реферат, рефераты скачать
 

История политических и правовых учений


67. Политко-правовое учение Ф.Ницше.

Немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности.

Он не признаёт ценности, признаваемые другими => за их переоценку и

нововведения. На место “моральных ценностей” исключительно

натуралистические ценности => натурализация морали. Вместо “социологии” –

учение о формах и образцах господства. Вместо “общества” – “культурный

комплекс как предмет моего главного интереса”. Вместо “теории познания” –

перспективное учение об аффектах (для чего необходима иерархия аффектов).

Вместо “метафизики и религии” – учение о вечном возвращении (в качестве

средства воспитания и отбора).

Основная идея – воля к власти. Воля к власти не любая, есть

аристократическая воля к власти, и она – это инстинкт подъёма, воля к

жизни; а рабская воля к власти – это институт упадка, воля к смерти, ничто.

Подлинная культура – культура аристократии, создаваемая выдающимися

личностями. Реализация их воли к власти – прогресс. Гос-во,

законодательство, политика – это средства, инструментарий аристократической

культуры.

Гос-во может подавлять выдающуюся личность => государственная политика

ослабляет человечество, препятствует появлению гениев. Цель человечества –

не совершенствование государства, а совершенствование экземпляров

выдающихся личностей.. Для таких людей гос-во должно создавать идеальные

условия.

Право – вторичное и производное от воли власти. Н. критикует естественно-

правовую доктрину. Он за привилегии выдающихся людей. Право – рез-т войны

и победы. Неравенство прав – справедливость.

68. Политические идеи российского революционного демократизма (Н.

Чернышевский , Н. Добролюбов, А. Герцен).

Социалисты-утописты: Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. Герцена

считают основателем русского социализма, уповающего на русскую общину. В

России в этот период ещё сохранялось крепостничество. Социалисты выступали

против феодального устройства и буржуазных нововведений. Специфика

социалистов:

сторонники осуществления революции в отличие от западных социалистов,

которые уповали на просвещение. Герцен: насильственное революционное

свержение существующего экономического и политического строя. Надежда

социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества.

формой власти, которая должна быть установлена в рез-те революции

крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства. На западе –

власть абсолютного монарха. Следовательно социалисты выступали за

проведение реформ.

69. Политические идеи анархизма (М.Бакунин, П. Крапоткин).

Бакунин– коллективистский анархизм, выставил ряд аргументов против

сложившихся порядков и нравов в русской общине – не преобразование общины с

помощью распространение на нее рез-тов западной цивилизации, а

использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства.

использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности и

обязанностей должностных лиц государства. Отрицательное отношение к законам

и законодательному регулированию, все юридические законы, в отличие от

законов природы и заурядного правила общежития – внешненавязанные.

Игнорирование естественных законов ведет к подчинению искусственно

создаваемому юридическому праву. Всякое законодательство порабощает

человека и развращает законодателей. Гарантия свободы – контроль за

государственной властью. Совершить социальную революцию – значит разрушить

все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь гос-во. Социальная

революция в отличие от политической совершается не с помощью только

революционной власти, а более всего с помощью народной силы, которая должна

быть организована на выступления путем возбуждения революционных страстей.

Кропоткин–Стремился соединить учение анархии с рез-тами современной науки о

природе и в особенности социально-философском учением о взаимной помощи в

животном мире и человеческих сообществах. Исторические развитие гос-во

связывал с воз-нием поземельной собственности и стремлением сохранить ее в

руках одного класса, который вследствие этого стал господствующим. Гос-во –

общ-во взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином,

судьей, священником для обеспечения власти над народом и его эксплуатации.

Государственная организация в тесной взаимосвязи с правосудием и правом.

Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых

различных вариантов организации властвования в обществе. Государственная

властная организация – правительственная централизация, историческая миссия

которой – поддержание эксплуатации человека человеком.

71. Либеральные политические и правовые учения а России во второй половине

XIX в. (Б.Чичерин, С.Муромцев) – первой половине XX (Н. Коркунов, М.

Ковалевский).

Видным деятелем либерального движения Чичерин

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис,

антитезис, синтез) заменил схемой из четырех элементов - круговорот четырех

начал. В общественной жизни он различал: власть , закон, свободу, общую

цель ,). В общежитии различаются четыре союза: семья ,гражданское общ-во ,

церковь и гос-во С помощью категорий справедливости и равенства он

проводит деление на уравнивающую правду с формальным равенством (признание

за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенство прав как

юридической возможности действовать) и правду распределяющую с

пропорциональным равенством (права и почести распределяются в соответствии

со способностями и заслугами лиц).По теории Чичерина, юридическое

(формальное) равенство исчерпывает понятие правды. Поэтому он выступал

против материального (фактического) уравнивания людей правом. Чичерин

исследует абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию,

условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи

государства, , является конституционная монархия,. Соглашение элементов в

конституционной монархии достигается,, в рез-те разграничения компетенции

верховной власти между монархом, аристократией, демократией.

В судебной власти также участвуют все три силы:

глава государства назначает судей,; представители народа , присяжные

заседатели ; парламент

Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право –

совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты

порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе

судебного правотворчества.

. М. считал право отношением, сложившимся между людьми на основе

интереса. Правовые отношения, , существуют не разрозненно, а группируются в

определенную систему., Муромцев считал, что юриспруденция не может

ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины,

занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием

действующего права). Теория права, должна стремиться открыть

социологические законы развития и преемственности права как определенной

части социальных явлений. кроме догмы права, он выделяет как часть

юриспруденции объективно-научное исследование права (право “как оно есть”)

и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного

идеала (право “как оно должно быть”).

Коркунов по-своему стремился раскрыть понятие права в связи с социальными

интересами. Он отвергал определение права как “защищенного “интереса”,

утверждая, что охраняться может и отдельный интерес; право же предполагает

не менее двух лиц с встречными интересами. Право не охраняет и не

оценивает, а разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших

средств осуществления каждого интереса.

Он отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление

законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения

властей, - “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций

властвования. Стремился доказать необходимость и возможность проведения

реформ сверху, силами самодержавной власти. Фактически полное бесправие

населения и произвол властей – вот на что обращал внимание Коркунов,

исследуя состояние прав и свобод граждан в России в последней четверти XIX

в. Выход из создавшегося положения он видел в улучшении законодательства, в

установлении режима законности, привлечении граждан к политическим

реформам.

Важным средством обеспечения солидарности и, следовательно, “замиренной

среды” ученыйКовалевский считал право. Именно в праве прежде всего

закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества и

личности, различных классов и социальных групп. Понятие права в его

концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований

солидарности и порождаемой ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на

себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует

государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее

нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства,

выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила,

призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от

того, в какой степени гос-во берет на себя функции, ранее исполняемые

общественными союзам. Источник возникновения власти и государства он

усматривал “в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к

творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей

деятельности чужому примеру и руководительству.

.

На протяжении всей своей творческой деятельности Ковалевский оставался

сторонником монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие

самодержавия в “демократическую монархию”.

72. Правовые взгляды С.Котляревского, П. Новгородцева, И.Покровского.

Новгородцев - философ права, , родоначальник концепции возрожденного

естественного права в России.

Представитель этической концепции права - Этический момент в естественно-

правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего

положения с точки зрения нравственного долженствования. Н. считал основным

вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических

установлении. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли

и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая

сторона понятия естественного права,выражается в протесте нравственного

сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение

имело большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный

закон был плох и необходим был упор на критическую сторону теории

естественного права.

. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов, которые

составляют содержание общественного идеала. В действительной жизни

соотношение этих идеалов не однозначно, поскольку абсолютный идеал носит

личностный характер и решается каждым человеком по-своему; относительный же

идеал зависит не только от отдельного лица, но и от других субъектов

общественной жизни (группы, класса, движения, партии и т.д.).

Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии

Новгородцева) в конце XIX – начале XX в. выражался, согласно учению

Новгородцева, в требовании правового государства, причем в неолиберальном

духе. Бурное экономическое развитие XIX в. показало необходимость

материальных гарантий формально признанных прав и свобод и социальной

помощи нуждающимся. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной

жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно

социально-правового государства. Он провозгласил и обосновал понятие “права

на достойное человеческое существование: цель права – охрана свободы,

однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано

недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью

права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность

осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение

данной проблемы, заключал Новгородцев, должно взять на себя гос-во.

Подобное рассмотрение права на достойное человеческое существование –

гуманная общечеловеческая постановка вопроса о социальных гарантиях в

правовом государстве.

73. Правовые взгляды Г. Шершеневича, Б.Кистяковсого, Е.Трубецкого.

Шершеневич Г.Ш.: Гос-во – источник права как властное веление и власть,

связано с волей и умением. В основе власти лежит эмоциональный и

эгоистический интеллектуальный настрой повинующегося, полагающего, что

послушание может принести известные выгоды. Верное понимание государства –

социологическое, а не юридическое. Социологическое: гос-во – комбинация

силы и воли. Воля: умение одних подчинять себе других.

Сбалансированный вариант сочетания профессионально-юридического

догматизма и философского позитивизма воплотился вего концепции Гос-во

представляет собой источник права как властного веления.

Власть связана с волей, с умением «заставить других сообразовывать свое

поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных

мотивов, определяющих поведение другогоВсе власти в государстве опираются

на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически)

авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная

власть опирается непосредственно на общественные силы. Так гос-во может

характеризоваться с позиции социологии. С юридической точки зрения, гос-во

есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по

Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С

методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не

только не способно объяснить реального существа того, что мы называем гос-

вом, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность

явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно —

социологическое».

Схожие несовершенства имеют, согласно Трубецкому, теории права как «силы»

и права как «интереса». Особого внимания заслуживают теории права как части

нравственности (как минимум добра). Однако и они смешивают право, как оно

есть в действительности, с тою нравственною целью, которую оно должно

обеспечивать. А между тем есть множество правовых норм, которые не только

не представляют собою минимума нравственности, но даже в высшей степени

безнравственны. Таковы, например, нормы крепостного права, нормы,

устанавливающие пытки, стесняющие религиозную свободу, и др.

Нормы нравственные и правовые не исключают друг другаВ подходе Трубецкого

присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным правом,

причем естественное право «звучит как призыв к усовершенствованию», играет

роль движущего начала в истории. Идея естественного права, по толкованию

Трубецкого, дает человеку силу подняться над его исторической средой и

спасает его от рабского преклонения перед существующим.

Право он определял как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную

нормой. Определения права, в которых фигурируют понятия «власть», «гос-во»

или «принуждение», т. е. понимание права как организованного принуждения,

имеют, по его мнению, тот недостаток, что всякое гос-во или власть сами

обусловлены правом..

74. Политико-правовые взгляды русских философов (С.Булгаков, Н. Бердяев, И.

Ильин).

Булгаков пришел к христианской вере и богословским занятиям после занятий

правоведением и политической экономиейПравовые взгляды - в статье «О

социальном идеале» (От марксизма к идеализму. 1903). Он отвергает в корне

как фальшивое мировоззрение ту позицию, которая отрицает роль правовых

гарантий и которая столь характерна для «старых славянофилов». В марксизме

он видит «попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в

жертву последней».

В истолковании природы права Булгаков: высшей нормой личной морали

является заповедь любви к ближнему. Любовь к ближнему просто как человеку

предполагает равное отношение ко всякой человеческой личности, чуждое

всякого произвольно оказываемого предпочтения одному перед другими»

Николай Александрович Бердяев. Вместе с С. Булгаковым был участником всех

трех манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века —

сборников «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины».». Эти публикации

стали, по сути дела, внешней фиксацией движения от либерального марксизма

через своеобразный нравственный либерализм к национально-патриотическому

воззрению в духе либерального консерватизма с такими его устоями, как

религия, идеализм, либерализм, патриотизм, традиционализм и народоправство.

Тему о власти и об оправданности государства Бердяев называл «очень

русской темой» и соглашался с К. Леонтьевым в том, что русская

государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и

немецкому элементу. Русский коммунизм в Советской России, по оценке

Бердяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм

утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму

Запада. Социализм и анархизм — как последние соблазны человечества — в

конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм),

либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность

представляют собой в этой связи церковь , гос-во, право

Ильин: Власть – сила воли, которая измеряется не только интенсивностью, а

активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетом.

Назначение власти – создавать в душах людей завершённости, импульсивности,

исполнительности. Государственная власть должна осуществляться только на

основе правомочия, она должна быть единой, должна осуществляться лучшими

людьми, политические программы могут включать только такие сферы, которые

преследуют классовые и сверхклассовые интересы. Современное гос-во должно

быть правовым, и в отличие от тоталитарного , основываться на признании

человека как личности. Правовое гос-во покоится на лояльности, тоталитарное

– на террористическом внушении. Право там, где на высоте проживает живое

правосознание людей, которое даётся христианством.

соР

Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная

собственность. Она есть естественное право человека, которое и должно

защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то,

чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в стране не было

хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей.

Она дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает

творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет

оседлость, без которой невозможна культура, единит семью => «частная

собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его

строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к

уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского

порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической

свободе-».

По мнению Ильина, правовое гос-во в отличие от тоталитарного —

основывается всецело на признании человеческой личности — духовной,

свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно

покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится

на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не

столько в особой форме государственного устройства (демократической,

республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем

становится всеохватывающим.

Создание христианской культуры, подчеркивал Ильин, есть задача,

поставленная перед человечеством много лет назад и им не разрешенная

76.Политичекое учение В.И. Ленина

Ленин исходил из того, что революцию можно осуществить только в 1-й

отдельно взятой стране. Маркс и Энгельс: в ходе социалистической революции

ломать старый государственный аппарат следует не везде (например в США,

ВБ); Ленин: надо везде.

Ленин развивает учение о диктатуре пролетариата: “Диктатура – слово

жёсткое, кровавое, выражает борьбу всех классов, миров, исторических эпох”

(определений около 20). У диктатуры 2-е стороны – насильственная и мирная,

но преобладает насильственная.

Л. открыл новую форму государства пролетариата – Советы, а не

парламентарная республика. Её он отрицал. Л. разрабатывал теорию о

социалистической федерации (М. и Э. – унитарное гос-во), хотя сразу

придерживался их точки зрения. У Л. в основе – соотношение демократии и

диктатуры (демократия для большинства), но не отрицание и того и другого.

Развивал учение о роли коммунистической партии в системе диктатуры

пролетариата (руководящая и направляющая роль партии: руководит всеми

странами). Диктатура рабочего класса отождествляется с диктатурой партии

(диктатура партии ( диктатура руководителя ( диктатура личности).

77. Политические взгляды Н. Бухарина

Гос-во – продукт классового расчленения общества. Будучи предметом

развития государства в целом, оно – насквозь классовая организация.

Право отождествляется с законодательством. “Машина угнетения выступает

под псевдонимом совокупности правовых норм, комплекса, функционировавшего в

силу своей внутренней логики и убеждённости”.

Гос-во – насилие 1-го класса, осуществляющееся с помощью права. У Маркса

насилие – повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно

новым, а у Бухарина всякая конкретная история – история насилия и грабежа.

“Демократия была ценна постольку, поскольку помогала пролетариату на высшую

ступеньку сознания, и это всё”. Государственное принуждение – метод

строительства коммунистического общества. Пролетарское принуждение во всех

формах является методом выработки коммунистического человека.

Республика Советов – антипод правового государства, разделения властей.

Власть должна быть единой. Диктатура пролетариата является в тоже время

внутриклассовой пролетарской демократией. Она реально обеспечивает

демократию для пролетариата. Гос-во всё более сливается с хозяйством (это

вменялось ему в вину).

78. Политические взгляды И.В. Сталина

Труды – “Об основах ленинизма”, “О вопросах ленинизма”.

С. подчёркивал, что депутат, избираемый в представительный орган, должен

быть таким, каким был Ленин. Т.о. Ленин обожествлялся.

Ленинизм – теория и практика пролетарской революции вообще, теория и

практика диктатуры пролетариата в особенности. Основным вопросом Ленинизма

является вопрос о диктатуре пролетариата. Такая позиция приводит к

необходимости максимального укрепления культа личности, утверждения себя в

качестве диктатора. “Диктатура пролетариата – неограниченное законом и

опирающееся на насилие, господство пролетариата над буржуазией,

пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс”.

Диктатура пролетариата – новое гос-во с новыми органами власти в центре и

на местах, это гос-во пролетариата, возникшее на развалинах старого

государства: государства буржуазии. Гос-во – машина в руках господствующего

класса для подавления сопротивления своих классовых противников.

Основные функции государства, характеризующие его деятельность:

внутренняя (главная): держать эксплуатируемое большинство в узде;

внешняя (неглавная): расширять территорию господствующего класса за счёт

территорий других государств, защищать территорию своего государства от

нападения других государств.

Господство диктатуры пролетариата – новый тип демократии, демократии для

трудящихся, т.е. пролетарская демократия. Эта демократия всегда ставит на 1-

й план общие интересы – личные перед общими это почти ничего. Человек –

винтик, на котором держится общ-во.

Компартия – руководящее ядро всех организаций и трудящихся.

С. завершил создание тоталитарной политической системы в духе ленинизма.

79. Правопонимание советских юристов (Д.Курский, П.Стучка. Е.Пашуканис,

М.Рейснер).

История правовой и пол.мысли сов. периода – история борьбы против

государтвенности и права в их некоммунистическо смысле и значениии, против

«юридического мировозрения», замена правовой идеологии идеологией

пролетарской, ком-ской, марксистско-ленинской, интерпретации учреждений и

установлений диктатуры пролетариата как принципиально нового государства и

права, необходимых на пути к коммунизму, но отмирающих по мере продвижения

к коммунистическому будущему.

Право как орудие диктатуры пролетариата развивал нарком юстиции Курский.

Право в условиях д.п. – выражение интересов пролетариата. Был за

деятельность рев. народных судов. Новое рев. право – пролетарское

ком.право. Сов. власть разрушила основы института бурж. права – старое гос-

во, крепост. семью, част. соб-сть. Реализация этих положений предстала в

виде воен.коммунизма. Выдавал диктатуру пролетариата за правовой строй.

Однако НЭПовское право не гарант. имущ. прав граждан – интересы

гос.превалировали над интересами лич.прав отдель. граждан.Стучка – осн.

началами нового правопонимания считал: классовый характер всякого права;

рев.-диалектический метод; материалистические общест. отношения как базис

понимания правовой надстройки. Право – система обществ. отношений, соответ.

интересам господ. класса.

По др. классовый подход к праву был реализ. Пашуканисом – буржуазное право

– исторически наиболее развитый тип права, после него невозможен другой

тип, т.е. невозможно существование пролетар. права. Бурж. право необх.

преодолеть – развивал идеи Маркса, Энг., Ленина в этом направлении. Он

выводил право из меновых отношений товаровладельцев, различал право как

объективное соц. явление и право как совокупность норм. Всякое юр.

отношение –отн. между субъектами, начинается в отношениях обмена, а

наиболее полная реализация ее представлена в суде и судебном процессе.

Отмирание категорий бурж. права не означает замены новыми категориями

пролетар. права, что в конечном итоге приводило автора к правоотрицанию.

Рейснер – психологическая концепция классового права – учение об

интуитивном праве Петражицкого поставил на марксистское основание –

получилось классовое право, которое в виде права интуитивного

вырабатывалось вне официальных рамок в рядах угнетенных и эксплуатируемой

массы. Право, как идеологическая форма включает два момента – волевую

сторону и нахождение общей правов. почвы и создание при помощи соглашения

двустороннего «объективного права». Р. характеризует общее право –как при

капитализме, так и при социализ. – компромисс и объединение наличных

субъективных классовых прав. При капит.господ. положение в общем

правопорядке заним. бурж. право, а в советском – пролетарское, которое в

условиях военного коммунизма воплощается наиболее ярко. Вся история права –

история угасания его при коммунизме.

В 30-х годах – прямая ориентировка на политизацию юр. науки. Новые

установки на трактовку сов. права как «формы политики пролетариата», «одной

из форм полит.воздействия пролетариата». Развернулась борьба между

позициями П. и С.. С. призвал к выработке ген. линии, базирующейся на :

признании револ. диалектики; класс. характера всякого государства и права и

трактовки именно общественных отношений, а не нормы как основы права.

В 36 году П.. выдвинул идею соц. права, как таковое с самого начала воего

возникновения

80. Правопониманиесоветских юристов (А.Вышинский)

Официальное «правопонимание» (Совещание 1938 г.). В истории сов.юр. науки

особое место занимает «Совещание по вопросам науки сов государства и права»

(16—19 июля 1938 г.). Его организатором был А. Я. Вышинский, Ген. прокурор

СССР. Цели и задачи Совещания состояли :в духе потребностей репрессивной

практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную «единственно

верную» марксистско-ленинскую, сталинско-большевистскую линию («ген.линию»)

в юр. науке и с этих позиций переоценить и отвергнуть все направления,

подходы и концепции совет. юристов предшествующего периода как «враждебные»

и «антисоветские».

В письменном тексте доклада В. и в одобренных Совещанием тезисах его

доклада формулировка общего определения права дана в такой «окончательной

редакции в соответствии с решением Совещания»: «Право — совокупность правил

поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в

законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития,

санкционированных госуд. властью, применение кот. обеспеч. принудит. силой

госуд. в целях охраны, закрепления и развития обществ. отношений и

порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

Определение права, предложенное В. и единогласно одобренное Совещанием

1938 г., вошло в советскую литературу как «нормативный» (а затем и

«узконормативный») подход к праву.

По своему типу «правопонимание», предложенное В.и принятое Совещанием,

условно говоря, является позитивистским, поскольку — с точки зрения

традиционного критерия различения и соотношения «права и закона» — в его

основе лежит отождествление «права» и «законодательства» («действующего»,

«позитивного» права, обобщенно— «закона»).

Приказное «правопонимание», одобренное «с подачи» В.Совещанием 1938 г.,

стало на долгие годы официальной общеобязательной установкой для всех.

.

81. Аналитическая юриспруденция (Харт).

Для этого подхода более всего характерно восприятие права как некой

совокупности норм, как упорядоченной системы законов и отраслей права. При

этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В

совокупности законов имеется своя внутр. логич.связь и своя совершенная

система соподчинения и распределения.Такая система законов не может быть

последовательно логической и разумной, задача юристов и науки

:содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов и позаботиться

о более совершенном словесном и смысловом содерж. юр. текстов, т.к.самая

элементар. юр.практика треб.понимания и толкования законов.Харт рассматр.

право как формально-логич. систему «первичных» и «вторичных» правил,

восходящих к высшей норме признания (Концепция права. 1961). Первич.правила

предст. собой такие закон. установления, кот. были изготовлены суверенным

органом (т. е. парламентом) и возникли опред. обязанности, обязательства и

правомочия.

Вторич. правила состоят из трех разновидностей— правил признания, правил

изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность,

предстает правилами о правилах, т. е. такими правилами, которым судьи,

работники гражд. службы, правит. министры и др. лица должны следовать в

процессе применения или толкования закона. Правила изменения означают

согласованные правила, предусм. на случай необх-х изменений в действ.

законе. Более слож. выглядит толкование правил признания. Закон является з.

лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из

признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника

права. Письм. конституция США отвечает правилу признания; неписаная

констит. Соединенного Королевства подчиняется правилу признания,т.к. этому

правилу следуют парламент и суды. Х. утверждает, что правовая система может

действовать эффективно, когда существ. реальное сочетание первич. и втор.

правил.

Концепция Х., пребывая в русле юридико-аналитической версии совр.

позитивизма, относится в силу опред. своеобразия своих конструкций и

подходов к категории лингвистического юр. позитивизма.

82. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

Нормативистская теория права

Создатель – Ганс Кельзен (1881-1973). Основные труды – “Чистая теория

права”, “Общая теория права”.

Суть теории – право необходимо рассматривать в чистом виде, не связывая с

экономикой, политикой и т.д. В праве он усматривает то, что создал Кант

–философская основа учения о праве – учение Канта о категорическом

императиве. В основе права – основная норма (абстрактная норма: можешь,

т.к. должен). На основе основной нормы создаётся конституция, на основе

которой – обычные законы, в соответствии с законами издаются подзаконные

акты, и в соответствии со всем нормативным массивом устанавливаются

судебные и административные решения. Всё это – нормы, право.

Эта система норм находится в иерархическом соотношении => право – это

иерархическая система норм должного поведения. Главное в праве –

обязанности; полномочия в праве не существенны, вторичны.

“Государство – специфическое нормативное единство; правопорядок, достигший

определённой степени централизации”.

83. Прагматический позитивизм (Д.Франк).

Разновидностью совр. юр. позитивизма следует считать прагмат. позит. в

праве (американская и скандинавская школы «реального права»). Если

аналитическая юриспруденция с ее формализмом и догматизмом получила

прозвище «юриспруденция понятий» (Р. Иеринг), то реальную школу в

правоведении можно по аналогии назвать «юриспруденцией выработки и принятия

решений».

Реалисты в правоведении были восприняты настоящими возмутителями

академического спокойствия, когда во всеоружии методов совр.психологии и

социологии стали фиксировать внимание на том, что суды и представители юр.

профессии делают в действительности. Наиболее известной в этом плане стала

книга Фрэнка «Право и современный разум» (1930), которая, по отзыву члена

Верховного суда США Ф. Франкфуртера, не столько дала прибавку к

существующему фонду научных знаний, сколько призвала к радикальному

пересмотру того, что в наше время предстает пред нами как знание или как

истина.

Книга, понуждала пересмотреть сложившиеся представления о праве,

поскольку Ф. бросил вызов конвенциональным суждениям (условным суждениям,

юридическим фикциям) и поставил под сомнение то, «как мы думаем и что мы

думаем о праве». Ф.опирался на опыт и суждения юристов-практиков., Ф.

акцентировал внимание -право предстоит в своей реальности в виде спец.

судебного решения (в виде реального делания, а не говорения только). Это

решение лишь в малой степени возможно предсказать или унифицировать; это

решение представляет собой также некий процесс, с помощью которого такое

решение вырабатывается; существенным для нового подхода к праву явилось

обсуждение вопроса о той мере, в какой судебный процесс может и должен

применяться в интересах обеспечения справедливости по отношению к

согражданам.

Ф. провозгласил этот набор позиций в истолковании права не лишенным

недостатков вследствие того, что речь сводится фактически к обсуждению

«актуальности прошлых решений». Другим «очевидным промахом» Ф. посчитал

словосочетание «правовой реализм», которое было использовано для описания

работы суда (намерение было взглянуть на работу суда глазами не юриста-

жреца, а юриста «реалиста».

Ф.утверждал,что в значительной своей пропорции судеб. решения явл.

непредсказуемыми до того момента, пока судебное дело не принимается к

производству или пока оно не начин.слушаться в судеб.заседании.

В работе Ф.нет спец. упоминаний о естественном праве, но есть общее

высказывание о его актуальности. «…— первичность стремления к общему благу,

непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких

принципов, как «не убий», «не укради», «возвращай врученное тебе по

доверию».

По замыслу американского философа права Джерома Холла, автора термина

“интегративная юриспруденция”, естественно- правовая традиция может быть

обновлена сегодня за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным)

подходом в .праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный

атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как “защищенные

ценностные суждения”.

Традиционная естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой

основных юридических понятий, которые на самом деле должны составлять

исходную базу всякой юридической теории. Этот раздел наилучшим образом

разработан, по мнению Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой

роли ценностного начала в правоведении интегративную юриспруденцию можно

назвать также правовой аксиологией. Ценности в праве-- это то, что в норме

права, подобно наставнику, “формирует психические состояния и внешнее

поведение”. Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его

оценке, определения права как этической в своем существе категории, данные

в свое время Платоном и Аристотелем (Исследования по юриспруденции и

криминальной теории. Нью- Йорк, 1958).

В литературе последних лет появились констатации того, что западная

традиция “закона и порядка” переживает в настоящее время кризис, вызванный,

с одной стороны, тем обстоятельством, что глобальной проблемой становится

сегодня не проблема отдельного региона, как это было до самого недавнего

времени, а весь мир, и потому Запад становится всего лишь его составной

частью. Другую сторону этой кризисной для Запада ситуации составляет кризис

западной традиции правосознания (традиции законности и порядка в западном

смысле).

Сегодня сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени

воспринимается с позиций политического или нравственного прагматизма. В

этой обстановке особая роль в деле обновления и интеграции выпадает на долю

исторического правоведения.

Г.Дж. Берман полагает, что концепция «интегративной юриспруденции» должна

представлять собой «философию, объединяющую три классические школы:

правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.