реферат, рефераты скачать
 

История политических и правовых учений


крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а ввести

умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее

личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не

смогут обеспечить страну хлебом.

53. Политические идеи П. Чаадаева.

Чаадаев представитель просветительства в России. Противникам крепостного

права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он

отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права

принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал

против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление

приведёт к изменениям. Труды – 8 философских писем. Он осуждает

самодержавие и крепостничество. Осуждение было таким смелым, что Николай I

посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал ни на

какие прогрессивные акции со стороны русского народа. Это критиковалось его

друзьями.

52. Политические взгляды декабристов.

Выделяются 2 крыла в движении декабристов: радикальное (Пестель) и

либеральное (Муравьёв). Декабристы выступали против самодержавия,

крепостничества, за свержение строя путём революции.Пестель П.И. Полковник

русской армии, участник войны 1912г. Политические взгляды изложил в

произведении “Русская правда”. Он приверженец естественной школы права. С

его т.з. крепост. права не должно быть, не должно быть и сословного

деления, т.к. это противоречит естественным правам человека. Для всех

граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те

же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо

свергнуть самодержавие и установить республику. Свержение должно произойти

путём переворота. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал

убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. Выступал за

демократ. Республику. Освобождение крестьянства возлагалось на временное

правление (после переворота). Предлагал земли отобрать у помещиков и

разделить землю на 2 части: общ. собственность и собственность казны.

Верховная законод. власть должна принадлежать собранию представителей

народа: Вече, которое избирается гражданами. Россия должна быть унитарным

государством. Верховная представит. власть призвана издавать законы, единые

и обязательные для всей России. Судебная власть должна быть несменяемой.

Муравьёв Н.М. Говорил: “опыт народов доказал, что власть самодержавная

гибельна”. Он отвергал крепост. право. Он приверженец конст. монархии.

Вместо унитарного гос-ва предлагал федерацию; двухпалатный представительный

орган. Верховная Дума – представители державы, т.е. субъектов федерации.

Предусматривал высокие имущ. требования к избираемым.

55.Английский политический либерализм (Бентам, Милль)

Своеобразную концепцию права и гос-ва в Англии начала 19 в разрабатывал

Иеремия Бентам - отвергал теорию естественного права. Бентам критикует

Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав

личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению гос. власти. Он

признает реальным правом лишь то, которое установлено гос-ом. Однако

существующее зак-во архаично и несовершенно. В поисках этой основы Бентам

разрабатывает теорию утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода).

Применяя утилитаризм к вопросам права - Закон сам по себе – зло, поскольку

он связан с применением наказания (страдание). Тем не менее закон – зло

неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Известную

эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале

он одобрял конст. монархию в Англии, высказывался за высокий имущ. ценз,

долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал

демократию как анархию. Позже Бентам выступает с острой критикой монархии и

утверждает, что учред. власть (право учреждать основные законы государства)

принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться

однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего,

равного и тайного голосования. Исполнительная власть, по Бентаму, должна

осущ-ся должн. лицами, подчиненными законод. палате, ответственными перед

ней и часто сменяемыми.

57. Немецкий политический либерализм (Гумбольт, Штейн)

Вильгельм фон Гумбольдт - Общая позиция подхода к гос-ву —

гуманистического индивидуализма. Не столько собственно гос-во занимает его,

сколько человек в соотношении с гос-ом. Основная задача : «найти наиболее

благоприятное для человека положение в гос-ве». Гумбольдт придерживается

линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства.

Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой

национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений,

формируемых снизу, самими индивидами) и гос. институтами и службами; 2)

«естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым

непосредственно гос-вом; 3) «человеком» и «гражданином».Цель сущест-ия гос-

ва — служение обществу. Но за «обществом» он видит отдельного составляющего

общество индивида. Результат его наблюдений над гос-ом : поскольку гос.

устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть

иначе, как на «зло, пусть и необходимое». Лоренцу Штейну принадлежит ряд

фундамент. исследований .об обществе, гос-ве, праве, управлении. Либерализм

ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-полит. доктрины он

поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный

побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении

к самореализации, суть которой — добывание, переработка, изготовл. и

приумножение благ. Общество предстает как некое самостоятельное соц.

образование. От простого множества индивидов его отличает наличие такого

объединяющего фактора, как постоянная всесторонняя зависимость людей друг

от друга. В обществе отсутствует почва для свободы. Отсюда его

категорическое заключение: принцип, на котором зиждется общество,—

несвобода. Штейн — сторонник правового гос-ва, в котором «право управления

опирается на конституцию и имеются правовые разграничения между законом и

распоряжениями». Оптимальную форму правового гос-ва - констит. монархии.

58. Политико-правовые воззрения идеологов западно-европейского социализма

(Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Сен-Симон . Концепция поступательного историч. развития, по восходящей

линии. Общество проходит 3 стадии развития: теологическая (античность и

феодализм), метафизическая (буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии

будет создано справедливое общество - "промышленная система". Власть будут

осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо осуществлять

эволюционным путем: устранить наследственную знать от власти, , облегчить

положение крестьян, а затем начинать полит. переделку (передачу власти от

непроизводительных классов к промышленному). Традиционные гос.органы

сохраняются, но вся власть передается совету промышленников и совету

ученых. Основы общества: плановое хозяйство, частная собственность и

всеобщая занятость. Франсуа Фурье . Разуму Фурье отводил второстепенную

роль, а на 1й план выдвигал неизменную природу человека, его страсти

(страсти - активное начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая

история - история подавления, неудовлетворенности человеческих страстей;

такой порядок поддерживается силой гос-ва. Фурье предлагает социтарный

строй; основа - обеспечение человеку права на труд. Труд приносит радость и

превращается в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная

страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает производит. труда.

Роберт Оуэн - Человека формирует соц. среда, поэтому основные пороки строя

и правителей отражаются на человеке. Основная цель законов - поддерживать

имущ. и соц. неравенство. Необходимо изменить соц. среду, опираясь на

промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на пути к новому

обществу является частная собственность. Оуэн хотел создать сеть коммун по

всему миру, и в итоге получился бы единый порядок управления. Новое

общество - коллективистское, основанное на общ. собствен., равенстве прав и

обязанностей, на новой морали (когда поощрения и наказания не нужны).

Вместо религии будет новая нравственность.

36.Полит. и правовые учения в Италии 18в (Ч.Беккариа ).

Чезаре Беккариа. Беккариа различает справедливость божественную,

естественную и человеческую. Первые две – основаны на божественных и

естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общ.

договоре, устанавливающем пределы власти гос-ва. Она изменчива. Ее

критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы гос-ва должны

иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но

невежественные представления о человеч. справедливости привели к тому, что

законы гос-ва являются оружием в руках незначительного меньшинства.

Беккариа резко критикует современную ему юриспруденцию, при которой

законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уг. право

опирается на вековые предрассудки. Причину он видит в утверждении частной

собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим – нищету и

бесправие. Он далек от социалист. идей и не помышляет о радикальном

переустройстве общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом,

заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства,

покровительствующим наукам и искусству, образованию и нравственности

народа. Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода

гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам .Только

законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит только

суверену как представителю всего общества.

33.Политико-правовые идеи якобинцев

Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть

в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и

Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения ясно осознавали, что для

окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции

и утверждения подлинного народовластия необходимо провести целый ряд

революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие

между констит. и революц. правительствами. Задача констит. правления,

доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на

основе конституции. Задача же революц. правления заключается в том, чтобы

создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. Будущее констит.

устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократ. республики, где

наряду с представительной демократией получит широкое распространение

непосредственное волеизъявление народа.В процессе развития революции

некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо

сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции

на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”,

“коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в

тот период не получили.

56. Французский политический либерализм

Бенжамен Констан – духовный отец либерализма - работы по политике,

власти, государства. «Курс констит. политики» – либеральное учение о

государстве. Основа – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового

времени эта свобода отличается от свободы античного мира. Там – она

заключаласть в возможности коллектив. осуществления гражданами верховной

власти. Возможности каждого гражданина участвовать в делах государства.

Вместе с тем свобода индивида полностью подчинялась публичной

власти.Свобода современ. европейца – личная независимость, самостоят.,

безопасность, право влиять на управление гос-ом. Мат. и духовная автономия

человека, его надежная защищенность законом стоят у Константа на первом

месте. Люди. Будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно

реализовать себя в жизни., обеспечить себе достойное существование.

Он не за слабое государство. А за жесткое определение конкретной меры соц.

полезности институтов власти.

Современным гос-ом он считал констит. монархию, как нейтральную власть, вне

трех классических властей, независима от них и потому способна обеспечивать

единство, кооперацию, нормальную деят-сть. Она должна быть нейтральной,

регулятивной и арбитражной.

30.Политические учения европейского Просвещения(Вольтер)

Вольтер был великим французским мыслителем, просветителем, литератором.

"Свобода, - писал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от

законов" Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной

и популярной на Западе идея "господства права" . Равенство людей понимается

Вольтером только в строго политико-юр. смысле: обретение всеми людьми

одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от

закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке

весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущ.

равенства и общности имуществ Вольтер не был. Вольтер предлагал

реформировать феодальное общество, неизменно вызывавшее его протест. С

таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за

упразднение церковных судов. Аристократию, следует, по Вольтеру, заменить

бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм

действующего зак-ва, добиться справедливого судопроизводства с широким

участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п.

3.Политические идеи Гераклита

С идеей необходимости преобразования общ. и политико-правовых порядков на

филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и

др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические

идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.Мнения

противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не

через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу.

Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако, большинство людей не

понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого

он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-полит-

е неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый

результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет

места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для

формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на

народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу

(всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно,

чем многим. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита,

оказавших заметное влияние на последующих мыслителей, является выбор ими

интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определния

того, что есть “лучший”, “благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это -

символы “аристократа”). Благодаря такому переходу от аристократии крови к

аристократии духа, сама она превращалась из замкгутой касты в открытый

класс, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств и

усилий каждого.

4.Политические идеи Демокрита.

У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и

становление человека, человеч.рода и общества как часть естественного

процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под

влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный

опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для

общественной жизни. Таким образом, человеч. общество появляется лишь после

долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного

состояния. В этом смысле общество, полис, зак-во созданы искусственно, а не

даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой

естественно-необходимый, а не случайный процесс.В государстве, по

Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства

превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему

устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется

единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы, по

Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но

чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие

усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы,

соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие

им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому

человеку подобные законы не нужны.

23. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине 17 вв

В начале 16 вв завершен объедин основных русских земель вокруг Москвы,

формир-ся национально госуд идеология Русского гос-ва, что нашло отражен в

сочин Филофея он выдвинул идею о мировом предназначении Русского

государства, и центре христианства. Идеи Филофея нашли отражен во внутр

полик ивана 4. Основа полит идеололгии учение Зосимы (новгородски

метрополит). В это время ещё один жанр – политич легендао величии

московских князей, о их родословной. ТО складыв-сь пред-ки нафион-ой

идеологии , которые получили свое развитие в полит воззрен Ивана 4 и первых

рос-их царей династ Романовых.

Особенность политико правовых доктрин первой половины 17 в – полит-ая

направленность, т.к. преодоление смуты начала столетия. Так же повлияло

избрание на престол династии Романовых (смена власти). Вышло сочинение

Ивана Тимофеева «Временник» о божественном происхожден царской власти, для

него наилучш форма правления сословно-проедставит монархия.

Значит-ую роль в формирован полит мысли Авраамий Пралицын (сочин

«Сказание»), пытает разобр в причин Смуты. Видит её в падении нравов общ-ва

иза тиранического правления Ивана 4. Сторонник сословно-представительской

монархии, считатет избрание царя д/быть всем народом (совместно с боярами и

дворянами). Новые тенденции в летописании обосновывающие право Романовых на

престол.

24 Полит Идея Пересветова

Пересветов

Виднейш предст-ль русской полит-правово мысли 16 в. (сочин «Повесть об

основан и взятии царьграда», «сказан о царе Константине»)Предложил план

проведен госуд, воен и судебн реформ основн мысль в порицан единолин

царской власти, необходим «советный» орган. В качест образца Турецкое гос-

во. Предлагает полную ликвид-ию института наместничества, бывшего

пережитком раздроблети, т.к. он источник беззакония и произвола. Пишет что

Суды должны назнач-ся верховной властью и получать жалованье. Судить по

закону., а суд-ые пошлины в казну. Виды преступл-ий разбой, обман при

торговле, преступл-ие судебн и гос чиновников, воин преступл, ябеду. В

своем учени продолжает линию намеченную Греком, Отенским, Карповым. Его

сближают с западными мыслитялями эпохи возражденмя. Практически все

предложения Пересветова были реализованы (намест-*во заменено

самоуправлением, армия реформирована, принят новый судебник)

44. Полит взгляды Гоамильтона, Дж Адамса, Дж медисона и Дж Маршала (США 18

первая пол 19 вв)

Важная роль ПП учений Гамильтону. Принятие Декларации США, недавние колонии

теперь штаты приняли новые конституц и суверинитет, что привело к разгулу

разных законов и создало катаст-ое положен. Инфляция, спекуляция, эмиссия

бумажных денег. Рождается новый проект конституции (дейст-ет до сих пор)

17.09.1787 он стал известен и получил жест критику. Одним из первых в её

защиту встал Гамильтон и привлек Медисона и др. Все печатались под

псевдонимом Публий. Гамильтон задумал создать развернутое филосовское

обоснован конституц, хотел сформ символ веры нации. Он считал что

федеративн уст-во преодолеет слабость конфедеративн организации США, только

сильн центр власть способна создать прочное гос-во. В основу конституц

решает положить конституци устр-во английско монархии, с республикан

строем. Обязат услов сильная презид власть (президент избироает пожизнено).

Парламент двухпалтный, на основе избират права. Деленеи на богатых и

бедных, имеет естествен происх-ие и потому неустранимо. Только богатые

молги быть представлены в высший гос орган.. Вывод впервые идеи были

конкретизирован в конституц документах. Сложив-ся под влиянием Локка и

Монтескье взгляды Гамильтона стали теоритической основой Конституции США

1787,

59. Полит взгляды Конта.

Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в

изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн

философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции.

Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть.

Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей

основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич

стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия,

основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция

влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.