| |||||
МЕНЮ
| История политических и правовых ученийкрепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а ввести умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут обеспечить страну хлебом. 53. Политические идеи П. Чаадаева. Чаадаев представитель просветительства в России. Противникам крепостного права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление приведёт к изменениям. Труды – 8 философских писем. Он осуждает самодержавие и крепостничество. Осуждение было таким смелым, что Николай I посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал ни на какие прогрессивные акции со стороны русского народа. Это критиковалось его друзьями. 52. Политические взгляды декабристов. Выделяются 2 крыла в движении декабристов: радикальное (Пестель) и либеральное (Муравьёв). Декабристы выступали против самодержавия, крепостничества, за свержение строя путём революции.Пестель П.И. Полковник русской армии, участник войны 1912г. Политические взгляды изложил в произведении “Русская правда”. Он приверженец естественной школы права. С его т.з. крепост. права не должно быть, не должно быть и сословного деления, т.к. это противоречит естественным правам человека. Для всех граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо свергнуть самодержавие и установить республику. Свержение должно произойти путём переворота. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. Выступал за демократ. Республику. Освобождение крестьянства возлагалось на временное правление (после переворота). Предлагал земли отобрать у помещиков и разделить землю на 2 части: общ. собственность и собственность казны. Верховная законод. власть должна принадлежать собранию представителей народа: Вече, которое избирается гражданами. Россия должна быть унитарным государством. Верховная представит. власть призвана издавать законы, единые и обязательные для всей России. Судебная власть должна быть несменяемой. Муравьёв Н.М. Говорил: “опыт народов доказал, что власть самодержавная гибельна”. Он отвергал крепост. право. Он приверженец конст. монархии. Вместо унитарного гос-ва предлагал федерацию; двухпалатный представительный орган. Верховная Дума – представители державы, т.е. субъектов федерации. Предусматривал высокие имущ. требования к избираемым. 55.Английский политический либерализм (Бентам, Милль) Своеобразную концепцию права и гос-ва в Англии начала 19 в разрабатывал Иеремия Бентам - отвергал теорию естественного права. Бентам критикует Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению гос. власти. Он признает реальным правом лишь то, которое установлено гос-ом. Однако существующее зак-во архаично и несовершенно. В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода). Применяя утилитаризм к вопросам права - Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Тем не менее закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Известную эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале он одобрял конст. монархию в Англии, высказывался за высокий имущ. ценз, долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию как анархию. Позже Бентам выступает с острой критикой монархии и утверждает, что учред. власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнительная власть, по Бентаму, должна осущ-ся должн. лицами, подчиненными законод. палате, ответственными перед ней и часто сменяемыми. 57. Немецкий политический либерализм (Гумбольт, Штейн) Вильгельм фон Гумбольдт - Общая позиция подхода к гос-ву — гуманистического индивидуализма. Не столько собственно гос-во занимает его, сколько человек в соотношении с гос-ом. Основная задача : «найти наиболее благоприятное для человека положение в гос-ве». Гумбольдт придерживается линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и гос. институтами и службами; 2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно гос-вом; 3) «человеком» и «гражданином».Цель сущест-ия гос- ва — служение обществу. Но за «обществом» он видит отдельного составляющего общество индивида. Результат его наблюдений над гос-ом : поскольку гос. устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть иначе, как на «зло, пусть и необходимое». Лоренцу Штейну принадлежит ряд фундамент. исследований .об обществе, гос-ве, праве, управлении. Либерализм ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-полит. доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой — добывание, переработка, изготовл. и приумножение благ. Общество предстает как некое самостоятельное соц. образование. От простого множества индивидов его отличает наличие такого объединяющего фактора, как постоянная всесторонняя зависимость людей друг от друга. В обществе отсутствует почва для свободы. Отсюда его категорическое заключение: принцип, на котором зиждется общество,— несвобода. Штейн — сторонник правового гос-ва, в котором «право управления опирается на конституцию и имеются правовые разграничения между законом и распоряжениями». Оптимальную форму правового гос-ва - констит. монархии. 58. Политико-правовые воззрения идеологов западно-европейского социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Сен-Симон . Концепция поступательного историч. развития, по восходящей линии. Общество проходит 3 стадии развития: теологическая (античность и феодализм), метафизическая (буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии будет создано справедливое общество - "промышленная система". Власть будут осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо осуществлять эволюционным путем: устранить наследственную знать от власти, , облегчить положение крестьян, а затем начинать полит. переделку (передачу власти от непроизводительных классов к промышленному). Традиционные гос.органы сохраняются, но вся власть передается совету промышленников и совету ученых. Основы общества: плановое хозяйство, частная собственность и всеобщая занятость. Франсуа Фурье . Разуму Фурье отводил второстепенную роль, а на 1й план выдвигал неизменную природу человека, его страсти (страсти - активное начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая история - история подавления, неудовлетворенности человеческих страстей; такой порядок поддерживается силой гос-ва. Фурье предлагает социтарный строй; основа - обеспечение человеку права на труд. Труд приносит радость и превращается в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает производит. труда. Роберт Оуэн - Человека формирует соц. среда, поэтому основные пороки строя и правителей отражаются на человеке. Основная цель законов - поддерживать имущ. и соц. неравенство. Необходимо изменить соц. среду, опираясь на промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на пути к новому обществу является частная собственность. Оуэн хотел создать сеть коммун по всему миру, и в итоге получился бы единый порядок управления. Новое общество - коллективистское, основанное на общ. собствен., равенстве прав и обязанностей, на новой морали (когда поощрения и наказания не нужны). Вместо религии будет новая нравственность. 36.Полит. и правовые учения в Италии 18в (Ч.Беккариа ). Чезаре Беккариа. Беккариа различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две – основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общ. договоре, устанавливающем пределы власти гос-ва. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы гос-ва должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но невежественные представления о человеч. справедливости привели к тому, что законы гос-ва являются оружием в руках незначительного меньшинства. Беккариа резко критикует современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уг. право опирается на вековые предрассудки. Причину он видит в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим – нищету и бесправие. Он далек от социалист. идей и не помышляет о радикальном переустройстве общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образованию и нравственности народа. Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам .Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит только суверену как представителю всего общества. 33.Политико-правовые идеи якобинцев Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения ясно осознавали, что для окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции и утверждения подлинного народовластия необходимо провести целый ряд революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие между констит. и революц. правительствами. Задача констит. правления, доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на основе конституции. Задача же революц. правления заключается в том, чтобы создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. Будущее констит. устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократ. республики, где наряду с представительной демократией получит широкое распространение непосредственное волеизъявление народа.В процессе развития революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили. 56. Французский политический либерализм Бенжамен Констан – духовный отец либерализма - работы по политике, власти, государства. «Курс констит. политики» – либеральное учение о государстве. Основа – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени эта свобода отличается от свободы античного мира. Там – она заключаласть в возможности коллектив. осуществления гражданами верховной власти. Возможности каждого гражданина участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода индивида полностью подчинялась публичной власти.Свобода современ. европейца – личная независимость, самостоят., безопасность, право влиять на управление гос-ом. Мат. и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Константа на первом месте. Люди. Будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни., обеспечить себе достойное существование. Он не за слабое государство. А за жесткое определение конкретной меры соц. полезности институтов власти. Современным гос-ом он считал констит. монархию, как нейтральную власть, вне трех классических властей, независима от них и потому способна обеспечивать единство, кооперацию, нормальную деят-сть. Она должна быть нейтральной, регулятивной и арбитражной. 30.Политические учения европейского Просвещения(Вольтер) Вольтер был великим французским мыслителем, просветителем, литератором. "Свобода, - писал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от законов" Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея "господства права" . Равенство людей понимается Вольтером только в строго политико-юр. смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущ. равенства и общности имуществ Вольтер не был. Вольтер предлагал реформировать феодальное общество, неизменно вызывавшее его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего зак-ва, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п. 3.Политические идеи Гераклита С идеей необходимости преобразования общ. и политико-правовых порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако, большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-полит- е неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита, оказавших заметное влияние на последующих мыслителей, является выбор ими интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определния того, что есть “лучший”, “благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это - символы “аристократа”). Благодаря такому переходу от аристократии крови к аристократии духа, сама она превращалась из замкгутой касты в открытый класс, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств и усилий каждого. 4.Политические идеи Демокрита. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и становление человека, человеч.рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. Таким образом, человеч. общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, зак-во созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны. 23. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине 17 вв В начале 16 вв завершен объедин основных русских земель вокруг Москвы, формир-ся национально госуд идеология Русского гос-ва, что нашло отражен в сочин Филофея он выдвинул идею о мировом предназначении Русского государства, и центре христианства. Идеи Филофея нашли отражен во внутр полик ивана 4. Основа полит идеололгии учение Зосимы (новгородски метрополит). В это время ещё один жанр – политич легендао величии московских князей, о их родословной. ТО складыв-сь пред-ки нафион-ой идеологии , которые получили свое развитие в полит воззрен Ивана 4 и первых рос-их царей династ Романовых. Особенность политико правовых доктрин первой половины 17 в – полит-ая направленность, т.к. преодоление смуты начала столетия. Так же повлияло избрание на престол династии Романовых (смена власти). Вышло сочинение Ивана Тимофеева «Временник» о божественном происхожден царской власти, для него наилучш форма правления сословно-проедставит монархия. Значит-ую роль в формирован полит мысли Авраамий Пралицын (сочин «Сказание»), пытает разобр в причин Смуты. Видит её в падении нравов общ-ва иза тиранического правления Ивана 4. Сторонник сословно-представительской монархии, считатет избрание царя д/быть всем народом (совместно с боярами и дворянами). Новые тенденции в летописании обосновывающие право Романовых на престол. 24 Полит Идея Пересветова Пересветов Виднейш предст-ль русской полит-правово мысли 16 в. (сочин «Повесть об основан и взятии царьграда», «сказан о царе Константине»)Предложил план проведен госуд, воен и судебн реформ основн мысль в порицан единолин царской власти, необходим «советный» орган. В качест образца Турецкое гос- во. Предлагает полную ликвид-ию института наместничества, бывшего пережитком раздроблети, т.к. он источник беззакония и произвола. Пишет что Суды должны назнач-ся верховной властью и получать жалованье. Судить по закону., а суд-ые пошлины в казну. Виды преступл-ий разбой, обман при торговле, преступл-ие судебн и гос чиновников, воин преступл, ябеду. В своем учени продолжает линию намеченную Греком, Отенским, Карповым. Его сближают с западными мыслитялями эпохи возражденмя. Практически все предложения Пересветова были реализованы (намест-*во заменено самоуправлением, армия реформирована, принят новый судебник) 44. Полит взгляды Гоамильтона, Дж Адамса, Дж медисона и Дж Маршала (США 18 первая пол 19 вв) Важная роль ПП учений Гамильтону. Принятие Декларации США, недавние колонии теперь штаты приняли новые конституц и суверинитет, что привело к разгулу разных законов и создало катаст-ое положен. Инфляция, спекуляция, эмиссия бумажных денег. Рождается новый проект конституции (дейст-ет до сих пор) 17.09.1787 он стал известен и получил жест критику. Одним из первых в её защиту встал Гамильтон и привлек Медисона и др. Все печатались под псевдонимом Публий. Гамильтон задумал создать развернутое филосовское обоснован конституц, хотел сформ символ веры нации. Он считал что федеративн уст-во преодолеет слабость конфедеративн организации США, только сильн центр власть способна создать прочное гос-во. В основу конституц решает положить конституци устр-во английско монархии, с республикан строем. Обязат услов сильная презид власть (президент избироает пожизнено). Парламент двухпалтный, на основе избират права. Деленеи на богатых и бедных, имеет естествен происх-ие и потому неустранимо. Только богатые молги быть представлены в высший гос орган.. Вывод впервые идеи были конкретизирован в конституц документах. Сложив-ся под влиянием Локка и Монтескье взгляды Гамильтона стали теоритической основой Конституции США 1787, 59. Полит взгляды Конта. Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции. Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть. Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия, основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|