реферат, рефераты скачать
 

История политических и правовых учений


счастье человека, которого можно достичь, умело выбирая наслаждение.

Человек не должен принимать активного участия в политической жизни: "Живи

незаметно"

Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и

устанавливая законы. Т.о. они соглашаются не причинять друг другу вреда,

чтобы не испытывать страха, т.е. создают право, которое т.о. является

продуктом общественного договора, как, впрочем, и государство. Нарушитель

закона утрачивает права. Закон защищает мудрых от толпы. Эпикур в социально-

политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Полагал,

что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Право

и государство суть продукты договора, результат соглашения. Его учение

отрицает возможность существования естественного права, которое

предшествовало бы договору. Воззрения Эпикура отличались от предшествующих

учений демократии призывом избегать политической деятельности

. Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит

от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где

преподавал основатель школы Зенон Китайский. По мнению стоиков, все

мироздание управляется судьбой, имеющей божественный смысл, которая

является Разумом и Законом всего сущего, естественным законом, общим для

всех. Естественный закон обладает божественной силой, предписывающей

правильное и запрещающей неправильное. Фатальности, неизбежности, судьбе

подчиняются все люди. Идеал мудреца – жить сообразно природе, в

соответствии с Разумом, Добродетелью. Все преходящие, чувственные

наслаждения не имеют никакой цены. Государство и право существуют по

природе, а не по воле людей. Государство возникает из-за природной связи

людей, следовательно, общественная жизнь имеет естественные начала (а не

договорные, как полагал Эпикур). Позитивный закон всегда должен отражать

требования естественного права.

Политический идеал стоиков - мировое государство ("космополис"). Ведь все

люди, писали Зенон и Хрисипп, и по своей природе, и по закону мироздания в

целом, являются гражданами единого мирового государства, по сути, всей

вселенной, единство которой зиждется на универсальности естественного

(справедливого, божественного) права.

Рабство не имеет оправдания, т.к. противоречит общему закону. Но стоики все

же не выступали за отмену физического рабства, ратуя лишь за всеобщую

духовную свободу.

11.Политические взгляды Полибия

Он известен тем, что впервые предпринял попытку обосновать закономерность

изменения форм государства, развил теорию Аристотеля о разделении властей.

Полибий – общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его

взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея – поиск причин

возвышения Рима.

Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для

стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы

правления В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть

аристократия ( патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание).

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления

стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная

жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым

организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и,

наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие

общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе

которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова

возвращаются”.

В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб.

мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть а

интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари

начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ

свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется

аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают

грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется

демократия. Т.е. стремление к свободе превышает стремление к богатству.

Демократия постепенно вырождается в оклократию – власть толпы. Толпа

забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании – деградация общества

до первобыт. состояния. Далее – тот же путь.

Все вышеуказанное – простые формы правления. Вместе с тем, наилучшим

государственным строем Полибий считал тот, который сочетал элементы

монархии, аристократии и демократии, т.е. римский республиканский строй,

обеспечивающий разделение властей между консулами (олицетворяющими царскую

власть, т.е. элемент монархии), сенатом (олицетворяющим аристократическую

власть, т.е. элемент аристократии) и народным собранием (олицетворяющим

демократическую власть, т.е. элемент демократии). При этом основой

государства Полибий полагал прирожденную богобоязнь римлян.

12.Политико-правовые учения римских юристов

По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея

Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и

Тиберия Корункания (вторая половина IIIв. до н.э.). Деятельность римских

юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1). respondere – ответы

на юридические вопросы частных лиц; 2). cavere – сообщение нужных формул и

помощь при заключении сделок; 3). agere – сообщение формул для ведения дела

в суде. Классиками римской юриспруденции являются Гай, Папиниан, Павел,

Ульпиан, Модестин (II-IIIвв.).

В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени

Цицерона) несколько сместились оценки в соотношении fas и jus. Fas стало

восприниматься как нечто богоданное, а термином jus стали обозначать все

светское (человеческое) право, включая естественное право (jus naturale,

т.е. то, что еще Цицерон называл fas) и позитивное право (обычное право,

lex, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции императоров).

Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое "относится к

положению Римского государства") и частное (право, которое "относится к

пользе отдельных лиц"). Второе, по Ульпиану, в свою очередь, делится на 3

взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов

(jus gentium) и цивильное право (jus civile).

Римские юристы противопоставляли jus aequum и jus iniquum, т.е. равное и

справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной

справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой

справедливости) служила критерием справедливости (т.е. соответствия

justitia) правовых норм. Несправедливая правовая норма (например,

преторский эдикт), по положению Павла, не может называться правом. "Тому,

что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как

юридическому правилу,"- соглашался с коллегой юрист Юлиан.

Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) у римских юристов

представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая

сила), но в первую очередь с содержательной (соответствие требованиям

справедливости) стороны.

Римские юристы, вслед за древнегреческими мыслителями, оправдывали

существование рабства.

В период укрепления принципата и установления домината римские юристы

активно обосновывали законность и справедливость законодательных притязаний

императоров, что их в итоге и сгубило, потому что как только императоры

получили в свои руки всю полноту законодательной власти, профессиональные

юристы как толкователи, преобразователи и применители права стали попросту

не нужны. С другой стороны, их труды приобрели особую историческую и

теоретическую значимость в условиях рецепции римского права

западноевропейскими правовыми системами.

13.Цицерон о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), блестящий древнеримский оратор,

адвокат, политический деятель, создал труды "О государстве", "О законах",

"Об обязательствах"

Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как

субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые

вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи

народной, достояния народа. Причем народ у Цицерона – не толпа, а

сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего

интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона

возникает идея правового государства, государства, основанного на

справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий

Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура

(договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает

естественным путем, но закрепляется все же договором.

Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства – охрана

собственности.

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все

гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии

согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих

граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне

справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон

считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба

приближается к статусу наемного работника.

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще

наилучшей – смешанную форму правления а-ля Полибий.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в

"характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа

правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть

оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Это, так сказать,

терпимые формы. Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего

благоволит демократии.

Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть

объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим

примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой

государственной эволюции.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные:

царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию,

демократию – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не

говоря уже о праве.

14.Политико-правовые взгляды Августина

Аврелий Августин Блаженный (354-430), автор канонических трудов "О граде

Божьем", "О свободной воле", является одном из "отцов церкви"

По Августину, Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град

Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат людям, значит, греховны, однако вполне

допустимы, если не противоречат интересам церкви. В государстве обязательно

должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на

греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь

вынуждены мириться со светскими властями.

Греховность земной жизни возникает вследствие господства человека над

человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство (вплоть до

Второго пришествия и Судного дня). Земные порядки, даже неправедные, все же

следует соблюдать, если они не противоречат церковным. В государстве, по

мнению Августина Блаженного, должны уважаться и соблюдаться правовые,

моральные и религиозные нормы.

Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога.

Отдельный индивид – не цель в себе или для себя, а только средство в

осуществлении божественного порядка.

Августин дифференцировал формы правления на справедливые и несправедливые

по морально-религиозному принципу. Отсюда появляются несправедливая

аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран.

Причина вселенского зла, по Августину Блаженному, - в свободной воле, ее

извращенности.

Учение Августина Блаженного использовалось с Vв. римско-католической

церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить

светских государей (королей) верховенству римского папы.

15.Учение Фомы Аквинского о государстве и праве

Фома Аквинский (1224-1274) является крупнейшим представителем средневековой

схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов

религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял

идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие

сочинения как "О правлении князей", "Сумма богословия", "Комментарии к

"Политике" Аристотеля", "Комментарии к "Этике" Аристотеля"

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.

Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин

Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи,

справедливость сословного разделения общественной структуры.

Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, Фома

Аквинский внес в это церковный элемент, считая, что государство должно,

прежде всего, охранять веру, католическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал

возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого

режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал божественную

сущность государственной власти, но не конкретного отдельного правителя,

который вполне может быть греховен. Государственная власть распространяется

только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским

государям следует ей подчиняться, т.к. римский папа есть наместник Бога на

земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески

переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский

резко выступал против еретиков, допуская даже их казни. Поэтому Фома

Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в

каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-

олигархия, полития-демократия.

Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию,

монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую

форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого

недалеко и до греха.

Основным признаком государственной власти Фома Аквинский считает право

издания законов. В правильном государстве все устремляется к общему благу.

16.Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Марсилий Падуанский, предположительно, жил в 1280-1343. Развивая учение

Аристотеля о форме и материи, Марсилий Падуанский, в отличие от Августина

Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борьбе против

римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении "Защитник мира"

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал очень

смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и

единственный носитель государственного суверенитета – народ. Он считал, что

люди – материя государства, формой которого являются законы. Государство,

совсем как по Аристотелю, должно стремиться к общественному благу, а вовсе

не к процветанию церкви, подчеркивал Марсилий Падуанский.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть.

Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или

их важнейшей части, законы должны выражать общее благо. Действия

правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам.

Что касается формы государства, в этом вопросе Марсилий Падуанский

склонялся к наследственной монархии.

В обществе Марсилий Падуанский выделял 6 социальных групп: земледельцы,

ремесленники, торговцы (эти трое – первая категория, заботящаяся только о

своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (эти трое –

вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и

наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное

Марсилием Падуанским. Он выделял божественный закон, указывающий пути

достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная

власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать

божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и

здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников

(нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников

(нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность

инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять

(и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский

подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие –

не закон, а религиозное поучение.

Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов

священнослужителей, вплоть до римского папы.

18.Средневековая политико-правовая мысль арабского Востока

На формирование политико-правовой мысли Арабского Востока определяющее

влияние оказало священное писание, содержащееся в Коране. Основа –

греческая философия, особенно учение Платона, меньше Аристотеля. Политико-

правовая мысль нашла отражение в учениях Аль-Фараби, Ибн Сины.

Воззрения ранних мыслителей: Государство – любая относительно

обособленная территория с населением, которое обладает общностью

проживания, общими целями и наличием единой власти. Эта концепция близка к

классическому пониманию государства, но специфична. Все представления

построены на концепции “халифата”. Различаются государства 2-х типов:

невежественные и добродетельные (как у Аристотеля). В добродетельных –

правители заботятся об интересах государства, города, общины, пекутся о

счастье его жителей. Власть используется в интересах общины в целом. В

государстве невежественном власть стремится к личной выгоде, властвующие

заботятся только о своих интересах. Только в добродетельном государстве

человек может достичь наивысшего блага, достойной жизни.

Наиболее отчётливо конкретизируется политико-правовая позиция этих

понятий в учении Аль-Маварди. В его взглядах в сравнении с

предшественниками – акцент на обожествление государственной власти. Халифат

считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру,

осуществлять справедливое творение над всем миром => миссия халифата будет

завершена лишь после того, как будут покорены все неверные и превращены в

мусульманскую веру, после того, как над ними установится единая и неделимая

власть халифа. Верховная власть соединяет в себе власть политическую

(эмират) и духовную (имамат). Отношения между халифом и народом строятся на

договорной основе, предусматривающей взаимные права и обязанности. По этому

договору халиф обязан: охранять мусульманскую религию; разрешать

внутриобщин. конфликты; осуществлять богослужение; исполнять приговоры по

уголовным делам.

Халиф не мог устанавливать законы, уже предусмотренные нормами

мусульманского права. Народ обязан: повиноваться халифу; оказывать помощь в

поддерж. установленного порядка.

В политической и правовой мысли Арабского Востока при разнообразии

позиций арабских авторов выделялось 2 направления – шиитское и суннитское.

1. Шиитское направление. Начало формироваться в 7 в. Они обосновывали

государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата –

право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра,

мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон.

2. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит

предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокуп. кадиссов, признанных

достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верхов. власть в

халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.