реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила


где Тр – темп роста;

в) темп прироста — процентный прирост фактического значения показателя к его

базисному значению:

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила (3)

где Тпр – темп прироста;

д) абсолютное значение 1% прироста:

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила (4)

Представим показатели динамики в виде графических диаграмм.

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

Диаграмма 1 - Изменение прибыли по годам

Из диаграммы видно, что наибольшая прибыль была получена в 1999 году, при

этом явная тенденция отсутствует. В 1998 году, по сравнению с 1997 годом,

величина балансовой прибыли несколько снизилась, что было вызвано в первую

очередь снижением объема перевозок и увеличением среднего расстояния

перевозки, однако после ввода новых автомобилей увеличились производственные

мощности, что позволило более эффективно обслуживать клиентов и получить

дополнительную прибыль.

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

Диаграмма 2 - Изменение себестоимости по годам

Анализируя данные диаграммы 2, можно сделать вывод о том, что динамика

грузооборота обратно пропорциональна изменению объема перевозок, что говорит

о влиянии на грузооборот изменения расстояния перевозки, то есть в 1995 и в

1999 годах среднее расстояние перевозки было максимально большим, именно этот

факт объясняет неравномерность изменения объемов перевезенных тонн и

выполненных тонно-километров.

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

Диаграмма 3 – Динамика основных фондов

Если проследить за динамикой основных фондов, то видна тенденция к увеличению

их стоимости. Причем наибольший рост был в 1999 году по сравнению с 1998

годом.

Диплом: Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

Диаграмма 4 – Динамика фонда оплаты труда

Анализируя изменение фонда заработной платы можно сделать вывод о том, что

его изменения носят неравномерный характер, однако очевидно, что в 1999 году

он значительно снизился по сравнению с 1998 годом, а максимальным фонд оплаты

труда был в 1996 году. Снижение этого показателя на первый взгляд

необоснованна, так как объем перевозок изменялся в большую сторону, однако

если учитывать фактор инфляции и снижения расценок на автомобильные

перевозки, то изменение не выглядит столь отрицательным.

Числовая характеристика динамики показателей представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика изменений финансовых показателей в 1999 году по

сравнению с 1998 годом

Показатели с учетом корректировкиD
А прT рТ прА 1%
Прибыль балансовая, млн.руб.23 007162,0562,05370,79
Себестоимость, млн. руб.-18 39397,92-2,088828,9

Основные фонды, тыс. руб.

с учетом переоценки

457 428188,4388,435172,9
Фонд оплаты труда, тыс. руб.-8 87294,87-5,131730,4

Таким образом, мы видим, что основные фонды выросли на 88,4 %, балансовая

прибыль предприятия увеличилась на 62 %, что явилось следствием снижения

себестоимости перевозок на 2 % и в частности снижением фонда оплаты труда на

5,1 %.

3 Анализ факторов, определяющих прибыль на предприятии

В процессе функционирования каждое предприятие стремится к постоянному

повышению прибыльности своей хозяйственной деятельности. Однако в условиях

современной рыночной экономики, вследствие высоких темпов инфляции,

невозможно однозначно оценить абсолютный прирост прибыли. Еще сложнее,

определить степень эффективности распределения и использования прибыли на

предприятии.

Перед каждым хозяйствующим субъектом возникает необходимость проведения

анализа своей хозяйственной деятельности в целом, и структуры, а также

динамики изменения прибыли предприятия в частности. При этом распределение

прибылей отражает искусство принятия управленческих решений, которыми

определяется и развитие предприятия, и благосостояние трудового коллектива.

3.1 Порядок формирования прибыли

3.1.1 Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные,

коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью,

материальной, научно-технической и органи­зационно-технической оснащенностью,

соответственно — каче­ственными параметрами продукции, ее ассортиментом и

струк­турой и т.д. и т.п.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым фак­торам и охватывают в

широком смысле понятие маркетинга, за­ключение хозяйственных договоров на

основе самого присталь­ного изучения действующей и перспективной конъюнктуры

рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и органи­зационно-

экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на

страхование рисков (в основном, рисков ут­раты имущества, срыва поставок,

отдаления или отказа от пла­тежа), с другой — на привлечение солидных,

платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь

требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и

др.).

Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции

(услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают

соответственно: формы рас­четов (предусматриваемые контрактом или

определяемые опера­тивно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае

за­медления реализации; привлечение кредита банка либо средств из

централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание

дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов;

стимулирование при­влечения денежных ресурсов на финансовых рынках — доходов

от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансо­вых вложений.

Здесь немаловажен принцип "время — деньги": чем быстрее и полнее поступление

доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать

дифферен­цированной в зависимости от сроков реализации и прогноза на­сыщения

рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное

падение доходов окупится высвобожде­нием средств за счет ускорения их

оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и

быстрым пла­тельщикам и другими мерами воздействия.

3.1.2 Прибыль как предпринимательский доход

Получение прибыли — непременное условие и цель пред­принимательства любой

хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность

хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и

социального развития; прибыльность служит основным крите­рием выбора

инвестиционных проектов и программ оптимиза­ции текущих затрат, расходов,

финансовых вложений.

Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация — рентабельность)

обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме

управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой

устойчиво­сти и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий

две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и

себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный

результат ин­тенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с

фак­тором роста объема производства и естественной экономии от относительного

снижения условно-постоянных элементов себе­стоимости: фонд оплаты труда

(соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация,

энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и

некоторые другие расходы. В отечественной практике при ана­лизе прибыли этот

фактор выделяется редко.

Что касается процесса планирования прибыли и себестоимо­сти, то он

демократизировался, т.е. ушел от центра к предпри­ятиям, которые избавлены от

контроля сверху до момента на­логообложения. Однако в случае снижения объема

производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности

происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое

негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная

экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме

сдельщиков, разумеется), превращается в перерасход. И чем бы­стрее падает

объем, тем еще резче должна падать прибыль, под­рывая и без того нестабильную

доходную базу бюджета.

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности характеризуется

суммой балансовой прибыли (убытка). В законе «О предприятиях в Республике

Беларусь» определено, что главной задачей предприятия является хозяйственная

деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных

и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов

собственника имущества предприятия.

Прибыль — это одна из форм чистого дохода общества, созданного в сфере

материального производства.

Прибыль является важнейшим экономическим показателем хозяйственной

деятельности предприятия. Прибыль в обобщенном виде отражает результаты

хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда.

Различают балансовую прибыль и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении

предприятия (чистая прибыль).

Балансовая прибыль — финансовый результат от всех видов деятельности

предприятия. Состоит из прибыли от реализации продукции (товаров, работ,

услуг), прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных

операций (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях,

штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные и др.).

3.1.3 Схема формирования валовой (балансовой) прибыли

Формирование и распределение прибыли строится по сле­дующей схеме:

1. Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных це­нах) = (объем

товарной продукции) - (себестоимость).

2. Прибыль от реализации продукции или услуг = (прибыль от выпуска) ±

(прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции).

3. Прибыль валовая, или по отчету — балансовая прибыль = (прибыль от

реализации) ± (результаты от прочей реализации) ± (внереализационные

результаты).

4. Прибыль расчетная, или налогооблагаемая прибыль = (прибыль валовая) —

(рентные платежи) — (прибыль, не обла­гаемая налогом или облагаемая в особым

порядке) — (резервный фонд предприятия).

5. Прибыль чистая = (прибыль валовая) — (налог на при­быль) — (отчисления в

централизованные фонды).

Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его ус­мотрению на

потребление, накопление и развитие, в том числе на инвестиции.

Следует иметь в виду, что чистый доход от ценных бумаг, облагаемый по ставке

15 % (для банков — 18%), а также аренд­ные платежи вычитаются из прибыли для

расчета суммы налога на прибыль по единой ставке от 35 % до 43% с

соответствую­щим последующим расчетом: присоединением оставшейся после уплаты

налога суммы к чистой прибыли. Известны три метода формирования прибыли.

1. Прямой метод, или метод прямого счета. Этот метод предполага­ет как

глобальный расчет прибыли — по всему объему выпуска (реализации) продукции

или услуг, так и локальный — по каждо­му виду товара или ассортиментной

группе с последующим сум­мированием согласно объему производства.

2. Нормативный метод, оценивающий массу прибыли по коэф­фициенту

рентабельности (незаменим для оптимизации ассорти­мента по критерию

рентабельности продукции).

3. Контрольный, или экономический, или аналитический (факторный) метод,

применимый и как контрольный, и как са­мостоятельный, предпочтительный в

условиях инфляционной нестабильности, что позволяет учесть индексы инфляции

по минимум четырем факторам: 1) отпускным ценам, 2) покупным ценам и тарифам

на компоненты производства, 3) заработной плате, 4) нормам амортизации,

стоимости оборудования и дру­гих основных средств.

Балансовая прибыль предприятия состоит из четырех частей:

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг определяется

как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в отпускных

ценах (валовым доходом) и фактической себестоимостью реализованной продукции

(товаров, работ, услуг), налогами во внебюджетные фонды (жилищный фонд, фонд

поддержания сельского хозяйства), налогами на добавленную стоимость,

акцизами.

2. Прибыль (убыток) от реализации, ликвидации и прочего выбытия

основных средств, от реализации МБП и нематериальных активов рассчитывается

как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной

стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией и налогом на

добавленную стоимость.

3. Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и других

активов – это разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и

затратами на их приобретение, реализацию и налогом на добавленную стоимость.

4. Прибыль (убыток) от внереализационных операций. К ним относятся

суммы полученных (уплаченных) штрафов, пени, неустоек и других экономических

санкций; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; убытков от стихийных

бедствий; убытков от недостач или порчи объектов основных средств (при

отсутствии виновных); прочих доходов, относимых в соответствии с действующим

законодательством на счет прибылей и убытков. По внереализационным доходам и

расходам надо вести отдельный учет, так как сальдо внереализационных операций

(превышение доходов над расходами) облагается налогом на добавленную

стоимость по ставке 20% при подсчете этого налога по общему облагаемому

обороту.

3.1.4 Прибыль от выпуска и реализации

Рекомендуется относить методы формирования предпри­нимательского дохода

именно к прибыли от выпуска продукции, т.к. значительные колебания

рентабельности пере­ходящих остатков нереализованной продукции могут

существен­но повлиять на сумму прибыли от реализации. Со­ответственно прибыль

во входных и выходных остатках целесо­образно исчислять отдельно — и для

плана, и для аналитиче­ского прогноза, и для отчета. Это создаст условия

более точного расчета массы прибыли, в том числе представляемой

Государст­венной налоговой службе, как базы авансовых платежей налога на

прибыль. В этом последнем случае важно сократить разрыв между плановой и

фактической величиной прибыли, ибо значительное превышение планового

показателя над фактиче­ским, повлечет штрафные налоговые санкции (пока равные

про­центу реинвестирования Нацбанка).

Однако расчет переходящих остатков нереализованной продук­ции в промышленном

производстве, строительстве, торговле, сфере обслуживания (неоплаченный

заказ) важен и по другим мотивам.

Этот макет товарного баланса, как видим, охватывает финансо­вые результаты от

прочей реализации, включающей сальдо прибы­ли и убытка от других, кроме

основного, видов деятельности (строительство, транспорт, торговля и т.п.), от

реализации ненуж­ных, выбывающих, излишних товарно-материальных ценностей и

нематериальных активов, а также от внереализационных операций. Последние

столь многочисленны и важны для определения конеч­ных результатов

деятельности любого предприятия, в частности, для исчисления налогооблагаемой

базы, а также для расчета чистой прибыли, что перечень этих операций и

комментарии к нему необ­ходимо рассмотреть в специальном разделе.

Существует еще одна категория прибыли — это прибыль, остающаяся в

распоряжении предприятия (чистая прибыль). Она представляет собой разность

между балансовой прибылью и налоговыми платежами из нее.

Окончательная балансовая прибыль определяется в конце года, на 1 января. Но

создается она в течение всего года и в течение года расходуется на различные

цели: на уплату налогов, на собственные нужды предприятия.

3.1.4 Формирование и распределение чистой прибыли

Внереализационные результаты включают: 1) доходы от долгосрочных и

краткосрочных финансовых вложений, каковыми являются вклады средств в

уставный капи­тал других предприятий, в совместную деятельность без

образо­вания юридического лица, приобретение ценных бумаг, предос­тавление

кредита (в том числе дисконт по векселям, проценты по банковским счетам

предприятия) и пр.;

2) доходы от сдачи имущества в аренду;

3) сальдо штрафных санкций, кроме уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды

(последние покрываются из чистой прибыли);

4) сальдо прибыли прошлых лет, выявленное в отчетном го­ду, включая

поступление в счет погашения дебиторской задол­женности, списанной в убыток в

прошлые годы, а также убыток от списания безнадежной дебиторской

задолженности;

5) доходы от дооценки товаров или убытки от уценки;

6) сальдо курсовых разниц по валютным счетам и операци­ям в инвалюте;

7) недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

8) затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не

давшее продукции, исключая потери, воз­мещаемые заказчиками;

9) сальдо некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий, аварий, других

чрезвычайных событий, вызванных экстремаль­ными ситуациями с учетом затрат по

предотвращению или лик­видации их последствий;

10) затраты на содержание законсервированных производст­венных мощностей и

объектов, за исключением затрат, возме­щаемых из других источников;

11) судебные издержки, арбитражные сборы и др.;

12) налог на имущество и некоторые местные налоги. Из этого перечня

планируемыми могут быть в основном на­логи. Именно они, а точнее, налог на

имущество — наиболее весомая статья внереализационных результатов.

Поэтому вполне допустимо, что часть прибыли от реализа­ции продукции или

услуг, "съедается" этим налогом.

Отсюда важность для финансового менеджмента оценки ре­альной стоимости

имущества предприятия, в том числе своевре­менного списания выбывающих

основных фондов, излишних, ненужных запасов материальных ресурсов и т.п.

Особой и чрезвычайно важной для финансового менеджмен­та является проблема

налогообложения прибыли, точнее — ком­плекс проблем, включающий:

принцип и критерии построения налога; методику исчисления налогооблагаемой

прибыли; льготы и санкции, стимулирующие или не стимулирующие эффективность

экономического и социального развития;

уровень ставок налога, их унифицированный или дифференци­рованный для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.