реферат, рефераты скачать
 

Эффективность школьной риторики


p> ГЛАВА 4.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЭКСПЕРИМЕНТА.

Чтобы определить эффективность предложенной методики, ориентированной на учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, был проведён итоговый констатирующий эксперимент, который включал в себя аудирование и анкетирование. Эксперимент проводился в гимназии № 2 города Великий Новгород. Для этого были взяты учащиеся 6 - ых классов:

- гуманитарного ( где риторика велась )

- математического

- } где риторики не было

- физкультурного

В гуманитарном классе риторика преподавалась по программе Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ уже два года.

Чтобы повысить степень откровенности ответов анкетирование проводилось не анонимно, но фамилии учащихся мы указывать не будем.

То, что классы были взяты не из обычной школы, а из гимназии предопределило уровень ответов. Сюда и поступление происходит на конкурсной основе - отсюда и результаты, которые не всегда могли бы оказаться в обычной школе.

Эксперимент должен выявить существуют ли отличия в речи, логике выстраивания ответов, знании этикета, а также в умении строить фразы у учащихся, изучавших ранее предмет

« Школьная риторика « и у тех, кто его не изучал.

ЧАСТЬ I. Анкетирование.

Анкета состояла из 22 разноплановых вопросов для всех классов и ещё 3 добавочных только для изучавших риторику.

Вот эти вопросы:

1. Изучал ли ты раньше школьную риторику?

2. В каком классе сейчас учишься?

3. Опиши себя.

4. Кем хочешь стать в будущем? Почему?

5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе. Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?

6. Другая ситуация. Маленький мальчик ( твой сосед ) потерял котёнка и плачет. Утешь его.

7. Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи гостям отведать твоё фирменное блюдо.

8. Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу

) и вспомнил, что вчера был его День Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

9. Другая ситуация. Звонит телефон. Спрашивают родителей, а их нет дома. Как ты ответишь звонящему?

10. Поставь ударения: кто – то звонит, свекла, ложить.

11. Твой сосед ( соседка ) по парте хорошо написал ( а ) контрольную работу. Похвали его ( её ).

12. Другая ситуация. Ты одновременно встретил друга ( подругу

), учительницу по математике с незнакомым тебе взрослым человеком. Как ты будешь с ними здороваться? В каком порядке?

13. Другая ситуация. Тебе представилась уникальная возможность поговорить из ЦУПа с космонавтами. Но у тебя есть только

1 минута, а говорить нужно не спеша и чётко. Что ты им скажешь?

14. Как ты думаешь, что можно узнать о человеке по его голосу? По его речи? Охарактеризуй свой голос.

15. Что такое диалог? Монолог?

16. Что такое рифма? Проиллюстрируй.

17. Что такое несловесное общение? Какие его приёмы ты знаешь?

18. Дай как можно более полное описание фломастера.

19. Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…..

20. Выпиши реплики, неуместные для официального общения:

* Конечно, помогу! О чём разговор?

. Это всё брехня. Кто вам сказал?

. Спасибо. Обязательно сделаю!

. Не могу я остаться. Никак.

21.Дай все возможные синонимы к словам: красивый, говорить, круг.

22.Как ты понимаешь выражения: « сказать невежливо « и « сказать грубо «. Можно ли их назвать синонимами?

23.Нравится ли тебе предмет школьная риторика? Почему?

24.Что нового ты узнал из этого предмета для себя?

25.Помогли ли тебе уроки риторики в общении с друзьями, в школе, дома?

Уже с описания внешности начались небольшие расхождения в ответах учащихся разных классов. Параметры описания себя были примерно одни и те же ( метрика, внешность, характер

), но более сложные ответы были у гуманитарного класса.

Можно заметить, что они и более многословны :

« Г « класс: « Я голубоглазая клёвая девчёнка. Рост около 162 сантиметров. Волосы светлые. Всегда весёлая ( почти всегда ). Люблю носить модные шмотки ( вещи ). Нос картошкой ( шутка ). Кто хочет познакомиться, звоните по телефону…..»

« Я невысокого роста, волосы тёмные, характер зависит от настроения, глаза зелёно – коричневые. Все говорят, что я очень стройная, весёлая, застенчивая, симпатичная. «

« 12 лет, бываю хорошая и добрая, бываю упрямая и настырная; волосы тёмные, глаза карие, рост 155 см, вес 35 кг. «

Вы могли заметить подчёркнутые слова - это слова молодёжной лексики, что не является признаком развязности, а, как мы считаем, это лишь свидетельство того, что дети чувствуют себя свободно и раскованно на уроке риторики. В учителе они видят друга, но это отнюдь не фамильярность.

В двух других классах очень часто встречались односложные ответы ( Например, « Нормальный.» ), иногда описания заменяли рисунки. Но я заметила, что в математическом классе учащиеся уделяли внимание своей успеваемости:

« М « класс: « Добрый, хорошист, нормальный. «

« Высокий, хорошо учусь; короткие волосы; с чувством юмора, вежливый. «

« Хорошист, нормальный. «

А в физкультурном классе много внимания уделено поведению.

Очевидно, на этом их часто акцентируют в классе:

« Ф « класс: « Высокий, светлые волосы, характер вспыльчивый. « « Нервный, рост средний; добрый; чёрные волосы, глаза карие. «

« Маленький, симпатичный, плохо себя веду на людях. «

« Плохо себя веду ( плохой мальчик ). Много плохих привычек. «

В выборе профессии гуманитарный класс тоже был более разнообразен. Отсюда видно, что развивается не только лингвистический кругозор, но и общий кругозор учащихся. Было названо около 20 профессий, где большее внимание уделено профессиям, сопряжённым с творчеством:

Журналист, модельер, художник, дизайнер, топ – модель, учитель, переводчик, художник – мультипликатор, президент фирмы, визажист, модельер – дизайнер, доктор, лётчик и др.

В математическом классе предпочтение отдавалось профессиям, приносящим большой материальный доход:

Юрист, программист, экономист, милиционер

Вдобавок учащиеся были нацелены на работу за рубежом:

Археолог, тренер по спортивной гимнастике в Германии, моряк.

В физкультурном классе учащиеся акцентировали внимание на профессиях, приносящих помощь другим людям:

Врач, ветеринар, учитель, военный

Ряд ситуаций был направлен на выяснение знаний этикета и умения строить фразы. Учащиеся особенно не отличались, хотя гуманитарный класс, как и прежде, объяснил всё более обстоятельно и аргументировано. Вновь хочется обратить внимание на количество слов в высказываниях.

Вопрос 5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе.

Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?

« Г « класс: « Извините, пожалуйста, вы не подскажете, как мне добраться до вокзала? «

« Здравствуйте! Извините, пожалуйста.

Я тут недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится вокзал? Спасибо! «

« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится вокзал? «

« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал?

«

« Извините. Я из Новгорода, я заблудился. Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «

Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи гостям отведать твоё фирменное блюдо.

« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого кафе, есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его попробовать? «

« А теперь наше самое изысканное блюдо! Пальчики оближешь! «

« Мадмуазель, не хотите попробовать наше фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда незабываемый вкус, удивительная нежность и его одобряют все гурманы. «

« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «.

Надеюсь, вам понравится. «

« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное блюдо? «

« Не хотите отведать изюминку нашего кафе? «

Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День

Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего

Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «

« Привет! Поздравляю тебя с твоим прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего самого наилучшего! Как провёл праздник? «

« Ой, извини, пожалуйста, надо же, совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю!

«

« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что вчера не позвонила. «

« Извини, я забыл, но я исправлю свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «

« Прости, с Днём Рождения! «

« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «

« Извини, но у меня были дела. «

В задании, где нужно было поставить ударения, меня интересовали слова « звонит « и « ложить «. Отметили, что слова « ложить « в русском языке нет учащиеся в гуманитарном классе - 90 % и 5 % в математическом. Со словом « звонит « ситуация иная: в гуманитарном и математическом классах правильно ответили 60 %, а в физкультурном - 25 %.

На вопрос « Что можно узнать о человеке по его голосу? « , ответили опять же примерно одинаково. Но учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно и охарактеризовали свой голос, избежав слова « нормальный «, которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного класса.

« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «

« Курит, пьёт, характер, где тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «

« Здоровый ли образ жизни он ведёт, как следит за своей речью и какой он по натуре. «

« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «

« Пол, возраст, характер, трезвость, заикается ли. «

« Образованность, в деревне или в городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «

« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил мужчина. «

« Настроение. «

« Характер, пол, ум. «

« Плохой ил хороший. «

Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85

% математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог

- 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 % гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось со словом « много «.

На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 % физкультурного класса, 95 % математического и 100 % гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это сделали в гуманитарном классе:

« Г « класс: суровых - сосновых;

солнце - донце;

дрова - трава;

« Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя..»

« М « класс: палка - галка;

краб - раб;

кровь - морковь.

« Ф « класс: Антошка - картошка;

жучка - кучка.

А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему - то ) наполовину меньше - 40 %.

Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся гуманитарного класса - это получилось у них более ярко, красочно и многословно ( ! ).

« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе он может высохнуть. «

« Мой фломастер с белым колпачком, а стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой.

«

« Это яркая ручка, заправленная спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «

« Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета - от самого светлого до чёрного. «

« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует.

«

« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «

Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним простым предложением, а то и словом ( каникулы ). Но, опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся гуманитарного класса.

« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло, каникулы. «

« У меня летом День Рождения и я могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в деревне. «

« Потому что деревня, молоко, корова, в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку, гуляешь до скольки угодно. «

« Потому что я могу плавать в речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «

« Я очень люблю зиму, потому что в это время года много праздников. Падает снег, который накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу можно поваляться и понырять. «

« М « класс: « Очень тепло. «

« Потому что можно гулять сколько хочешь.«

« Нет уроков и можно купаться. «

« Оно тёплое, красивое, пахнет цветами. «

« Потому что очень жарко, можно купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах, кататься на лодке, загорать. «

« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «

« Тепло и можно купаться. «

« Потому что летом жарко и можно купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «

« Потому что люблю купаться, загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «

« Каникулы. «

На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики, неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «. Но точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество правильно ответивших было равно практически 100 %.

При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар, окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2, реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,

прекрасный, неотразимый, прелестный,

привлекательный ;

говорить - базарить, общаться, болтать,

разговаривать

Учащиеся же математического и гуманитарного классов выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов, хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.

« Г « класс:

круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,

окружность, пуговица

красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,

прелестный, прекрасный, симпатичный,

замечательный, изумительный, милый

превосходный, приятный

говорить - разговаривать, тараторить, болтать,

выкрикивать, чесать языком, общаться,

беседовать, объяснять, шпарить,

открывать варежку, переговариваться,

открывать рот, трезвонить

« М « класс:

круг - шар, окружность, мяч, ноль,

бублик, колесо

красивый - очаровательный, прекрасный, милый,

милый, неплохой, симпатичный,

обаятельный, приятный, яркий,

хороший, великолепный, замечательный,

неординарный, необыкновенный, превосходный,

чудесный, прелестный

говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,

базарить, трепаться, орать.

Кричать, калякать, шептаться

На последний общий вопрос тоже не все правильно ответили. Различие в семантике слов « невежливо « и « грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся гуманитарного класса.

При анализе этих общих вопросов мы увидели, что, несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех трёх классах ( что, на наш взгляд, обусловлено высоким уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся предметом « Школьная риторика « показали результаты более высокие, чем остальные, у которых не было этого предмета.

Мы считаем, что на примере проведённого исследования можно сказать, что есть некоторые основания, полагающие, что предмет « Школьная риторика « имеет полное право на существование в школьной программе.

Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в развитии речи, необходима для становления языка и раскрепощения в различных ситуациях ( от бытовых до экстремальных ). Ещё была отмечена важность знания основ этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках риторики они много и увлекательно инсценировали, учились правильно произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря риторике они учатся говорить ( в смысле « излагать свои мысли правильно « ), а не этого ли и добиваются наши учителя?

Но на отношение к предмету, как известно, влияет и личность самого учителя ( что тоже было отмечено учащимися

). Некоторые подчеркнули, что при прежнем учителе риторика нравилась им, а при нынешнем - нет. Риторику, прежде, чем вводить как учебную дисциплину, нужно разработать как дисциплину в университетском обучении. Мы считаем, что должна существовать некая методика преподавания риторики в школе. Не должно быть « кустарных « учителей – риториков, которые где – то что – то почитали, посмотрели - и к детям.

Ведь не нам на детях, а им на нас, на нашем примере и воодушевлении учиться следует. На наш взгляд это пока ещё пробел в нашей системе образования.

Давайте рассмотрим вторую фазу эксперимента.

ЧАСТЬ II. Аудирование.

Для аудирования, проводившегося в тех же классах того же учебного заведения, нами были предложены следующие темы, которые учащиеся по своему усмотрению могли представить как объявление по радио или как собственные размышления:

1. Пропала белая мышь.

2. Пропала совесть.

3. Меняю двух колорадских жуков на одного майского.

4. Я люблю… , я не люблю…

5. Своя тема.

Во всех трёх классах активность была высокой, идти к диктофону не заставляли никого, учащиеся сами выстраивались в очередь, хотя, конечно, не все стремились подойти. А некоторые выходили со своими текстами и по несколько раз.

Наименьшей популярностью пользовалась тема, предполагавшая размышления - № 4 ( Я люблю… , я не люблю… ). Но она была в активном употреблении в гуманитарном классе. Это говорит о том, что аналитическое мышление у них более развито, нежели в классах, где риторика не изучалась.

« Г « класс: « Больше всего я люблю животных: маленьких и больших. Ещё я люблю ездить с мамой на Чёрное море. Мы ездим туда каждый год. Люблю, когда морские волны поднимаются до двух метров и в этот момент на них так приятно смотреть. А особенно люблю вдыхать морской воздух.

Я не люблю слякоть, когда на улице лужи и моросит дождь. «

« Я люблю, когда учитель ставит пятёрку или четвёрку, но не люблю, когда получаю тройку.

Люблю ловить лягушек, ящериц и медуз. Люблю из рогатки стрелять в яблоко на яблоне, а потом его есть; но не люблю стрелять в птиц и животных. Я люблю замораживать воду, а потом выбрасывать её с пятого этажа и смотреть, как разбивается лёд. Я люблю стоять на голове и смотреть телевизор - так интересно! «

Объявления.

« Внимание! В нашу студию только что поступило экстренное сообщение: вчера у одной девочки, когда она возвращалась домой, на автобусной остановке пропала совесть. Особые приметы совести: нечистая, краденая.

«

« Внимание! На улице Большая Санкт –

Петербургская 10 двадцатого марта открывается музей Домашней

Колбасы. Только в день открытия, только двадцатого марта, только на Большой Санкт – Петербургской 10 вы сможете бесплатно попробовать домашней колбасы. Колбаса великолепная: чесночная, кровяная, ливерная. Только двадцатого марта, только на Большой Санкт – Петербургской 10, только в 9 утра. Спешите! Колбаса - оближешь пальчики!

Вниманию фермеров! Музей скупает свинину, говядину и курятину. Меньше пятидесяти кг просьба не приносить.

Контактный телефон: 11 – 12 – 13. «

Монолог директора школы.

« Я директор сотой школы,

Многим даже не знакомой,

Делаю всё для удовольствия ребят -

В жизни они интересное хотят:

Походы, кружки - все полезные,

Очень даже интересные.

Один ходит в бассейн купаться,

Другого увлекли танцы,

Третий любит рисование,

Четвёртый - знаток естествознания.

Ещё ходим мы в кино -

Увлекательно оно.

Как же школе - то со мной? -

Это скажет вам любой.

На окошках шторы и цветы,

На полу у нас ковры,

А на стенах всё обои -

Это год уже который

Так уютно всё вокруг.

Ты доволен, милый друг? «

« М « класс: Объявления.

« Пропал хозяин. Просьба вернуть.

P. S: Сложно жить без пищи.

Барбос. «

« Меняю двух старых друзей на одного аппетитного, желательно поджаристого.

Фрэди Крюгер. «

« Внимание! Объявление: меняю двух молодцов на пуд огурцов. «

Я люблю…, я не люблю…

« Если бы меня спросили: «Какое время года ты больше всего любишь? «, то я бы затруднился ответить. Я люблю зиму, потому что наступает Новый год и падает снег. В эту пору ты попадаешь в царство белых снежинок и ожидаешь новогоднего чуда. Весной природа расцветает и все ждут тёплого лета. Летом начинается отдых.

Летом я люблю ездить на юг к морю, - это уже стало традицией. Затем наступает осень и вся природа готовится к зиме - и опять происходит годовой круговорот. Вот поэтому я затруднился бы ответить на вопрос: « Какое время года ты больше всего любишь? «.

« Ф « класс: Объявления.

« Внимание! Внимание! Пропала белая летучая мышь. Лазит по деревьям и любит готовить. Найдите её и верните! «

« Внимание! Внимание! Пропала совесть?

Обратитесь к сыщику. Услуги платные - 50 $. «

« Внимание! Меняю двух колорадских жуков на одного майского. Мне он очень нужен для коллекции. Звоните. Буду ждать. «

Я люблю…, я не люблю…

« Я люблю прыгать с парашюта, но не люблю, когда он не раскрывается. «

« Я люблю гулять с девчонками, но не люблю платить за них. «

На наш взгляд, приведённые примеры говорят сами за себя.

По результатам анализа текстов можно сказать следующее: учащиеся, ранее изучавшие предмет « Школьная риторика « конструируют фразы и выстраивают свои мысли чётче, стройнее и эстетически красивее, нежели не изучавшие его.

И в завершении анализа нам бы хотелось привести сравнительную таблицу уровня владения речью учащихся выше проанализированных 6 – ых классов.

Таблица№ 3

Уровень владения речью учащихся 6 – ых классов гимназии № 2 г. Великий Новгород, где в ноябре 1999 года проходил обучающий эксперимент.


|Профиль класса |Гуманитарный |Математический |Физкультурный |
|\\\\|класс |класс |класс |
|\\ | | | |
|наименование | | | |
|критерия оценки | | | |
|Количество |От среднего |От среднего |От низкого |
|слов |до высокого |до высокого |до среднего |
|Богатство и |высокое |От среднего |среднее |
|разнообразие | |до высокого | |
|лексики | | | |
| | | | |
|Умение подчи- |85 % |80 % |50 % |
|нить высказыва- | | | |
|ние теме основ-| | | |
|ной мысли | | | |
|Умение исполь- |95 % |90 % |20 % |
|зовать различ- | | | |
|ные риторичес- | | | |
|кие фигуры | | | |
| Количество | низкое |От низкого | От среднего |
|лексических | |до среднего |до до высокого |
|ошибок | | | |

Некоторые пояснения относительно параметров критериев:

Количество слов: от 1 до 4 - низкое

от 5 до 9 - среднее

от 10 и выше - высокое

Богатство и разнообразие лексики: 1 –2 - низкое

3 –4 - среднее

5 и более - высокое

Количество речевых ошибок: 1 – 2 - низкое

3 – 4 - среднее

5 и более - высокое

Умение подчинить высказывание теме основной мысли и Умение использовать различные риторические фигуры - в % соотношении.

ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ:

На наш взгляд, предмет « Школьная риторика «, не являясь предметом первой важности, имеет право на существование не только в классах гуманитарного профиля, но и в других классах. Мы пришли к выводу, что гимназические классы достаточно умеют говорить и строить фразы и без вмешательств учителей – риториков, так как насыщенность предметами и их направленность ( а так же и само развитие детей этих классов ) уже вбирают в себя компоненты предмета риторики. Поэтому мы считаем, что предмет риторика необходимо вводить в первую очередь в общеобразовательные классы специализированных заведений и во все классы неспециализированных, так как именно там наблюдаются сложности с речью и умением говорить у учащихся.

Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически и проч. грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком, раскрепощёнными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли чётко и красиво. Ведь одна из основных целей риторики - превратить выражение « Язык мой - враг мой « в выражение « Язык мой - друг мой «.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом развитии учащихся классов, в которых была введена риторика. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи чётче прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторика в этих классах является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска лексических ошибок.

Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, нежели учащиеся классов, где риторика не преподавалась.

Сам эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – 8 – ых классов гимназии № 2 города Великий

Новгород в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ

СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Конкретно рассмотрены в этой дипломной работе обучающий эксперимент в шестом негуманитарном классе и констатирующий эксперимент в трёх различных шестых классах ( гуманитарном, где риторика преподавалась, математическом и физкультурном, где риторика не преподавалась ), проведённые в ноябре 1999 года. То, что классы были взяты не из обычной школы, а из гимназии, предопределило уровень ответов.

В таблице № 3 очень наглядно видно, что учащиеся класса, где риторика преподавалась ( гуманитарный класс ) во всех отношениях более риторически грамотны. Они допускают меньшее число лексических ошибок, лучше и чётче выстраивают свои мысли, больше риторических фигур используют, большим объёмом слов оперируют в своих высказываниях. Хотя можно отметить, что сильны были и учащиеся специализированного класса - математического, их показатели значительно выше, чем в физкультурном классе, где риторика тоже не преподавалась. Это можно объяснить тем, что в программе этого класса большое количество предметов, частично восполняющих риторику, учащих детей говорить и говорить правильно. Но мы считаем, что это не совсем взаимозаменимые вещи. Риторику не продублировать, это предмет слишком специфичный.

Можно отметить, что учащиеся класса, где была введена риторика, более раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. В них сильнее чувство коллектива, что не мешает им и осознавать себя личностями. Специфика предмета их располагает к отсутствию страха перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на внеурочные отношения с окружающими. По мнению самих учащихся, предмет риторика многое им дал в общении не только со сверстниками, но и с людьми незнакомыми, независимо от их возраста. Уроки не совсем обычны, это позволяет учащимся окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости. Преподаватель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно побыть кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? Разве что литература, но и там говорят лишь немногие. А риторика заставляет говорить всех.

Учителя отмечают, что учащиеся класса, где преподаётся риторика, стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало « молчунов «. У детей даже появился какой – то блеск в глазах. Лучше они стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными.

Мы и некоторые из опрошенных учителей считаем, что предмет риторика должен вводится в школы и в первую очередь в негуманитарные классы, так как именно там возникают большие проблемы у учащихся с речью, они не только не умеют высказывать свою мысль, они ещё и боятся это делать. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в школьную программу и особенно в программу общеобразовательных школ, ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айдарова Л. И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения поэтики в курсе русского языка // Вопросы психологии, № 1, 1977.

2. Античные риторики. М., 1978.

3. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.,

1983, с. 118 – 128.

4. Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М.,

1983, с. 78.

5. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.

423.

7. Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: « Наука «,

1991.

8. Берхин Н. Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков // Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 99 – 107.

9. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи.

Ростов – на – Дону, 1996, с. 576.

10. Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с.

143.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

12. Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

13. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л. А.

Умеете ли вы общаться ? М., 1991.

14. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

15. Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.

16. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.

17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

18. Зарифьян Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.

19. Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.

20. Зыбина Т. М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.

21. Иванова С. Ф. Риторика завоёвывает место в школе // Русский язык в школе, 1991, № 2.

22. Интегрированный урок – игра « Сказка и речевой этикет « //

Русский язык в школе, 1995, № 2.

23. Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.

24. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.

25. Кохтев Н. Н. Риториа. М.: " Просвещение ", 1994.

26. Кохтев Н. Н. Риторика. Программа для VII – IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе, 1993, № 3.

27. Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226,

272 – 304.

28. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.

29. Ладыженская Т. А. Информационно – методическое письмо //

Начальноя школа, 1997, № 8.

30. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Новый комплекс «

Детская риторика « // Начальная школа, 1995, № 5, с. 54 –

58.

31. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Речь и культура общения // Начальная школа, 1990, № 8.

32. Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.

33. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 – 228.

34. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. И., 1975.

35. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Ломоносов М. В. Труды по филологии

( 1739 – 1758 ), Т. VII, Лениздат АН СССР, 1952, с. 23.

36. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

37. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1981.

38. Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1991.

39. Малышев А. А. Умение убедительно воздействовать речью.

Ужгород, 1994.

40. Маркова А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 21 – 32.

41. Маров В. Н., Вагапова Д. Х. Риторика - учителю. М., 1993.

42. Марченко О. И. Риториа как норма гуманитарной культуры. М.,

1994.

43. Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1980.

44. Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.

45. Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

46. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

47. Об ораторском искусстве. М., 1973.

48. Общая риторика. М., 1986.

49. Педагогическое речеведение. Словарь - справочник / Под редакцией Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.

50. Пичугов Ю. С. Программа курса " Риторика " для Х классов

// Русский язык в школе, 1993, № 2.

51. Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 Томах, Т. 2, М.,

1993.

52. Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. М.,

1991.

53. Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М.,

1990.

54. Рождественский Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.

55. Русская риторика. Христоматия. М., 1996.

56. Смелкова З. С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

57. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.

58. Сычёв О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М., 1991.

59. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.,

1989.

60. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.,

1972, с. 103.

61. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. М. - Л., 1964.
-----------------------
[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.