реферат, рефераты скачать
 

История политических и правовых учений


распределения. Государство имеет абсолютное право регулировать религиозные

отношения – законы государства в этом плане являются абсолютными.

Государственные образования возникают у всех народов – считать разум

критерием естественного права нецелесообразно. Естественное право заложено

в самой природе, и она развивается по естественному праву. Бог не может

существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на

то, что он абсолютен.

Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена,

следовательно, законы природы можно применять к человеческому общежитию.

Государство – это верховная власть, которая имеет право оценивать действия

своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить

естественному праву. Государство образуется для общественной пользы – если

гражданина - ограничением, то это для его же пользы.

Государство не находится над людьми, оно упорядочивает отношения на основе

одного эталона. Ограничения власти: власть определяется пользой населения;

власть не распространяется на сферу личных отношений граждан; власть должна

выполнять волю населения, т.е. власть связана общественным мнением.

Спиноза отвергает право на восстание, но если государство нарушает свои

обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права (

общественный договор с таким государством ничтожен – население имеет право

перезаключить договор. Сопротивление государству в частном порядке

незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель

войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право,

которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза

придерживается Аристотеля и выделяет три формы правления: монархию;

аристократию; демократию.

27.Основные направления английской политической и правовой мысли XVII в.

Англия занимает особое место в системе европейских государств. Англия не

входила в систему Священной Римской Империи, рано порвала с католицизмом,

не восприняла римскую систему права. Английское право развивалось по пути

процедуры, но не получило формулировку нормы. В результате Столетней войны

Англия потеряла почти все свои владения на континенте, в ней бароны

навязали свои интересы власти. Имеется опыт ограничения центральной власти.

Таким образом, это уникальная система. В течение английской буржуазной

революции был востребован весь спектр политико-правовых учений. Их

характеристика:

религиозная подоплека;

активное использование термина «народ» и использование различных теорий

сущности и происхождения власти.

Политико-правовые учения подвергаются влиянию следующих политических и

правовых доктрин:

протестантизм (кальвинизм);

патриархальная теория происхождения власти;

теологическое обоснование своих притязаний;

оценка факта казни короля;

активное использование термина «частное право»;

использование доктрины общественного договора как способа обоснования

возможности революции.

В Англии каждое общественное движение имеет свое религиозное обоснование.

Причины:

протестантизм не имеет критерия истины;

англиканская церковь выполняла ту же функцию, что и Рим по отношению к

протестантам – подавление.

Противники: пресвитериане – крупная буржуазия, индепенденты – средняя

буржуазия, нивелиры (уравнители) – слой городской бедноты и мелкой

буржуазии, диггеры (копатели) – против любой церкви и иерархии.

Разрабатыватели неразработанной земли. Акцентирую свое внимание на

суверенитете народа (носитель власти – народ) – народ может сменить короля

и парламент. Доктрина общественного договора используется для определение

частного и публичного права; публичное право – те права, которые

принадлежат государству по отношению к гражданам. Выступает первым

основанием за ликвидация монархии, за самодержавие и веротерпимость.

35. Естественно-правовые теории в Германии в 17-18 вв.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции,

установление княжеского абсолютизма, приведшего к возникновению в некоторых

землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства,

существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное

развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в

естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии

весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким

просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением,

противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой

науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X.

Вольфа.

1. Учение Самуила Пуфендорфа складывалось под влиянием теорий Г.Греция и Т.

Гоббса. В своем учении о праве и государстве исходит из представления о

естественном состоянии, которое трактует не как исторический факт, а как

методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и

происхождение права и государства. Естественное состояние характеризуется

свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива, но

эгоистична. Именно это в условиях, когда не обеспечены естественные права,

порождает стремление людей объединиться ради собственной пользы и

безопасности. В результате возникают политическое общество и государство.

Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию происхождения

государства. Государство – продукт сознательной деятельности людей, их

решения объединиться. В основе возникновения государства лежат два

договора: первый – между людьми об объединении и выборе формы правления,

второй – между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных

подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных.

Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная

монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно

было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган,

власть монарха обеспечивает главное – общественный порядок и безопасность

подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства,

получившего право наказывать их во имя общего блага.

2. Профессор Христиан Томазий продолжал намеченную Пуфендорфом линию на

освобождение государственно-правовой науки от господства теологии. Человек

– существо общественное, и природа его состоит в том, чтобы жить в мирном

общении с другими. Отмечал, что основа естественного права – мораль,

которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей.

Но требования морали не подкреплены принуждением. А поскольку люди делятся

на мудрых и глупых и для первых – нужен совет, а для вторых – принуждение,

то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя.

Поэтому необходима принудительная власть.

Государство у Томазия – “естественное общество, которое заключает в себе

верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”. Как и

Пуфендорф, Томазий считает, что образование государства было оформлено

двумя общественными договорами.

Считая монархию лучшей формой государства, Томазий утверждал, что

предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что

народ даже может протестовать против несправедливостей. Но этот протест

возможен только в том случае, если монарх выходит за рамки, очерченные

общественным договором.

3. Христианом Вольфом. Природа человека, по Вольфу, характеризуется

стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро

и избегай зла. Человек обязан следовать этому нравственному закону, в этом

его право. Право, таким образом, выводится из нравственной обязанности. От

природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один

человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны.

С образованием государства народ ограничил свою свободу для

совершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и

природное равенство людей. Среди форм государства – демократии,

аристократии, монархии и смешанной формы – Вольф считает лучшей монархию,

ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весь народ.

34.Политико-правовые взгляды Морелли, де Мабли.

Морелли. Труд – “Кодекс природы или истинный дух её законов”. Суть:

предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход

к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение

конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы

права.

Существующий строй неразумен, противоречащий естественным законам природы.

Основная причина всех зол – частная собственность (породила неравенство и

деспотизм). В естественном состоянии действовали законы природы, люди жили

в единении. Но с увеличением семей ослаблялись связи => переход на новые

места => раздоры. А законодатели вместо того, чтобы возвратить людей в

естественное состояние, установили частную собственность. Сейчас надо

возвращаться в то состояние, исходя из естественных законов. М. предлагает

3 основных закона: установить общественную собственность на всё, кроме

вещей личного употребления, вещей для повседневного труда; обеспечение всех

работой, и превращение всех граждан в должностных лиц в порядке очереди.

Люди должны трудиться в интересах общественной пользы сообразно своим

силам, дарованию и возрасту. Из этих законов, устанавливающих принципы

коммунистического общества он выводит другие законы, регулирующие

промышленность, сельскохозяйственное производство, потребление, участие в

труде и общественной жизни, регламентирующие воспитание, отдых и др. Он

считал, что надо постепенно вводить законы против роскоши, за умеренность в

потреблении => аскетические черты М., его сурово уравнительный коммунизм.

Габриель Гонно де Мабли (1709-1785). Аббат, много трудов по истории,

философии, на политические темы: “О правах и обязанностях гражданина”, “О

законодательстве или принципы законов”. Исходит из свойств человеческой

природы. Естественные свойства людей: разум, свобода, равенство. Существуют

2 класса: богатые и бедные – из-за частной собственности. Богатство

приводит к стремлению одних властвовать над другими. Формы государственной

власти связаны с перераспределением собственности между богачами.

Необходимо вернуться к естественному состоянию. Но фактически возврат туда

не возможен, т.к. богатые будут сопротивляться => ещё большие раздоры. Надо

приблизить общество к его идеалу путём просвещения, борьбы с роскошью и

резким имущественным неравенством посредством законодательства. К подобным

законам близки аграрные законы (устанавливать максимум земельного надела),

ограничить торговлю, наследование не членов семьи, запрет родителям

устанавливать неравные доли наследства для своих детей; у кого нет

родственников, того имущество должно делиться среди неимущих. Основное

назначение законодательства – ограничение потребления. Государство должно

заботиться о простых людях.

60. Политико-правовые взгляды К.Маркса.61. Политико-правовые взгляды Ф.

Энгельса

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Гос-во возникает как рез-т естественного развития первобытного общества

(в 1 очередь - экономического), которое не только обеспечивает материальные

условия возникновения государства и права, но и определяет социальные

изменения общества, которые также представляют собой важные причины и

условия возникновения государства и права.

Гос-во и право - надстройка по отношению к экономической структуре

общества. Базис - производственные отношения лежат в основании политической

и юридической надстройки и образуют ее условие, определяют ее саму. В

надстройке повторяются признаки, присущие базису. Определяющая роль

экономки - в социальных закономерностях, взаимоотношениях классов,

историческом опыте и традициях культуры, внешнеполитических условиях.

Надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна (гос-во и

право в особенности).

В условиях разделения общества на классы, надстройка реализует интерес

господствующего класса - в выполнении сугубо принудительных акций,

обусловленных наличием классовых антагонизмов. Классовая борьба -

закономерность бытия общества. Из-за этого аппарат государства -

учреждение, легитимно осуществляющий целенаправленное насилие в обществе.

Гос-во - переходящее учреждение для подавления своих противников в

борьбе. Классовая борьба необходим ведет к диктатуре пролетариата. Насилие

-до тех пор, пока не будет устранена старая организация общества.

Любое общ-во нуждается в публичной власти.

Три периода после свержения буржуазии: 1. Переход от капитализма к

социализму. 2. Социализм. 3. Высшая фаза коммунизма.

1. Гос-во - орудие диктатуры пролетариата, решает задачи классовой

борьбы, исключает частную собственность.

2. Средства производства принадлежат обществу. Нет эксплуататорских

классов - насилие не нужно. Гос-во сохраняется.

3. Классовое господство пролетариата закончится, так как он победит.

Государственность утратит свой политический смысл. Гос-во отомрет.

Коммунизм - “союз свободных людей”. Руководит им публичная власть -

система соответствующих учреждений, связей и процедур. Участие в труде по

управлению делами превращается в долг, социальную обязанность каждого

трудоспособного человека.

62. Учение Р. Иеринга о государстве и праве

Иеринг (1818-1892). Создатель теории, которую назвал реалистической.

Право – рез-т борьбы, оно возникает в борьбе, развивается и

осуществляется в борьбе. И. определяет право в различных аспектах. Право

–совокупность действующих в государстве принудительных норм. Право –

совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых государственным

принуждением. Право – защищаемый государственный интерес индивида. В такой

трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.

63. Социологическая теория государства Л.Гумпловича.

Людвиг Гумплович (1838-1909).

Гос-во образовалось в рез-те борьбы племён, рас , завоеваний одних племён

другими. Побеждающие – господа, побеждённые – рабы.

Г. характеризует гос-во как властвование над подвластными во имя

могущества и благосостояния => гос-во во имя интересов властвующих. Порядок

этот – закон и право.

64. Неокантианское учение о праве Р.Штаммлера.

Неокантианство противопоставляло науки о природе, где применяется закон

причинности (предшествующее явление порождает последующее), наукам об

обществе, где действует закон целеполагания (свободная воля людей стремится

к целям; волевые действия обусловлены не тем, что было, а тем, что должно

быть).

Штаммлера - “Хозяйство и право с точки зрения материалистического

понимания истории” (1896 г.). Особенность книги - целью было опровержение

притязаний исторического материализма на научность, на постижение

объективных закономерностей развития общества. Ш. почти не касался

революционных идей марксизма; материалистическое понимание истории

излагается им в духе оппортунизма и реформизма. Основная его критика была

направлена против учения о базисе и надстройке, об общественно-

экономических формациях и закономерностях их смены. Главной целью своего

труда он считал защиту права.

Дает абстрактное, формальное определение права: “Право есть такое

принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому

смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение. Он, в отличие от

теоретиков 17-18 вв., утверждал, что естественное право имеет “изменчивое

содержание”. Временами возникают социальные конфликты (столкновения между

хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной

цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления

порождают идеи изменения права (так, размышления о рабстве негров в США

вызвали его отмену). В итоге, идеалом, по Ш., является такое общ-во, где

преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и

чувствами, между должным и сущим. утверждал, что этот идеал вообще никогда

не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории

человечества.

Теория Ш. неоднократно критиковалась Однако именно абстрактность

неокантианского идеала создавала возможность соединить его с идеей

свободной личности (“человек не средство, а цель”) как общего ориентира

исторического процесса и прогресса.

65. Учение Дж. Остина о праве.

Воз-ние юридического позитивизма. В рез-те буржуазных революций в

развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем,

особенно частного права связанного с регулированием товарно-денежных

отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном

праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей

естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в

юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного

права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом

более высокого по своему значению права естественного, требующего

воплощения в законодательстве. Отождествление права с законом имело четко

выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против

оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества

с позиций естественного права (еще сохранявшего гуманистический заряд

романтических иллюзий революционной эпохи).

Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик

Бентама Остин

Термин “право”, писал О., используется в самых разных смыслах: для

обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали,

законов природы; это существенно мешает точному определению предмета

юриспруденции.

О. различает и разграничивает этику ,науку о законотворчестве и

собственно науку о праве, юриспруденцию. В таком понимании право – приказ

власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под

угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.

Воз-ние юридического позитивизма связано с укреплением и

совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических

отношений. В теоретическом плане ю. п.был основой формально-догматической

юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, точности

определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения

возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и

распространение ю.п. в странах континентальной Европы обусловлено развитием

капитализма.

66. Политические идеи Г.Спенсера.

Гос-во тождественно живому организму. Так же, как в живом организме

каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги

в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды,

правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой

организма, общества, государства. Гос-во, общ-во – система социальных

институтов., механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные

институты появляются в рез-те революции, общественного договора и т.д. Есть

институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные,

промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых

конфликтов в сферу конфликтов между группами => обуславливает воз-ние

классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование

каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет

определённые общественные потребности.

С. утверждал, что политические институты, в т.ч. гос-во, не должны

вмешиваться чрезмерно в жизнь человека => выступает против социализма.

Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они

лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и

могут быть отвергнуты.

Государства классифицирует на 2 типа:

примитивные (военные, хищнические);

высшие (индустриальные).

Главная задача примитивных – война => деспотический режим: всепроникающее

око правительства => военное принуждение. Это антилиберальная, тоталитарная

военная организация.

В индустриальном типе цель власти – благо индивида. Личность – исходное

начало этого государства. Гос-во охраняет права граждан, не вмешиваясь в

социально-экономическую жизнь, обеспечивает конкуренцию, частное

предпринимательство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.