реферат, рефераты скачать
 

Эффективность школьной риторики


p> Пособие может стать настольной книгой молодого учителя любого предмета ( к чему и стремился автор книги ).

Один из " минусов " пособия - недостаток примеров и средств наглядности.

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА ". V КЛАСС.

Учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, на наш взгляд, на сегодняшний день является самым лучшим из всех имеющихся.

Он разнопланов и разнонаправлен. Задумка авторов - серия учебников с I – по XI класс - позволяет вырастить грамотное поколение, умеющее общаться и вести себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов.

Учебник Ладыженской лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное - они учатся говорить.

Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и лёгкость в общении, научить умению говорить не только убедительно ( что тоже немаловажно ), но и просто говорить красиво.

Компьютерные игры, входящие в курс Риторики, как показывает опыт, очень нравятся учащимся. Не только те, которые умеют обращаться с компьютером, но и те, которые в первый раз пришли в компьютерный класс, быстро и легко включаются в работу, выполняют её с интересом.

Экспериментальная проверка использования компьютерных программ на уроках риторики показала их преимущества: усиливается интерес к предмету, облегчается запоминание этикетных формул, формируется устойчивый навык, т. к. ребёнок может многократно повторить работу с программой.

И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.

Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ содержания учебников позволил нам предположить, что наиболее перспективным для использования в средней школе будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков. Использование его в школьном обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.

ГЛАВА 3.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В

5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Сделанный анализ учебников позволил нам предположить, что наиболее эффективным для развития красноречия и вообще риторических умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород.

Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся

5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ

ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые, на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.

Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.

Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее потрясение.

Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6

– го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из которых проводился в форме урока – игры. Как было уже упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Пятиурочный курс речевого этикета.

Урок первый. ЭТИКЕТ.

Каждый из нас пользуется такими прекрасными “ волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “ спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “ волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке.

( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette

- это установленный порядок поведения, форм обхождения. )

В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим вслух его по слогам.

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет собой совокупность словесных ( только ли? ) форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.

Назовите мне разные вежливые слова, какими вы пользуетесь.

Теперь попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и фразы:

“ Здравствуй “

“ С Днём Рождения ! “

“ Рад тебя видеть “

“ До свидания “

А теперь скажите, важно знать только то, что нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную интонацию.

А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью мимики и движений поздороваться так, чтобы:

1. обидеть человека;

2. выказать своё уважение к его возрасту;

3. показать, что ты соскучился;

4. выказать пренебрежение;

5. показать своё расположение.

Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают честь.

Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак фамильярного отношения.

Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски.

Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с оттенком:

- равнодушия;

- радости;

- злости;

- ехидства;

- уважения.

С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и уважения.

Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….

Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.

Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете, что означает моё приветствие? Правильно, говоря “ здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим ) слове ( или в поклоне, означающем то же самое ) заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”

Скажите друг другу слово приветствия.

Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Молодцы!

- Привет!

- Чао!

- Как дела!

- Рад видеть!

- Сколько лет, сколько зим!

- Добрый день ( утро, вечер )!

- Здорово!

- И др.

( Можно провести это в форме соревнования по рядам - кто больше назовёт ).

Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь не все они означают одно и то же и не все можно применить в одной ситуации.

Давайте попробуем поделить названные нами приветствия на те, которые можно сказать:

- знакомому;

- незнакомому;

- ровеснику;

- человеку старшего возраста;

- в зависимости от времени суток;

- близкому другу

- и др.

Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и жесты, и мимика.

Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой.

Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе в тетрадь ).

Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор.

( В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось. )

Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры, а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..

Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.

У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых.

И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя, знакомые друзей, родителей и т. д.

Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это было для вас?

Только что приведённые вами примеры показывают, что уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться.

По правилам этикета взрослый человек ( если он один

) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем эту ситуацию.

Если в классе новый ученик, то его представляют после огласки списка учащихся.

В ситуации, где один человек знаком со всеми присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед мужчинами принято у очень многих народов.

В компании ровесников как поступают, знаете? Да, сперва знакомят с новеньким, а только потом всех представляют ему.

Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с доски принятые в этикете формы знакомства:

- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )…

- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )…

- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА…

- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО…

- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…

- БУДЕМ ЗНАКОМЫ…

- МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ…

На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень понравились высказывания…….. Молодцы!

Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество; только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей.

Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК

ЛЮБЕЗЕН…

Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё раз извините, вас поотвлекать.

Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да?

Какими словами сейчас изобиловала моя речь? ( простительными и извинительными ) Но нет ли тут перебора с извинительными словами? Да, их слишком много, но я их включила в свою речь умышленно, так как они являются темой нашего сегодняшнего занятия.

Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно?

Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно, ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать, чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом маму позвать к телефону.

Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя повести? Молодцы!

Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы:

будьте любезны извините, пожалуйста

с вашего позволения простите

тысяча извинений прошу прощения

очень извиняюсь позвольте….

Не будет ли наглостью с моей стороны…

Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно было бы воспользоваться этими конструкциями.

Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с целью привлечения внимания к себе. ( Например, в магазине или в другом общественном месте, где интересующий вас незнакомый или малознакомый человек чем – то занят. ) Не забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться?

Молодцы, на « Вы «.

В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке, который ищет своих друзей.

Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и познакомились с различными « извинительными « фразами. Мне вы сегодня все понравились. Спасибо.

Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё, что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас будут гости.

Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. (

23; 31 – 33 )

Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета.

Ход урока:

Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником.

Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова : « ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ,

ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ,

ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ

УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! «

Урок проходит в виде соревнования двух команд.

Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты

«

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас мы и попробуем это сделать.

Представьте, что мы находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев ( члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и

Золушки ). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему ( или ей ) приятные, но в то же время правдивые слова. ( Отвечают карточками: 1

- для Кощея, 2 - для Бабы Яги, 3 - для Золушки. Знак «

– «, если комплимент никому не подходит. ) ( Сперва читаются все комплименты, затем - по одному, а учащиеся сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по количеству правильных ответов в ней. )

« Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь « ( 2

)

« Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая « ( 3 )

« Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться « ( - )

« Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел « ( 1 )

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова.

Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!

Конкурс второй. « Вежливая критика «.

Вам, наверное, не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и оно не всегда было положительным. Давайте попробуем это сделать вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки « Лиса и журавль « пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит какое высказывание. ( Игроки поднимают карточки с надписями « ЛИСА « или « ЖУРАВЛЬ «. )

« Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

« ( Журавль )

« Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду. « ( Лиса )

Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это?

Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (

- )

Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть и должна быть доброжелательной.

Конкурс третий. « Утешители «.

Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа – иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно её собрать. Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. (

Предложения записаны на доске. )

1) Не огорчайся, дорогой Иа – иа!

2) Полно печалиться, дело поправится.

3) Стоит ли переживать из – за таких пустяков!

4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю.

5) Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.

Конкурс четвёртый. « В гостях хорошо, а дома лучше. «

Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы -

Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?

1) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.

2) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к. ждут меня на земле друзья и невеста.

( (1) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. (2) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз. (3) Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье. )

Конкурс пятый. « Поздравления «.

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки « Золотой ключик «. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. ( На доске записано слово и объяснено. ) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:

1) Мальвина

2) Лиса Алиса

3) Черепаха Тортила

« Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. « ( 3 )

« Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю

Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной!

Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

« ( 2 )

« Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло. « ( 1 )

Можно устроить ещё несколько внеконкурсных заданий, пока жюри подсчитывает баллы.

Ребятам предлагается представить себя Красной Шапочкой, пишущей своей бабушке открытку ко Дню Рождения.

Ещё один конкурс - кто больше вежливых слов назовёт.

В конце урока учитель подводит итоги:

Итак, сегодня мы с вами поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом.

Убедились в том, что можно думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это необходимо, чтобы стать настоящим другом.

Жюри объявляет результаты. Награждаются все.

Конечно, мы не ожидали, что после пяти уроков учащиеся будут в совершенстве владеть этикетными формами - этого времени было бы недостаточно. Но некоторые результаты всё же были. Мы заметили, что ученики стали больше говорить и на остальных уроках. Нам удалось слегка растормошить и самых молчунов. У учащихся наметились позитивные сдвиги в отношении друг к другу, к окружающим.

Но, это ни для кого ни секрет, что эти изменения могут быть лишь временным следствием недавнего прохождения материала и проведения этого эксперимента. Этой дипломной работой мы постараемся выяснить эффективность данного учебного предмета, и, в положительном случае, убедить в его необходимости в школьной программе.

Проведённый нами эксперимент позволил нам определить методику проведения уроков риторики. Сюда входит:

1. Знакомство с риторическим понятием. ( Например, структура аргументации )

2. Создание проблемной речевой ситуации. ( Например, « Нужна ли человеку ( мужчине/ женщине ) физическая сила? « )

3. Самоподготовка учащихся - конструирование монолога или диалога.

4. Речевая деятельность учащихся ( дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т. д. )

5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.