реферат, рефераты скачать
 

Эффективность школьной риторики


p> РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )

Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп.

Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу.

Проиллюстрируем высказанную мысль примером.

Таблица № 1

Понятийный компонент программы
|I класс |II класс |III класс |IV класс |

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
| С помощью |Общение в быту |Общение один - на|Общение для |
|слов (словесное ) |(обыденное, быто-|один ( личное ), |контакта и об- |
|и жестов ( |вое, повседневное |), один -|мена мыслями, |
|несловес - |) |много ( |информацией |
|ное ). Общение |и общение в |(группповое, мас- |( фактическое - |
|устное и письмен |офи- циальной |ас- совое |нефактическое ). |
|- ное. |обстанов- ке|). | |
| |( в канцелярии | | |
| |школы, в классе)| | |
| |- | | |
| |( официальное) | | |

( 30; 37 )

Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность.

Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков

( дети не должны заучивать определения понятий ).

Значительно большее место занимают так называемые

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для говорящего « и т. д. ).

Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение ( степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком ); другие - с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры « (оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение ).

Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи.

Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями.

Таким образом, в разработанную программу включены:
- риторические умения и навыки;
- инструментальные знания;
- риторические понятия;
- риторические идеи.

При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения в данном классе; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Методы и приёмы преподавания.

Курс риторики в школе - предмет сугубо практический.

Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.

Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх вопросов:
1. Что сказал говорящий ( ритор );
2. Что он хотел сказать;
3. Что сказал ненамеренно.

Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит - пишет ( адресант );
- кому ( адресат );
- для чего - зачем ( задача высказывания );
- что - о чём ( содержание высказывания );
- как ( в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
- где ( место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно );
- когда, как долго ( время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно.

Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто ( какая команда ) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.

Для проведения риторических игр может выбираться ( назначаться ) жюри. При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки ( « Кому больше похлопаем? « ) и т. п.

Вопросы организации.

Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно.

Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом.

Урок риторики имеет свою организационную специфику.

Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо…», « Задуем свечу «

( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит жук, комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка;
- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь.

Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (

30; 40 ), обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость.

Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы.

Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать:

1. Учебник для учащихся;
1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным школьникам;
2. Сборник риторических задач;
3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;
4. Магнитофонные записи живой речи;
5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;
6. Видеоматериалы и др. средства общения;
7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ).

Важное место в этом комплекте должны занимать видеоматериалы, т. к. учить деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма результативно.

В настоящее время выпущены и удачно применяются на практике учебники « Школьная риторика « с I по VII класс.

Учебное время. На изучение риторики, как показывает школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на этих уроках не бывает молчащих, поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников.

Это важное условие обучения речи, общению.

И последнее: начатая в начальных классах работа должна иметь естественное продолжение в старших классах. Основы этой программы разработаны, что делает возможным представить этот предмет в целостной форме.

2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА.

Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом ключе, что и весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

В соответствии с программой здесь также выделяются две части: « Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе, необходимо выделить ещё одну часть - « Обобщаем изученное

( в I – IV классах )». В этом разделе внимание четвероклассников привлекается « Ориентация в ситуации «, «

Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, « Этикетный репертуар « к таким обобщённым темам, как и др.

Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель которой вспомнить изученное: о том, что изучает риторика, что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В главах « Особенности говорения «, « Какой я слушатель «, « Я читатель « дети не только повторяют виды речевой деятельности, но и узнают, что представляют собой различные паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как читателя, и т. д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе « Знаки вокруг нас « учащиеся знакомятся с опорными конспектами ( первое знакомство! ), занимаются описанием ( растений ), невыдуманными и выдуманными рассказами ( глава « Скажи мне почему « ).

Здесь новым является понятие о типах аргументов и фактах, о вступлении и заключении в выступлении и рассуждении.

Также совершенно новым является понятие о газетных жанрах - хронике, информационной заметке, подписи под фотографией.

Линия речевого этикета продолжается, но вводятся новые по смыслу этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет, улыбка.

В этом учебнике большое место занимают задания, требующие активного речевого поведения, разыгрывания речевой ситуации, создания речевых жанров на основе описанной ситуации или рисунка, помещённого в учебнике. Дети любят риторические игры, и хочется, чтобы учитель ( или жюри ) называл победителя, а также те критерии, с помощью которых он определил чемпиона. И наконец, в учебнике есть компьютерные задачи и отдельно компьютерные программы, правда, только по речевому этикету. Эта программа может использоваться для объяснения, закрепления и повторения материала. Кадры программы содержат яркие, красочные рисунки, на них изображены знакомые детям по книгам и мультфильмам персонажи ( Карлсон, кот Леопольд, Знайка и т. д. ).

Задания сформулированы кратко ( например, « Как Карлсон здоровается с Малышом? Выбери подходящие приветствия « , что облегчает их восприятие.

В компьютерной программе можно выделить три серии заданий:

а) приветствия разным адресатам;

б) приветствия в разное время дня;

в) приветствия разной степени вежливости ( с обращением, с личностным оттенком ).

Ученик получает эмоциональную оценку свой работы по каждому кадру, так как на экране появляется лицо Риторика с выражением улыбки, удивления или грусти. Кроме того, в программе предусмотрена оценка в виде цветовой рамки на пиктограмме с номером задания. ( Зелёный означает, что задание выполнено правильно, жёлтый - что допущена одна ошибка, красный - что допущены две или более ошибки. )

Итоговый результат работы с компьютерной программой выдаётся в виде словесного описания ( « Удачно «, « не совсем удачно

«, « неудачно « ). Кроме того, ребёнок услышит весёлую или грустную мелодию.

В программу каждого года обучения входить учебник, состоящий из двух частей.

Каждый учебник начинается с предисловия, обращённого к читателям, где перечисляются положительные стороны риторики.

На второй странице нарисованы условные обозначения, с которыми ребята постоянно будут сталкиваться во время обучения. Это:

- постановка проблемы, введение в теорию;

- задание после текста;

- сюжет видео - , кинофрагмента;

- задания, связанные с прослушиванием музыки;

- задания по дыхательной и речевой гимнастике;

- работа в парах;

- риторические игры.

Немного дальше - приветствие постоянных спутников учащихся, героев учебника - ОЛИ, КОЛИ, ГРАММАТИКА, РИТОРИКА и позже появляется ЭТИКЕША.

Очень красочные учебники с изобилием иллюстраций.

Каждая глава начинается с небольшой постановки проблемы, после которой следуют всевозможные задания и риторические игры.

Почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, т. к. начинаются с глаголов в повелительной форме ( представьте, подумайте, ответьте, приготовьте, вспомните, посмотрите, рассмотрите, попробуйте и т. д. ) или с союзного слова ( какого, как, почему, с кем и др. )

Приведено много стихов, песен ( порой с нотами ), отрывков из художественных произведений. Обилие схем.

ИДЕИ КУРСА:

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. ( Ш. де ЛАБРЮЙЕР. ) ( 30; 57 )

ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ:

Первый тип ( У – 1 ). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

- взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения;

- точность речи ( наличие фактических ошибок ), разнообразие языковых средств, выразительность речи ( речевые находки );

- особенности речевых жанров.

Второй тип ( У – 2 ). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

- умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно- информационные жанры и т. д.

Таблица № 2

О Б Щ Е Н И Е

| У – 1. Анализировать и | Общение - общительный |
|оце- нивать свою |чело- век. Твоя |
|общительность: я|общительность. |
|очень общительный, | |
|малооб-щительный, | |
|необщительный человек. | |

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я

| У – 1. Определить вид | Общение для контакта и |
|обще- ния по его |об- щение для сообщения |
|основной цели ( сообщить, |нфор- мации |
|запросить инфор- | |
|мацию, обменяться информа- | |
|цией и т. д. - поддержать | |
|контакт, общение ) | |
| | |
|У – 2. Вступать в этикетный| |
|диалог и поддерживать его | |
|( в пределах, обозначенных | |
|в разделе « Речевой | |
|этикет « | |
|( I – III ) | |

Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т

| У – 1. Различать истинную | Что такое вежливость. |
|ве-жливость от показной |Вежли- вая речь ( |
| |словесная вежлиость) и |
| |воспитанность. Вежливо – не- |
| |вежливо - грубо |
| |
|Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь |
|У—1. Определять вид речевой |Говорить — писать; слушать — |
|деятельности; его этапы |читать. (Что общего в |
| |указан- ных парах ? )|
|У—2. Продумывать, что нужно |Основные этапы речевой деяте- |
|сделать до говорения, чтения |льности: до — в процессе – |
|и т. д.( на этапе |пос- ле того, как |
|ориентировки ), что - в |сказал, написал, прочитал, |
|процессе говорения, чтения и|услышал. ( Этап ориентировки|
|т. д. ( на этапе реализации|и планирования, этап |
|), что по- сле |реализации, этап контроля ).|
|говорения, чтения и т. п. | |
|( на этапе контроля ) | |
|У—2. Составлять опорный кон- |Опорный конспект как коди- |
|спект услышанного в форме |рование услышанного в форме |
|таблицы, схемы с использова-|таблицы, схемы с использова-|
|нием принятых и продуманных |нием рисунков, символов |
|символов, рисунков | |
|У—2. Воспроизводить по опор- | |
|ному конспекту услышанное | |
| У—1. Анализировать живую |Говорение. Особенности |
|устную речь, определять её |неподготовленной ( спонтан- |
|осо- бенности |ной ) речи |
| У—1. Определять, в какой мере | |
|устная речь подготовлена, в | |
|чём от- | |
|ражается её подготовленность | |
| У—2. Составлять опорный кон- |Опорный конспект ( как при |
|спект (как при слушании ) |слушании ) |
|Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я |
|(успешная, эффективная) |
|У—2. Пользоваться толковым |Толковый словарь. Словарь си-|
|словарём синонимов |нонимов. Словарь языка |
| |писа- телей. Словарь |
| |эпитетов . |
|Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы |
|У—1. Определять начальное и |Тексты. Начальное и конечное |
|конечное предложения как |(последнее) предложения тек-|
|признаки тематического и |ста как яркие признаки |
|смы- слового единства |смыс- ловой цельности |
|текста |текста |
|У—2. Подбирать конечное | |
|(завершающее ) предложение к | |
|незавершённому тексту | |
|У—2. Создавать сжатый текст, |Сжатый пересказ сказанного |
|пользуясь способом исключения |собеседником в процессе |
|подробностей и способом |обсу- ждения ( темы, |
|обоб- -щения |проблемы ) |
|У—1. Анализировать вывод (в |Вывод в рассуждении |
|рассуждении ), его | |
|целесообраз- -ность | |
|У—2. Создавать к «новым» сло- |Словарные статьи в толковом |
|вам словарные статьи |словаре |
|У—2. Рассказывать весело (с |Речь разговорная с элементами |
|юмором ) о забавных, смешных |художественной речи. Весёлый|
|случаях из своей жизни |рассказ. |
|У—2. Рассказывать (устно и |Рассказ о памятных событиях |
|письменно) о памятных собы- |своей жизни |
|тиях своей жизни | |
|У - 1. Определять особенности |Газетный (публицистический) |
|содержания и речевого офор- |стиль |
|мления писем в газету | |
|У—1. Анализировать нформа- |Информационная заметка в газе-|
|ционную заметку в газету, |ту. Хроника |
|её соответствие | |
|речевой задаче и | |
|жанровым особенностям | |
|У—2. Создавать текст — под- |Подпись под фотографией в |
|пись под фотографией в газете|газе- те |
|У—2. Написать информацион- | |
|ную заметку в газету типа - | |
|что, где, когда и как | |
|произошло | |

( 30; 57 – 58 )

2. 5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКОВ РИТОРИКИ В РАЗНЫХ

КАТЕГОРИЯХ ШКОЛ.

Теперь мы попробуем дать краткую характеристику описанным выше учебным пособиям.

Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это довольно неплохой учебник с хорошими заданиями, но, на наш взгляд, он написан языком, который скорее будет понятен преподавателю, нежели учащимся. Изобилие сложных фраз ещё не является показателем педагогической грамотности составителя учебника.

Нам не понравилось, что автор взял за определение риторики лишь одну её сторону - ораторское искусство , т е. учебник призван готовить ораторов. Поэтому мы считаем, что курс Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО правильнее было бы назвать "

МАСТЕРСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ". В таком случае, его не имеет смысла разбивать на несколько лет, а в целях лучшего усвоения включить в программу одного года ( какого

- зависит от развития и успеваемости коллектива ).

Как и указано самим автором, этот курс можно ввести лишь в специализированных учебных заведениях: гимназиях, лицеях, школах с гуманитарным профилем ), т. к. для других он будет сложен. И в этом мы видим большой " - " составителя, потому, что уметь убеждающе говорить и просто уверенно выражать свои мысли должны все.

Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.

" Риторика " Кохтева, как и " Риторика " Михайличенко, направлена на развитие ораторского мастерства учащихся, при чём учащихся специализированных школ, гимназий и лицеев. Но это более обстоятельное пособие, чем предыдущее. Теория здесь достаточно основательно подкреплена примерами - блестящими образцами красноречия. Опорные схемы - не новый, но очень помогающий приём. Обилие разнообразных упражнений

- тоже " + " пособию.

Язык " Риторики " Кохтева будет понятен учащимся, а возможная разбивка преподавателем одной главы на уроки по количеству вопросов в ней поможет лучше разобраться в материале.

Учебник удобен тем, что позволяет изучать ораторское искусство и самостоятельно. На это же рассчитаны и возможные ответы на вопросы в конце пособия.

Обилие разнообразных вопросов и заданий направлено на формирование у учащихся навыков анализа и самоанализа.

" Минус " - узконаправленность понимания риторики и круга учебных заведений, где она может преподаваться.

А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Это учебное пособие полностью оправдывает своё предназначение - помощь в коммуникативной лингвистике и риторике учителям и студентам вузов ( готовящимся в учителя

). Все задания, весь материал посвящён лишь указанной выше цели.

Пособие очень ценно, тем более, что педагог - риторик может воспользоваться им как дополнительным ( в некоторых темах ), и для работы в школе, т. к. в нём немного раскрыты и такие важные темы, как диалог и речевой этикет.

( В предыдущих учебниках этого не было .)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.