реферат, рефераты скачать
 

Разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия


эффективности деятельности предприятия.

Для различных целей анализа и диагностики финансово-хозяйственной

деятельности предприятия применяют различные группы показателей.

1. Показатели использования материальных оборотных средств.

К ним относятся показатель оборачиваемости материальных запасов в

днях и коэффициент маневренности.

Оборачиваемость материальных запасов в днях - отношение суммы

материальных запасов к однодневному обороту по реализации:

Омз=Материальные запасы / Объем продаж / 360

С помощью данного соотношения устанавливается число дней,

приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение данного

показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия.

Высокое значение показателя может означать, что предприятие имеет больше

материальных запасов, чем ему необходимо, либо испытывает трудности со

сбытом продукции. Для получения более точного результата в числителе

формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период.

Коэффициент маневренности - отношение оборотного капитала (текущих

активов) к собственному капиталу предприятия (в процентах)

|Км = | Текущие Собственный |

| |активы капитал |

Данный коэффициент показывает долю собственного капитала

предприятия, находящегося в такой форме, которая, позволяет свободно им

маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий,

изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование,

осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о

финансовой независимости предприятия, т.е. о способности предприятия не

оказаться в положении банкротства в случае длительного технического

перевооружения или трудностей со сбытом продукции. Чем выше данный

коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и

оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического

прогресса.

2. Показатели платежеспособности.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость

предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными

денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния

предприятия, его устойчивости.

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с

целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних

инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться

в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые

хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о

финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении

ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его

общие активы превышают его внешние обязательства. Таким образом, чем больше

превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень

платежеспособности.

Для измерения уровня платежеспособности используют специальный

коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного

(акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах (в

процентах):

|Кп = | Собственный Общие |

| |капитал обязательства |

Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный

финансовый риск и хорошие возможности для привлечения средств со стороны.

Изменения в уровне коэффициента платежеспособности могут свидетельствовать

также о расширении или сокращении деятельности корпорации (ее деловой

активности).

При определении платежеспособности предприятия всегда необходимо

анализировать финансовую структуру источников его средств, т.е. из каких

средств финансируются его активы. Показатель, отражающий состояние

финансовых средств предприятия получил название финансового отношения и

определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних

обстоятельств:

|ФО = | Собственный Внешние |

| |капитал обязательства |

Теоретически считается нормальным соотношением между собственным

капиталом и внешними обязательствами 2:1, при котором 33% общего

финансирования осуществляется из заемных средств.

Частный вариант финансового отношения - отношение собственного

капитала к размеру долгосрочных обязательств:

|ФО = | Собственный Долгосрочные |

| |капитал обязательства |

Высокое значение данного показателя характеризует низкий риск

банкротства и хорошую платежеспособность.

Уровень возврата долгосрочных обязательств - отношение операционной

прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов:

|Ув = | Операционная Выплачиваемые |

| |прибыль проценты |

Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов

и низкую вероятность неплатежеспособности (банкротства).

3. Показатели прибыльности (рентабельности).

Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются

наиболее общими показателями прибыльности предприятия. Однако при

проведении финансового анализа важно знать, насколько эффективно

(прибыльно) использовались все средства, обеспечившие получение конкретного

дохода. Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются

следующие показатели.

Прибыль на общие инвестиции - отношение прибыли до вычета налогов и

суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим

инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал) (в

процентах). Данный коэффициент показывает, насколько эффективно

использовались инвестированные средства, т.е. какой доход получает

предприятие на 1 денежную единицу (ден.ед.) инвестированных средств:

[pic]

Этот показатель также характеризует эффективность управления

инвестированными средствами и косвенно - опыт и компетенцию руководства.

Поскольку сумма уплачиваемых налогов устанавливается государством и не

зависит от конкретного предприятия, наиболее точным показателем

прибыльности предприятия является прибыль до вычета налогов. Кроме того,

прибыль должна включать компенсацию по выплате процентов по долгосрочным

обязательствам, так как размеры процентных ставок также устанавливаются вне

предприятия. Данные обязательства отражены в числителе приведенной формулы.

Некоторые финансовые аналитики используют показатель чистой прибыли в

числителе данной формулы, определяя тем самым эффективность общих

инвестиций.

Прибыль на собственный капитал- отношение чистой прибыли к

собственному капиталу (в процентах):

Пск = Чистая прибыль / собственный капитал

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался

собственный капитал, т.е. какой доход получило предприятие на 1 денежную

единицу собственных средств. Данный показатель особенно важен для

акционеров, так как характеризует уровень эффективности использования

вложенных ими денег, а также служит основным критерием при оценке уровня

котировки на фондовой бирже акций данного предприятия.

Прибыль на общие активы - отношение чистой прибыли к общий сумме

активов (в процентах):

Поа = Чистая прибыль / общие активы

Этот показатель служит измерителем эффективности использования всех

активов (фондоотдачи), которыми обладает предприятие, т.е. какой доход

получен на 1 денежную единицу активов. Следует отметить, что если прибыль

на активы меньше процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация

должна рассматриваться как неблагополучная.

Коэффициент валовой продукции - отношение разницы между объемом

продаж и их себестоимостью к объему продаж (в процентах):

Квп = [pic]

Данный коэффициент показывает предел “общей прибыли”, т.е. долю

валовой прибыли, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж (реализованной

продукции). Он позволяет определить величину чистой прибыли, которая

остается после вычета из стоимости реализованной продукции, расходов на

выплату налогов и процентов за кредит, покрытие операционных расходов.

Определив данный показатель, можно легко найти долю себестоимости

продукции, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж. Коэффициент валовой прибыли

отражает взаимодействие нескольких факторов, таких как цена, объем

производства и стоимости. Его повышение может являться следствием снижения

себестоимости продукции, либо свидетельствовать о благоприятной конъюнктуре

рынка.

Прибыль на операционные расходы - отношение операционной прибыли к

объему продаж (в процентах):

Пор = [pic]

Это показатель величины операционных расходов, приходящихся на 1

ден. ед. продаж.

Прибыль на продажи - отношение чистой прибыли к объему продаж:

Пп = [pic]

Данный коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного

предприятием на 1 ден. ед. реализованной продукции.

4. Показатели эффективности использования активов.

Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами

эффективности, так как они служат измерителями уровня эффективности

использования активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следующие

коэффициенты.

Оборачиваемость материальных запасов - отношение объема продаж к

величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых

материальными запасами в год:

Омз = [pic]

Высокое значение этого показателя считается признаком финансового

благополучие, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение

объемов продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот

коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8),

ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу, так как это может

означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого

будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может

являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом

о возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного

результата в знаменателе данной формулы часто используют среднюю величину

товарных запасов за рассматриваемый период.

Некоторые финансовые аналитики предпочитают использовать в

числителе формулы показатель себестоимости продаж вместо показателя объема

продаж. Резон такого подхода состоит в том, что себестоимость продаж и

уровень запасов измеряются в оптовых ценах (т.е. не включает продажных и

налоговых надбавок и наценок, в то время как объем продаж содержит их). При

таком подходе приведенная формула будет иметь следующий вид:

Омз = [pic]

Коэффициент эффективности использования текущих активов - отношение

объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам)(в процентах):

Эта = [pic]

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции

реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.

Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала

- отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы

минус текущие обязательства) (в процентах):

Эчок = [pic]

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции

реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.

Коэффициент эффективности использования основных средств -

отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества показывает,

сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. основных

средств (в процентах):

Эос = [pic]

Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и

зависит от капиталоемкости производства.

Коэффициент эффективности использования общих активов - отношение

объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):

Эоа = [pic]

Чем выше значение последних двух коэффициентов, тем более

интенсивно, а следовательно, и эффективно используются производственное

оборудование и другие виды активов.

Общий уровень финансово-хозяйственного состояния предприятия можно

оценить по шкале: а) благоприятное; б) удовлетворительное; в)

неудовлетворительное; г) критическое. Для качественной оценки основных

позиций могут быть использованы такие характеристики, как высокий,

нормальный и низкий уровень. Значения коэффициентов можно оценивать

интервальным способом: те, которые попадают в интервал, - нормальные, а те,

которые оказываются за его пределами, - высокие или низкие. Базу для выбора

интервала составляют среднеотраслевые, а также лучшие и худшие показатели в

отрасли. [5]

1.7.2. Организация анализа деятельности предприятия.

Повышение эффективности хозяйствования во многом зависит от

особенности, своевременности и целесообразности принимаемых управленческих

решений. Все это может быть достигнуто в процессе анализа. Однако только

правильно организованная работа по аналитическому исследованию результатов

может обеспечить его действенность и эффективность, основательно повлиять

на ход хозяйственных процессов. Поэтому организация анализа на предприятиях

должна соответствовать ряду требований. Среди них в первую очередь нужно

отметить научный характер анализа. Практически это означает, что он должен

основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с

учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия,

проводится с использованием научно-обоснованных методик.

Проведение анализа должно стать органической частью служебных

обязанностей каждого специалиста, руководители разных уровней хозяйства,

обязанностью всех служащих, которые имеют отношение к принятию

управленческих решений. Отсюда еще один важный принцип организации анализа

- обоснованное распределение обязанностей по отдельными исполнителями от

того, насколько рационально это распределение, зависит не только полнота

охвата объектов анализа, но и исключает возможность многократного

проведения одних и тех же исследований разными лицами. Это способствует

более эффективному использованию рабочего времени специалистов и

обеспечивает комплектность анализа.

Аналитическое решение должно быть эффективным, это значит, что

затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине

анализа и его комплексности. С этой целью при его проведении должны широко

использоваться передовые методики, средства, которые облегчают работу

аналитика. Это прежде всего национальные методы сбора и хранения данных,

внедрение в практику анализа ПЭВМ и других технических средств, оргтехники.

Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии

является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает

разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных

форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание

типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ,

единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость

результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает

объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений,

уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его

эффективности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие

организационные этапы.

1. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их

исследование и распределение обязанностей между отдельными исследователями.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение анализа.

4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования.

5. Оформление результатов анализа.

6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по

результатам анализа. [2]

1.7.3. Антикризисное управление предприятием.

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур -

непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма.

Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание

этих структур - задача значительно более сложная и важная. Решению именно

этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением.

Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса,

либо управление, направленное на выход организации из кризисного состояния,

в котором оно находится. По определению Градова, антикризисное управление -

это:

1) анализ состояния макро- и микросреды и выбор

предпочтительной миссии фирмы;

2) познание экономического механизма возникновения кризисных

ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с

целью раннего обнаружения “слабых сигналов” об угрозе приближения кризиса;

3) стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка

стратегии предотвращения ее несостоятельности;

4) оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и

выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

5) разработка предпочтительной политики поведения в условиях

наступившего кризиса и вывода из фирмы;

6) постоянный учет риска предпринимательской деятельности и

выработка мер по его снижению. [6]

Банкротство предприятия является результатом одновременного

совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля

“вклада” которых может быть различной. Банкротство предприятия является

результатом одновременного совместного негативного действия внешних и

внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Так, по

имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политикой и

экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на

2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть международными и

национальными. 90% различных неудач малых американских фирм связывают с

неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его

несоответствиям изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что

ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений,

невозможности приспособления к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно

предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их

устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного

ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не

имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими

показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному

исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и

акционеров, так и заказчиков и кредиторов.

Источником информации - для подобной диагностики может служить

официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с

данными за несколько отчетных периодов. В состав бухгалтерской отчетности,

представляемой предприятием налоговым органам, входят: “баланс предприятия”

(формы № по ОКУД), “отчет о финансовых результатах и их использовании”

(форма №2), “справка к отчету о финансовых результатах и их использовании”

(справка к форме №2), “Приложение к балансу предприятия” (форма №5).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.