Диплом: Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ
статьи «Запасы» на 8,259%. В целом можно говорить об относительной
стабильности имущественного положения ЧЭРЗ, однако следует отметить ряд
негативных тенденций:
1. Снижение доли внеоборотных активов на 1,21%;
2. Увеличение доли заемного капитала на 1,271%;
3. Снижение доли собственного капитала на 3,271%.
К положительным тенденциям можно отнести
1. Увеличение доли оборотных активов на 1,21%
2. Увеличение доли запасов на 8,255%.
Таблица 3.3
Оценка структуры баланса
Nо. П/п | Наименование Показателей | На 01.01.2000 | На 01.01.2001 | Норма Коэффициента |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Коэффициент текущей ликвидности (К1) | 1,46 | 1,445 | Не менее 2 |
2 | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) | 0,35 | 0,344 | Не менее 0,1 |
Таким образом, финансовое состояние ЧЭРЗ нельзя назвать достаточно
устойчивым, в частности из-за недостижения порога текущей ликвидности.
Продолжающееся в течение ряда последних лет снижение грузоперевозок железными
дорогами вызвало снижение их потребности в ремонте тягового подвижного
состава и оборудования к нему. Объем товарной продукции завода в 2000 году по
сравнению с 1999 годом снизился на 24,7%, в том числе ремонт электровозов –
на 54,9%; тяговых двигателей ТЛ-2К на линию и кооперацию на 11%; колесных пар
на линию на 13% , в 2000 году объем товарной продукции снизился еще на 8%,
при одновременном снижении рентабельности товарной продукции с 13,7% до 4%
(См. Приложение №3).
Падению объемов товарной продукции и рентабельности способствовало и то
обстоятельство, что решением МПС с 01.10.99 года цены на основные виды
заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно
сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и недостаточное
поступление денежных средств от основных заказчиков - железных дорог РФ – на
расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава
и оборудования денежными средствами в 1998 году составила 15,4%; 1999году -
16,1% от объема реализации) вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и
внебюджетные фонды и по состоянию на 01.01.00 года она составила 20,8 млн.
руб., в том числе:
- в федеральный бюджет - 5,7 млн. руб.
- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты
за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной
задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными
векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов,
увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению
оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и
кредиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год –
1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными средствами
за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1; коэффициент
восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999 год - 0,81,
2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей структуры
баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы прироста) была
утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при невыполнении
обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных средств на
расчетный счет предприятия.
Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 – 0,97,
имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных источников
оборотных средств;
Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год – 0,551,
имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств растет.
Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7-0,8, что
свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.
Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла 69,8 млн.
руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб., или на 25,5%
объясняется изменением учетной политики на заводе.
Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн. руб.
В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и
частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия,
в число которых входило осуществление:
- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными
средствами на расчетный счет завода;
- увеличение объемов и расширение спектра ремонтируемых объектов для
предприятий, не входящих в МПС (увеличение доли коммерческих заказов);
- сокращение издержек производства, особенно по продукции для МПС;
- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в
производстве, основных фондов;
- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и
от привлечения к поставкам посредников;
- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей,
доведение их до норматива;
- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом
задолженности перед федеральным бюджетом;
- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в
размере 50011 тыс. руб.
Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного
улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в
последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.
Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из
учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава,
изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.
В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного выпуска, в
2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.
На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ЧС-7,
ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также электрические машины и
колесные пары к ним. К разряду основной продукции относится изготовление
деталей контактной сети и запасных частей для железных дорог РФ и стран СНГ.
Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1 и КР-2,
причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил ремонт
КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в омолаживании
подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация ПС, то есть
оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических разработок,
чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в объеме КР-2
по просьбе железных дорог производится его схемная унификация, что также
является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС на
Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов,
является более высокая степень обновления электровозов, о чем свидетельствует
значительная доля материалов и покупных запчастей в себестоимости выпускаемой
продукции, широкая модернизация ПС, а также унификация электрических и
пневматических схем электровозов при ремонте КР-2.
Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно занимает
лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов постоянного тока и
оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась устойчивая тенденция по
наращиванию доли капитального ремонта электровозов КР-2 в общем объеме
ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в 1999 году, 49,6 в 2000
году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается на финансовых
результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост доли ЧЭРЗ среди
родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К на линию с 69,6% до
75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.
Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля заказов ЧЭРЗ
обратился к предприятиям железнодорожного транспорта горнодобывающей отрасли
России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен ремонт ТЭД WMLBP, GBM,
тележек промышленных электровозов EL-10, А со второго полугодия 1999 года
завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ-2М и экипажной части тяговых
агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили наращивать объемы товарной
продукции, и тем самым сокращать долю накладных расходов в себестоимости. В
4-м квартале 1999 года на завод поступил первый пассажирский электровоз
постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие сроки был освоен.
Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С выходом его из заводских
ворот, открывается новая страница в истории завода, проникновения его на
новый рынок – рынок услуг по ремонту пассажирских электровозов, который в
прошедшие годы оставался наиболее стабильным.
Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных процессов,
протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в отношении
предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный счет.
С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции, оказанию
услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней цен,
обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной рентабельности.
Таблица 3.4
Вертикальный анализ финансовых результатов
За 1 кв. 2001 г. За 1 кв. 2000 г.
Показатель[6] | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Отклонения + - |
1. Всего доходов и поступлений (стр.010+060+080+090+120) | 69568 | 100 | 39956 | 100 | - | - |
2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности (стр. 020+030+040+070+100+130) | 67940 | 97,65 (1)[7] | 38857 | 97,24 | 0,41 | |
3. Выручка от реализации (стр. 010) | 65233 | 93,76 (1) | 38031 | 95,18 | | 1,42 |
4. Затраты на производство и сбыт продукции В том числе: Себестоимость продукции (стр. 020) Коммерческие расходы (030) Управленческие расходы (040) | 64100 62907 1193 - | 98,26(3) 99,29(4) 0,71(4) | 36521 36253 268 - | 96,02 99,26 0,73 | 2,24 0,03 | 0,02 |
5. Прибыль (убыток) от реализации (050) | 1133 | 1,76 (3) | 1510 | 3,97 | | 2,21 |
6. Прочие доходы (090+120) | 4335 | 6,23 (1) | 1925 | 4,8 | 1,43 | |
7. Прочие расходы (130) | 3 | 0,004 (2) | 15 | 0,03 | | 0,026 |
8. Прибыль (убыток) отчетного периода (140) | 1628 | 2,34 (1) | 1099 | 2,75 | 0,41 | |
9. Налог на прибыль (150) | 729 | 44,77 (8) | 530 | 48,22 | 3,45 | |
10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 0,13 |
Таким образом,
1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о
том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от основной
деятельности.
2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по
строке 4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении
издержек на данном предприятии.
3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и
свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном росте
издержек производства и обращения.
4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на
негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.
Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом факторов, среди
которых особо подчеркнем следующие:
Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением МПС с
01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены в
среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом состоянии
завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств от основных
заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг
завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами, что
вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты
за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной
задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными
векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов,
увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению
оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и
кредиторской задолженности.
Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)
Таблица 3.5
Аналитические коэффициенты рентабельности (%)
Показатель | 1 кв. 2000 г. | 1 кв 2001 г. |
1. Рентабельность основной деятельности (с.050/c.020+030+c.040) | 4,1 | 1,76 |
2. Рентабельность авансированного капитала с.140-150/баланс | 0,41 | 0,25 |
3. Рентабельность собственного капитала с.140-с.150/собств. Капитал. | 0,64 | 0,44 |
4. Рентабельность продукции | 3,9 | 1,7 |
Таким образом, наблюдается неуклонное снижение всех основных видов
рентабельности, особенно значительно снижение рентабельности основной
деятельности с 4,1% до 1,76%.

Рис. 3.1 Динамика показателей деловой активности
Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия,
достижении ею поставленной цели, что отражают натуральные и стоимостные
показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении
рынков сбыта своей продукции.
Таблица 3.6
Показатели деловой активности ЧЭРЗ
Показатель | Идентификатор | Единица измерения | Формула расчета | 1 кв. 2000 года | 1кв. 2001 года | Темп изменения (%) | Отклонение |
Выручка от реализации | ВР | тыс. руб. | - | 38031 | 65233 | 171,5 | +27202 |
Чистая прибыль(с.140-с.150) ф.2 | ПО | тыс. руб. | (с.140-с.150) ф.2. | 569 | 899 | 158 | +330 |
Производительность труда | ПТ | | ПТ=ВР/Ч | 17,45 | 27,47 | 157,4 | +10,02 |
Фондоотдача | Ф | руб./руб. | Ф=ВР/S | 0,45 | 0,78 | 173,3 | +0,33 |
Оборачиваемость средств в расчетах: n в оборотах n в днях | ОрО ОрД | число об. Число дн. | ОрО=ВР/ДБ ОрД=360/ОРО | 0,77 467,5 | 2,05 175,6 | 266,2 37,5 | +1,28 -291,9 |
Оборачиваемость материально-производственных запасов: n в оборотах n в днях | Озо ОзД | число об. Число дн. | Озо=ЗП/ПЗ ОзД=360/ОЗО | 0,6 600 | 0,8 450 | 133 0,75 | +0,2 -150 |
Продолжительность операционного цикла | ПЦ | Число дн. | ПЦ=ОРД+ОЗД | 1067,5 | 625,6 | 58,6 | -441,9 |
Оборачиваемость собственного капитала | ОСК | Число оборотов | ОСК=ВР/СК | 0,27 | 0,5 | 185,2 | +0,23 |
Обозначение в таблице: Ч - среднесписочная численность работников;
S - балансовая стоимость основных средств;
ДБ - величина дебиторской задолженности;
ЗП - себестоимость реализованной продукции, работ, услуг;
ПЗ - величина запасов;
СК - величина собственного капитала;
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум
направлениям:
n степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или
самостоятельно) по основным показателям, обеспечению заданных темпов их
роста;
n уровню эффективности использования ресурсов коммерческой организации.
Деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7