реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила


Руководство системой экономического анализа осуществляет, как правило,

заместитель начальника АТП по экономике. Основные работы выполняют сотрудники

экономической службы. Для ква­лифицированной оценки деятельности предприятия,

отдельных подразделений или направлений работы к проведению анализа и

обобщению результатов следует в обязательном порядке привле­кать специалистов

соответствующего профиля. Большую помощь оказывают представители партийных,

профсоюзных, комсомоль­ских организаций, участники постов и групп народного

контроля. Особенно следует выделить общественные бюро экономического анализа,

которые оперативно устанавливают и помогают устранять конкретные нарушения.

Проведение анализа включает в себя три основных этапа: под­готовительный,

аналитический, заключительный.

Подготовительный этап заключается в составлении программы исследований и

подготовки материалов для анализа. Программа определяется целью, задачами

анализа и направлением практиче­ского использования результата. Разработанная

программа ана­лиза детализируется в календарном графике и составе участников.

Отбор, проверку и подготовку материалов проводят в зависи­мости от

поставленной цели и программы анализа.

Аналитический этап заключается в определении направлений и причин

отклонений, выявлении влияния отдельных факторов на результирующие показатели,

установлении взаимосвязей и взаимо­зависимостей между отдельными факторами,

оценке результатов и выявлении резервов. На этом этапе используются различные

ме­тоды и приемы экономического анализа, современный математиче­ский аппарат,

электронно-вычислительная техника.

На заключительном этапе анализа проводят глубокое обобщение результатов,

разрабатывают предложения по устранению выявлен­ных недостатков, составляют

план мероприятий по повышению эф­фективности производства. Результаты анализа

оформляют в виде всевозможных таблиц и графиков и сопровождают пояснительной

запиской. В пояснительной записке также дают расчет экономиче­ского эффекта

предлагаемых мероприятий и их влияния на отдельные и итоговые показатели работы

АТП. Для обсуждения резуль­татов анализа широко используются производственные

собрания, печать. Непременным условием заключительного этапа является контроль

за выполнением намеченных мероприятий.

Четкой постановке целей анализа, формулированию его задач способствует

правильное определение места проводимого исследо­вания в общей системе

управления АТП. Этому помогает сущест­вующая классификация видов анализа.

Классификация анализа (его виды) проводится по следующим признакам:

по цели и задачам исследования анализ подразделяется по груп­пам

вопросов, которые характеризуют направления исследования:

оценка качества плана, определение базисных показателей, прог­нозирование

производственно-хозяйственной деятельности, конт­роль за ходом выполнения

плана, оценка результатов хозяйствен­ной деятельности, подготовка материалов

для принятия управлен­ческих решений;

по аспектам анализ различают в зависимости от направления, например

экономический, технико-экономический, функционально-стоимостный, факторный,

системно-комплексный, проблемно-ори­ентированный и др.;

по кругу изучаемых вопросов (содержанию аналитической про­граммы) анализ

может быть полным (комплексным), предполагаю­щим изучение всех сторон

деятельности, и локальным (тематиче­ским, частным), рассматривающим отдельные,

конкретные вопросы;

по объектам в зависимости от изучаемого подразделения, зве­на, уровня

системы управления анализ бывает межотраслевой, от­раслевой, предприятия,

подразделения, функциональной службы, внутрипроизводственный, рабочего места;

по субъектам анализ может быть внешним и внутренним. Внеш­ний анализ

проводится сторонними органами или их представите­лями (Госкомстат, Минфин,

Госбанк, Промстройбанк, Комиссия народного контроля) и вышестоящими

организациями. Особенности внешнего анализа вытекают из задач того органа,

который выполняет анализ, а также специфики объектов, методов и

последовательно­сти исследования. Внутренний анализ выполняется собственными

силами и средствами АТП, является наиболее распространенным и ориентирован на

повышение эффективности его деятельности;

по широте изучения (по охвату анализируемых объектов) раз­личают

внутрихозяйственный (анализируется деятельность одного предприятия) и

сравнительный анализ (исследуется деятельность нескольких однородных

предприятий в сопоставлении);

по повторяемости — разовый анализ, который проводится по мере

необходимости, и периодический, выполняемый через опре­деленные промежутки

времени;

по периодам проведения выделяют анализ ежедневный, декад­ный, месячный,

квартальный, годовой;

по назначению (или по характеру принимаемых решений) ана­лиз может быть

предварительный, оперативный (текущий), ито­говый (последующий) и

перспективный. Предварительный анализ предназначен для приближенной, начальной

оценки объекта. Опе­ративный анализ связан с оперативным управлением

предприяти­ем и с контролем за ходом выполнения текущих планов. При нем

выявляют причины отклонения от запланированного хода произ­водства, оценивают

их возможные последствия и способы устранения. Итоговый анализ проводится за

длительный промежуток времени (месяц, квартал, год) и позволяет более

основательно оценить со­стояние производства, определить динамику изменений,

установить достижения и недостатки, разработать конкретный план повышения

эффективности производства. Перспективный анализ направлен на исследование

основных тенденций и долговременно действующих факторов развития АТП, связан с

функцией перспективного плани­рования (прогнозирования);

по применению технических средств — немеханизированный,

механизированный, автоматизированный в зависимости от уровня

• использования вычислительной и другой техники.

Каждый конкретный вид анализа может принадлежать несколь­ким

классификационным группам.

Наибольшая результативность анализа в системе управления АТП достигается за

счет выделения подсистемы «Технико-экономический анализ» в АСУП.

1.2 Значение экономического анализа и его место в управлении производством

Финансовое состояние предприятия характери­зуется совокупностью показателей,

отражающих процесс форми­рования и использования его финансовых средств. В

рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает

конечные результаты его деятельности. Конечные ре­зультаты деятельности

предприятия интересуют не только ра­ботников самого предприятия, но и его

партнеров по эконо­мической деятельности, государственные, финансовые,

налого­вые органы и др.

Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и

повышает роль такого анализа в эконо­мическом процессе. Финансовый анализ

является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии,

так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной

системой.

Финансовый анализ необходим для:

• выявления изменений показателей финансового состоя­ния;

• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

• оценки количественных и качественных изменений фи­нансового состояния;

• оценки финансового положения предприятия на опреде­ленную дату;

• определения тенденций изменения финансового состоя­ния предприятия.

Финансовый анализ необходим следующим группам его по­требителей:

1. Менеджерам предприятий и в первую очередь финансо­вым менеджерам.

Невозможно руководить предприятием и при­нимать хозяйственные решения, не

зная его финансового со­стояния. Для менеджеров важным является: оценка

эффективно­сти принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной

деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.

2. Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача

от вложенных в предприятие средств, при­быльность и рентабельность

предприятия, а также уровень эко­номического риска и возможность потери своих

капиталов.

3. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возмож­ность возврата

выданных кредитов, а также возможность пред­приятия реализовать

инвестиционную программу.

4. Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за постав­ленную продукцию,

выполненные услуги и работы.

Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники экономического

процесса.

Информационной базой для проведения финансового анализа является главным

образом бухгалтерская документация. В первую очередь это бухгалтерский баланс

(ф. № 1) и приложе­ния к балансу: ф. № 2 — "Отчет о финансовых результатах и

их использовании", ф. № 5 — "Сведения о состоянии имущества предприятия", ф.

№ 4 — "Отчет о движении денежных средств".

Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих

видов анализа:

1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и

изменений его финансовых показателей за от­четный период;

2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;

4. Анализ финансовых результатов предприятия;

5. Анализ оборачиваемости оборотных активов;

6. Оценку потенциального банкротства.

2 Характеристика открытого акционерного

общества «Автосила»

2.1 Краткая

характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Автосила» создано на основании приказа

Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и

приватизации от 30.01.98 года путем преобразования арендного предприятия —

Арендного грузового автомобильного парка №1.

Учредителем общества государственной формы собственности от имени государства

является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации

Республики Беларусь.

Вышестоящим органом является Министерство транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь.

Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:

- городские и пригородные перевозки грузов;

- междугородние и международные перевозки грузов;

- оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям,

организациям и населению;

- ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

- осуществление охранной деятельности по охране собственности

юридических и физических лиц на платной стоянке.

Общество является собственником:

- имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;

- продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или

иной деятельности;

- получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по

другим основаниям, допускаемым законодательством.

ОАО «Автосила» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га — территория

общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые

помещения следующей площадью:

- производственные здания — 14 407 м2;

- административные здания — 1 556 м2;

- складские помещения 1 085 м2.

Подвижной состав предприятия на 01.01.2000 года насчитывает 271 единицу, в

том числе:

а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц;

б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках — 35 единиц;

в) автомобили хозпарка — 19 единиц;

г) прицепы — 91 единица;

д) полуприцепы — 39 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей: МАЗ,

БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

Характеристика и структура основных фондов ОАО «Автосила» представлена в

таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика ОФ предприятия

Наименование

основных фондов

Балансовая стоимость ОФ на 01.03.99, млн. руб.Остаточная стоимость ОФ на 01.03.99, млн. руб.Структура ОФ (по балансовой стоимости), %

1. Основные производ­ст­венные фонды, из них

- здания и сооружения

- передаточные устройства

- машины и оборудование

- транспортные средства

- инструменты, производст­венный инвентарь

2. Непроизводственные фонды

278 443

56 079

2 534

19 643

199 006

1 181

10 950

99 799

32 834

253

4 695

61 448

569

10781

96,22

19,36

0,88

6,79

68,76

0,41

3,78

Всего289 393110 580100

Судя по данным из таблицы 1, следует, что основной удельный вес среди

основных фондов приходится на транспортные средства (68,76 %), что

объясняется спецификой предприятия. Однако, видно, что процент изношенности

транспортных средств в среднем по предприятию составляет около 70 %, что

говорит о необходимости обновления подвижного состава.

Численность работников на 01.01.2000 года составляет 500 человек, из них:

1. Промышленно-производственный персонал — 498 человек, из них:

§ водители — 270 человек;

§ ремонтные и вспомогательные рабочие — 165 человек;

§ служащие — 63 человека.

2. Непромышленный персонал (работники общежития) — 2 человека.

Основным потребителем услуг городского и пригородного маршрутов перевозок

грузов являются предприятия Министерства строительства и архитектуры,

Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства транспорта и

коммуникаций Республики Беларусь и другие.

Основным потребителем услуг международных перевозок являются совместные

предприятия и предприятия Германии, Литвы.

В общем объеме оказанных услуг городские и междугородние перевозки

распределяются следующим образом:

- оказание услуг при городских перевозках — 76 %;

- оказание услуг при международных перевозках — 24 %.

В учетной политике предприятия принято, что определение выручки от реализации

продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей,

нематериальных и других активов и признание соответствующей полученной

выручке прибыли производить по мере оплаты покупателями (заказчиками)

отгруженных ими ценностей, работ, услуг.

Результаты финансовой деятельности предприятия в 1998 году следующие (в млн.

руб):

1. Доходы от реализации работ, услуг — 204 386.

2. Налоги, исключаемые из доходов — 16 387.

3. Затраты на производство и сбыт реализованной продукции — 193 872.

4. Прибыль от реализации работ, услуг — -5 873.

5. Прибыль от прочей реализационной и внереализационной деятельности — 14

015.

6. Балансовая прибыль — 8 142.

7. Рентабельность — 4,2 %.

В соответствии со статусом, целями и методами работы акционерного общества

«Автосила» разработана и утверждена организационная структура предприятия

(рисунок 2), которая основана на сочетании линейного, функционального и

линейно-штабного принципов управления.

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

2.2 Анализ динамики показателей хозяйственной

деятельности ОАО «Автосила»

Одной из основных задач любого предприятия является наращивание объемов своей

деятельности с целью получения максимально высокой прибыли. При этом также

важное значение должно быть уделено экономии по всем статьям расходов.

Основным видом деятельности акционерного общества «Автосила» являются

международные автомобильные грузоперевозки, поэтому, проанализируем

следующие основные динамические показатели:

- объем перевезенных грузов;

- количество выполненных тонно-километров;

- стоимость основных фондов;

- фонд заработной платы;

- суммарные затраты.

Исходные данные для анализа показателей представим в виде таблицы:

Таблица 2 - Показатели хозяйственной деятельности

ПоказателиПериод
199719981999
Прибыль балансовая, млн.руб.7199814260087
Себестоимость, млн. руб.114946193872864500

Основные фонды, млн. руб.

с учетом переоценки

42 046 113 590 974 717
Фонд оплаты труда, млн. руб. 24 218 37 997 164 166

Для того чтобы провести анализ данных показателей (стоимостных) необходимо

привести их в сопоставимый вид. Для этого будем использовать индексы цен

производителей на промышленную продукцию, которые ежегодно публикуются

Министерством Статистики.

Приведенные в сопоставимый вид данные представим в виде таблицы.

Таблица 3 - Стоимостные показатели с учетом корректировки

Периоды
199719981999
Индекс цен производителей в % к предыдущему году188172455,4
Прибыль балансовая, млн.руб. 56 389 37 079 60 086
Себестоимость, млн. руб. 900 358 882 893 864 500

Основные фонды, тыс. руб.

с учетом переоценки

329 341 517 289 974 717
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 189 697 173 038 164 166

Для получения правильных выводов о производственной деятельности предприятия

недостаточно установить степень вы­полнения плана по показателям за

анализируемый период. Следует сопоставить хозяйственные показатели,

полученные за ряд соответствую­щих периодов, что даст представление о

динамике изменения объемов. При этом снижение темпов не всегда

свидетельствует об ухудшении работы предприятия. Умень­шение ежегодного

прироста объема перевозок может явиться след­ствием изменения потребности в

перевозках у клиентуры, изменения количества автомобилей на предприятии,

структуры автомобильного парка, расстояния перевозки и некоторых других

причин. Все это долж­но быть учтено при анализе темпов объема перевозок.

Для сравнения общих итогов в анализируемом периоде с данными предшествующих

периодов используются следующие величины:

а) абсолютный прирост — определяется вычитанием из последующего уровня,

принятого за базис:

Апр = Пф - Пб, (1)

где Апр – абсолютный прирост;

Пф – фактическое значение показателя;

Пб – базисное значение показателя;

б) темп роста — процентное отношение конечной величины показателя к базисной

величине:

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила , (2)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.