реферат, рефераты скачать
 

Эффективность школьной риторики


Эффективность школьной риторики

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новгородский государственный университет имени
Ярослава Мудрого

Гуманитарный институт

Филологический факультет

кафедра русского языка

К защите допустить: ----

-------------------------------

Подпись заведующего кафедрой

ДИПЛОМНОЕ СОЧИНЕНИЕ

НА ТЕМУ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКИ

студентки 5 курса группы 5221

Огель Оксаны Викторовны

-----------------------

( подпись )

Руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент

Автономова Светлана Ивановна

--------------------

--

( подпись )

Великий Новгород

2000

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3

Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.

____________________________________________ 8

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО

РИТОРИКЕ._________________________________________15

2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17

2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25

3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33

4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «. ______________________________________41

2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса. _________________________________________________50

2.5. Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ. _______________________________59

Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 –

ЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65

Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84

Часть 1. Анкетирование. _______________________________86

Часть 2. Аудирование. _________________________________101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. _____________________________113

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы ( юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др. ), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит общественность. ( 6; 3 ) Надо что – то делать, чтобы в меру возможностей каждого заинтересованного человека исправлять нежелательную тенденцию в использовании и развитии родного языка.

Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.( 44; 7 )

Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно – речевые. Культура речи занимает в нем не последнее место.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК

ГОВОРИТЬ ХОРОШО. ( 45; 42 )

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Но не всякая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора.

Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка в конкретных условиях общения.

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60 – ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.

РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи.

Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. ( 45; 10 )

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и школьные программы по этому предмету, она включена в перечень экзаменов по выбору, и, наконец, ныне действуют утверждённые Министерством Образования 3 учебника по риторике: Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО, Н. Н. КОХТЕВА и Т. А.

ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

Современная школа стоит перед проблемой выбора программы и учебника, а также выявления учителей, способных вести этот предмет, т к. в ВУЗе ещё отсутствует такая подготовка. Эта проблема и обусловила выбор темы данного исследования и её актуальность.

ЦЕЛЬ проведённого нами исследования - экспериментально проверить эффективность учебников риторики разного типа, определить, в каких классах их можно использовать.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Провести анализ программ и учебников риторики.
2. Экспериментально опробировать возможность их использования в разных классах средних школ. 3.

Сравнить уровень речевого развития учащихся классов, где изучалась риторика с уровнем спонтанного развития учащихся других классов.

ГИПОТЕЗА:

Если вести систематический курс риторики в 5 – 9 – ых классах средней школы, то это значительно повысит уровень речевого развития учащихся, культуру их речи и поведения, определит способность сознательно отбирать речевой материал как для публичного выступления разных жанров, так и для других видов общения.

ОБЪЕКТОМ исследования является речевая деятельность учащихся на уроках риторики.

ПРЕДМЕТ исследования - благоприятные условия для формирования риторических умений учащихся.

Проведённое исследование отличается новизной, т. к. до сих пор уроки риторики экспериментально проводятся в 2 – 3

–х школах города. Проблема выбора программы, учебника, методики уроков, как указывалось выше, остаётся острой и нерешённой.

Данная дипломная работа предназначена не только для анализа речевой деятельности учащихся на уроках риторики, но и содержит ряд рекомендаций по отбору и внедрению имеющихся методических материалов в практику школьного преподавания. Этим и определяется её практическая значимость.

Работа уже сейчас заинтересовала завучей некоторых школ, в которых собираются ввести предмет риторика.

ГЛАВА 1.

РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ

СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40 – 60 –ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.

Поиск генетических корней целенаправленного развития речи закономерно привёл исследователей к праматери методики развития речи - риторике. Несмотря на ведущиеся дискуссии о соотношении риторики и культуры речи ( точки зрения многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи - до подчеркивания их антиномической сущности ( 44;

42 ) ), разумно принять положение: риторики не существует без речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу.

Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.

Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического ( оценочного ) красноречия.

Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. ПЛАТОН, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: « Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту? « ( 51; 182 ) АРИСТОТЕЛЬ, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: « Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета « ( 3; 19 ) Значит, не собственно убеждение в чем – либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.

Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.

РИТОРИКА ( от греческого « ритор « - оратор ) - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в Древней Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно « сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций « ( 8; 20 )

Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи - устной прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: « …сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия « ( 2; 31 ) Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.

В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

У этой науки есть и другие названия: « ораторское искусство «, « красноречие «, « мастерство устного публичного выступления «, « элоквенция «. Они не совпадают полностью - есть тонкие различия, о которых в своей работе я упоминать не буду.

Главным понятием риторики является оратор ( от латинского ORARE - говорить ) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория ( от латинского AUDIRE - слышать ) ( 44; 7 ) .

Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А.

МИХАЙЛИЧЕНКО ( 44; 15 ), являются:
- логическая культура,
- языковая культура
- психолого – педагогическая культура,
- культура общения,
- техника речи.

Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться « ( 47; 52 ).

РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи.

Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое ( 45; 10 ).

В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России.

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике ( красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д. ). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н.

Овсянико-Куликовского.

Первым учебником риторики на русском языке было «

Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия « ( 1743 г. ) М. В. ЛОМОНОСОВА. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно

– славянском языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…» ( 47; 71 – 72 ). Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова ( И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С.

Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что в

1877 году вышла « Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый «. В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян ( Феоктист Мочильский ), в пользу молодых девиц ( К. Глинка ), для учащихся в российских духовных училищах ( А. Никольский ), военное красноречие ( Я. В. Толмачёв ) и др.

Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности

( где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы ), а затем ( конец XIX – начало

XX вв. ) культурой речи ( где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка ). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах

России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.

Возрождение риторики началось в середине ХХ века.

Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.

Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной ) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики

( науки о восприятии ), семиотики ( науки о способах означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а также дидактики.

Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической группы « Мю «, опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы

ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов « Об ораторском искусстве «, 1967 г. - сборник « Мастерство устной речи «, в 1978 г. появилось издание « Античные риторики «, включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ

ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «

Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ). Появилось и большое количество учебных пособий, но это уже тема нашей следующей главы.

ГЛАВА 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.

Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время риторика все чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы ( что, на наш взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть, следует восстановить ту риторику, которая существовала в

XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф.

МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень полезно.

Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного.

Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.

Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:
- Н. А. Михайличенко. Риторика.
- Н. Н. Кохтев. Риторика.
- А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.
- Т. А. Ладыженская. Школьная риторика.
- Немного расскажем о содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для работы в школе.

2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт преподавания составителем курса риторики на факультетах

Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского района города Москвы. Пособие является учебно – методическим; предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих частей:
- Введение;
- VI разделов;
- Заключение;
- Упражнения;
- Краткий словарь трудных слов;
- Список рекомендуемой литературы;
- Литература по проблемам риторики;
- Список словарей.

Немного поподробнее о каждом из пунктов.

ВВЕДЕНИЕ.

Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время. Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в речи “.

Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ

( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя, таким образом, к другому названию риторики - ораторское искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и будет рассматривать риторику.

Далее автор ставит ряд вопросов:
. Как достичь цели, поставленной оратором?
. Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону?
. Какую речь считать наиболее действенной?
. В чём секреты убедительности устного публичного выступления?
. Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
. Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?

По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии установочными.

РАЗДЕЛЫ.

РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории.

Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён опорными схемами:

Схема 1. Основные виды красноречия;

Схема 2. Основные этапы работы перед речью;

Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи; и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми речевого мастерства.

В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов, направленных не только на знание лекции, но и на её понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «.

РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.

В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в переломные моменты истории и в современное время. Автор убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения риторики с античности по современное время. Отсюда и логическое деление раздела на 3 главы:
1. Античная риторика;
2. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время;
3. Ораторское искусство России.

В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ,

ДЕМОКРИТ, ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и трактовки красноречия и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ,

БЭКОН, ГЁТЕ, М. М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего красноречия « ), М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной речи ). В качестве примеров приведены работы различных ораторов от средневековья до современности, в числе которых

КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. Рассмотрены формы красноречия от элементарных до судебного и политического.

Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и заданием написать небольшое выступление на тему: « Великие ораторы прошлого «.

РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

В этом разделе автор рассуждает о последовательности в выступлении оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся толкование логической культуры, как способности определённо изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное изложение материала.

Вновь приведён ряд схем.

На Схеме 4. показано, использование каких законов логики обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и требования логики к различным этапам работы над речью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.