| |||||
МЕНЮ
| Эффективность школьной риторикиp> На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые он должен использовать для достижения поставленных целей. На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису, к которому относится все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно – логического строения речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой предмет, раздробить его на части, слить одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ). Раздел несколько сложнее предыдущих не только по своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его самостоятельный разбор с указанием ряда авторов. РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА. Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где немаловажное место занимает знание родного языка и личный стиль оратора. Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например, тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат. Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются литературные средства выразительности речи, даются определения основных из них. Перечислен ряд советов для будущих ораторов. Вновь приложены схемы. Их 3: Схема 7. Стили русской речи. Схема 8. Требования к языку публичного выступления. Схема 9. Языковая норма. Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся и вопросы практического характера, типа: -ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений. РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ. В разделе автор приступает уже к непосредственной работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с психологией, этикой и педагогикой. Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно подчёркивается роль психологии. ). Большое место в выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся речевым выступлениям. Составитель приводит примеры композиционных средств активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и методические ). Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию. Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории. Схема 12. Критерии оценки аудитории. Здесь приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт предварительную оценку составу слушателей. Схема 13 . Признаки аудитории. Схема14. Мотивы слушания. Схема 15. Типы слушателей. Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции ), подчёркивается роль жестов и их искренности. После вопросов на понимание материала дан список книг для прочтения, где содержится ответ на последний вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом публичной речи». РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ. Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции. Оратор должен уметь владеть своим голосом. Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику говорения на публике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно вытекают из всего материала книги. УПРАЖНЕНИЯ. Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540 слов. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и 19 словарей. 2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА. Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. Цель автора пособия - возрождение риторики в школе. Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи. Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ - проверить себя. Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно найти и рядом с ответами. Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей, юристов, политиков, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что позволяет их легко находить в тексте. Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу которых относятся следующие: Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками. В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению преподавателя ). ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Автор говорит о красноречии и обозначает его родину ( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ. Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ, ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов. Глава завершается блестящим резюме, позволяющим вспомнить основные моменты главы. ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ. В этой главе говорится о времени создания в России самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. – метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ ). Предложенный в конце главы практикум заставляет учащихся думать не только над новым материалом, но ещё сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным. Предложены также и темы для самостоятельной подготовки. ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ. В главе говорится о различных видах красноречия: Автор описывает особенности судебной речи. В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО, АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ. ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО. Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о них самих ). Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём. Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «. В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся предлагают составить схему содержания главы. ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ? Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент: ( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «; ( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «; ( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «; и др. Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы по работе над голосом. ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ. В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о работе с литературой. Составитель учебника выводит учащимся важное правило: РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА! В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - « её. ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. Автор раскрывает само понятие « композиция речи «, разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «. Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество классических примеров ). Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в тексте. И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским. ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ. Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи. Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя. Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и доказать словесно. Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений Онегин и его предки «. В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы. ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ. Здесь доказывается возможность письменного стиля употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами: КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ, КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных типов речи. В практикуме - задания на определение стиля. Автор задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? « Учащимся предложено на основании некоторых статей составить инструкции по работе над языком публичного выступления и переделать газетную статью на разговорный язык. Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить самостоятельно. ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают оратору. Вопросы этой главы направлены на определение учащимися видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем сравнить с подленником. Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно додумать. НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ. Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые навыки в любых видах деятельности. В конце пособия даны ответы на вопросы, которые отмечены во всей книге определённым значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к каждой главе дополнительно. СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ). 2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ. Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре высказываний. Риторика Мурашова состоит из IX глав. ОТ АВТОРА. Приведена замечательная авторская аргументация в пользу необходимости изучения риторики учащимися и учителями в первую очередь. ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. Основные положения главы: Работа учителя - искусство, и важно знать психологию восприятия, чтобы быть правильно понятым. Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и функционированию прозаической устной речи в ходе учебного занятия. В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной коммуникации. Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи. ЗАДАЧИ РИТОРИКИ: 1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей. ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО. В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “. Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости. ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА. По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое. В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы. Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний. ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ. Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи. В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы. ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность. ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ. По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание. Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные. Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ). Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми: Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией. В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций. ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ. Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «. Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы. В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста. ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ. Изложены следующие советы: Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку. Задания - упражнения на составление различных планов. Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ! ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Основные положения главы: Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень: В конце главы делаются выводы. ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ. Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику. Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как: После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих. ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ. Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях. 2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «. Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению. Содержание предмета, характеристика программы. В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|