реферат, рефераты скачать
 

Управление Персоналом


стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном

плане, но дающий преимущества во времени стратегического реагирования.

Используется в условиях острого дефицита времени и только в тех случаях,

когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не

требуется.

Наибольшие трудности в использовании этого метода заключаются в:

. отсутствии до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его

осуществление (чрезвычайно высок риск неудачи нововведений);

. неспособности предвидеть источники и силу сопротивления (возникает

замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки. Изменение

изначально обречено на провал);

. неспособности устранить первопричину сопротивления;

. преждевременных структурных переменах (замедляются темпы изменения);

. игнорировании указаний по внедрению изменений (саботируются

изменения);

. непонимании необходимости повышать компетентность и созидать новый

управленческий потенциал (изменения приносят в жертву текущим

производственным проблемам, снижается качество стратегических

решений).

Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо (хотя

бы задним числом) проанализировать настроение персонала и выявить

потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.

Метод адаптивных изменений.

В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем

постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом

руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В

любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое, все же будет.

Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в

руководстве. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях,

когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная

мотивация к внедрению нововведений, сформирован соответствующий образ

мышления.

Метод полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность (тенденции)

или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности

в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод

может быть неэффективен.

Управление кризисной ситуацией.

Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится

в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее

существованию и она оказалась в жестоком цейтноте. Когда наступает подобный

явный кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В этой

ситуации первоначальная задача высшего руководства — не борьба с

сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода

из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.

Для предотвращения паники в ситуации, когда кризис неизбежен,

руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие

действия:

. постараться убедить в неизбежности кризиса и принять предупредительные

меры;

. не “зацикливаться” на неизбежности кризиса, готовить себя к роли

“спасателя”, когда кризис наступит;

до настоящего кризиса создать искусственный, придумав “внешнего

врага”, угрожающего существованию администрации: поведение инициатора

искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические

последствия, ведь созданный искусственно кризис может и не превратиться в

реальный. Этот метод существенно снижает сопротивление, формируется

поддержка решениям, что увеличивает шансы на успешный выход из реальной

Управление сопротивлением (метод “аккордеона”).

Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами

проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в

сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность

процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием

срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением

срочности — к адаптивному методу осуществления изменений.

Свойство адаптивности процесса изменений приобретается благодаря

использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяется на

этапы, завершающиеся реализацией определенной программы внедрения. При

использовании этого подхода сопротивление минимально контролируется с

помощью разработанной “стартовой площадки” — первого подразделения,

включившегося в изменения. Затем последовательно применяются все новые и

новые виды мотивации, включающие и подкрепляющие реально

продемонстрированные сотрудниками изменения. Далее в ходе планирования

разрабатывается сам процесс внедрения с учетом возможных вариантов развития

ситуации.

Метод эффективен, если спонтанные явления во внешней среде не

одиночные, а повторяющиеся, и администрации необходимо создать постоянный

управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на

изменения.

Недостатки метода: значительная сложность, постоянное внимание со

стороны высшего руководства, необходимость уметь планировать действия в

трудно прогнозируемых ситуациях.

Сравним описанные методы:

|Метод |Условия |Преимущества |Недостатки |

| |применения | | |

|Принудительный |Большая |Быстрота |Большое |

| |срочность |изменений |сопротивление |

|Адаптивный |Небольшая |Слабое |Медленность |

| |срочность |сопротивление | |

|Кризисный |Угроза |Слабое |Жесткий дефицит |

| |существования |сопротивление |времени |

| | | |Риск неудачи |

|Управление |Средняя |Слабое |Сложность |

|сопротивлением |срочность |сопротивление | |

| | |Подгонка к | |

| | |моменту | |

Неуместное и несвоевременное использование методов реорганизации может

стать причиной срыва стратегически важных организационных нововведений.

Поэтому руководству организации необходимо иметь инструмент для адекватной

оценки ситуации и выбора оптимальных вариантов в реализации организационных

нововведений в систему управления. При этом следует учитывать два основных

параметра:

· временной горизонт (степень неотложности организационных

нововведений, имеющийся временной ресурс для их успешной реализации);

· профессиональная, психологическая, техническая готовность персонала

к стратегически важным изменениям в этой организации.

Для оценки временного горизонта необходимы квалифицированные прогнозы

развития ситуации в организации и вокруг нее.

При оценке уровня готовности организации к освоению новых

управленческих технологий необходимо провести диагностику характеристик

организационной культуры, социально-психологического статуса персонала, его

технической оснащенности.

Этапы реорганизации

Этап 1. Создание образа “желаемого будущего” — того, к чему должна

стремиться организация. Формирование этого образа важно совместить с

организацией так называемой “стартовой площадки”. В ее рамках целесообразно

приступить к формированию комплексной аналитической группы как одной из

первых управленческих команд, способной давать квалифицированные прогнозы

развития ситуации в организации и вокруг нее, имеющей возможность

накапливать и оперативно обрабатывать необходимую информацию для

достоверности своих выводов.

Аналитическая группа должна:

. провести диагноз ситуации, сложившейся в организации и вокруг нее;

. разработать схему преодоления вероятного сопротивления;

. выбрать подходящий метод;

. выявить и мобилизовать всех желающих и способных участвовать в

подготовке реорганизации;

. создать атмосферу поддержки со стороны других сотрудников и особенно

руководства;

. организовать помощь внешних консультантов.

Этап 2. Планирование процесса реорганизации. Необходимо показать пути

перехода от существующей ситуации к “желаемому будущему”.

В рамках этого этапа должны произойти:

. перераспределение приоритетов в деятельности организации (выделение

основных процессов и вспомогательных процессов, обеспечивающих

эффективное функцинирование, разработка стратегий достижения

эффективного функционирования, разработка кадровых программ

обеспечения реорганизации);

. направление деятельности администрации на решение приоритетных проблем

(стратегический контроль за перспективой, а не за прошлой

деятельностью);

. формирование программы проведения реорганизации.

Этап 3. Начало изменений. Начало организационных изменений

целесообразно закрепить, например, созданием экспериментального участка.

Наиболее важно создание конкурентной среды для персонала предприятия.

Конкуренция даст возможность выявить сотрудников, способных включиться в

реорганизацию в активной позиции, разработчика, лидера, организатора и т.д.

Существенное внимание руководство должно уделить тому, чтобы оградить

процессы стратегического изменения от конфликтов с текущими делами. Для

этого необходимо:

. четко разделить ответственность за поддержание функционирования и

реорганизацию;

. финансировать внедрение изменений отдельно от финансирования

репродуктивной части работы организации;

. разработать гибкую систему стимулирования и вознаграждать за успешную

работу по стратегически важным направлениям.

Этап 4. Поддержка реорганизации. Необходимость включения в

реорганизацию все большего числа разного персонала. Важно максимально

расширить реорганизацию, а для этого следует:

. наладить обучение персонала;

. привлечь экспертов к принятию решений;

. постоянно информировать всех заинтересованных лиц;

. контролировать совместимость задач с профессиональным уровнем

исполнителей;

. обеспечить управленцам возможность влиять на процесс принятия решений

по вопросам, относящимся к их непосредственной деятельности.

Этап 5. Мобилизация. Переход от активного внедрения к естественному

проведению реорганизации. Происходит мобилизация всего персонала на работу

по-новому. Если и остаются “оппозиционеры”, то это, как правило, работники

среднего звена управления. Ускорить их включение или вывод за пределы

предприятия может такая кадровая программа, как конкурс на замещение

должностей. Всем кандидатам конкурса важно дать возможность представить

альтернативные проекты, уже детерминированные программой реорганизации.

Этап 6. Обновление. Организация достигает поставленных целей и живет в

соответствии со сформулированным видением.

Таким образом, сталкиваясь с необходимостью проведения изменений, следует

учитывать ситуацию в организации, время на изменения и особенности

персонала. На основании этих данных необходимо выбирать тот способ

изменений, который будет адекватен сложившейся ситуации, и планировать

этапы проведения изменений, максимально привлекая к этому работоспособный

персонал.

ВЫВОДЫ

1. Вопросы оптимизации кадрового состава особенно важны для

организаций, проходящих фазы кризиса или спада или находящихся в ситуации

роста.

2. Для оптимального использования кадрового потенциала важно провести

организационно-кадровый аудит, разработать программу реорганизации, выбрать

наиболее эффективные методы руководства персоналом.

3. В ситуации кризиса обостряются вопросы, связанные с эффективностью

деятельности команд, адекватностью типу команды, составу персонала и типу

организационной культуры.

4. Для сохранения устойчивости организации важно правильно провести

процедуры сокращения персонала, избежать возможного в такой ситуации

ухудшения социально-психологического климата.

ЧАСТЬ 3. расчётно-эксперементальная

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

В условиях роста ООО «НОРД» одним из ключевых факторов успеха является

наличие эффективной команды, которая способна решать новые задачи в

постоянно изменяющейся внешней среде. Некоторые собственники пытаются в

такой ситуации сосредоточить все управление в своих собственных руках.

Однако чем успешнее рост, тем более ощущается невозможность управлять

динамично растущей компанией узким кругом партнеров и тем более в одиночку.

Более того, долгосрочный рост компании не должен зависеть от возможностей и

здоровья одного человека. Именно поэтому формирование эффективной команды

стало на сегодняшний день одной из ключевых задач руководителя ООО «НОРД».

И здесь генеральному директору ООО «НОРД» пришлось столкнуться с целым

рядом проблем:

- дефицит специалистов, которым руководитель доверяет и готов передать

решение части важных управленческих задач;

- сложность создания единой команды из высококлассных, но никогда ранее

не работавших вместе профессионалов;

- сложность "встраивания" в организацию новых функциональных работников,

в особенности когда ряд работников проработал в организации достаточно

долго (потенциальные конфликты "старых" и "новых" работников,

потенциальная борьба за сферы принятия решений);

В такой ситуации директор ООО «НОРД» готов рассмотреть мои предложения

по решению этой проблемы, описанные мною в этой дипломной работе. Тема

работы «Совершенствование системы управления персоналом на коммерческом

предприятии ООО «НОРД»» взята мной не случайно — это инициатива

руководителя организации, где я проходила преддипломную практику.

Цели расчётно-эксперементальной части:

- наиболее эффективным образом распределить полномочия и

ответственность, не потеряв при этой контроль,

- наладить эффективную работу, обеспечивая таким образом успешный рост

компании в долгосрочной перспективе.

В работе по построению эффективной команды я буду опираться на

следующие принципы:

1. В эффективной команде все ее члены разделяют общие основополагающие

ценности.

2. В эффективной команде распределение ролей гармонично соответствует

личным и профессиональным характеристикам ее членов.

3. Эффективная команда построена таким образом, чтобы сохранять свою

результативность в долгосрочном периоде.

4. Эффективная команда гибко адаптируется к возможным изменениям внешней

среды.

5. В эффективной команде оптимально выстроено взаимодействие между первым

лицом (лидером) и членами команды.

Содержание работ:

Работа по формированию эффективной управленческой команды разбивается

на несколько этапов.

1. На первом этапе будет проведена экспресс-диагностика системы

управления компании и текущего состояния команды.

Основные вопросы диагностики:

- основополагающие ценности в понимании руководителя и других

работников, их удовлетворённость.

- текущее распределение обязанностей и ответственности между

сотрудниками и степень ее формализации

- система принятия решений и центры принятия решений

- распределение ролей в команде и их соответствие личным характеристикам

членов команды

Основные задачи данного этапа:

- выявить возможные "слабые" места в системе, которые требуют

корректировки для повышения эффективности команды;

- определить ключевые требования к новым сотрудникам, если такие нужны -

не только в профессиональном плане, но и в терминах основополагающих

ценностей, совместимости с другими членами команды, ролевых установок,

и т.д.

2. На втором этапе работа будет направлена на решение выявленных на

первом этапе задач и "проблемных" зон, например:

- Совершенствование распределения обязанностей и ответственности, а

также ролей между членами команды. Для этих целей могут быть проведены

групповые обсуждения.

- Поиск кандидатов на выявленные вакантные позиции. Для поиска

руководителей необходимого уровня можно использовать целый спектр

каналов - от объявлений в изданиях до мониторинга интересных фигур и

опроса экспертов в профессиональных сообществах (конференции,

публикации, и т.д.).

- Содержательные обсуждения задач развития компании с использованием

некоторых элементов бизнес - анализа. На мой взгляд, подобные

обсуждения способствуют выработке единого понимания направлений

развития и встраиванию новых ключевых лиц в команды, поскольку

позволяют уже на первоначальном этапе совместной работы обменяться

мнениями и взглядами на дальнейшее развитие бизнеса.

- Разработка программ обучения для членов команды (специальные

профессиональные навыки, ролевые установки, взаимодействие в команде,

и т.д.)

- Усиление сплоченности команды (тренинги, и т.д.).

Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их

основополагающих ценностей.

Для анализа степени удовлетворённости сотрудников нужна первичная

информация, которую можно получить с помощью различных методов – анализа

статистических данных, наблюдения за работниками, опроса, анкетирования.

Была разработана анкета (см. приложение № 2), которая позволяет

получить первичную информацию об уровне удовлетворенности работников с

позиций долговременности их отношений с данным работодателем, возможностей

их развития и состояния социальной политики организации. Данные, полученные

от анкетирования, позволяют определить:

. половозрастной, социально-демографический и профессионально -

квалификационный состав работников организации;

. их мотивационно-психологические установки;

. политику вознаграждения за труд;

. возможность карьерного роста для работников организации;

. содержание, интенсивность и условия труда;

. долгосрочность отношений работников и работодателя.

Результаты опроса более 60 работников показали, что:

. 81% работников организации – мужчины;

. работники в возрасте от 25 до 35 лет составляют 23,1%, от 35 до 45 лет

– 47%;

. 80,85% работников организации – семейные люди, имеющие одного (30,8%)

или двоих детей (50,1%);

. образование работников соответствует профилю организации: среднее

специальное и незаконченное высшее образование имеют 55,1% работников,

высшее – 35%, прочее образование – около 10% работников, экономическое

образование имеют 20%, а техническое – 77% работников.

Кроме этого, было выявлено, что 50% работников организации в ближайшее

время не собираются покинуть ее. Однако если бы пришлось менять работу, то

75% опрошенных ушли бы из данной организации по причине низкой зарплаты

Работа в данной организации нравится, но 82% опрошенных не

удовлетворяет уровень заработка, а получение достойной заработной платы

является определяющим фактором для 45% работников.

Однако не только фактор высокой заработной платы определяет выбор

места работы. Вторым и третьим по значимости фактором были названы

“возможность долговременных отношений с работодателем” (40%) и “возможность

получения социальных благ” (40%).

Чуть больше половины (53,2%) опрошенных работают во внеурочное время,

при этом они не проявляют негативных эмоций по этому поводу (46,2%

относится положительно к сверхурочной работе). Это серьезный повод

задуматься о пересмотре систем стимулирования труда.

Относительно возможностей карьерного роста сотрудников анкетирование

позволило выявить, что понятие карьеры работники в первую очередь связывают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.