден| |ость |

| | | | | | | | |ции | | | |ия | | |

| |

|Математи| |I – IV | |Учебно-м| |В школе | |Админист| |Ученическа| |Дом | |Родительск|

|ка | | | |етодичес| | | |ративные| |я | |пионеров| |ий комитет|

| | | | |кий | | | |организа| |производст| | | | |

| | | | |кабинет | | | |ции | |венная | | | | |

| | | | | | | | | | |бригада | | | | |

|Физика | |V – VII | | | | | | | | | | | |Производст|

| | | | | | | | | | | | | | |венный |

| | | | | | | | | | | | | | |коллектив |

|Химия | |VIII – | |Медицинс| |На УПК | | | |Летний | |Станции | | |

| | |IX | |кая | | | | | |трудовой | |юных | | |

| | | | |служба | | | | | |отряд | |техников| | |

|Биология| |X – XI | | | | | |Обществе| | | | | |Общественн|

| | | | | | | | |нные | | | | | |ые |

| | | | | | | | |объедине| | | | | |организаци|

| | | | | | | | |ния | | | | | |и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.