реферат, рефераты скачать
 

Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ


компаний.

Особенности восточноевропейского автопарка.

Но не все в развитии страхования АГО определяется условиями принятия

законов. Как уже говорилось, величина совокупных собранных премий в этом

виде страхования зависит также от количества и стоимости автомобилей в

стране и. следовательно, от уровня жизни населения. По данным 1956 года,

самое большое число машин на тысячу жителей было в Словакии (около 430),

Чехии (390), Эстонии (350) и Венгрии (290). Наименьшее - на Украине (менее

100) и в Албании (менее 40). Для сравнения, в России на тысячу человек

приходится около 170 автомобилей, а в западной Европе – около 510. Другой

показатель - темпы обновления частного автопарка. В странах западной Европы

на тысячу человек в 1996 году приобреталась в среднем 41 новая машина.

Сопоставимые результаты показывают Литва (36), Словении (34) Чехия (32) и

Эстония (28). Меньше всего новых автомобилей в 1996 году приобреталось на

Украине (лишь одна машина на тысячу человек!) в Румынии. Болгарии и

Белоруссии. Низкая доля новых машин порождает довольно неприятную проблему.

Невысокие стандарты безопасности, более дешевые по сравнению с Западом

ремонт и лечение приводят к тому, что автовладельцы в странах Восточной

Европы платят довольно низкие страховые взносы. Эту тенденцию не способна

переломать даже большая аварийность. Поэтому премий внесенных за страховку

на территории своей страны оказывается недостаточно для возмещения ущерба

нанесенного третьим лицам зарубежом. В связи с этим особое значение в

странах Восточной Европы приобретает распространение "Грин-карты", то есть

полиса страхования автогражданской ответственности, действующего на

территории всех европейских стран, где законодательно установлено

обязательное страхование АГО. отвечающего требованиям Европейского Союза.

Распространением этого полиса могут заниматься не только государственные

компании, но и другие страховщики. имеющие соответствующую лицензию, в том

числе и дочерние компании зарубежных страховщиков. Россия пока не

присоединилась к международному соглашению о "Грин-картах', в связи с чем

российские страховые компании вынуждены распространять полисы западных,

главным образом прибалтийских страховых структур. Однако в скором будущем

эта ситуация может и измениться и с принятием обязательного страхования

Россия вступит в бюро “Зеленой карты”. Для российских автовладельцев,

выезжающих за рубеж, вступление России в "Зеленую карту" будет означать

снижение стоимости международного полиса страхования автогражданской

ответственности.

Безусловно, в основу законопроекта легли существующие, описанные ранее

европейские модели. Очевидно, что сейчас, когда вопрос о принятии

особенно актуален очень важно учитывать опыт европейских стран. Однако

особенно интересным и полезным для законодателей может стать знакомство в

белорусской моделью обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств. Эта страна совсем недавно ввела механизм

обязательного страхования. Проект закона об обязательном страховании

ответственности владельцев транспортных средств был впервые внесен на

рассмотрение белорусского парламента в 1994 г. и тогда же был принят в

первом чтении. Однако окончательное принятие закона затянулось на 5 лет.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено в Белоруссии с

июля 1999 г. Положение о порядке и условиях проведения обязательного

страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а

также тарифы по этому виду страхования принято в июне 2000 г.

Лимиты ответственности страховщика составляют 3 тыс. евро по ущербу

жизни или здоровью и столько же — по ущербу имуществу. Размер взносов

утверждается Постановлением Совета министров. Для примера: по действующим в

Белоруссии тарифам, годовой взнос по легковому автомобилю (ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК,

ИЖ, ГАЗ, ЛуАЗ, УАЗ) с рабочим объемом двигателя 1200-1800 куб. см для

резидента Белоруссии составит 15,3 евро, то же для других марок автомобилей

— 23,6 евро.

Действует система повышающих и понижающих коэффициентов к страховому

тарифу, учитывающая место жительства страхователя (в крупных городах

действуют повышающие коэффициенты) и количество совершенных по его вине

дорожно-транспортных происшествий. Если страхователь на протяжении ряда лет

не совершал ДТП по своей вине, то размер страхового взноса может быть

снижен до 50%, если по вине страхователя было совершено 2 и более ДТП —

увеличен вдвое.

Есть возможность заключения краткосрочных (до 1 месяца) договоров

страхования с невысокими взносами. Такие договоры пользуются популярностью

у пенсионеров, которые используют автомобиль только для поездок на дачу

весной-летом.

Штраф за отсутствие договора страхования гражданской ответственности

для физического лица составляет 5 минимальных окладов, а при совершении им

ДТП — 10 окладов.

Определение размера причиненного ущерба производят специалисты

страховщика или бюро, либо профессиональные эксперты-оценщики, прошедшие

аттестацию в бюро.

В пользовании граждан и субъектов хозяйствования Белоруссии находится

2,6 млн. транспортных средств (включая 1,8 млн. личных легковых

автомобилей). Со времени введения обязательного страхования автогражданской

ответственности за возмещением вреда обратилось более 50 тыс. человек.

Страховщики возместили вред более чем 43,5 тыс. человек.

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРТСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Социально-экономическое значение страхования автогражданской

ответственности

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования

общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан,

вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой

мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью

компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил

невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования

ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с

одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может

понести в результате предъявления к нему по решению суда исков о погашении

ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования

ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у

виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно

средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов

страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование

ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные

последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом

страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что

должно быть в наличии, - это страховой полис.

Страхование ответственности, как самостоятельная отрасль страхового

дела появилась с установлением в законодательстве института гражданской

ответственности.

Эти нововведения ознаменовали собой существенные перемены в

правосознании, в особенности в части понимания юридической ответственности,

вызванные социальными сдвигами под влиянием промышленной революции 19 века.

На развитие страхования гражданской ответственности значительное

влияние оказали законы по гражданской ответственности определенных

категорий предпринимателей за несчастные случаи на производстве.

В России в 19 веке, как и повсюду в мире, применялся принцип вины при

определении ответственности за несчастные случаи на производстве. Однако

количество спорных вопросов по увечьям и другим несчастьям из года в год

возрастало в громадных размерах, и судебные учреждения были завалены

прошениями рабочих и их семейств.

Введению страхования гражданской ответственности предшествовало

установление в законодательстве ответственности предпринимателей. Они

вынуждены были возмещать ущерб, причиненный увечьем или смертью рабочего на

производстве даже в том случае, если вины их в причинении данного ущерба не

было. Предпринимателю стало выгоднее платить страховому обществу заранее

определенную премию, чем подвергаться риску заплатить в иной год крупные

суммы пострадавшим рабочим: страхование делало их расчеты лучше

планируемыми, а прибыли более стабильными. Таким образом, законы об

ответственности предпринимателей побудили их обратиться к страхованию этой

ответственности. Впервые страхование гражданской ответственности возникло в

виде страхования гражданской ответственности предпринимателей. В России

введение системы страхования ответственности предпринимателей осуществлено

законом 1912 года. Следующим шагом в истории страхования явилось введение

принципа раскладки риска, что в свою очередь сменилось идеей

перераспределения ущерба. В литературе 20-х годов упоминается о страховании

ответственности как разновидности гарантийного страхования, где

ответственность страховых обществ распространяется исключительно на убытки,

причиненные уголовно наказуемыми деяниями, например кражей, растратами,

обманом. В правилах гарантийного страхования тех времен указывалось также,

что объектом страхования является ответственность служащих. При этом

страховании служащий нередко даже не знал о том, что он включен в

страхование, проводимое как в форме страхования коллектива, так и отдельных

служащих. Страховая организация возмещала страхователю убытки в

застрахованном имуществе, причиненные преступными или небрежными действиями

и упущениями рабочих и служащих страхователя, непосредственно связанных с

приемом, выдачей, охраной и транспортировкой вверенного им застрахованного

имущества.

За рубежом страхование ответственности получило широкое

распространение. В частности, для обязательного страхования гражданской

ответственности владельцев средств транспорта характерным является не

только нивелировка условий страхования, но и объединения ряда стран в

особые группы с распространением действия правил страхования на территории

каждого из них.

Еще в 1953 г. большинство государств Европы ввели у себя обязательное

страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных

средств. Более того, подписав договор о взаимопризнании национальных

страховых полисов, они создали систему "Зеленой карты", решив тем самым

одну из очень важных проблем для населения европейских стран - проблему

возмещения личного и имущественного вреда (ущерба) пострадавшим в ДТП как в

пределах собственной страны проживания, так и за рубежом.

В Российской Федерации в данный момент страхование гражданской

ответственности владельцев автотранспортных средств проводится в

добровольном порядке, хотя в других бывших республиках СССР, например, в

Украине, Молдавии, Эстонии и Казахстане - введены соответствующие законы об

обязательном страховании автогражданской ответственности.

На Украине с 1 января 1995 г. специальный указ обязал всех владельцев

транспортных средств страховать свою гражданскую ответственность, но по

ряду причин это нововведение своевременно не было одобрено, в том числе и

оппозицией в парламенте Украины. Однако, не смотря на это, с 1 января 1997

г. кабинет министров Украины ввел обязательную форму страхования

автогражданской ответственности, то же самое было предпринято и в

Казахстане. На 68 лет позже Австрии, на 67 позже Англии, на 58 - Германии,

однако раньше России.

В нашей стране существует реальная необходимость проводить страхование

гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в

обязательном порядке и распространять его на все автотранспортные средства,

независимо от форм собственности.

Это страхование - один из видов страхования ответственности, поэтому к

данному виду основные положения страхования гражданской ответственности

применимы в полном объеме. Владелец автотранспортного средства в

соответствии со статьей 1079 несет установленную законом РФ ответственность

перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им

при эксплуатации транспортного средства, если только не будет доказано, что

он возник в результате непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Это

положение в одинаковой степени относится и к организациям и гражданам,

являющимся владельцами транспортных средств.

Ущерб может выражаться в утрате или повреждении имущественных

ценностей, потери трудоспособности или смерти пострадавшего. Удовлетворяя

требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела

обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре

(предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и

т.п. или возместить причиненные убытки ст. 10.82 ГК РФ). Согласно ст. 1087

ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья

возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он

мог бы иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные

повреждением здоровья, в том числе и расходы на лечение, дополнительное

питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход,

санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств,

подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается

в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца)

право на возмещение вреда имеют:

1) нетрудоспособные дети, состоявшие на иждивении умершего или имевшие

ко дню его смерти право на получение от него содержания;

2) ребенок умершего, родившийся после его смерти;

3) один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его

трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на

иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, не достигшими

четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по

заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в

постороннем уходе;

4) лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными

в течение пяти лет после его смерти.

Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и

занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший

нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на

возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Вред возмещается:

- несовершеннолетним до достижения 18 лет;

- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной

форме обучения, но не более чем до 24 лет;

- женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за

находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями,

сестрами, - до достижения ими 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Исходя из выше изложенного обе стороны - и причинивший вред и

потерпевший заинтересованы в наличии финансовых источников выплат для

возмещения убытков, что обусловило возникновение и развитие такой сферы

страховых услуг, как страхование гражданской ответственности владельцев

автотранспортных средств.

Каждый владелец транспортного средства обязан возместить материальный

ущерб, причиненный третьим лицам в результате дорожно-транспортного

происшествия. Поэтому в создании страхового фонда по страхованию

гражданской ответственности должны принимать участие все владельцы

автотранспортных средств являющихся источниками повышенной опасности.

Законодательство предусматривает, что в случае нанесения вреда здоровью,

повлекшего потерю трудоспособности, или утраты имущества в результате

дорожно-транспортного происшествия с владельца этого транспортного средства

в судебном порядке взыскиваются денежные суммы компенсирующие материальный

ущерб потерпевшего.

Страхование гражданской ответственности защищает материальные интересы

третьих лиц, в случае страхования автотранспортных средств - интересы

владельцев транспортных средств. При совершении ДТП страховая компания

возмещает ущерб пострадавшему третьему лицу (не страхователю) за вред,

причиненный жизни, здоровью и имуществу. Главная социальная задача

страхования гражданской ответственности с момента его зарождения - забота

об имущественных интересах третьих лиц. Социально-экономическое содержание

страхования ответственности заключается в обеспечении социальной защиты

граждан на случай ДТП и других неблагоприятных факторов.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных

средств проводится в интересах всего населения страны, так как каждый

человек может попасть в автодорожное происшествии и оказаться в числе

пострадавших. А по мере увеличения парка автомобилей вероятность попасть в

автодорожное происшествие возрастает. Согласно статистическим данным за

2001 год всего произошло 157596 ДТП (на 1,4% меньше, чем в 2000 году),

погибло 29594 человека, что составляет 142 человека на каждые 100 тысяч

населения, ранено 179401 человек. Причем по вине водителей случилось 117096

аварий, в 2000 году этот показатель равен 114871 аварии. По сравнению с

2000 годом увеличилось количество ДТП, связанных с нарушением Правил

Дорожного движения пешеходами - погибло 7924 человека, а 42782 попали на

больничную койку. Год от года растет число ДТП с особо тяжкими

последствиями: в 2001 году в 105 страшных авариях погибло 496 и ранено 504

человека. На каждые 10 тысяч транспортных средств в среднем приходится 50

ДТП, в 21390 ДТП пострадали дети, 1521 ребенок погиб.[1]

Суммы ущерба от повреждения или гибели имущества, увечья при ДТП часть

весьма значительны, поскольку необходимо компенсировать пострадавшим не

только утраченный заработок, но и расходы на лечение. А, учитывая, что

нередко виновный может быть неплатежеспособным, оплачивать предстоящие

расходы вынужден будет сам пострадавший. Если сам пострадавший в

результате ДТП стал инвалидом и не может зарабатывать, то виновник аварии

может ухудшить его материальное положение на всю оставшуюся жизнь. Еще

более тяжелая ситуация может сложиться, когда в результате ДТП погиб

человек и вся семья осталась без кормильца. Государственная пенсия в этом

случае не способна существенно поддержать материальное положение

пострадавших, а взыскать необходимые средства с виновного, как правило,

очень трудно, а порой и невозможно.

При ДТП материальные потери несут не только потерпевшие, но и сам

виновник происшествия и члены их семей, так как по решению суда на

протяжении многих лет с них могут взыскиваться довольно крупные суммы.

В настоящее время в большинстве случаев не имеют страховой защиты

материальные интересы государственных, муниципальных, общественных и других

организациях, которым также причиняется материальный ущерб владельцами

автотранспортных средств. Эти организации часто несут потери, которые они

вынуждены списывать как убытки.

Таким образом, введение страхования гражданской ответственности

владельцев автотранспортных средств отвечает интересам как общества в

целом, так и населения. Это позволит за счет ежегодных страховых взносов

владельцев средств транспорта создать страховой фонд, который будет

находиться в распоряжении страховщиков, из которого будет возмещаться

ущерб, нанесенный третьим лицам при эксплуатации транспортных средств их

владельцами. В случае ДТП не владелец автомобиля - виновник происшествия

возмещает ущерб, а страховщик.

Таким образом, страхование автогражданской ответственности имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.