реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ


статьи «Запасы» на 8,259%. В целом можно говорить об относительной

стабильности имущественного положения ЧЭРЗ, однако следует отметить ряд

негативных тенденций:

1. Снижение доли внеоборотных активов на 1,21%;

2. Увеличение доли заемного капитала на 1,271%;

3. Снижение доли собственного капитала на 3,271%.

К положительным тенденциям можно отнести

1. Увеличение доли оборотных активов на 1,21%

2. Увеличение доли запасов на 8,255%.

Таблица 3.3

Оценка структуры баланса

Nо. П/пНаименование ПоказателейНа 01.01.2000На 01.01.2001

Норма

Коэффициента

12345
1Коэффициент текущей ликвидности (К1)1,461,445Не менее 2
2Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)0,350,344Не менее 0,1

Таким образом, финансовое состояние ЧЭРЗ нельзя назвать достаточно

устойчивым, в частности из-за недостижения порога текущей ликвидности.

3.4 Общая характеристика финансового состояния ГУП

ЧЭРЗ в период спада 1999-2000 гг.

Продолжающееся в течение ряда последних лет снижение грузоперевозок железными

дорогами вызвало снижение их потребности в ремонте тягового подвижного

состава и оборудования к нему. Объем товарной продукции завода в 2000 году по

сравнению с 1999 годом снизился на 24,7%, в том числе ремонт электровозов –

на 54,9%; тяговых двигателей ТЛ-2К на линию и кооперацию на 11%; колесных пар

на линию на 13% , в 2000 году объем товарной продукции снизился еще на 8%,

при одновременном снижении рентабельности товарной продукции с 13,7% до 4%

(См. Приложение №3).

Падению объемов товарной продукции и рентабельности способствовало и то

обстоятельство, что решением МПС с 01.10.99 года цены на основные виды

заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно

сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и недостаточное

поступление денежных средств от основных заказчиков - железных дорог РФ – на

расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава

и оборудования денежными средствами в 1998 году составила 15,4%; 1999году -

16,1% от объема реализации) вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и

внебюджетные фонды и по состоянию на 01.01.00 года она составила 20,8 млн.

руб., в том числе:

- в федеральный бюджет -­­ 5,7 млн. руб.

- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты

за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной

задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными

векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов,

увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению

оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и

кредиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год –

1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными средствами

за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1; коэффициент

восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999 год - 0,81,

2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей структуры

баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы прироста) была

утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при невыполнении

обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных средств на

расчетный счет предприятия.

Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 – 0,97,

имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных источников

оборотных средств;

Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год – 0,551,

имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств растет.

Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7-0,8, что

свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.

Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла 69,8 млн.

руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб., или на 25,5%

объясняется изменением учетной политики на заводе.

Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн. руб.

В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и

частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия,

в число которых входило осуществление:

- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными

средствами на расчетный счет завода;

- увеличение объемов и расширение спектра ремонтируемых объектов для

предприятий, не входящих в МПС (увеличение доли коммерческих заказов);

- сокращение издержек производства, особенно по продукции для МПС;

- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в

производстве, основных фондов;

- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и

от привлечения к поставкам посредников;

- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей,

доведение их до норматива;

- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом

задолженности перед федеральным бюджетом;

- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в

размере 50011 тыс. руб.

Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного

улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в

последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.

Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из

учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава,

изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.

В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного выпуска, в

2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.

На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ЧС-7,

ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также электрические машины и

колесные пары к ним. К разряду основной продукции относится изготовление

деталей контактной сети и запасных частей для железных дорог РФ и стран СНГ.

Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1 и КР-2,

причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил ремонт

КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в омолаживании

подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация ПС, то есть

оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических разработок,

чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в объеме КР-2

по просьбе железных дорог производится его схемная унификация, что также

является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС на

Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов,

является более высокая степень обновления электровозов, о чем свидетельствует

значительная доля материалов и покупных запчастей в себестоимости выпускаемой

продукции, широкая модернизация ПС, а также унификация электрических и

пневматических схем электровозов при ремонте КР-2.

Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно занимает

лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов постоянного тока и

оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась устойчивая тенденция по

наращиванию доли капитального ремонта электровозов КР-2 в общем объеме

ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в 1999 году, 49,6 в 2000

году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается на финансовых

результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост доли ЧЭРЗ среди

родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К на линию с 69,6% до

75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.

Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля заказов ЧЭРЗ

обратился к предприятиям железнодорожного транспорта горнодобывающей отрасли

России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен ремонт ТЭД WMLBP, GBM,

тележек промышленных электровозов EL-10, А со второго полугодия 1999 года

завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ-2М и экипажной части тяговых

агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили наращивать объемы товарной

продукции, и тем самым сокращать долю накладных расходов в себестоимости. В

4-м квартале 1999 года на завод поступил первый пассажирский электровоз

постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие сроки был освоен.

Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С выходом его из заводских

ворот, открывается новая страница в истории завода, проникновения его на

новый рынок – рынок услуг по ремонту пассажирских электровозов, который в

прошедшие годы оставался наиболее стабильным.

Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных процессов,

протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в отношении

предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный счет.

С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции, оказанию

услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней цен,

обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной рентабельности.

3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ

Таблица 3.4

Вертикальный анализ финансовых результатов

За 1 кв. 2001 г. За 1 кв. 2000 г.

Показатель[6]

Тыс. руб.%Тыс. руб.%

Отклонения

+ -

1. Всего доходов и поступлений (стр.010+060+080+090+120)6956810039956100--
2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности (стр. 020+030+040+070+100+130)67940

97,65 (1)[7]

3885797,240,41
3. Выручка от реализации (стр. 010)6523393,76 (1)3803195,181,42

4. Затраты на производство и сбыт продукции

В том числе:

Себестоимость продукции (стр. 020)

Коммерческие расходы (030)

Управленческие расходы (040)

64100

62907

1193

-

98,26(3)

99,29(4)

0,71(4)

36521

36253

268

-

96,02

99,26

0,73

2,24

0,03

0,02

5. Прибыль (убыток) от реализации (050)11331,76 (3)1510

3,97

2,21
6. Прочие доходы (090+120)43356,23 (1)19254,81,43
7. Прочие расходы (130)30,004 (2)150,030,026
8. Прибыль (убыток) отчетного периода (140)16282,34 (1)10992,750,41
9. Налог на прибыль (150)729 44,77 (8)53048,223,45
10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 0,13

Таким образом,

1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о

том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от основной

деятельности.

2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по

строке 4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении

издержек на данном предприятии.

3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и

свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном росте

издержек производства и обращения.

4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на

негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.

Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом факторов, среди

которых особо подчеркнем следующие:

Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением МПС с

01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены в

среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом состоянии

завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств от основных

заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг

завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами, что

вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты

за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной

задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными

векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов,

увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению

оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и

кредиторской задолженности.

Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)

Таблица 3.5

Аналитические коэффициенты рентабельности (%)

Показатель

1 кв.

2000 г.

1 кв

2001 г.

1. Рентабельность основной деятельности (с.050/c.020+030+c.040)4,11,76
2. Рентабельность авансированного капитала с.140-150/баланс0,410,25
3. Рентабельность собственного капитала с.140-с.150/собств. Капитал. 0,640,44
4. Рентабельность продукции3,91,7

Таким образом, наблюдается неуклонное снижение всех основных видов

рентабельности, особенно значительно снижение рентабельности основной

деятельности с 4,1% до 1,76%.

Диплом: Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ

Рис. 3.1 Динамика показателей деловой активности

Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия,

достижении ею поставленной цели, что отражают натуральные и стоимостные

показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении

рынков сбыта своей продукции.

Таблица 3.6

Показатели деловой активности ЧЭРЗ

ПоказательИдентификаторЕдиница измеренияФормула расчета

1 кв.

2000 года

1кв. 2001 годаТемп изменения (%)Отклонение
Выручка от реализацииВРтыс. руб.-3803165233171,5+27202
Чистая прибыль(с.140-с.150) ф.2ПОтыс. руб.(с.140-с.150) ф.2.569899158+330
Производительность трудаПТПТ=ВР/Ч17,4527,47157,4+10,02
ФондоотдачаФруб./руб.Ф=ВР/S0,450,78173,3+0,33

Оборачиваемость средств в расчетах:

n в оборотах

n в днях

ОрО

ОрД

число об.

Число дн.

ОрО=ВР/ДБ

ОрД=360/ОРО

0,77

467,5

2,05

175,6

266,2

37,5

+1,28

-291,9

Оборачиваемость материально-производственных запасов:

n в оборотах

n в днях

Озо

ОзД

число об.

Число дн.

Озо=ЗП/ПЗ

ОзД=360/ОЗО

0,6

600

0,8

450

133

0,75

+0,2

-150

Продолжительность операционного циклаПЦЧисло дн.

ПЦ=ОРД+ОЗД

1067,5625,658,6-441,9
Оборачиваемость собственного капиталаОСКЧисло оборотовОСК=ВР/СК0,27 0,5185,2+0,23

Обозначение в таблице: Ч - среднесписочная численность работников;

S - балансовая стоимость основных средств;

ДБ - величина дебиторской задолженности;

ЗП - себестоимость реализованной продукции, работ, услуг;

ПЗ - величина запасов;

СК - величина собственного капитала;

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум

направлениям:

n степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или

самостоятельно) по основным показателям, обеспечению заданных темпов их

роста;

n уровню эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.