реферат, рефераты скачать
 

Эффективность школьной риторики


p> На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые он должен использовать для достижения поставленных целей.

На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису, к которому относится все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно – логического строения речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой предмет, раздробить его на части, слить одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ).

Раздел несколько сложнее предыдущих не только по своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его самостоятельный разбор с указанием ряда авторов.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА.

Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где немаловажное место занимает знание родного языка и личный стиль оратора.

Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например, тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат.

Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются литературные средства выразительности речи, даются определения основных из них.

Перечислен ряд советов для будущих ораторов.

Вновь приложены схемы. Их 3:

Схема 7. Стили русской речи.

Схема 8. Требования к языку публичного выступления.

Схема 9. Языковая норма.

Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся и вопросы практического характера, типа:
. Проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение 1 – 2

-ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.
. Составить 2 – минутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи ( Этот вопрос предназначен для одновременной проверки и степени усвоенности лекции. ).

РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.

В разделе автор приступает уже к непосредственной работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с психологией, этикой и педагогикой.

Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно подчёркивается роль психологии. ). Большое место в выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся речевым выступлениям.

Составитель приводит примеры композиционных средств активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и методические ).

Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию.

Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории.

Схема 12. Критерии оценки аудитории.

Здесь приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт предварительную оценку составу слушателей.

Схема 13 . Признаки аудитории.

Схема14. Мотивы слушания.

Схема 15. Типы слушателей.

Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции

), подчёркивается роль жестов и их искренности.

После вопросов на понимание материала дан список книг для прочтения, где содержится ответ на последний вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом публичной речи».

РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ.

Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции.

Оратор должен уметь владеть своим голосом.

Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику говорения на публике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно вытекают из всего материала книги.

УПРАЖНЕНИЯ.

Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в

Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540 слов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и

19 словарей.

2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.

Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий.

Цель автора пособия - возрождение риторики в школе.

Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи.

Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ - проверить себя.

Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно найти и рядом с ответами.

Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей, юристов, политиков, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.

Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу которых относятся следующие:
- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ );
- « Документы, связанные с опубликованием учебников по риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;
- « Пословицы, посвящённые речи «;
- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.

Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками.

В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению преподавателя ).

ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Автор говорит о красноречии и обозначает его родину

( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ.

Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ,

ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.

Глава завершается блестящим резюме, позволяющим вспомнить основные моменты главы.

ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.

В этой главе говорится о времени создания в России самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. – метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ,

А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ

).

Предложенный в конце главы практикум заставляет учащихся думать не только над новым материалом, но ещё сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным.

Предложены также и темы для самостоятельной подготовки.

ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.

В главе говорится о различных видах красноречия:
- академическое,
- социально – политическое,
- социально – бытовое,
- духовное, о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей.

Автор описывает особенности судебной речи.

В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,

АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.

ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНО.

Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о них самих ).

Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём.

Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «.

В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся предлагают составить схему содержания главы.

ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?

Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент:

( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;

( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;

( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «; и др.

Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы по работе над голосом.

ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.

В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о работе с литературой.

Составитель учебника выводит учащимся важное правило:

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!

В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - « её.

ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.

Автор раскрывает само понятие « композиция речи «, разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «.

Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество классических примеров ).

Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в тексте.

И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.

ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.

Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи.

Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя.

Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и доказать словесно.

Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений

Онегин и его предки «.

В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы.

ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.

Здесь доказывается возможность письменного стиля употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами:

КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ,

КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных типов речи.

В практикуме - задания на определение стиля. Автор задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «

Учащимся предложено на основании некоторых статей составить инструкции по работе над языком публичного выступления и переделать газетную статью на разговорный язык.

Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить самостоятельно.

ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают оратору.

Вопросы этой главы направлены на определение учащимися видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем сравнить с подленником.

Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно додумать.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.

Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые навыки в любых видах деятельности.

В конце пособия даны ответы на вопросы, которые отмечены во всей книге определённым значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к каждой главе дополнительно.

СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ).

2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре высказываний.

Риторика Мурашова состоит из IX глав.

ОТ АВТОРА.

Приведена замечательная авторская аргументация в пользу необходимости изучения риторики учащимися и учителями в первую очередь.

ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основные положения главы:

Работа учителя - искусство, и важно знать психологию восприятия, чтобы быть правильно понятым.

Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и функционированию прозаической устной речи в ходе учебного занятия.

В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной коммуникации.

Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи.

ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:

1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.
2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно.
3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное.
4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л.

В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда

– то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.
5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога.
6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.
7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 )

Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по

ПЛУТАРХУ ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:
. « Горное эхо «,
. « Разговор в лесу «,
. « Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

Изложены следующие советы:
. Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.
. Выучить начало и конец лекции.
. Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Основные положения главы:
. Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать.
. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках.
. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания.
. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.
. Нужно помнить, что молчание может быть различным.
. Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:
1. Активное введение риторического вопроса.
2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.
3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.
5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:
- запланированная неожиданность,
- нестандартность ситуации постановки проблемы,
- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « -

«. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ,

КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.

2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока:
1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;
2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.