реферат, рефераты скачать
 

Финансовый лизинг: проблемы развития и становления в РФ


В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес,

связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно

использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако

«законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк –

торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил

долгосрочную аренду автомобилей.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой

войны, когда в 1941 – 1945 годах по land – lease осуществлялись поставки

американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке

в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться

средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы,

суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно

разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали

основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско

известная американская компания “United States Leasing Corporation”.[10]

Основал компанию Генри Шонфельд. Первоначально он создал компанию для одной

конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может

стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States

Leasing Corporation”.

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых

операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса

способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной

резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в

аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот

год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики

с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с

Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy”

(“летать, прежде чем покупать»).[11]

Развитие лизинга в России

До начала 90-х годов лизинг в России применялся в ограниченных

масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для

приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по

международным контрактам.

На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинговой операции,

связанной с наймом судна без экипажа) Минфлот СССР приобрел значительное

количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на

иностранных верфях.

На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые

западноевропейские аэробусы А-310.

В первой половине 90-х годов при активном участии банковского

капитала стали появляться первые современные лизинговые компании. Одни из

них, как Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на

лизинговом рынке, другие прекратили свое существование.

С одной стороны, зарождению лизинга в банковских стенах

способствовало банковское законодательство. Так еще в инструкции 270

Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года « О плане счетов бухгалтерского

учета», а позднее в 1991 году в законе РСФСР «О банках и банковской

деятельности» были предусмотрены лизинговые операции. С другой стороны,

банки являлись единственными финансовыми институтами, располагающими

свободными денежными средствами.

У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при

непосредственном участии банков: Балтийский лизинг, Лизингбизнес, РГ-Лизинг

и др.

В настоящее время практически во всех крупных и средних банках

имеются лизинговые отделы или дочерние лизинговые компании.

Для поддержки отраслевой промышленности образованы отраслевые

лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоинструмент,

Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансируются при помощи бюджетных

денег.

В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так,

московским правительством созданы:

. Московская лизинговая компания (МЛК) — для поддержки малого

бизнеса;

. Московская промышленная лизинговая компания — для модернизации

основных средств московской промышленности;

. Лизинговая компания «Ликострой» — для улучшения обеспечения

предприятий строительного комплекса Москвы современными

средствами механизации.

В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов

и представления их в органах государственной и исполнительной власти,

международных организаций объединились в Российскую организацию лизинговых

компаний (Рослизинг). В 1997 году ее состав насчитывал 47 членов, а в 1998

– 56.[12]

Объем лизинговых операций у нас в стране пока не велик. По данным

Рослизинга за 1995 год составил 170 млрд. руб. или порядка 42 млн. долларов

США. С учетом лизинговых компаний, не входящих в Рослизинг, объем операций

может вырасти до 50 млн. долларов США. В 1996 г. эта цифра возросла до 670

млрд. руб. (130 млн. долл.), в 1997 г. 2,8 трлн. руб. (500 млн. долл.).[13]

В 1998 г. 10,5 трлн. руб., в 1999 г. 13,3 трлн. руб. и 17,5 трлн. руб. в

2000 г.[14]

Максимальный срок лизингового контракта составлял 5 лет. На долю

контрактов до двух лет приходилось 38,9 %, а от 2 до 5 лет — 61,1 %.

Структура сдаваемых в лизинг машин и оборудования и структура

основных потребителей лизинговых услуг представлены в приложении 1 на

графиках 1 и 2.[15]

Благополучными для развития российского лизинга были 1996, 1997,

начало 1998 года. Этот период отличается образованием большого количества

лизинговых компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги. Годовой

объем стоимости заключенных лизинговых договоров достиг одного миллиарда

долларов. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство

составляет 1,4 %, в то время как в ведущих и успешно развивающихся странах

этот показатель достигает 25 – 30 и более процентов.[16]

На графике 3 ПРИЛОЖЕНИЯ 1 приведены данные по количеству

зарегистрированных лизинговых компаний, получивших лицензию на

осуществление лизинговой деятельности.[17] При этом по оценке

Государственной регистрационной палаты 75 – 80 % этих организаций не ведут

активную лизинговую деятельность. На долю «Рослизинга» приходится всего

около 8 % всех зарегистрированных компаний и 35 – 45 % объемов лизинговых

операций в стране, что говорит о пока еще недостаточном влиянии

Ассоциации.[18]

В целях уменьшения операционных затрат российские компании стараются

заключать договоры на значительные суммы, от 200 тыс. долларов и выше.

Причина — отсутствие серьезной конкуренции и возможность выбора наиболее

привлекательных проектов. Только некоторые компании, прежде всего

федеральные и муниципальные, готовы работать с небольшими проектами

(«Балтлизинг» - от 4 тыс. долларов, МЛК от 15 тыс. долларов).[19]

Распределение компаний тоже неравномерно. 80 % получивших лицензии

компаний расположены в Европейской части России (более 25 % из них в

Москве), на Урале и Западной Сибири 15 %, на Дальнем Востоке и Восточной

Сибири около 5 %. Большая часть поступлений от основной деятельности

лизинговых компаний так же приходится на операции в крупных городах

Центральной России и прежде всего в Москве > 70 %.[20] Серьезное

стимулирующее воздействие на развитие лизинга оказали два постановления

правительства РФ. Первое из них, Постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.),

разрешает лизингополучателям относить лизинговые платежи на себестоимость

продукции в полном объеме. Второй документ, Постановление № 752 (июнь 1996

г.), позволяет участникам лизинговой сделки применять ускоренную

амортизацию переданного в лизинг оборудования.[21]

Виды лизинга

По сроку использования имущества и связанным с ним условиям

амортизации различают: лизинг с полной окупаемостью и, соответственно, с

полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному

сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости

лизингового имущества; лизинг с неполной окупаемостью и, соответственно,

неполной амортизацией имущества, при котором срок договора меньше

нормативного срока службы имущества, и в течение его действия окупается

только часть стоимости лизингового имущества. Последний признак – срок

договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества является

одним из основных критериев разграничения лизинга на финансовый и

оперативный.

Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от:

форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей

сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов

лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.

Эта информация представлена в таблице 1 ПРИЛОЖЕНИЯ 2.[22]

1. Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой

операцию по специальному приобретению имущества в собственность и

последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок,

приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и

амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение

срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает

себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг, состоят в

следующем:

1. лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а

специально для передачи его в лизинг;

2. право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;

3. продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для

сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю и

принимается им в эксплуатацию;

4. претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов

в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу

имущества;

5. риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю

после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Схема финансового лизинга представлена в приложении 3[23]

Финансовый лизинг имеет несколько различных видов, которые получили

самостоятельное название.

Классический финансовый лизинг характеризуется трехсторонним

характером взаимоотношений и возмещением полной стоимости имущества. По

заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое

оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая свои

финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

Особенности финансового лизинга представлены в таблице 2 ПРИЛОЖЕНИЯ

2.[24]

2. Возвратный лизинг. Разновидностью лизинговых сделок является

«возвратный лизинг». По сути, он представляет собой двухстороннюю

лизинговую сделку. Особенностью подобного рода договоров лизинга

является то, что лизингополучатель является одновременно и

«поставщиком» лизингуемого оборудования, другими словами, собственник

оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает

с ней договор лизинга на это же оборудование в качестве

лизингополучателя. Сделка совершается в следующей последовательности:

1 – заключается лизинговое соглашение между арендодателем и

арендатором;

2 – лизинговая фирма покупает оборудование у арендатора –

собственника оборудования;

3 – арендатор регулярно выплачивает арендные платежи согласно

условиям лизингового контракта.

Преимущества такой сделки для первоначального собственника, а

впоследствии лизингополучателя оборудования состоят в следующем:

6. он может прибегнуть к услугам лизинговой компании в случаях, уже после

покупки оборудования, когда стало очевидным, что отвлечение значительных

средств из оборота на закупку этого оборудования привело или может

привести к ухудшению его финансового положения;

7. он получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования,

возвращает затраченные на закупку оборудования средства, сохраняя при

этом за собой право владения и пользования этим оборудованием;

8. он может вести переговоры с лизинговой компанией (которые иногда могут

занимать длительное время) уже имея необходимое ему оборудование и

используя его. Кроме того:

9. арендные платежи вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли

предприятия и учитываются, как текущие оперативные расходы;

10. от арендатора требуется представить меньшее, чем при получении

банковского кредита дополнительное гарантийное обеспечение сделки (акций,

облигаций, банковского поручительства или каких-либо других форм

гарантий).

Таким образом, даже те компании, которые на момент покупки

оборудования по каким-либо причинам не хотели, не могли или попросту не

знали о возможностях лизинга, имеют возможность использовать все его

преимущества (включая ускоренную амортизацию, отнесение лизинговых платежей

на себестоимость и т.д.) уже после приобретения оборудования. Эта схема

лизинга часто используется именно с целью получения налоговых льгот,

предусмотренных для договора финансовой аренды.

Наконец, возвратный лизинг часто является наиболее эффективным и

относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия.

Величина арендных платежей при данном виде лизинга зависит в основном от

текущей стоимости кредита и стоимости арендуемого оборудования за вычетом

амортизации.

Разность между покупной ценой оборудования и ценой его реализации

лизингодателю обычно не выплачивается арендатору, а учитывается в

амортизации, либо пропорционально распределяется через арендные платежи. В

случае если рыночная цена на момент заключения сделки ниже, чем

неамортизированная остаточная стоимость оборудования, разница учитывается

на балансе арендатора как убытки. Важным преимуществом возвратного лизинга

является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в

качестве источника финансирования строящихся новых объектов.

Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные

вложения с меньшими затратами, чем через привлечение банковских ссуд,

особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими

организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его

уставным и заемным фондами и возможностью получить дополнительные заемные

средства, только под рисковый (более высокий) ссудный процент. Следует

также подчеркнуть, что данный лизинг является источником средне- и

долгосрочного рефинансирования, в то время как коммерческие банковские

кредиты выдаются, как правило, на срок в 1,5 года с необходимостью их

последовательного возобновления.

3. Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с

дополнительным привлечением средств наиболее сложный, так как связан с

многоканальным финансированием и используется, как правило, для

реализации дорогостоящих проектов.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что

лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю

его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или

нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться

всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости

имущества.

Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель

берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для

отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права

обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель

оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и

уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения

ссуды.

Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы – банки,

страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения,

а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое

в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок

построены на основе левередж лизинга.

4. Лизинг помощь в продажах представляет собой осуществление сбыта

имущества с использованием лизинга на основании специального

соглашения, заключенного между поставщиком (продавцом) имущества и

лизинговой компанией. Эти соглашения имеют различные формы. В

простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, телефон и

основные условия лизинга указываются в рекламных материалах

поставщика, и все вопросы по лизингу имущества с потенциальным

пользователем непосредственно решает лизинговая компания. Однако чаще

всего соглашение между поставщиком и лизинговой компанией

предусматривает возможность заключения самим поставщиком от лица

лизинговой компании лизингового договора. При этом в соглашении между

поставщиком и лизинговой компанией предусмотрено, что в случае

банкротства лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у

лизинговой компании.

5. Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через

посредника. Схематично это выглядит так. Имеется основной

лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую

компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в

договоре предусматривается, что в случае временной

неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи

должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили

название «сублизинг».

В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название «дабл

диппинг» (double dipping), используют комбинацию налоговых выгод в двух и

более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от

налоговых льгот, например, в Великобритании больше, если лизингодатель

имеет право собственности, а в США – если лизингодатель имеет право

владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть

построено по следующей схеме: лизинговая компания в Великобритании покупает

оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг американской

лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в

лизинг местным лизингополучателям.

6. Оперативный лизинг. Этот вид лизинга применяется при небольших сроках

аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла

изделия значительно больше контрактного срока аренды. При оперативном

лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды, и

может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. На

практике сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного

периода. Арендатор в данных сделках сохраняет за собой право

аннулировать контракт при условии предварительного уведомления

арендодателя. Эта форма лизинга предусматривает большую

ответственность арендатора за сохранность объекта аренды. Арендатор

берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с

фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:

11. срок договора лизинга значительно меньше нормативного срока службы

имущества, вследствие чего лизингодатель не рассчитывает возместить

стоимость имущества за счет поступлений от одного договора; имущество в

лизинг сдается многократно; в лизинг сдается не специально приобретаемое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.