реферат, рефераты скачать
 

Бизнес-план производственного предприятия


- отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов

рынков (необходимая потребность в продукции и степень

удовлетворения потребности с учетом демографических факторов,

географического месторасположения, сезонных тенденций);

- размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей,

годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров

рынка);

- проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория,

обоснование масштабов проникновения);

- важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных

предполагаемых рынках;

- второстепенные рынки и их основные характеристики;

- установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность

приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление

информации покупателям;

- цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки

решений, ответственность и право выбора окончательного решения –

администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;

- время между моментом размещения заказа и моментом поставки

продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших

партий продукции).

Желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам,

публикациям, правительственным документам и др.).

Во второй части раздела необходимо дать описание существующей

конкуренции на рынке:

- тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка);

существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная конкуренция

(время существования «окна возможности» до возникновения новой

конкуренции в результате появления конкурента);

- конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) –

способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на

рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения,

ведущие сотрудники предприятия;

- важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности

предприятия;

- препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие

работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и

товарные знаки);

- законодательные ограничения (подкрепленные законом требования

потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения

требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с

удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в

законодательных требованиях;

- факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение

потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления

услуг, подбор кадров, географическое месторасположение).

В третьей части раздела необходимо привести результат анализа

конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают

значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга

и используются при формировании плана производства. Анализ

конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям

потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с

общепринятыми методиками. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами

определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом

приближении цена на продукцию (услуги). В следующей части приводится

описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены на

продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и

оценка издержек предприятия на производство и реализацию продукции.

Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в

основном, два фактора:

- тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок,

монополистический рынок);

- характер целей предприятия, основными из которых являются:

максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на

рынке, завоевание лидерства по качеству продукции.

На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка,

описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.

В данной части раздела описывается:

- стратегия проникновения на рынок;

- стратегия роста;

- стратегия приобретения (других предприятий);

- стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;

- каналы распределения продукции;

- условия оплаты продукции: процент продаж в кредит, с авансовым

платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и

т.д.;

- величина запаса готовой продукции на складе;

- время задержки платежей за реализованную продукцию;

- инфляционные характеристики и др.;

- сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и

внешнем рынке.

Производство и распределение

Главная задача раздела – показать потенциальным партнерам, что

предприятие в состоянии реально производить определенное количество товаров

в необходимые сроки и с требуемым качеством. Данные этого раздела бизнес-

плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных

предприятий – на 4-5 лет.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется

на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей

предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Для

описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:

- структура производства, планируемого к использованию в рамках

инвестиционного проекта;

- технологическая схема;

- схема распределения производственного процесса в пространстве и

времени;

- инфляционные характеристики;

- трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных

производственных рабочих;

- данные о квалификации персонала;

- структура персонала и виды затрат на персонал;

- перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество

и стоимостные характеристики;

- основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий,

объемы и условия поставок;

- необходимое количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д.

и стоимость единицы их потребления;

- перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления

процесса производства и реализации продукции;

- объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта,

тарифы по перевозкам;

- затраты по перечисленным позициям.

Необходимо также предусмотреть затраты, связанные с утилизацией

отходов и охраной окружающей среды. Учесть любые правительственные, местные

нормативные акты, касающиеся предлагаемого бизнеса, включая законы,

лицензии, требования регистрации в местных или центральных органах власти и

т.п. Отметить любые нормативные акты, которые могут влиять на характер и

сроки открытия и функционирования предприятия.

Управление и контроль

В разделе дается описание концепции и структуры управления проектом

(или организационная схема по структуре предприятия), а также как будут

распределены роли между основными членами управленческой команды и как они

взаимодополняют друг друга. Здесь необходимо привести схему организационной

структуры компании. Инвесторы, зарубежные партнеры хотели бы видеть

управленческую команду, в которой были бы на равных представлены как

административные навыки, так и навыки в управлении финансами, маркетингом,

производством.

Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь:

- Устав предприятия;

- Положение о Совете директоров (собственников);

- перечень основных подразделений предприятия, участвующих в

реализации проекта, их функции;

- взаимодействие подразделений между собой;

- распределение обязанностей в группе управления;

- подробное описание членов группы управления – Ф.И.О., квалификация,

вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе

оплаты труда данного управляющего.

В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы

организуемой в рамках реализации проекта, структуры (предприятия) с четким

обозначением прав собственности и распределения прибыли.

Анализ рисков проекта

В разделе описывается вероятность наступления неблагоприятного

события, которое может привести к потере части ресурсов предприятия,

сокращению доходов или появлению дополнительных расходов в результате

производственной и финансовой деятельности. Поэтому при разработке бизнес-

плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации.

Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого

является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых

возникает риск. Количественный анализ предполагает определение доли

факторов риска, что является более сложной задачей.

Количественный анализ можно провести, используя различные методы,

главными из которых являются: статистический, анализ целесообразности

затрат, метод экспертных оценок, метод использования аналогов,

аналитические методы.

Предприятие для уменьшения риска может использовать различные

аналитические методы, позволяющие повысить надежность результатов

инвестиций: метод математической статистики, экономико-математическое

моделирование, анализ чувствительности.

Последний часто используется экспертами, поскольку позволяет

специалистам по проектному анализу учесть риск и неопределенность. Целью

анализа чувствительности является определение степени влияния критических

факторов на финансовые результаты проекта. В качестве ключевого показателя,

относительно которого проводится оценка, выбирается один из интегральных

показателей эффективности (срок окупаемости проекта, индекс прибыльности,

чистый дисконтированный доход или внутренняя норма рентабельности). В

процессе анализа чувствительности изменяются значения выбранного

критического фактора и, при прочих неизмененных параметрах, определяется

зависимость значения ключевого показателя эффективности проекта от этих

изменений.

Как правило, критическими факторами являются: объем сбыта продукции

предприятия, цена продукции, издержки производства, время задержки платежей

за реализованную продукцию, условия формирования запасов (производственных

запасов сырья, материалов и комплектующих изделий, а также запасов готовой

продукции) – условия формирования капитала, показатели инфляции и др.

В результате определения чувствительности проекта к критическим

факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по

уменьшению риска, и устанавливается оптимальный вариант реализации проекта.

Финансовый план

Раздел просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта

продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков

(поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое

состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем

предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными

документами:

- балансовой ведомостью. Балансовая ведомость представляет финансовые

условия компании к определенной дате. Она детально описывает

элементы собственности компании (активы) и величину обязательств

(пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее

ликвидность. Этот документ необходимо составлять на 3-4 года

вперед;

- отчетом о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и

убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана.

Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные

затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по

крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный

перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о

прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все

основные моменты, которые могут дать снижение продаж от

проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В

наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках

включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую

прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки;

- отчетом о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных

потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по

крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время

ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и

сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности

в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено

дополнительное финансирование (через акционерное финансирование,

банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на

каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на

конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать

вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия,

реализующего проект, в конкретный период времени.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность

предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно

определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период

времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток

денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в

динамике от периода к периоду.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых

ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто

используемые в практике промышленных предприятий следующее:

- получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее

распространенная и предпочитаемая форма финансирования в

первоначальный период реализации крупных проектов);

- долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в

коммерческих банках, кредиты в государственных структурах,

ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);

- лизинговое финансирование.

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для

покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период

времени проекта.

Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и

дана оценка последствий ее применения.

Система показателей эффективности проекта представляется двумя

группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и

показатели эффективности инвестиций, рассчитанные по выбранной ставке

дисконтирования.

Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной

деятельности предприятия в ходе реализации проекта: прибыльность проекта,

рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности и

финансовой устойчивости.

Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в

проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс

прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма

рентабельности.

При расчете данных показателей часто вызывает затруднения у

разработчиков проекта выбор ставки дисконтирования, поскольку отсутствуют

методики по ее определению. При назначении ставки дисконтирования обычно

ориентируются на существующую или ожидаемую ставку по банковским кредитам

или депозитам или на субъективную оценку, основанную на опыте инвестора.

Приложения

В раздел включаются документы, которые могут служить подтверждением

или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К

таковым могут относиться:

- копии всех относящихся к делу контрактов;

- копии деловых соглашений;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов;

- фотографии или видеоролик образцов продукции;

- список основных клиентов с указанием объемов годовых продаж и их

условий;

- список основных поставщиков с указанием объемов закупок и их

условий;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и

безопасности;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

- любые патенты и авторские права, которыми владеет предприятие;

- любые другие относящиеся к делу официальные документы.

Приведенные рекомендации по построению разделов бизнес-плана относятся

к достаточно сложному случаю компании, которая намерена производить новый

продукт, и ищет финансирования или партнеров под свой проект. В реальности

бизнес-план торговых, посреднических и подобных им компаний и проектов

оказываются намного проще. В этих случаях не нужен такой раздел, как план

производства. Кроме того, упрощается и исследование, посвященное анализу

рынка, и снижается связанный с этим риск.

В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и

начинающим, и уже опытным руководителям составлять достаточно убедительные

бизнес-планы.

В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под

силу лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении,

финансах, маркетинге). На Западе при составлении бизнес-планов даже

небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных

документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из

опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный

бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его

составлении средств.

2. Характеристика производственного предприятия ООО «Украина»

2.1. Организационно правовая форма и структура управления предприятием

Общество с ограниченной ответственностью «Украина» было

зарегистрировано 15 января 1997 года Ленинским райсоветом г. Севастополя.

Предприятие было создано двумя физическими лицами на основании Закона

Украины «О хозяйственных обществах». Для регистрации предприятия были

подготовлены следующие документы:

- Устав общества (Приложение 1);

- Учредительный договор;

- Протокол собрания учредителей.

Учредителями ООО «Украина» являются физические лица: Греков Андрей

Владимирович и Островский Виктор Александрович. Уставный фонд общества

сформирован за счет денежных взносов учредителей, на момент регистрации

составлял 37500 грн. и распределен между учредителями в равных долях.

Преимущества такой формы хозяйствования состоит в том, что участники

общества несут ответственность ограниченную своими вкладами при общем

экономическом интересе.

Юридический адрес ООО «Украина»( ул. Гоголя, 36/18. Общая площадь,

занимаемая им составляет 50 кв.м, из неё на долю производственных площадей

приходится 20 кв.м, а непроизводственных – 30 кв.м. Производственный

участок предприятия расположен на арендуемых специализированных площадях

совхоза «Северный Крым».

ООО «Украина» имеет линейную производственную структуру управления

/рис. 2.1/. Каждый работник предприятия подчинен только одному

руководителю и, следовательно, связан с вышестоящим органом через него. В

данной структуре разделение системы управления на составные части

осуществляются по производственному признаку с учетом степени концентрации

и специализации производства, а также технологических особенностей. Система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.